Цена ледовой угрозы

Петербург явно перестраховался с организацией ледовой навигации в Финском заливе. Сутки работы крупнейшего в мире атомного ледокола из Мурманска обходятся в 3 млн рублей. Между тем в петербургском порту без дела простаивают три местных ледокольных судна.


© Фото Александра Калинина

Испуг от ужасной организации ледовой навигации-2010-11 в Финском заливе оказался настолько сильным, что в этом году в Петербурге явно решили перестраховаться. Из Мурманска бороться со льдом пришел крупнейший в мире атомный ледокол «50 лет Победы». Сутки работы «дачника» обходятся в 3 млн рублей. Между тем в порту без дела простаивают три местных ледокола.

За полторы недели работы в Финском заливе «50 лет Победы» провел более 50 судов. Как и его прошлогодний атомный коллега «Вайгач», ледокол осуществляет проводки в направлении нефтепорта Приморск, являющегося конечной точкой «Балтийской трубопроводной системы» (БТС). По всей видимости, страх подмочить свою репутацию гаранта европейской энергетической безопасности и заставил отечественную власть принять решение по переброске атомного ледокола в Финский залив. В марте прошлого года в связи с тяжелой ледовой обстановкой «Транснефть» уже приостанавливала на время прокачку нефти в направлении своего приморского терминала.

За ценой не постояли. Согласно контракту, заключенному между ФГУП «Росморпорт» и «Атомфлотом», стодневный фрахт «Победы» оценен в 300 млн рублей. При этом запрет на заходы атомных ледоколов в местные порты в течение года так и не был снят. В соответствии с заданием, капитан «Победы» проводит танкеры на внутренний рейд и, соответственно, с внутреннего рейда их и забирает. К приморским причалам ледокол может приближаться максимум на 50 метров. Чтобы вывести суда на рейд, агентов настоятельно просят пользоваться услугами буксиров, за что, естественно, тоже надо платить.

А что будет, когда ветка БТС-2 выйдет к порту Усть-Луга. Видимо, для обслуживания танкеров в зимний период в Финский залив будут пригонять по два атомных ледокола. Содержание подобной ледокольной группировки, видимо, превысит полмиллиарда рублей.

Сомнение в целесообразности принятого решения по переброске на Балтику дорогущей «Победы» подтверждает как сама обстановка в заливе, так и прогноз.

Как доложил на заседании штаба ледовых операций капитан петербургского порта Петр Паринов, текущая ледовая обстановка в восточной части Финского залива характеризуется как «нормальная». Судов, простаивающих в ожидании ледокольной проводки, нет. В заливе существует одно проблемное место — участок между островами Сескар и Мощный. По традиции, сюда набивается лед при ветровых изменениях. В целом же, благодаря отсутствию снежного покрова, лед легко колется. А согласно прогнозам погоды, с 17 по 22 февраля и вовсе ожидается потепление до минус 7—5 градусов.

Как признаются в администрации порта, если ледовые проблемы и существуют, то возникают они не в заливе, а непосредственно на акватории порта.

Так, например, в компании «Балтик Меркур» обращают внимание на затянутый льдом «аппендикс» в Барочном бассейне, который затрудняет постановку судов к 40-му причалу. В «Инфлоте» указывают на то, что пассажирские паромы, следующие на Морской вокзал иногда теряют до полутора часов на прохождение Невских ворот. Вчера же на рейде Угольной гавани не мог в течение двух часов развернуться контейнеровоз компании MSC.

Впрочем катастрофой подобные случаи в администрации не называют, заявляя о том, что портовые ледоколы в проблемных местах «нарежут углы», а также советуя владельцам судов не экономить на буксирах. Благо, в порту в резерве простаивают три "местных" ледокола — линейный "Ермак" и портовые "Тор" и "Капитан Плахин".

Картину несерьезности ледовой угрозы иллюстрирует и то, что даже капитаны отдельных судов, следующих в петербургский порт, позволяют себе своевольничать. Они отказываются выполнять команды капитанов ледоколов.

В частности, как сообщил в ходе заседания заместитель капитана Большого порта Санкт-Петербург по работе с филиалами Олег Глухов, капитан ледокола "Мудьюг" обратился в администрацию порта с рапортом о том, что капитаны судов Arizona, Tundra, Brant и DD Voyager отказывались исполнять команды ледокола по порядку следования в составе ледового каравана. Аналогичные претензии в штаб направил и капитан ледокола "Семен Дежнев". В частности, ссылаясь на инструкции судовладельца, капитаны данных судов отказывались давать задний ход, боясь повредить винты.

"Те суда, которые не исполняют требования ледоколов, а они обязательны, нарушают правила ледового плавания. Они дают основания службе портового контроля на проведение внеочередной инспекторской проверки. Судну может быть вынесено замечание, и оно может быть задержано. Такие вещи мы будем расследовать и реагировать достаточно жестко", — сообщил Глухов.

Отметим, что согласно условиям "Парижского меморандума", членом которого является и Российская Федерация, два задержания судна в течение полугода грозят запретом на его обслуживание в портах Европейского союза.

Боясь повторения прошлогодней ледовой блокады в Финском заливе, в Росатомфлоте упустили из виду другие бассейны. Теперь об аномальной зиме говорят в портах Азовского моря, на подходе к которым скопилось порядка 100 судов. Здесь почему-то атомного ледокола не ждут. Видимо, дождутся в следующем году.

Александр Калинин