Posted 31 января 2012,, 15:35

Published 31 января 2012,, 15:35

Modified 1 апреля, 02:56

Updated 1 апреля, 02:56

Интернет-партия выходит в "реал"

31 января 2012, 15:35
Более половины пользователей Интернета поддерживают требования митингов "За честные выборы". Социальный портрет петербургских обитателей Сети доказывает, что большинство "рассерженных горожан" - "выходцы" из Всемирной паутины.

Более половины петербуржцев-пользователей Интернета поддерживают требования митингов "За честные выборы". Такие данные на презентации в "Росбалте" представил научный руководитель Агентства социальной информации Роман Могилевский. Нарисованный им социальный портрет пользователя Интернета с берегов Невы подтверждает, что большинство "рассерженных горожан" - "выходцы" из Всемирной паутины.

В день окончательного решения "митингового" вопроса в Северной столице - Смольный и оппозиция наконец-то согласовали маршрут предстоящего 4 февраля шествия - в стенах "Росбалта" социологи представили результаты исследования городской интернет-аудитории на предмет ее отношения к протестным акциям. По оценке научного руководителя группы социологов Романа Могилевского, в Петербурге проживает порядка трех миллионов пользователей Сети. Разделить их на социальные классы, по его мнению, не представляется возможным, так доступ к Интеренту есть почти у всех социальных групп. Поэтому исследователи поделили опрашиваемых по возрасту. Самым информатизированным поколением в этой градации оказались люди в возрасте от 25 до 34 лет. Почти 99% из них имеют доступ в Сеть. На втором месте самое молодое поколение респондентов - от 18 до 24 лет (37%). "Бронза" у поколения 35-44-летних (91%). Самым удивительным оказался процент интернет-пользователей в возрасте старше 65 лет. Таковых на берегах Невы - 25%. На этом фоне совсем не удивительной кажется цифра в 70% "юзеров" "предпенсионного" поколения от 45 до 54 лет.

Подавляющее большинство петербуржцев (93%) выходят в Сеть регулярно, то есть не реже одного раза в день. Причем, судя по всему почти все они делают это из дома - цифра "домашних" интернет-пользователей равна регулярным "юзерам" - 93%. Правда, половина опрошенных использует для этого и рабочие компьютеры - 49%, из чего можно сделать вывод о примерном количестве офисных работников в городе - главной социальной базе протеста. Если еще недавно двигателем оппозиционных акций были представители политических, зачастую, маргинальных групп, то сейчас по всем описаниям именно "офисный планктон", "хорьки", "бандерлоги" или более дружелюбно - "рассержанные горожане" - основные посетители митингов и шествий.

В Петербурге требования протестантов поддерживают 56% интернет-пользователей, еще 16% согласны частично, и четверть опрошенных не согласны с оппозиционерами. Но каждая из этих цифр со временем может вырасти, поскольку 28% затруднились с ответом. Кстати, доля средней информированности горожан о митинговой активности в стране весьма высока - 82%. Лучше всего осведомлены о митингах молодые люди в возрасте 18-24 лет (83%). Но наиболее согласными с лозунгами группами являются люди в возрасте 35-44 лет (63%) и горожане с высшим образованием (65%). Эти цифры тоже лишний раз подтверждают "офисность" нынешней оппозиции.

Но информированность о митингах и их моральная поддержка не означают автоматической готовности в них участвовать. На вопрос: "Готовы ли Вы принять участие в подобном мероприятии в случае его повторения?" положительно ответили лишь 19% респондентов. А однозначное "нет" заявили 73% опрошенных. Наиболее легкой на подъем, как и ожидалось, оказалась самая молодая возрастная группа - от 18 до 24 лет (34%). Что характерно, эта цифра совпала и с количеством желающих помитинговать среди людей с незаконченным высшим образованием. Это понятно, поскольку большинство оппозиционно настроенных людей в возрасте до 24 лет - студенты. Еще одна интересная группа скорее социальная, нежели возрастная - это люди с доходом выше среднего. Среди тех, кому есть, что терять, поддержать протестантов своим присутствием готовы 33%. Это подтверждение еще одного расхожего мнения о том, что среди посетителей митингов много людей, которые уже обеспечили свое личное благополучие, а теперь настроены на создание более благоприятных условий для жизни в стране.

