Posted 4 июля 2011,, 14:31

Published 4 июля 2011,, 14:31

Modified 1 апреля, 06:49

Updated 1 апреля, 06:49

Курорт на мели

4 июля 2011, 14:31
Близится к завершению подготовительная работа по проекту намыва территорий в Финском заливе недалеко от Сестрорецка. Местные жители переживают за экологию Курортного района, а автомобилисты хватаются за голову в ожидании транспортного коллапса.

Несколько лет назад, когда в Петербурге активно обсуждался вопрос засыпки Обводного канала и последующего сооружения на месте водной артерии скоростной автомагистрали, была популярна шутка о том, что очередным шагом Смольного станет тотальное асфальтирование Финского залива. Впрочем, если сегодня посмотреть на разбросанные по берегам Невской губы инфраструктурные проекты, становится очевидно, что анекдот был не таким уж и скверным. В редких случаях при анонсировании любой береговой стройки не звучит слово “намыв”. Ребячеством назвать подобные планы инициаторов неудобно, по той причине, что слишком уж известные в бизнесе лица о них объявляют.

В Петербурге уже “создают твердь и отделяют ее от воды” структуры группы First Quantum, которую принято связывать с депутатом Госдумы Виталием Южилиным. Входящая в ХК “Форум” компания “Феникс” хочет реализовать проект намывного портового терминала в районе Бронки. Неподалеку свой намыв собирается производить “Ломоносовский грузовой терминал”, владельцами которого называли и швейцарскую MSC и отечественный НМТП. Крайним, но, судя по всему, не последним в череде подобных проектов является намыв рядом с Сестрорецком и Лисьем Носом, получивший название “Новый берег”.

О том, что Курортный район города ждут большие перемены, заговорили осенью 2009 года, когда губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко направила обращение в Совет Федерации с просьбой расширить территорию города за счет привлечения части акватории Финского залива. Держа в уме уже ведущиеся к тому времени строительные работы в западной части Васильевского острова, многие предположили, что речь идет о расширении проекта “Морской фасад”. Однако представители этой компании практически сразу же сообщили, что к новому намыву они не имеют никакого отношения. Тогда же стало известно, что увеличивать площади Курортного района и сужать Маркизову лужу намеривается ООО “Северо-Запад Инвест”, имеющее отношение к газовому холдингу “НОВАТЭК”, принадлежащего Геннадию Тимченко и Леониду Михельсону.

Впрочем, в самом “НОВАТЭКе” свой интерес к данному проекту открыто не комментируют. Основным источником информации в деле установления родства между новоявленными гидро- и градостроителями с газовиками яыляются открыто публикуемые “метрики” – название “Северо-Запад Инвест” можно встретить в списках аффилированных лиц “НОВАТЭКа”. Кроме этого юридический адрес “Северо-Запад Инвест” идентичен адресу еще одной “дочки” газового холдинга, а именно “НОВАТЭК Северо-Запад”.

Можно сказать, что последующие годы компания провела в “кабинетных боях”, выкупая на торгах право на намыв территории, побеждая в аукционах по приобретению участков на береговой линии Финского залива, а также проводя рекогносцировку на предмет выяснения отношений к проекту общества. Последнее весьма кстати, потому что карты намываемых территорий уже изучают даже завсегдатаи нудистского пляжа в соседних Дюнах.

О том, что подготовительная работа близится к завершению, можно судить по информации, размещенной на сайтах, специализирующихся на поиске работы. В конце мая “Северо-Запад Инвесту” стали требоваться специалисты по гидротехнике, проектно-технологического отдела, специалист по сметно-договорной работе. Согласно аннотации, компанией “в настоящее время осуществляется выполнение предпроектных работ по обоснованию предложений по градостроительному развитию территорий с целью формирования общественно-деловой и жилой застройки”.

Основным отличием “Нового берега” от прочих намывных проектов последнего времени стала его “заточенность” под жилую недвижимость, в то время как остальные инвесторы во главу угла ставили объекты транспортной инфраструктуры, будь то пассажирский порт на Васильевском острове или планы по строительству контейнерных и ро-ро-терминалов в районе Бронки и Ломоносова. Согласно последним данным, “Северо-Запад инвест” планирует освоить свыше 400 га территории – 144 га на берегу залива, а также намыть два острова – один площадью 316 га, второй — около 60 га. При этом основные площади отойдут именно под жилую застройку, хотя возведение общественно-деловых зданий также значатся в планах. Для инвестора несомненным плюсом является и то, что на данный момент Сестрорецкий намыв находится в тени других глобальных петербургских инициатив. Слишком много копий было сломано в ходе обсуждения “Охта центра”, “Морского фасада” и даже “Балтийской жемчужины”.

