Posted 8 июля 2011,, 13:02

Published 8 июля 2011,, 13:02

Modified 1 апреля, 06:41

Updated 1 апреля, 06:41

Деньги - в тоннель, транспорт - в обход

8 июля 2011, 13:02
Владимиру Путину представили проект строительства Орловского тоннеля под Невой. Эксперты задумались: зачем понадобилось показывать премьеру еще "сырой", по сути, проект, и почему о нем заговорили именно перед уходом в Совфед Валентины Матвиенко.

Власти Петербурга предпринимают попытки форсировать работы по строительству Орловского тоннеля под Невой. В городе сейчас реализуется сразу несколько стратегических проектов, в том числе транспортных, однако складывается впечатление, что некоторые из них "стратегичнее" прочих.

Интересно, что о подземной (а местами - подводной) дороге заговорили в непростой период. Нынешний губернатор руководит Петербургом последние месяцы, а "Невская концессионная компания", строящая тоннель, уже распрощалась с одним из своих участников. В мае стало известно, что проект покидает французская Vinci, которая, как говорят участники рынка, уже "обожглась" в России, решившись участвовать в строительстве химкинского участка трассы Москва - Петербург. Соглашение о создании "Невской концессионной компании" (НКК) и вхождении в нее Vinci было подписано на Петербургском экономическом форуме в июне 2010 года. Но французы не дожили даже до следующего ПЭФа, на котором под лозунгом "лидеры для новой эры" пытались решить задачу привлечения в страну иностранных инвесторов. Пока в павильонах "Ленэкспо" нажимали кнопки пультов, прогнозируя цену на газ и нефть, французы проголосовали ногами.

Тем не менее, проект тут же начал получать преференции. В середине июня Смольный подписал дополнительное соглашение с НКК, согласно которому компания получила право приступить к сооружению строительной площадки, руководствуясь временным разрешением. Под занавес политического сезона депутаты ЗакСа в первом чтении приняли законопроект, согласно которому организации, возводящие дороги по схеме ГЧП, могут быть осовбождены от налога на имущество. Таким образом, политические риски, из-за которых Vinci покинуло проект, совершенно неожиданно обратились в поддержку.

Более того, накануне с проектом Орловского тоннеля лично ознакомился Владимир Путин. Как известно, у премьера нет большого желания "есть землю из горшка с цветами", а вот выслушать лекцию о том, как эту самую землю будут вывозить из-под Невы, он оказался не прочь.

Согласно озвученным планам, строительство Орловского тоннеля должно начаться в конце текущего года. Завершение работ намечено на 2016 год. Тоннель соединит Смольненскую и Свердловскую набережные. Проект реализуется с использованием механизма государственно-частного партнерства: инвестор, город и государство сообразят на троих. Общая стоимость проекта оценена в $2 млрд, каждая из сторон вложит треть этой суммы. Для прорубки тоннеля будет использоваться специализированный проходной щит фирмы "Херренкнехт". Контракт на изготовление машины был подписан несколько дней назад. Срок изготовления щита составляет два года.

Фото пресс-службы Смольного

Возникает вопрос, почему именно Орловский тоннель вдруг оказался в центре внимания первых лиц государства, да еще накануне смены власти в городе. С одной стороны, эксперты указывают, что стратегические проекты в Петербурге реализуют лица, которые и сами могут пролоббировать что угодно, а поэтому переезд Валентины Матвиенко в Москву вряд ли повлияет на планы НКК (компания входит в струткуру First Quantum, которую связывают с депутатом Госдумы Виталием Южилиным). С другой стороны, налицо явное желание подложить соломку - мало ли что. И это при том, что First Quantum в Смольном имеет хорошую репутацию.

