Posted 23 ноября 2011,, 18:33

Published 23 ноября 2011,, 18:33

Modified 1 апреля, 03:54

Updated 1 апреля, 03:54

"Рецепты" Козака не спасают Балтзавод

23 ноября 2011, 18:33
План вице-премьера Дмитрия Козака по выводу из кризиса «Балтийского завода» буксует. Если заработная плата бвлтийцам, хоть и с задержками, но выплачивается, то обещанных новых заказов так и нет.

План Дмитрия Козака по выводу из кризиса «Балтийского завода» буксует. Ситуация на судостроительном предприятии не намного лучше, чем была месяц назад, когда вице-премьер лично приехал уговаривать работников отказаться от запланированной забастовки. Если заработная плата бвлтийцам, хоть и с задержками, но выплачивается, то обещанных новых заказов так и нет.

Стало известно, что Арбитражный суд города Москвы не стал удовлетворять ходатайство Центрального банка РФ о замене руководителя ОАО «Балтийский завод», а также не разрешил предприятию совершить сделку по строительству ледового судна-снабженца для нужд ООО «Газфлот», которое является дочерней компанией «Газпрома». Ответчиками по иску выступали сразу несколько компаний, входящих в Объединенную промышленную корпорацию (ОПК), которой еще не так давно принадлежала петербургская верфь, - ЗАО "Интер-Строй", ООО "Нано-Строй", ЗАО "ТехникЛайн", ЗАО "Траст Холдинг", ЗАО "Юниор". Таким образом, "Объединенная судостроительная корпорация", желающая получить контроль над заводом, получив его, столкнулась с правовыми трудностями. Естественно, что страдают от судебных разборок верхов, прежде всего, рядовые судостроители.

Вслед за бравурными сообщениями о том, что работникам предприятия стали выплачивать заработную плату, последовали и другие - о том, что судостроители обещанных денег так и не видят.

Как рассказал корреспонденту «Росбалта» председатель профкома Вячеслав Филюрин, задержка - уже после визита на завод Козака - действительно имела место быть, и вообще на предприятии «хорошего мало». Октябрьский долг перед работниками был погашен только в минувшую пятницу. Проволочка была связана с тем, что вовремя не поступили средства от «Росэнергоатома», по заказу которого в Петербурге строится плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС).

«Вопрос на контроле, но все упирается в правовую сторону. Не все, что сегодня прописано в плане Козака, юридически выверено - вот и появляются всякие крючки», - объясняет Филюрин причину, по которой ситуация не спешит улучшаться.

И другие работники предприятия говорят о том, что дело с мертвой точки по-прежнему не двигается.

«Никак процесс не идет, заказов как не было, так и нет. Все это знают, скрывать в данном случае нечего. Ситуация как была сложная, так и осталась», - сообщил сотрудник Балтзавода, тем не менее, попросивший себя не называть.

Предприятие до сих пор не может обновить менеджмент. В ходе визита Дмитрия Козака было принято решение о том, что Андрей Фомичев должен покинуть кресло гендиректора предприятия, а его место займет Валерий Венков, ранее занимавший пост вице-президента ОСК. На заводе сообщили о том, что Венков по-прежнему пребывает в должности врио генерального директора. Стать полноценным руководителем верфи он не может, потому что не представляется возможным собрать совет директоров предприятия.

Самое главное, что «Балтийский завод» так до сих пор и не получил трехмиллиардный «газпромовский» контракт, который должен был хоть на время, но удержать верфь на плаву. Отметим, что по плану «экономического оздоровления», контракт на строительство одного судна-снабжения должен был перейти от ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" на "Балтийский завод" в срок еще до 17 октября 2011 года.

Обещалось, что в конце весны — начале лета на «Балтийский завод» будут переведены еще и два фрегата - один с «Северной верфи», а второй с калининградского «Янтаря». Удастся ли соблюсти график по переводу этих заказов, не известно.

Приезды ведущих политиков на кризисные предприятия в предвыборный период всегда считались популизмом. Заработать в гонке дополнительные очки путем молниеносного разрешения годами тянущегося конфликта - легко. Куда сложнее сделать так, чтобы декларируемые решения не оказались в итоге очковтирательством. То, что разрубить Гордиев узел проблем в один миг не получится, можно было предположить и ранее.

Работники завода, и не без оснований, винят в своих бедах прошлого владельца, экс-сенатора Сергея Пугачева. Однако надо понимать, что отечественная судостроительна отрасль в целом находится в системном кризисе. Так, например, атомный ледокол с названием «50 лет Победы» был сдан заводом спустя десять лет после юбилейной даты. Судно было передано заказчику лишь в 2007 году, а работы по его строительству были начаты еще в советское время. До сих пор нет окончательного решения по судебным спорам между «Балтийским заводом» и ФГУП «Росморпорт». Федеральное предприятие требует от верфи выплатить положенную неустойку по двум своим заказам - просрочка сдачи ледокола «Санкт-Петербург» составила 41 неделю, а ледокола «Москва» - 27 недель. При этом тяжба с «Росморпортом» у Балтзавода не единственная, судостроители судятся примерно с двадцатью структурами.

Будет неправильным считать, что работники ставят во главу угла социальные требования. У многих из них душа болит в целом за отечественное судостроение. Старожилы предприятия отмечают, что самая большая проблема заключается в том, что сама по себе судостроительная отрасль в стране гибнет. Производственная база отечественных верфей ветхая и требует модернизации, а работают на предприятиях, в основном, пенсионеры. Подтянуть молодежь в судостроение никто не в силах.

Текущая ситуация говорит о том, что прописанные в начале октября «лекарства» так не улучшили состояние больного предприятия. Ясно и то, что долго жить с подключенным в экстренном порядке барахлящем аппаратом «искусственного вливания» продолжительное время не возможно. К чему нужен «рецепт», если его невозможно «отоварить»? По всей видимости, «Балтийский завод» нуждается в повторном визите «эскулапа».

Александр Калинин