Posted 24 июня 2011,, 08:35

Published 24 июня 2011,, 08:35

Modified 1 апреля, 07:02

Updated 1 апреля, 07:02

Город без пробок: опыт Дрездена

24 июня 2011, 08:35
Петербург может воспользоваться опытом Дрездена в решении транспортных проблем. В отличии от Северной столицы в столице Саксонии трамваи ходят по часам, а пробки рассасываются мгновенно.

Петербург и Дрезден в 2011 году отмечают 50-летний юбилей побратимства. Торжества в России по этому поводу запланированы на октябрь, а вот в Германии в начале июня уже состоялись "Дни Петербурга в Дрездене", где присутствовала делегация Северной столицы во главе с губернатором Валентиной Матвиенко.

У Дрездена, даже несмотря на то, что он почти в 10 раз меньше Петербурга, есть чему поучится Северной столице. Основанный - официально - в 1206 году, небольшой город на востоке Германии волею судьбы четыре раза находился под угрозой исчезновения: в разные годы он практически наполовину вымирал из-за чумы, полностью был сожжен пожарами и подвергался испытанию серьезнейшим наводнением. Самая трагическая страница истории Дрездена - ночь с 13 на 14 февраля 1944 года, когда английская и американская авиация практически стерла город с лица земли. На Дрезден было сброшено 3500 тонн зажигательных и фугасных бомб, что сопоставимо с американской атомной бомбардировкой японских городов.

Вид на Дрезден с городской ратуши

"Женская" церковь в Дрездене, разрушенная до основания в 1944 года и отстроенная заново в 2000-х годах

Но многострадальная столица Саксонии не сдалась и сейчас представляет собой крупнейший туристический центр Германии (даже Матвиенко призналась, что туристов туда приезжает больше, чем в Петербург). Кроме туризма здесь активно развивается экономика: производство полупроводников, фармацевтический кластер и электротехника Дрездена известны на всю Германию. Однако Петербургу был бы наиболее полезен другой опыт немецких коллег - то, как в Дрездене борются с пробками (а они там тоже есть) и развивают транспортную инфраструктуру.

В рамках официального визита в Дрезден губернатор Петербурга Валентина Матвиенко побывала на открытии трамвая, названного в честь юбилея побратимства именем Санкт-Петербурга, ей даже доверили управление им. Заодно градоначальница с пристрастием расспросила сопровождавшего ее первого бургомистра Дрездена Дирка Хильберта о том, как организовано движение транспорта, в том числе общественного, в Дрездене. Она спросила о стоимости километра рельсов для трамваев, о технологии их укладки. Оказалось, и это признала губернатор, что в Петербурге трамвайные пути — дешевле, но хуже.

Трамваи в центре Дрездена

Между тем в Дрездене трамвай - главный вид общественного транспорта. По словам руководителя отдела планирования развития транспорта, доктора наук Матиаса Мохаупта, дрезденским трамваям уже более 100 лет, они имеют хорошо развитую сеть, очень вместительны, и на сегодняшний день существует много планов по их развитию, которые должны быть реализованы к 2020-му году. Совместно с трамваями жители Дрездена активно пользуются пригородными электричками и автобусами, которые используются как промежуточный вид транспорта между трамвайными узлами.

Остановка общественного транспорта

Вообще, в Дрездене, как и во всех городах Германии, существует Стратегия мобильности, основной целью которой является достижение наибольшей подвижности населения. Общественный транспорт, наряду с велосипедами, занимает в этой стратегии чуть ли не первое место. И власти делают все возможное, чтобы горожане как можно меньше пользовались собственными машинами.

"Мы хотим повлиять на мышление наших жителей, - рассказал "Росбалту" Мохаупт. - Люди должны заранее продумать свой путь движения и решить, как им будет проще и комфортнее добраться до нужного места. Мы пытаемся добиться того, чтобы они поняли, что личное авто - не единственный правильный выбор для поездки. Так, работают информационные терминалы, где есть все данные о городских маршрутах, остановках общественного транспорта, реальное время прибытия трамваев и автобусов. Подобную актуальную информацию мы также рассылаем на мобильные телефоны граждан".