Как правило, когда речь идет о подобных проектах, не удается избежать сравнения со знаменитым Euro Tonnel под проливом Ла-Манш, соединяющим Францию и Великобританию. Почему-то название именно этой "трубы" служит ориентиром для многих российских строителей, причем даже тех, кто прорубает в горах транспортные обходы к сочинским олимпийским объектам. Между тем, введенный в эксплуатацию в 1994 году Euro Tonnel смог получить прибыль, причем весьма скромную, лишь на двенадцатый год, а компания-оператор магистрали не раз находилась на грани банкротсва. Во многом из-за этой финансовой неудачи привыкшие считать деньги европейцы не спешать давать старт другим подобным проектам (есть желание проложить тоннель между Хельсинки и Таллином, а также между Данией и Германией).

По всей видимости, к европейскому опыту обращаются тогда, когда хочется продемонстрировать масштаб. Действительно, на строительство 50-километрого тоннеля под Ла-Маншем ушло 7 лет, а общие затраты на проект составили порядка 5 млрд фунтов стерлингов. Петербургская подземная трасса длиной в 3,5 км оценена премьером в $2 млрд - при том, что по Орловскому тоннелю не собираются пускать ни грузовые, ни пассажирские поезда, и соединяет он вовсе не сопредельные страны, а два района одного субъекта Российской Федерации.

Странно, что никто не обращается к другим примерам. Так, схожие с Петербургом задачи приходилось решать голландцам при проектировке Maastunnel в портовом Роттердаме. Как и Нева, Маас является судоходной рекой, перед проектировщиками стояла дилемма - мост или тоннель. Выбор был сделан в пользу последнего. Результат - два берега Мааса соединяет километровый тоннель, при этом одна из двух "труб" дороги отдана под велосипедное движение. Вот только построен Maastunnel был еще в 1942 году, в Санкт-Петербурге тогда еще и метро не было.

Понятно, что Орловский тоннель – выгодный инвестпроект. Но что выиграют от него жители города? Если трасса будет платной, то вряд ли по ней пройдут социальные маршруты - какой бизнесмен возьмет на себя такую нагрузку? Последние иницативы петербургских властей говорят о том, что и грузовые перевозчики вряд ли смогут воспользоваться дорогой. "Если ориентироваться на замечания правительства города, то к тому времени, когда завершится строительство тоннеля, уже будет окончательно решен вопрос с доступом грузовиков в центральную часть города. Если он будет запрещен, то и необходимости пользоваться этой дорогой не будет никакой", - заявили "Росбалту" в Северо-Западном представительстве Ассоциации международных автомобильных перевозчиков. Впрочем, в АСМАП не исключили варианта, что во время презентации нескольким фурам все-таки дадут проехаться по тоннелю.

Презентуя проект Орловского тоннеля, губернатор Валентина Матвиенко как-то заметила, что с началом работы этой трассы у нерадивых петербургских мужей не останется больше оправданий перед женами из разряда "мосты развели". Но ведь в Петербурге уже есть Вантовый мост, так что "отмазки" про мосты и так "не прокатывают".

К тому же, хотя об этом сейчас не говорят, при строительстве Орловского тоннеля, вероятно, пострадают жилые кварталы. А в тех, что уцелеют, смогут жить только очень уравновешенные люди: грохот от крупной автомагистрали мало кто выдержит.

Оппозиционеры и вовсе уверены, что Смольный вводит общественность в заблуждение относительно того, что проект будет реализован как на государственные, так и на частные средства. По мнению руководителя петербургского отделения партии "Справедливая Россия" Оксаны Дмитриевой, "пока деньги - 1,5 млрд рублей - предусмотрены только бюджетом Санкт-Петербурга, и уже выделены при корректировке, а с деньгами инвестора ничего не понятно".

"Частно-государственное партнерство, в общем-то, является мифом. Это делается для того, чтобы деньги сразу же вывести из бюджета в акционерное общество, уйти от контроля над закупками и бюджетными инвестициями. А затем объект, построенный за бюджетные деньги, можно будет отдать в управление частной компании, которая будет получать прибыль с эксплуатации", - считает Дмитриева.

Знает ли об этом Владимир Путин, которому спешно показывают еще "сырой", по сути, проект, - неизвестно.