Posted 18 апреля 2012,, 15:22

Published 18 апреля 2012,, 15:22

Modified 1 апреля, 01:44

Updated 1 апреля, 01:44

От аборта до пиара

18 апреля 2012, 15:22
Парламент Петербурга прослушал и, хочется надеяться, всерьез воспринял годовой отчет уполномоченного по правам ребенка Светланы Агапитовой. Очевидно, что современным детям нужна экстренная помощь со стороны взрослых. А нотациями, запретами и глупыми законами ничего не добиться.

Парламент Петербурга сегодня прослушал и, хочется надеяться, всерьез воспринял годовой отчет уполномоченного по правам ребенка Светланы Агапитовой. Крайне болезненный «детский вопрос» вызвал странную реакцию среди депутатов: не желая, видимо, особо осмысливать реалии дня, некоторые из них предпочли в очередной раз пропиариться на острой теме.

Сведения Агапитова предоставила просто «убивающие». Россия остается в лидерах по числу детских самоубийств. Только в последние месяцы ее догнала Белоруссия. При этом Петербург стоит на первом месте в России по количеству детских суицидов. Так, в 2011 году в Северной столице свели счеты с жизнью 14 детей, причем последняя трагедия произошла в последний день года: мальчик ушел из жизни, не выдержав боли от смерти матери.

Омбудсмен связала личные трагедии и с проблемами общества в целом. Меньше всего детских добровольных смертей было в царское время при сильном семейном укладе и религиозном воспитании. Последовавшие смутные времена революций и войн стали активно уносить молодые поколения за последнюю черту. Как отметила Агапитова, во времена так называемого социального оптимизма - в «хрущевскую оттепель» и «горбачевскую весну» - количество суицидов вновь резко пошло на убыль. Но вновь увеличилось в очередные смутные времена.

По данным статистики, в Петербурге 45% несовершеннолетних школьниц и 27% школьников посещали мысли о самоубийстве. Детская добровольная смерть носит сезонный характер и даже зависит от дня недели.

«Замечено, что больше всего детских смертей бывает в мае и по воскресеньям, - сообщила Светлана Агапитова. - Также обострения наблюдаются в праздничные дни. В 63% случаев причинами детских самоубийств являются внутрисемейные конфликты, проблемы с педагогами и одноклассниками. Часто дети уходят из жизни под влиянием алкоголя или наркотиков, а также из-за стресса первой несчастной любви».

Как замечают детские правозащитники, на открытый в 2011 году телефон доверия для подростков по простому трехзначному номеру 004 поступило более 6 тыс. обращений от детей, причем 119 юных петербуржцев находились в предсуицидальном состоянии.

После доклада народные избранники забросали детского омбудсмена вопросами. Депутата Алексея Тимофеева особо интересовала степень вмешательства представителей государственных органов в различные острые ситуации, связанные с детьми сектантов. Недавняя трагедия с отказом отца-иеговиста перелить кровь своей маленькой дочери после автокатастрофы вызвала в Петербурге широкий резонанс и «дошла» до депутатов. Среди парламентариев также обсуждались несколько болезненных историй с определением местожительства ребенка, если один из родителей связан с сектами.

Агапитова признала, что у ребенка, воспитанного с младенчества в сектантских семьях, уже складывается определенный тип характера и поведения, поэтому влиять на ситуацию очень трудно. «Недавно мать-сектантка вывезла из Петербурга без ведома отца троих детей в Красноярский край, где очень развита одна из сект. Отец никак не может вернуть детей: там столь сильно влияние секты, что даже органы опеки откровенно боятся связываться с ее членами», -объяснила Светлана Агапитова.

Но самую бурную реакцию в парламенте вызвал очередной опус депутата Виталия Милонова, уже печально прославившего самый европейский город России «законом о геях». На этот раз религиозного депутата озаботила судьба пациентов единственного в Петербурге, по-настоящему уникального консультативно-диагностического центра для молодежи "Ювента".

«За счет бюджета живет это проклятое, безобразное место, и я хочу спросить у Светланы Юрьевны, насколько можно в цивилизованном Петербурге содержать центр, где пропагандируется секс, разврат, гомосексуализм, где детям раздают презервативы и девочкам делают аборты?» - вещал Милонов, вызвав в зале неоднозначную реакцию. Депутаты- «яблочники» пытались «зашушукать» коллегу, другие переглядывались и улыбались, а журналисты резво включали уже зачехленные было камеры.

Агапитовой удалось достойно отбиться. Она сообщила, что "Ювента" относится к сети "клиник, дружественных к молодежи" и приносит больше пользы, чем вреда. "Если вы имеете в виду раздачу презервативов подросткам и студентам, то это как раз - профилактика абортов, а не их пропаганда. Аборты делаются девушкам старше 15 лет после собеседования и обязательной консультации с врачами-психологами", — объяснила омбудсмен. По ее словам, если не будет "Ювенты", в Петербурге возрастет количество криминальных родов, родов на дому и заболеваний, передающихся половым путем.

Но Милонов не унимался и говорил, что не понимает, как очевидно антиклерикальные люди, которыми является персонал «Ювенты», могут вообще «давать кому-то консультации». Он назвал центр «фабрикой смерти», заодно почему-то обвинив в пропаганде гомосексуализма.

Правозащитники не выдержали: «А вы хотите, чтобы девочки лучше спицей дома аборты себе делали, а потом умирали?». Некоторые депутаты потребовали даже «отключать Милонову звук», чтобы он не выносил свои личные взгляды на всеобщее обсуждение. Между тем затеявший очередную бурю в уже было начавшем засыпать зале Виталий Милонов, вполне собой довольный, зал покинул.

После скандала в ЗакСе Светлана Агапитова в интервью "Росбалту" пообещала «Ювенту» в обиду не давать. «Конечно, детей надо воспитывать в плане полового просвещения, но у подростков обязательно должна быть возможность в случае необходимости обратиться также к квалифицированным специалистам, врачам, психологам. Особенно в том случае, если вопрос требует немедленного профессионального реагирования. Надо понимать, что не каждый пойдет со своей проблемой к родителям или учителям, поэтому на помощь должны прийти врачи. Конечно, плохо, что у нас в Петербурге за год 437 девочек приняли решение об аборте. Но этот результат как раз и означает недостаток полового просвещения в семье и школе», - прокомментировала Светлана Агапитова.

По ее словам, в нашем обществе слишком сильно ханжество по отношению к рано повзрослевшим подросткам. Так, взрослые люди зачастую не понимают, что, если сама семья не в состоянии воспитывать детей в половом плане, то это должны делать специалисты. «Должны быть хотя бы факультативные занятия в школах, возможно, раздельные для мальчиков и девочек, на которых бы рассказывалось, что к чему», - считает омбудсмен.

Только за 2011 год 437 юных петербурженок возрастом до 18 лет сделали аборты. Очевидно, что современным детям нужна экстренная помощь со стороны взрослых. Однако религиозные ортодоксы способны довести проблему до катастрофы.

Марина Бойцова