Руководитель отдела планирования развития транспорта мэрии Дрездена, доктор наук Матиас Мохаупт

Чтобы убедить горожан пересесть на общественный транспорт, власти идут на различные уловки. Например, недавно был введен так называемый Job Ticket - проездной билет, купленный на деньги работодателя, который работнику выдают по месту его службы. В результате сотруднику фирмы, которая участвует в этом проекте, становится экономически выгоднее ездить на работу на трамвае. В котором, зачастую, передвигаться по городу гораздо удобнее: общественный транспорт ездит по выделенной полосе, не мешая остальному движению; на остановках установлены электронные табло, где показано время прибытия и ожидания трамвая того или иного маршрута; в вагонах создан максимальный комфорт.

Электронное табло на остановке, где указывается, через сколько минут подойдет трамвай того или иного маршрута

Отдельный разговор - велосипеды. Не для кого уже давно не секрет, что вся Европа пересела на этот вид транспорта. Для велосипедистов открыты почти все двери: они могут объехать пробки, пролезть там, где не пройдет даже самая маленькая машина... Кроме того, практически все улицы в Европе строятся, учитывая интересы велосипедистов. Например, в Дрездене часть проезжей части покрашена в красный цвет. Это значит - полоса для велосипедистов, там человек может ехать, не боясь быть сбитым автотранспортом.

Велосипедная дорожка

Кроме того в дрезденской стратегии мобильности предусмотрено строительство велосипедных парковок для пересадки на общественный транспорт. Т.е. поехал ты с утра на велосипеде, оставил его у станции электропоездов, добрался на работу, а вечером забрал своего железного коня на том же месте. Всего с 2004 года было сооружено 505 таких парковок в Дрездене и 481 в пригородах.

К слову - неизвестно, прописано ли это в Стратегии мобильности Дрездена или нет, но у здания городской ратуши организована даже своеобразная парковка... для собак. Корреспондент "Росбалта" запечатлел на фото, как в разгар рабочего дня несколько "друзей человека" спокойно ждали своих хозяев у дверей дрезденской мэрии.

Впрочем, и об автомобилистах в Дрездене не забывают. Несмотря на то, что практически все парковки, особенно в центре и около туристических объектов, платные: приблизительно 1 евро в час, 6,50 за целый день, их вполне достаточно, чтобы удовлетворить потребность в них у жителей города и туристов.

В часы пик, правда, случаются "аншлаги" на популярных парковках, но и тут известная немецкая практичность взяла верх. По всему городу установлены щиты транспортной информации и динамические электронные указатели, которые показывают в режиме реального времени, на какой парковке осталось сколько свободных мест.

"Дрезденцы считают, что пробок в городе много, - отвечает на самый актуальный для крупных городов вопрос Мохаупт. - Однако по сравнению с другими городами Европы их намного меньше".

В этом существенную роль играет интеллектуальная система оповещения автомобилистов о транспортной ситуации в городе. Система была разработана Дрезденским техническим университетом и представляет собой комплекс камер видеонаблюдения и динамических указателей. Изображения с камер собираются в едином центре, где оператор следит за наполненностью основных магистралей города. Как только он понимает, что на улице А скопилась пробка, он меняет на ряде дорожных указателей направление движения потока транспорта, тем самым подсказывая, что на улицу Б можно проехать в объезд улицы А. Популярны в Дрездене и щиты транспортной информации, на которых в зависимости от ситуации загораются разные полезные надписи: например, "Свободных парковочных мест в центре Дрездена нет" или "Выезд на автобан блокирован ДТП. Объезжайте через..."

Дрезденская стратегия мобильности дает свои плоды. Так, местная мэрия особо гордится тем, что с 1972 по 2008 год в городе стали больше пользоваться велосипедом, активно ходят пешком. Несмотря на то, что число владельцев легкового автомобиля увеличилось почти вдвое, 40% семей в Дрездене не пользуется частным автомобилем.

Простые жители Дрездена, с которыми удалось пообщаться корреспонденту "Росбалта", отмечают, что ничего сверхестественного в политики столицы Саксонии в отношении транспорта нет: информация, информация и еще раз информация. В отличие от Петербурга, где о закрытии главной магистрали района горожане узнают по огромной пробке, а не из информационного щита с предупреждением, сделанным заранее, в Германии уважают своих граждан. И делают все, чтобы им было приятно и комфортно жить в своем городе.

Наталия Буш, фото автора