Posted 29 ноября 2011,, 20:56

Published 29 ноября 2011,, 20:56

Modified 1 февраля, 09:48

Updated 1 февраля, 09:48

Выборы для зомби

29 ноября 2011, 20:56
Предвыборное «промывание мозгов» может быть небезопасным с точки зрения психического здоровья как для избирателей, так и для самих кандидатов. Можно ли сделать из гражданина покорного зомби, рассуждает психиатр Олег Аронович.

По предварительным прогнозам, на выборы придут около 52% населения России. Пока они будут голосовать, побледневшие, напряженные, опустошенные физически и материально кандидаты будут нервно кусать ногти в ожидании решения электората – по крайней мере, многие из них. Проигравшие пойдут снимать стресс, выигравшие, впрочем, тоже. О том, чем аукаются предвыборные стрессы для нестабильных мозгов наших граждан, корреспондент «Росбалта» говорит с врачом-психиатром и многолетним законопослушным избирателем Олегом Ароновичем.


- Выражение про то, что «пипл схавает» все, что ему дадут, цинично и обидно, но не лишено объективности. Как вы оцениваете наш избирательный «пипл» и кто что из них может «схавать» на выборах?

- Для начала надо выяснить все-таки, что такое выборы в нашем государстве, поскольку Россия – специфическая, и ответ будет различным для разных возрастных и социальных групп. Например, граждане старшего поколения не имели возможности выбора: у кандидатов, названных на партийных съездах, попросту не было оппонентов, а результаты выборов были заранее известны. Зато у этого поколения избирателей осталось высокое чувство ответственности, и именно среди них всегда самая высокая явка на выборах. Однако следует учитывать, что выбор этой категории избирателей зависит от уровня сохранности их интеллекта. Напомню, что пожилыми людьми по классификации ВОЗ считаются лица 60-75 лет, старческий возраст – от 75 до 90, а те, кому больше, считаются уже долгожителями. Как психиатр могу ответственно заявить, что после 65-70 лет у более чем 50% граждан имеется выраженный склероз сосудов головного мозга и начинаются явления слабоумия. Поэтому с такими избирателями политтехнологам работать проще: они доверчивы, верят во все обещания, действуют по выработанным привычкам (рефлексам). Они пойдут голосовать за тех, кто им ближе.

- За коммунистов?

- Конечно, ведь именно при них они прожили большую часть жизни. К новым условиям они не могут адаптироваться, живут воспоминаниями о бесплатной медицине и 132-рублевой – в те годы максимальной – пенсии. Однако люди этого же поколения, сохранившие способность к адекватной оценке прошлого и настоящего, пережившие какие-то преследования властей, активные и думающие, будут голосовать за другие партии. Скорее всего, демократического или либерального толка.

- «Зомбировать» стариков не надо – они и сами пойдут. А с кем сложнее всего? На кого рассчитаны все эти политические предвыборные игры, вал информации и компромата? Ведь если бы это не было эффективно, депутаты ограничивались бы скромные листовками?..

- Самая трудноуправляемая категория – избиратели 40-60 лет. Они уже – не наивная либо равнодушная молодежь, они много повидали, но трезвы, наблюдательны и имеют на все происходящее собственный взгляд. Воздухом свободы они надышались в 80-90-е, а вот обогатиться получилось не у всех. Поэтому они или вообще не пойдут на выборы, или будут голосовать за наиболее харизматичных кандидатов. Те же, кто живет относительно стабильно, будут голосовать за нынешнюю власть.

- А как быть с молодыми?

- Молодое поколение избирателей – 18-30 лет – если они организованны (студенты, курсанты, члены молодежных объединений) – будут голосовать за тех, кого посоветуют им их лидеры. Остальные просто не пойдут – им на все наплевать.

- Насколько опасны выборы для неустойчивой психики? Может ли от многодневного нервного напряжения, шумных неудач или побед «поехать крыша»?

- Может, но не у избирателей, а у кандидатов и их групп поддержки. Для рядового избирателя это обычный ритуал. А вот для людей, стремящихся во власть, не так все однозначно. Ведь просто так туда и не идут. Соответственно, в зависимости от мотивов и свойств личности могут быть и последствия.

- Кто стремится во власть с вашей узкопрофессиональной точки зрения?

- В первую очередь, это люди амбициозные, лидеры по натуре. Сначала он лидер в классе, потом в коллективе, потом, глядишь, и в партии. Амбиции сжигают изнутри, хочется все больше управлять и повелевать. Вторая группа – это, наоборот, люди с комплексом неполноценности, который можно компенсировать властными полномочиями. Вспомните Ленина, Гитлера, Сталина, Наполеона… Они маленькие, «мелкие». Кто с ними считался или их боялся в детстве? Третий вариант – лица, откровенно жаждущие обогащения. Власть – это деньги и возможность ими распоряжаться. Поэтому чем выше человек готов забраться и чем больше у него амбиций, тем больнее падать, это известный факт. Не все проигравшие, конечно, попадут потом к нам (в психиатрическую лечебницу - прим. ред.), но серьезные острые реактивные реакции либо, наоборот, депрессивные состояния вполне возможны. Знаю случаи, когда проигравшие депутаты бросались потом на своих коллег и пиарщиков, крушили мебель, били посуду. Либо уходили в запои и депрессии. Но даже отсутствие ярко выраженных реакций – безусловно, стресс.

- А можно ли зазомбировать избирателя?

- За те короткие минуты телеэфиров, которые даются кандидатам, зазомбировать, конечно, невозможно. Избиратели голосуют или по уже заранее сложившимся представлениям, или по вполне реальным материальным стимулам. Любопытно, что многие выбирают депутата исключительно по внешним данным – нравится, как выглядит, говорит, двигается, поэтому его программа «до фени». Пресловутые 25 кадры – тоже, конечно, фантастика. Так что зазомбировать нельзя, а вот купить вполне можно. Чем купить, выбирается политтехнологами кандидата, исходя из социальных предпосылок электората – кому-то и конфет достаточно, а кому-то надо квартиру пообещать.

- К какому кандидату люди потянутся с большей вероятностью?

- Здесь все-таки у каждого человека в зависимости от его ума, образования, отношения к окружающему свой индивидуальный взгляд. Все кандидаты что-то обещают, стараются понравиться. Одного привлечет агрессивность и напор («как он конкурентов «мочит!»), кому-то милее бывшие заслуги («как он на танке стоял!»), а кому-то, условно говоря, глаза красивые нравятся. Практика показывает, что личность все-таки решает если не все, то очень многое.

- А кто симпатичней лично вам (без имен, у нас нет агитации)?

- Лично мне всегда были симпатичны демократы и либералы, но после того, как они из-за своих политических амбиций разругались и в итоге вылетели из Госдумы, я в них разочаровался. Теоретически я должен голосовать за партию власти, поскольку вижу, что, по крайней мере в моем окружении, видны перемены к лучшему. Но последний съезд меня также разочаровал и даже расстроил, так как напомнил съезды КПСС советских времен. Так что выбор остается не очень большой, но я его сделал. Помните, как сказал известный английский философ середины XX века Рассел в ответ на вопрос, какое государство он бы создал? Он сказал, что создал бы государство с американской демократией, английским парламентаризмом и советской системой социального обеспечения. Но это, увы, утопия.

Беседовала Марина Бойцова