Комментируя «Росбалту» тему второго петербургского намыва, генеральный директор Knight Frank St.Petersburg Николай Пашков отмечает, что этот проект – это генерация бизнеса, привлечение средств, обеспечение подрядчиков и местных жителей работой, а бюджет - налогами. Дополнительным плюсом является появление новых земельных участков на ликвидных, востребованных направлениях, что может дать еще один импульс для развития окружающих территорий.

В качестве отрицательного момента в Knight Frank отмечают периодически возникающую критику намывных проектов со стороны экологов. Но насколько она обоснована, в компании судить не берутся.

Действительно, как и в случае с другими эпохальными инвестпроектами, сестрорецким строителям предстоит преодолевать сопротивление общественных и природоохранческих организаций. В Санкт-Петербурге эти проблемы стоят традиционно остро, а идеи новых построек воспринимаются в штыки. Логично предположить, что после переноса газпромовского небоскреба с Охты в Лахту переступить через общественное мнение будет сложно. Слишком много в городе намоленных мест, так что, судя по всему, основные бои будут впереди.

В Центре экспертиз ЭКОМ «Росбалту» сообщили, что организация была привлечена к участию в первом этапе слушаний по проекту под Сестрорецком. В частности ЭКОМ предоставил свои замечания по поводу того, как правильно осуществлять оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС). Представители Центра не возлагали больших надежд на этот этап. “Скажем так: они [предложения] были рассмотрены, мы в нем поучаствовали”, - говорит директор ЭКОМа Александр Карпов. Организация планирует принять более активное участие в следующих слушаниях, в том числе и по проекту планировки.

Кроме этого, в середине июня активисты общественного движения “Наше Время” подали в избирательную комиссию города Сестрорецка ходатайство о проведении референдума, на котором планируется поставить вопрос о том, как местные жители относятся к намыву новых территорий, примыкающих к Курортному району. Представители движения рассказали «Росбалту», что документы были приняты избиркомом, о чем свидетельствует соответствующая запись с входящим номером, а значит, какой-то ответ будет обязательно. Но вот когда он будет получен, сказать сложно – ходатайство о планируемом волеизъявлении должно быть рассмотрено избирательной комиссией в течение 15 дней, после чего еще 20 дней отводится на принятие решения непосредственно муниципальным органом.

“Предполагаю, что они нам откажут, скорее всего, будет какая-то такая формулировка, но с этой формулировкой в любом случае пойдем в суд”, - отмечает руководитель, председатель центрального совета движения “Наше время” Надежда Тихонова.

Впрочем, критику «зеленых» тоже надо делить надвое, ведь понятно, что селиться рядом с “петербургской здравницей” люди будут, в том числе, и по экологическим причинам. Менять “каменный мешок” Петербурга на “каменную торбу” Сестрорецка никто не захочет. Поскольку в данном случае речь идет не о возведении промышленных корпусов, а именно о жилой недвижимости, “зеленый” фактор должен иметь едва ли не определяющее значение.

Еще один большой вопрос - транспортный. По сути, на намывных территориях вблизи Курортного района должен появиться новый город-спутник Петербурга. Правда, в отличие от других пригородов, оседлость на территории “Нового берега” предполагает определенный имущественный ценз. Например, трудно себе представить, что в прихожих элитных многоэтажек можно будет обнаружить прикрепленное на кнопку или втиснутое под трюмо расписание электричек до Финляндского вокзала. Потенциальный покупатель подобной квартиры вряд ли найдет в себе силы отказаться от автомобиля как основного средства передвижения. В тоже время возникает вопрос, а останется ли у него шанс им воспользоваться?

Едва ли не каждый петербуржец имеет опыт стояния в “пробке” на подъезде к Сестрорецку. Как ты ни подгадывай время выезда, вернуться назад точно в запланированное время является удачей из разряда редких. Что будут представлять собой сестрорецкий транспортный узел при реализации амбициозного проекта, догадаться не сложно, он будет мертвым. По каким-то непонятным причинам о коммуникациях у нас по-прежнему думают только после того, как проект прошел все этапы одобрения и делу по сути дан ход. Поэтому будет не удивительно, если максимум, куда сможет доехать обладатель дворца на намыве, будет ленинский шалаш в соседнем Разливе...