Posted 2 ноября 2011,, 05:39

Published 2 ноября 2011,, 05:39

Modified 1 апреля, 04:19

Updated 1 апреля, 04:19

"Ъ": Торопецкая икона никогда не вернется в Русский музей из-за мецената

2 ноября 2011, 05:39

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2 ноября. Завершилась история временной передачи Торопецкой (Корсунской) иконы Божией Матери XIV века в храм коттеджного поселка "Княжье озеро". Икона не вернется в Русский музей — об этом сообщили сотрудники музея. По приказу Министерства культуры икона "изымается из инвентаря" Русского музея и формально переходит в Реставрационный центр имени Грабаря в Москву. А физически икона переедет в соседний с коттеджным поселком Торопецкий монастырь.

Как пишет "Коммерсант", начальник отдела музейного фонда Министерства культуры Владимир Фомин сообщил, что было принято решение о переводе Торопецкой иконы Богородицы из Русского музея (ГРМ) на хранение в Реставрационный центр имени Грабаря (ВХНРЦ) по той причине, что икона нуждается в тщательном контроле со стороны реставраторов, лучшие из которых работают в "грабарях".

Приказ Министерства культуры, по словам сотрудников Русского музея, предписывает им "изъять из инвентаря" икону Богоматери Торопецкой и передать ее ВХНРЦ имени Грабаря. Икона покинула ГРМ три года назад — ее по просьбе патриарха временно передали в храм поселка "Княжье озеро" под Москвой.

Богоматерь Торопецкая, помещенная в специальный киот, находится в храме Святого Александра Невского поселка "Княжье озеро" в Подмосковье с декабря 2009 года. Вначале речь шла о том, чтобы возвратить икону в ГРМ в сентябре 2010 года. Затем срок был продлен до марта 2011 года, а весной по решению Министерства культуры икона осталась в "Княжьем озере" до 12 декабря 2011 года.

Директор ГРМ Владимир Гусев весной заявлял, что считает задержку с возвратом иконы "неверным решением, которое может помешать дальнейшему культурному диалогу". Однако о том, чтобы вовсе изъять ее из музейного хранения, речь зашла впервые. Сейчас Гусев находится в отпуске, а в Русском музее комментировать сложившуюся ситуацию отказались: "Икона уже не на балансе ГРМ, мы ранее многократно высказывали нашу позицию, но последнее слово за Министерством культуры".

Важно, что "Княжье озеро" и храм в нем возведены строительной компанией "Сапсан". Ее глава Сергей Шмаков — известный благотворитель, он же выделяет средства на реставрацию Корсунско-Богородицкого собора Торопецкого монастыря (в котором икона находилась в XVII веке).

По словам президента группы "Сапсан" и мецената Сергея Шмакова, жертвующего деньги на восстановление Корсунско-Торопецкого собора, икона будет находиться в двойной климатической капсуле для обеспечения нужной вентиляции, влажности и защиты от вандалов

Между тем в операции передачи иконы внешне нет ничего незаконного. Все музеи подчинены Минкультуры, как и предметы в их собрании, и министр культуры Александр Авдеев может решать, где разумнее иметь именно эту единицу хранения — на временном хранении в монастыре в Торопце или на постоянном — в музее в Санкт-Петербурге. Она все равно останется принадлежностью единого государственного музейного фонда. Благодаря этому на примере иконы Богоматери Торопецкой можно увидеть новую эффективную схему передачи музейных ценностей из любого музея в любое желательное на данный момент место.

Можно ожидать, что таким образом будут решены многие вопросы, связанные со спорными произведениями в российских музеях. Появляется возможность передать, например, сотню икон из Третьяковки в провинциальный музей, а тот их потом совершенно законно сдаст во временное пользование местному храму. Если не говорить о церквях, мечетях или синагогах, можно представить себе и использование музейных картин для украшения государственных резиденций. Условия и охрана там не хуже, чем в Русском музее.

Икона Торопецкой Божьей Матери, также известная как "Эфесская", "Полоцкая", "Корсунская" - одна из старейших икон в коллекции Русского музея. В 1173 году икона была установлена в полоцком храме, с XVII века по 1920-е годы икона находилась в Торопце в Корсунско-Богородицком соборе. В 1930 году она поступила в Русский музей, который не показывал ее публике из-за опасений окончательной утраты.