Posted 30 марта 2012,, 09:58

Published 30 марта 2012,, 09:58

Modified 1 апреля, 02:02

Updated 1 апреля, 02:02

Продай себя на добрые дела

30 марта 2012, 09:58
Причудливые формы приобретает благотворительная работа в России, системы которой в стране по-прежнему нет. Желание сделать волонтерство модным иногда выливается в азартное "выбивание" денег.

Причудливые формы приобретает благотворительная работа в России, системы которой в стране по-прежнему нет. Желание сделать волонтерство модным выливается в неоднозначные и даже сомнительные проекты, в которых нравственность и доброта отходят на второй план. А главным становится азартное "выбивание" денег.

Примерно полтора года назад студент Константин из Хабаровска увидел у своего украинского друга в социальной сети статус "Купи меня". Это натолкнуло его на мысль создать то, чего, по его словам, в России еще не было - покупку общения с понравившимся человеком. Новое "блюдо" под "благородным" соусом благотворительности (все собранные деньги - в детдома) пришлось по вкусу: группа "Покупка прогулки" быстро разрослась. Желающие размещали в сети фото и краткий рассказ о себе, а в комментариях отписывались те, кто хотел "купить" лот по своей цене. Тот, кто к моменту дедлайна называл наибольшую сумму, побеждал и, перечислив деньги, получал возможность прогуляться с объектом симпатии. Таким образом, уже за первый "аукцион" в Хабаровске удалось собрать 150 тыс. рублей.

После переезда в Петербург студентом СПбГАСУ Константин запустил аналогичный проект здесь. За неполных три месяца в его группе "ВКонтакте" собралось более четырех тысяч человек. Впрочем, многие из так называемых участников проекта, который сначала напоминает банальную, только чуть осовремененную службу знакомств, активны лишь "мифически": друзья позвали вступить в группу - согласились, "но руки разобраться в сути проекта так и не дошли". Тем, кто всерьез покупает и продает "лоты", от 18 до 24 лет, есть и моложе, нижняя планка для участников - 16 лет.

По словам организаторов, у проекта две задачи - сбор средств нуждающимся и увеличение социальной активности молодежи: "Как бы это ни звучало, но мы хотим сделать волонтерство модным, чтобы молодые люди были неравнодушными и сами хотели помогать". Однако понятно, что многие молодые люди, не понимая сути благотворительности, воспринимают проект как возможность познакомиться и получить новое общение.

"Как нас только не называли - и проститутки, и сутенеры. Есть ребята, которые говорят: ваши идеи не укладываются в мои моральные ценности. Но ведь никто не заставляет участвовать. А вообще у нас большими буквами на странице написано, что "это благотворительный проект, а не развлечение". Мы придерживаемся правила: встречи - не интимнее рукопожатия", - парирует Константин.

Кстати, такой фразы в самих правилах в группе нет. Есть другие. "Размещая фото, вы берете на себя ответственность пойти на прогулку с любым покупателем, независимо от того, попадает ли он/она в круг ваших предпочтений или нет". "Продолжительность прогулки определяется добровольно, но не меньше 30 минут". "Во избежание недоразумений уточняем: под прогулкой не подразумевается выполнение пожеланий победителя аукциона, половой акт или другой физический контакт".

Семейный психолог Екатерина Мурашева объясняет мотивы, движущие участниками проекта, просто. "Причина участия в таком деле - получить новый опыт. Молодые люди это любят. Да и старушки бы не отказались, только вряд ли их кто-нибудь купит... Сейчас время, когда все продается и покупается, и это оправдывается обществом", - говорит эксперт.

Сексолог Лев Щеглов считает, что молодежь поддерживает такой сомнительный проект по двум причинам. Первая - общепсихологическая и вневременная - потребность человека в общении. "Независимо от времени, профессии и стиля жизни человек в той или иной мере чувствует себя одиноким. И у людей, которые томятся психологическими комплексами, вещи, связанные с общением, всегда будут находить отклик, - объясняет эксперт. - Вторая причина - более индивидуальная. Она варьируется от банального удовлетворения гламурного интереса до мошенничества и, в том числе, сексуальных мотивов. Одним словом, это не всегда высоко нравственные порывы. Это продажа себя. Пусть на час, но ничего удивительного, - некоторые ведь торгуют своим телом".

На сегодняшний день таким вот способом собрано 240 тыс. рублей: "лоты", как следует из анализа странички в соцсети, продавались от 100 до 20 тыс. рублей. При этом "Покупка прогулки" юридически никак не зарегистрирована, поэтому финансовая отчетность фактически остается на совести ее организаторов. Сам "автор идеи" и его приспешники, по их же уверениям, с данного проекта ни копейки не получают - они якобы работают на безвозмездной основе.

Автор говорит, что куда пошли деньги, можно узнать из отчетности в группе (там есть сводная таблица, копии чеков и прочее). По словам Константина, народ сам голосует, кому помогать. Из уже осуществленного - покупка тренажера манупед для Приозерского детского дома, мебели и вещей для социального приюта "Маша", оплата комплексного лечения зубов воспитанникам Толмачевского детского дома, а также помощь препаратами годовалому Николасу из дома ребенка с редким заболеванием - "кожей бабочки", при прикосновении к которой у малыша возникают язвы.