Posted 1 июня 2011,, 08:25

Published 1 июня 2011,, 08:25

Modified 1 апреля, 07:35

Updated 1 апреля, 07:35

Ярость оппозиции разбилась об ОМОН

1 июня 2011, 08:25
Очередная акция оппозиции в защиту 31-й статьи Конституции была жестко разогнана ОМОНом. Несмотря на опасность, многие активисты продолжают приходить на акции с малолетними детьми.

Очередная акция оппозиции в защиту 31-й статьи Конституции была жестко разогнана ОМОНом. Несмотря на опасность, многие активисты продолжают приходить на акции с малолетними детьми.

Традиционная дата, 31-е число каждого месяца, время и место – 18:00 на площади перед Гостиным Двором. 31 мая там собралось около 200 человек, половину из которых представляли журналисты, а половину – очень разношерстная публика, от пенсионеров-сталинистов до студентов с портретами Фиделя на футболках. Площадь традиционно была оцеплена автобусами, милицейскими автомашинами и автозаками с ОМОНом.

Первой к журналистам обратилась Ольга Курносова, лидер оппозиционного объединения под названием Объединенный гражданский фронт (ОГФ). В интервью репортеру «Росбалта» она заявила, что оппозиция выдвигает два требования: заявительный порядок уведомлений о митингах и демонстрациях, а также допуск на грядущие выборы всех партийных и общественных движений. В качестве иллюстрации последнего требования Курносова заявила, что оппозиция попытается пройти маршем на Мариинский дворец, где заседает городской парламент.

Едва Курносова закончила речь, к репортеру «Росбалта» подошел Николай Струментов, глава комитета по вопросам законности и правопорядка. Он поинтересовался, о чем говорила представитель оппозиции и, когда узнал, что активисты планируют идти на Мариинский дворец, с озабоченным видом побежал к оперативному штабу ГУВД, разместившемуся возле одного из автобусов оцепления. Однако в штабе ГУВД были больше озабочены другой проблемой – там руководили операцией по зачистке крыш близлежащих домов от революционных элементов. Напомним, ранее активисты регулярно использовали эти крыши для вывешивания баннеров и разбрасывания листовок. На этот раз на каждой крыше грызли семечки не меньше двух милиционеров, кроме того, над крышами барражировал полицейский вертолет, так что шансов провести высотную акцию оппозиции не оставили.

Ровно в 18:00 активисты начали скандировать лозунги: «Россия будет свободной!», «Это наш город!», «Долой полицейское государство!» и другие. Многие держали в руках брошюры с Конституцией РФ, к которой они апеллировали, имея в виду разрешенную 31-й статьей свободу мирных собраний и шествий.

Всех, кто кричал лозунги и размахивал Конституцией, сотрудники ОМОНа тащили в автобусы, заблаговременно припаркованные у тротуара. Выхватывали людей строго по указаниям сотрудников милиции, одетых в штатское и руководящих действиями ОМОНа по рациям. Это были сотрудники Управления по борьбе с экстремизмом (Управление «Э»), часть которых находилась на галерее второго этажа Гостиного двора, откуда очень удобно наблюдать за происходящим, но куда охранники магазина именно на время акции не пускают журналистов.

Персональные задержания позволили избежать ошибок, когда в автобусах оказывались случайные прохожие, – в этот раз репортер «Росбалта» не заметил ни одного подобного случая. Кроме активистов ОГФ, были задержаны и националисты – так, мимо репортера «Росбалта» трое милиционеров протащили к автобусу молодого человека в черной майке с надписью «Я русский», который громко выражал свое неодобрение действиями ОМОНа.

Активистка арт-группы «Война» Наталья Сокол с ребенком Каспером за плечами пришла на несанкционированную акцию к Гостинке и больше часа бродила там, позируя журналистам. Это притом, что 31 марта, когда ее муж Олег Воротников тоже брал Каспера на акцию к Гостинке, все закончилось задержанием не только родителей, но и ребенка - он сутки провел в хирургическом отделении больницы Раухфуса как «неопознанный ребенок».

После этого городская прокуратура возбудила дело о лишения Олега и Натальи родительских прав по ст.5.35 — неисполнение обязанностей родителя. Тем не менее и в этот раз эти странные родители притащили своего ребенка на акцию.

Затем нацбол Игорь Чепкасов, появившись на площади с мегафоном в руках, попытался повести немногих уцелевших активистов на Исаакиевскую площадь, к Мариинскому дворцу. Однако он успел сделать буквально пару шагов, как был задержан сразу пятью ОМОНовцами и заброшен в припаркованный рядом автобус. Туда же доставили около десятка человек, рискнувших пойти за Чепкасовым по Невскому проспекту. У некоторых из задержанных был крайне печальный вид – к примеру, этот молодой человек на фотографии ниже, сидя в автобусе, несколько раз закрывал лицо руками и, похоже, плакал навзрыд.

Другие активисты держались бодрее, многие пытались сопротивляться ОМОНу и не давали затолкать себя в автобус сразу, успевая устроить перед посадкой небольшой митинг с криками «Фашисты!», «Свободу!», «Долой режим!», и футуристическими прогнозами про то, что «Россия будет свободна!». Впрочем, попадались и оппозиционеры, смиренно принимавшие объятия ОМОНа – вот для этой девушки на фото ниже не хватило места в очередном автобусе, и они стояли с ОМОНовцем, обнявшись, несколько (томительных? счастливых?) минут, вызвав небывалый ажиотаж среди фоторепортеров.

Акция закончилась спустя полтора часа, всего было задержано, под данным ГУВД, 40 человек, по данным оппозиции – 60. Утверждается, что некоторые из активистов были избиты в милиции – так, член «Другой России» Александра Качко была отправлена в больницу с подозрением на перелом руки.

Евгений Зубарев, фото и видео автора