Posted 16 мая 2011,, 14:10

Published 16 мая 2011,, 14:10

Modified 1 апреля, 07:56

Updated 1 апреля, 07:56

Хочешь грифона? Плати!

16 мая 2011, 14:10
В Петербурге появились последователи великого комбинатора Остапа Бендера. Жители одного из домов на Васильевском острове пытаются взимать плату за пропуск в собственный двор, где находится один из неформальных памятников культурной столицы.

В Петербурге появились последователи великого комбинатора Остапа Бендера. Жители одного из домов на Васильевском острове пытаются взимать плату за пропуск в собственный двор, где находится один из неформальных памятников культурной столицы.

Во дворе дома 16 на 7-й линии Васильевского острова находится знаменитая Башня Грифонов — один из многих удивительных памятников старого Петербурга. Однако уже более полугода она закрыта от всех, кто не является жителем этого дома. Более того: сейчас некие товарищи, представляющиеся жителями этого дома, пытаются сшибить с любопытствующих деньги за просмотр уникального сооружения. И весьма немалые.

«Я хочу узнать, насколько законно был закрыт двор дома, находящегося по адресу В.О. 7-линия дом 16. Во дворе дома находится наинтереснейшее место - кирпичная башня, именуемая башней Грифонов, - пишет на Народной линии Вестей петербурженка Валентина. - Башня имеет свои истории и легенды. Среди гостей города Санкт-Петербурга башня пользуется большой популярностью. Мы поехали специально, чтобы посмотреть на нее. И столкнулись с вопиющим случаем - двор был закрыт воротами (на которых замазкой написано, что это частная территория и проход воспрещен, но как частной территорией может быть памятник архитектуры города?), а хамоватая женщина и двое рабочих сначала издевались, не стесняясь в выражениях, а потом начали вымогать у нас деньги за проход (5000 рублей!!!). Это при том, что нас было 4 человека (я, мой муж и две мои подруги), а такую сумму заломили за проход двоих. Я полагаю, что они пользуются популярностью этого места и таким образом зарабатывают. Я уже не говорю о том, что это экономиечское преступление! Выходящий из двора мужчина сказал, что впустить нас не может, потому что эта женщина (владелец ворот) устроит ему за это проблемы. Получается, что они мало того, что устроили себе дополнительный незаконный доход - так еще и запугали прочих жителей двора. Я бы очень хотела знать, по какому праву они перекрыли доступ к культурному достоянию города и вымогают деньги у туристов».

… Жил на Васильевском острове аптекарь Вильгельм Пель, который в свободное время увлекался алхимией и в своей мрачной башне выводил грифонов. По легенде, когда невидимые грифоны в полночь слетаются в свое гнездо, то их отражения видны в окнах соседних домов. Башня Грифонов до сих пор находится во дворе аптеки Пеля и сыновей. Высотой она примерно 11 метров и в диаметре около 2 метров. Необычно в этом строении то, что вся башня испещрена белыми цифрами – в ней был пронумерован каждый кирпич. Тот, кто пересчитает все кирпичи, сможет достичь бессмертия и раскрыть тайны Вселенной...

На самом деле все, конечно, гораздо прозаичнее. Башня Грифонов - вытяжная труба химической лаборатории аптекаря Пеля. В 90-е годы прошлого века художники-авангардисты расписали башню цифрами, составив своеобразный инвентарный номер мистического памятника.

Ровно год назад — в мае 2010 года — очередные вандалы разрисовали башню краской, видимо, разочаровавшись в том, что грифоны не вылетели, а пересчитанные кирпичи не помогли с бессмертием. Однако мистическая окраска древнего сооружения, романтика Васильевского и начинающийся период белых ночей буквально заколдовывают людей, и те всеми правдами и неправдами пытаются проникнуть во двор и прикоснуться к башне. И за это получают...

