Posted 5 апреля 2012,, 11:45

Published 5 апреля 2012,, 11:45

Modified 1 апреля, 01:56

Updated 1 апреля, 01:56

Искусственный скандал в Царском Селе

5 апреля 2012, 11:45
В уникальное учебное заведение — Царскосельскую гимназию искусств имени Ахматовой — пришли люди в погонах и с наручниками. Молодого директора школы пытаются подвести под статью за то, что он слишком хорошо делает свою работу.

В уникальное учебное заведение — Царскосельскую гимназию искусств имени Ахматовой — пришли люди в погонах и с наручниками. Молодого директора школы пытаются подвести под статью за то, что он слишком хорошо делает свою работу.

В культурной столице России — Санкт-Петербурге — по большому счету, наберется не более трех-пяти детских школы искусств, которые могут называться полноправными лидерами профильного образования. Одна из них - Царскосельская гимназия искусств имени Анны Ахматовой – государственное образовательное учреждение дополнительного образования. Бывшей женской Мариинской гимназии, в которой в начале XX века училась Анна Горенко (Ахматова), уже почти полтора века. Как школа искусств гимназия работает с 50-х годов прошлого века, но по-настоящему уникальной она стала в последние пару лет — с приходом на пост директора школы молодого, 24-летнего выпускника Санкт-Петербургской консерватории, преподавателя и просто талантливого музыканта Михаила Окулова.

Если всего из стен гимназии вышли 600 лауреатов различных международных конкурсов в области искусства, то только за последний год победителями стали 225 ребят. Однако сейчас ситуация складывается вовсе не художественная — только за последнее время в гимназии прошло 28 проверок самого различного уровня и по самым разным поводам: от наличия туалетной бумаги до чрезвычайно ... низкой стоимости реконструкции уникального органа, который имеется в Ахматовской (единственной из всех российских художественных школ!) гимназии. Собственно, похоже, что именно из-за пресловутого органа и началось не то что противостояние — а почти откровенная травля чересчур амбициозного и не в меру дотошного и честного молодого директора.

Михаил Окулов действительно удивительный человек. Лауреат и победитель практически всех возможных международных конкурсов, которого приглашали играть для Владимира Путина и Герхарда Шредера, еще в 17 лет выигравший престижный Международный конкурс музыкантов им. Дихлера в Вене, решился встать во главе детского учебного заведения, где хозяйственные вопросы (по крайней мере, в первое время) вытеснили творчество.

«У меня консерваторская закалка: могу и машину починить, и забор отремонтировать, и кафель положить, - рассказывает Михаил. - И еще у меня «пунктик»: я делаю все строго по закону и искренне верю, что с коррупцией бороться не только нужно, но и можно».

Памятник музыкальной культуры XIX века — редкий орган фирмы Sauer — давно нуждался в экстренной реставрации. В 1985 году он был перевезен в Царскосельскую гимназию из Консерватории и уже много лет не реставрировался. К 2010 году — 300-летнему юбилею Царского Села — были выделены необходимые средства на реставрацию органа. И вот тут-то и началось самое интересное...

«Как вы думаете, если ремонт стоит, скажем, 12 миллионов, но его с тем же качеством и гарантиями можно выполнить вдвое дешевле, что выберет нормальный хозяин?» - задают риторический вопрос сотрудники Ахматовской гимназии. И сами себе отвечают: «Нормальный хозяин выберет более дешевый вариант, а сэкономленные средства потратит на необходимые нужды». Что, собственно, и сделал Окулов. Но такой поворот событий понравился отнюдь не всем. Вдруг выяснилось, что если работать строго по закону, то никаких «лишних» денег не остается. Более того заинтересованные граждане лишаются дармовых командировок за границу, во Франкфурт, где бы они, якобы, контролировали ход ремонта органа, лишаются денег на «организационные расходы» - а это миллионы бюджетных рублей! Таким образом, Окулов и нажил себе врагов, которые теперь отравляют жизнь не только директору, но и остальным сотрудникам гимназии и мешают учебному процессу».

