Posted 13 ноября 2011,, 11:03

Published 13 ноября 2011,, 11:03

Modified 1 апреля, 04:08

Updated 1 апреля, 04:08

Агитация: Скучно, но агрессивно

13 ноября 2011, 11:03
Предвыборная кампания в этом году не радует: удивить народ политикам нечем. Однако, как считают эксперты, страсти еще далеки от своего апогея. Основная битва за умы граждан развернется за две недели до выборов.

Обезображенные оппонентами политические баннеры, поддельные газеты партий, игнорирующие телевизионные дебаты кандидаты - чем ближе ко дню голосования, тем больше скандалов вокруг предвыборной агитации. Причем, как считают эксперты, страсти еще далеки от своего апогея, основная битва за умы жителей страны и, в частности, Петербурга развернется за две недели до выборов. Хотя удивить народ политикам нечем - по содержанию предвыборная агитация в этом году одна из самых скучных, но агрессивных в истории страны.

Чем ближе выборы, тем больше макулатуры приходится вычищать дворникам из подъездов петербургских домов. От политического "спама" в почтовых ящиках горожан не спасают даже кодовые замки на дверях. Все больше баннеров и растяжек появляется вдоль дорог Северной столицы, а с начала этой недели агитаторы партий и кандидатов добрались и до "святого" для любого обывателя места - телеэфира. Собственная политическая позиция появляется даже у людей, ранее в интересе к государственному управлению и парламентаризму не замеченных. Такие изменения в мышлении граждан эксперты по выборам связывают не столько с внезапно возникшим у петербуржцев чувством ответственности за судьбу города и страны на ближайшие 5-6 лет, сколько с обилием агиток, заполонивших информационное, да и жизненное пространство. А политическая реклама, отмечают они, все больше вынуждена формировать предложение на "товар", на который у горожан нет особого спроса.

Главная отличительная черта политической агитации в нынешний предвыборный период, отмечает доцент кафедры политической психологии факультета психологии СПбГУ Наталья Свешникова, заключается в том, что посылы, заложенные в обращениях партий, теперь почти не отражают проекцию будущего страны. Хотя в прошлые кампании это было едва ли не основной темой лозунгов, роликов и программ.

"Если раньше партии четко говорили, что когда они придут к власти, то вырастут пенсии и перестанут задерживаться зарплаты, - поясняет Свешникова, - то сейчас они больше спорят о том, что и как будет выглядеть в стране после того, как они придут к власти".

По сравнению с прошлыми выборными кампаниями, утверждает Свешникова, наблюдается рост агрессивности в агитации, а также сильная направленность на критику и позиционирование стороны оппонента по каким-либо невыгодным для него вопросам.

"При этом свою позицию критики не успевают проговорить, - отмечает эксперт. - Думаю, избирателю стало неинтересно наблюдать такую перепалку, поскольку это уже не дебаты".

По мнению политолога Дмитрия Солонникова, на жесткой критике свои предвыборные кампании строят три партии: КПРФ, "Яблоко" и "Справедливая Россия". Для коммунистов это уже традиционный ход, вполне понятный для "вечных оппозиционеров". "Справедливая Россия" избрала такой вариант ведения агитации, явно желая видеть себя в качестве альтернативы своим "однофамильцам" из "партии власти" на федеральном уровне и давним оппонентам на региональном. Критика "Единой России" у них идет "по всем фронтам", но особо "заточены" они на проблемах Петербурга. Который в партии считают, если не своей родиной, то основной кузницей кадров. При этом свое место в политической иерархии эсеры знают: критикуя действия руководства Петербурга или "Единой России", они не замахиваются на руководство страны, назначившее местную власть и руководящее "ЕдРом". Резкий негатив, исходящий от агитации "Яблока" также понятен: во-первых, региональный и федеральный предвыборные списки возглавляет Григорий Явлинский, которого тяжело представить чем-либо довольным в действиях властей любого уровня. Во-вторых, справедливости ради, поводов выразить недовольство у "яблочников" немало.

В то же время экспертов удивляет рекламная компания "фруктовой" партии в Петербурге. Доктор политических наук, профессор СПбГУ Галина Мельник на обсуждении проблем агитации на круглом столе для журналистов пояснила, что "Яблоко", разрабатывая рекламную кампанию, "не продемонстрировала свое знание о цветах".

"Они берут умиротворяющий зеленый цвет, который говорит, что если все так хорошо, то зачем что-то менять, - поясняет Мельник. - И хотя они используют в агитации слово "перемены" - драйва нет!"

"А в их телевизионном ролике весь драйв перечеркивает последняя фраза: "Я буду...", - вторит коллеге Свешникова. - Это перечеркивает все лозунги о свободе и справедливости".

В региональной петербургской рекламе "Яблоко" апеллирует к прошлому: мол, они всегда были в Северной столице на особом положении. А это не самый удачный ход, считает Свешникова. Собственные "достижения" рекламирует и "Единая Россия", которая по понятным причинам ни критику, ни негатив в своей рекламной кампании не использует. Их цель иная - не навлечь на себя излишний гнев избирателя. Принцип "не навреди" у "единороссовских" спикеров явно перевешивает желание лишний раз показать себя народу. Иначе чем объяснить упорное нежелание представителей "партии власти" участвовать в теледебатах, время в которых достается им по закону бесплатно. По крайней мере, по словам Геннадия Зюганова, уже дважды "единороссы" избегали рандеву с ним в телевизионной студии.

ЛДПР привычно строит агитацию на имидже своего лидера, поясняет Дмитрий Солонников. Поэтому в партийных роликах и плакатах преобладает лик Владимира Жириновского с различными слоганами, не отличающимися, впрочем, особой креативностью. Например: "Я не считаю ваши голоса, я их слышу" и прочими. Кроме того, именно ЛДПР больше других использует одну из самых "горячих" тем предвыборного сезона - национализм. Хотя в той или иной степени, поясняет Солонников, этим страдают почти все партии. Даже в цветах вполне либерального "Правого дела" - белом, желтом и черном - обнаружили схожесть с цветовой палитрой имперского флага, популярного в среде националистов. Впрочем, пока "праводельцы" одни из немногих, кто пытается как-то выделиться из общей массы. Происходит это потому, что до недавнего времени они были почти неизвестны широкому кругу потенциальных избирателей. А после сентябрьских скандалов им приходится "отмывать", еще даже толком несформированный, партийный имидж.

Правда, и они не удержались от критиканства. Как отмечает Наталья Свешникова, в одном из телевизионных роликов "праводельцы" после перечисления негативных моментов - исчезновения деревень, уменьшения количества читающих людей - утверждают: при нас этого не будет.

"А чего конкретно-то не будет?, - спрашивает политический психолог. - На этот вопрос их агитация не отвечает".

По классическим канонам политической рекламы, говорит Свешникова, в агитации должны присутствовать какие-то светлые мотивы. Но этого-то как раз сегодня и не хватает. Однако к концу предвыборной кампании, прогнозируют абсолютно все эксперты, произойдет рост активности агитационной работы партий. И большинство участников предвыборного процесса оставляют наиболее интересные ходы на этот период, поскольку последние две недели до дня голосования считаются в среде политтехнологов наиболее эффективными.

"Еще не время - в последние пару недель мы увидим все", - подводит итог Свешникова.