«Довелось-таки туда проникнуть. Нашлась женщина, которая нас пустила сделать пару фото. Хотя, конечно, и высказала все свое «фе» поводу посещений. Однако, уже перед самой башней из дома вылетел озверевший мужик, заставивший удалить все сделанные фотографии, чуть ли не в буквальном смысле приперший нас к стенке с вопросом, кто именно посмел нас пустить и устроивший с женщиной разборки. Обещал вызвать милицию и нас не выпустить из этого двора, если мы не удалим фотографии немедленно на его глазах. Далее он заявил, что у них теперь договор с отделом милиции об охране, и проникновение во двор строго вопрещено. Полагаю, на этом история башенки окончится, к сожалению», - пишет на одном из порталов chercheur.

«Росбалт» решил поинтересоваться, насколько законно решение жителей дома сделать народную достопримечательность своей собственностью.

«Вопрос установки железных ворот согласован, они были установлены по решению собственников — жителей этого дома», - сообщили «Росбалту» в пресс-службе Васильевского района. Однако там уклонились от ответа, насколько законно такое решение, еще раз уточнив, что «все согласования у них получены, и по общему решению двор может быть огорожен». Правда, взимание платы за осмотр башни был назван «полной чушью».

Со своей стороны, «полной чушью» назвал решение жителей дома закрыть двор от общественности руководитель проекта создания реестра неформальных памятников Андрей Николаев. Он сообщил, что у жителей нет права на собственность территории, может быть лишь право на собственность жилья.

«Подобные перегораживания незаконны, в таких случаях надо вызывать милицию. Однако дискуссия об этом заходит постоянно, и мы поэтому и хотим объединиться с городской администрацией и создать «красную книгу» памятников, чтобы их легче было отстаивать и защищать», - сообщил Николаев.

Удивительное дело: именно сегодня, буквально через несколько часов после сообщения недовольной закрытой Башней Грифонов петербурженки, в Комитете по культуре состоялась совместная встреча общественников и руководителей комитета. И посвящена она была именно вопросу создания реестра неформальных памятников Петербурга.

«В Петербурге очень много памятников, статус которых непонятен, и потому городские власти не могут их защитить, скажем, от собственников зданий, которые по личной инициативе могут отгородить их от любопытствующих, - сообщила пресс-секретарь Комитета по культуре Ирина Начарова. - Поступает много обращений, что петербуржцы и гости города не могут зайти в закрытый собственниками двор и полюбоваться, например, на Башню Грифонов. Председатель комитета Антон Губанков высказал предложение о создании такого реестра, и мы надеемся, что оно будет поддержано».

«Идея создания подобного реестра давно назрела. Дело в том, что в Петербурге зачастую даже чиновники профильных комитетов не знают, является ли памятником то или иное сооружение или место, - сообщил «Росбалту» создатель сайта "Это видел" Андрей Николаев, по чьей инициативе состоялась сегодняшняя встреча чиновников с общественниками. - Вместе мы должны найти подход к тому, как отстаивать и защищать наши памятники».

По деликатному замечанию Николаева, «дискуссия» о том, кому можно отгораживаться, а кому нет, насколько законно прятать от чужих глаз народное достояние, а также о том, кому в данном случае следует вызвать милицию — уставшим от туристов (и вандалов, что скрывать...) жителям или же самим любопытствующим, оскорбленным такими «захватами истории и культуры», идет уже не первый год.

«Для того и нужен реестр, чтобы общенародным голосованием определить, насколько ценен каждый объект, нуждается ли он в защите или, наоборот, он неинтересен и даже оскорбителен для людей, - считает Андрей Николаев. - Сейчас в нашем собственном реестре, который и будет «родоначальником» будущей краксной книги, около 900 неформальных памятников Петербурга. Туда могут войти не только такие достопримечательности, как Башня Грифонов или Чижик-Пыжик, но, например, и редкие скульптуры, балконы, ступеньки и даже граффити. Если чиновники поддержат нас, то мы все вместе решим, кто достоен быть защищенным. Главное — создать рейтинг всего того, что любимо и интересно, но находится по разным причинам на грани исчезновения».

Марина Бойцова