Posted 12 января 2012,, 14:53

Published 12 января 2012,, 14:53

Modified 1 апреля, 03:14

Updated 1 апреля, 03:14

На «Сапсане» на тот свет

12 января 2012, 14:53
Очередной потенциальный самоубийца решил заработать себе минуту славы, прокатившись на крыше «Сапсана». Помимо очевидных характеристик действий дураков на железных дорогах, ясно и другое: система безопасности на РЖД организована плохо.

Очередной потенциальный самоубийца решил заработать себе минуту славы, прокатившись на крыше высокоскоростного «Сапсана». Однако, помимо очевидных характеристик действий дураков на железных дорогах, ясно и другое: система безопасности на РЖД организована из рук вон плохо.

Попытки покорить высокоскоростные поезда незаконным и крайне опасным способом не оставляют наиболее «отмороженную» часть россиян. Несмотря на гибель под колесами «Сапсана» студента всего лишь месяц назад - в начале декабря 2011 года, - очередной потенциальный самоубийца предпринял подобную попытку, которая, к счастью, закончилась удачно. Молодой человек выжил и даже успел сбежать от охранников, весьма бодро спрыгнув с поезда при его внеплановой остановке и сиганув огородами пригородного поселка. Однако на его видео, размещенном в Интернете, четко видно, как молодой человек без проблем забирается на объект повышенной опасности — поезд «Сапсан», проникает на стычку между вагонами, а затем и на крышу поезда, а затем без особых помех со стороны охраны РЖД или полиции путешествует на крыше состава. Ясно видно, что "зацепер" (так называются «зайцы»-экстремалы) подготовлен весьма основательно: у него масса приспособлений, включая страховочные тросы, а также специальная одежда, снабженная видеокамерой. При том что эта попытка уже как минимум пятая за последний год только на высокоскоростных поездах, возникают резонные вопросы об организации системы безопасности на стратегических объектах: самой железной дороге и ее вокзалах.

Не так давно ОЖД с гордостью рапортовала об усилении досмотрового контроля на вокзалах, установлении рамок-металлоискателей и прочих мерах, на которые выделены немалые средства. Точных сумм, потраченных на эти цели, РЖД не сообщает, но уточняет, что на усиление мер безопасности только на одной лишь Октябрьской железной дороге с февраля 2011 года выделено более 360 млн рублей.

Примечательно, что занимались и персонально «Сапсанами». Так, в октябре 2011 года начальник Управления на транспорте МВД России по ЦФО Виктор Шимаров сообщил, что для обеспечения безопасности движения "Сапсана" выработан «целый комплекс мер, осуществлением которых занимаются и наши подразделения, и служба безопасности Российских железных дорог». По его словам, на период прохождения поезда наряды территориальных органов внутренних дел приближены к объектам транспорта: линейные подразделения и дополнительные силы работают на 24 станциях, 37 пассажирских платформах и 36 перегонах. Он также отметил, что на Ленинградском вокзале Москвы у входов на платформу для посадки и высадки пассажиров "Сапсана" установлены павильоны со специальным оборудованием, позволяющим осуществлять бесконтактную проверку багажа и ручной клади пассажиров. «Это пилотный проект в рамках реализации комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте", - на без гордость сообщил чиновник. Однако как же так получается, что все эти меры оказываются абсолютно неэффективными всего лишь перед одним юношей, проникнувшим на закрытый объект очевидно не только без билета, но даже с прикрепленной на лоб видеокамерой?

В пресс-службе Октябрьской железной дороги «Росбалту» сообщили, что, на их взгляд, система безопасности организована на достаточном уровне, а все вопросы относительно этого случая следует адресовать в транспортную полицию.

«Мы не согласны с тем, что к «Сапсану» можно беспрепятственно пройти, у нас охрана организована на должном уровне. Он мог пройти и с противоположной стороны, минуя павильоны досмотра, - сообщила «Росбалту» представитель пресс-службы Светлана Минина. - Если задаться целью, пройти можно как угодно и когда угодно. Видно же, что эти люди занимаются своим делом профессионально. Поэтому они основательно готовились. К тому же именно наша охрана поезда его заметила и остановила поезд, но молодой человек оказался чрезвычайно резвым и смог убежать. Так что эти вопросы адресуйте транспортной полиции».

Любопытно, что в ОЖД не опровергают факт проникновения "зацепера" именно на Московском вокзале в Петербурге. По некоторым данным, хулиган спрыгнул с поезда на платформе «Металлострой», которая находится как раз в пригороде Северной столицы. Между тем в Управлении УВД на транспорте по Северо-Западному федеральному округу «Росбалту» сообщили, что у них нет подтверждений тому, что именно они «прохлопали» хулигана-зацепера. По данным из расследования, которое, судя по комментарию пресс-службы, длилось как минимум сутки, юноша проник на «Сапсан» в другой столице — Москве. В настоящий момент транспортные полицейские вновь озадачились проблемой и пообещали сообщить «Росбалту» не только результаты расследования, но и план дальнейших действий по усилению охраны стратегических объектов, которыми являются железные дороги.

Между тем транспортных полицейских понять можно: высокоскоростные поезда «Сапсан» и «Аллегро» приносят им головной боли несоизмеримо больше, нежели они получают средств на обеспечение этой самой безопасности. Так, около года назад заместитель начальника УТ МВД по СЗФО, начальник милиции общественной безопасности Евгений Стасишин говорил в «Росбалте» о том, что "транспортная милиция с самого начала движения "Сапсана" живет в состоянии повышенного напряжения". По словам Стасишина, государство выделяет недостаточно средств на повышение безопасности высокоскоростных магистралей.

"Сапсан" — наша головная боль, — не скрывал Стасишин. — Очевидно несовершенство дорожного полотна и его слабая защищенность от проникновения извне».

Слова транспортного полицейского нашли подтверждения и в самих ОАО «РЖД». Так, в конце октября 2011 года заместитель начальника Северо-Западной дирекции скоростного сообщения ОЖД Евгений Косарев сообщил «Росбалту», что только за 9 месяцев под поездами травмы различной степени тяжести на Октябрьской железной дороге получили 36 человек, 26 из них погибли. Представители ОЖД понимают, что необходима целая система безопасности вдоль высокоскоростных магистралей, однако говорят, что она стоит очень больших денег и требует времени для установки. Ограждение путей тоже не выход: например, это мешает миграции диких животных, которые могут преодолеть одно заграждение, а потом мечутся по путям, создавая опасную ситуацию.

Адвокат Игорь Трунов, защищающий родственников погибших под «Сапсаном» молодых людей в их судебном споре с РЖД, замечает, что меры и системы безопасности на дороге безнадежно устарели.

«Локомотивный и вагонный парк меняется в сторону более высоких технологий, но при этом практически не меняются системы безопасности, - заявил в интервью «Росбалту» Трунов. - Здесь самый яркий пример – это, конечно, "Сапсан": поезд пошел уже со скоростью в 250 км в час, но его поставили на старые рельсы, при старой системе безопасности, которая была в свое время еще "заточена" под паровозы. И вот эта схема перестает "стыковаться".

По мнению юриста, не только трагедий, но и преступлений на РЖД будет все больше, если систему не изменить. Иначе покупка сверхдорогих поездов или спешная установка пафосных рамок будет напоминать припарки, которые мертвому мало помогают.

Марина Бойцова