Он категорически отверг возможность пару-тройку миллионов «пустить на шпильки», и в строгом соответствии с принятым 94-м законом «О госзакупках» объявил конкурс. Выяснилось, что отреставрировать орган можно вдвое дешевле предложенной изначально его предшественниками сметы, причем с соблюдением всех условий конкурсных процедур, включая 10-летнюю гарантию исполнителя на свою работу, а сэкономленные средства потратить на другие важные для гимназии дела. Конкурс выиграла петербургская фирма, началась реставрация, но вместе с ней — бесконечная череда комиссий, проверок и расследований, организованных, по некоторым предположениям, двумя сотрудниками гимназии, крайне недовольными бурной деятельностью Окулова. Кляузы и жалобы приводили в Ахматовскую гимназию УФАС (после проверки никаких оснований для возбуждения каких-либо дел не обнаружено), Роспотребнадзор (результат аналогичный), прокуратуру (нет оснований для возбуждения дел), Комитет финансового контроля (результат аналогичный), наконец, полицию.

«15 марта 2012 года в гимназию приехали сотрудники ГУ МВД с резолюцией на обыск в гимназии, изъятии документации и, в дальнейшем, о принятии решения о возбуждении уголовного дела, - рассказывает Окулов. - Уголовное дело по факту чего? Неизвестно, но полицейские внимательнейшим образом все проверили, фотографировали, просчитали — короче, провели все необходимые действия, и затем … отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления. Но, согласитесь, о каком творческом процессе может идти речь, когда за несколько месяцев тебя проверяют три десятка комиссий, приходят полицейские с наручниками? У нас все безукоризненно, но отвлекает от работы страшно».

По словам сотрудников гимназии, бесконечные проверки организовывают несколько преподавателей, один из которых - предшественник Михаила Окулова на директорском посту, 71-летний Юрий Федоренко, уволенный в конце 2010 года. Они неустанно пишут жалобы во все инстанции, так как их не устраивают методы работы нового директора.

«Федоренко мне так и сказал: чем тебе хуже — тем лучше, - говорит Михаил. - Я-то переживу, но мне больше всего обидно за педагогов. Они только начали нормально работать, мне удалось повысить им зарплаты, гимназией организованы великолепные концерты, конкурсы, семинары, конференции. Мы даем благотворительные концерты, наши дети выигрывают конкурсы, ездят за границу, поступают в лучшие творческие вузы! О нашей школе сейчас с восторгом говорят во всей Европе. Но коллеги мне сказали: если ты уйдешь или тебя «уйдут» - на столе будут лежать заявления об уходе от всех нас. А это около сотни человек».

Как говорит Михаил Окулов, он пошел в руководители школы искусств, потому что как никто другой изнутри знает главную проблему российской творческой молодежи — отсутствие преемственности художественного образования.

«Если раньше в любом классе лишь 4-5 ребят не занимались музыкой, рисованием или иным видом творчества, то сейчас ситуация прямо противоположна. Сейчас время жуткой, чудовищной подмены основных интересов детей. Они не умеют слушать и слышать, им все время всучивают какие-то фальшивки, - переживает пианист. - Мы просто обязаны вырастить поколение, способное отличать подделку от настоящего искусства. Кроме того, я считаю своей целью создать преемственность художественного образования. Мы — фундамент, начальное звено. Но после нас дети должны иметь возможность дальше учиться. У нас уже заключаются договора с факультетом музыки СПбГУ, с Герценовским университетом, где прекрасные профильные кафедры и факультеты, с Институтом культуры, с Консерваторией. Очень не хочется это потерять. Понимаете, есть все-таки святые вещи, которые трогать нельзя».

Позицию Михаила Окулова поддерживают в администрации Пушкинского района, под чьим ведением находится Ахматовская гимназия. Взгляды и методы работы Окулова вроде бы находят отклик и одобрение и «наверху». Однако все-таки есть опасения, что даже стойкий Окулов рано или поздно может сломаться — как стало известно «Росбалту» из информированных источников, талантливого музыканта уже давно зазывают в лучшие школы Европы, предоставляя все условия для работы. Окулов пока держится, но он искренне не понимает, почему у нас вместо того, чтобы сделать работу над ошибками и учиться по-иному, вновь по-старинке решают потопить и себя, и других.

Марина Бойцова