Принять участие в выборах президента 4 марта этого года готовы 73% петербуржцев. Но прогноз реальной явки социологи дают чуть ниже: верхняя его планка - 64%, нижняя - 54%. Больше всего поучаствовать в выборах нового главы государства желают люди в возрасте от 25 до 34 лет (73%). Но самую интересную цифру, говорят исследователи, дают совсем молодые избиратели - от 18 до 24 лет. Готовность проголосовать 4 марта высказывают 52% респондентов. Это весьма примечательно, поскольку молодые люди, едва преодолевшие возрастной барьер для участия в плебисците, обычно не самые активные избиратели. Впрочем, и поколение старше 25 лет тоже никогда еще столь рьяно не стремилось на избирательные участки.

Надежды на лучшее будущее страны 24% "интернет-петербуржцев" связывают с Владимиром Путиным. По 6% взяли Михаил Прохоров и Дмитрий Медведев. По 4% у Зюганова и Миронова. Люди же, претендующие на лидерство в протестной активности, например, Леонид Парфенов, Борис Акунин и Алексей Навальный, получили бы от жителей Санкт-Петербурга по 1-2%, что можно счесть статистической погрешностью. Кстати, один процент горожан проголосовали бы за "сидельца" Михаила Ходорковского. Такие оппозиционеры, как Борис Немцов и Сергей Удальцов, и вовсе могли бы рассчитывать лишь на жалкие десятые доли процента. А самой популярной строкой бюллетеня, судя по всему, была бы графа "против всех", напротив которой галочку поставили бы 32%. По крайней мере, именно столько респондентов ответили, что их не впечатляет ни один из перечисленных кандидатов.

Наиболее популярен Владимир Путин у жителей пригорода, что, кстати, перекликается с мнением, высказанным "Росбалту" в преддверии думских выборов политологом Константином Аксеновым (его можно прочитать здесь) о том, что "окраины Петербурга во власти лоялистов". Между низким качеством жилой среды и готовностью проголосвать за представителей действующей власти прослеживается весьма четкая связь.

"Путин в Петербурге - президент пригородных районов", - убежден Роман Могилевский.

Антирейтинг Путина в целом по Северной столице составляет 16%. Это второй показатель после Владимира Жириновского (18%). На третьем - лидер коммунистов Геннадий Зюганов (15%). Четвертое, что интересно, за Михаилом Прохоровым (11%). А вот самый низкий антирейтинг среди действующих кандидатов в президенты у Сергей Миронова (6%). А значит, у него хороший потенциал, поясняют социологи.

По мнению опытного оппозиционного деятеля Петербурга Натальи Евдокимовой, портрет участника нынешней протестной активности - молодого человека, активно пользующегося Интернетом, - достаточно верный.

"В наш оргкомитет движения "За честные выборы", действительно, приходит очень много молодежи", - говорит Евдокимова.

По ее словам, власть не учла влияния Интернета на нынешнее общество. Например, еще 20 лет назад, рассказывает Евдокимова, единственным способом контакта между участниками митингов начала 90-х годов был телефон.

"В то время нужно было всех обзванивать, а сейчас достаточно опубликовать одно сообщение в социальной сети, - утверждает она. - Яркий пример - митинг 10 декабря, согласованный лишь за день до этого. Не будь у нас Интернета, оповещение столь большого количества людей за короткий промежуток времени было бы просто невозможно".

По данным Романа Могилевского, 46% интернет-пользователей действительно имеют странички в социальных сетях, оказывающих на протестную активность все больше влияния. При этом, еще пару лет назад "профиль" соцсети имели не более 10% петербуржцев.

В то же время ведущий научный сотрудник Института проблем правоприминения Элла Панеях не склонна разделять общество на информационное и нет.

"Никакого "реала" и "нереала" нет, - убеждена она. - Просто есть неграмотные люди, которые еще не овладели Интернетом".

Константин Петров