Posted 27 апреля 2012,, 09:05

Published 27 апреля 2012,, 09:05

Modified 1 апреля, 01:35

Updated 1 апреля, 01:35

Потрясение для губернатора

27 апреля 2012, 09:05
Строительство порта в Усть-Луге парализовало жизнь в окрестных поселках. Из 550 км дорог Кингисеппского района в гигантской стройке задействовано 300 км, и из них только 10 километров находятся в удовлетворительном состоянии.

В Ленобласти строится и уже частично действует грандиозный порт «Усть-Луга». О нем говорят на каждом углу как о величайшем достижении цивилизации. Если бы не одно «но»: по суше к Усть-Луге просто не подъехать.

Все шоссе, ведущие к порту, разбиты до такой степени, что могли бы без подготовки служить для проведения трофи-рейдов. Большегрузные автомобили, включая строительную технику для «Усть-Луги», движутся по большей части двухполосным дорогам, не рассчитанным на такую нагрузку. Когда основная дорога - аппендикс трассы «Нарва» (от поворота на Алексеевку и до Котлов) – оказалась буквально размолота, водители, естественно, стали искать другие пути. Нашли – и стали разбивать их. Не нарочно, конечно, но факт остается фактом.

Карта местности: красным показаны участки, где дороги сильно разбиты

Шоссе, ответвляющееся от основной «Нарвы» на Котлы и дальше на Усть-Лугу, считается федеральной трассой с 2007 года. И должно обслуживаться на федеральные деньги. В перспективе же – прокладка новой трассы от Усть-Луги на Великий Новгород, которая частично окажется на существующей дороге, частично пройдет по «целине». Новую трассу уже начали строить – возят песок, бетонные плиты, щебень. Но именно строительство этого шоссе вконец обещает доконать дороги существующие, которыми все пользуются за неимением других. Ведь тяжело груженые самосвалы с песком и щебнем носятся тут же, от карьеров до места складирования материала, носятся на высокой скорости, не закрывая груз тентом, при этом наличие других участников дорожного движения водителей самосвалов не волнует. Кто-то получает камнем в лобовое стекло, кто-то вязнет в мокром песке, рассыпанном на дороге.

В начале апреля и вовсе паралич вышел на одном из участков многострадальных дорог – на отрезке между селами Котлы и Нежново. 32 ребенка из Нежново и окрестностей не смогли попасть в Котельскую школу, потому что школьный автобус отказался ездить по уничтоженной дороге. До этого там в кювет свалилась «скорая», опрокинулась маршрутка, а потом застрял грузовик в глиняной колее, в которую превратилась бывшая асфальтированная дорога, еще полгода назад находившаяся в нормальном состоянии. Вместе со школьным автобусом по убитой дороге отказался ходить и муниципальный транспорт. Неделю дети сидели дома и учились по Интернету (у кого он есть), а взрослые месили глину по несколько километров, чтобы попасть на работу. Автобус из райцентра Кингисепп ходил только до Котлов, и то водители не уставали клясть дорогу: их машины не предназначены для лавирования между широкими и глубокими дырами в асфальте.

И только после этого вопиющего случая в Кингисеппской районной администрации собрали совещание. Глава Кингисеппского ДРСУ Валерий Васякин заявил, что средств на восстановление дороги у него нет (ДРСУ обслуживает как местные трассы, так и федеральную, по договору с ФГУ «Севзапуправтодор»). За день по одной только этой несчастной дороге проходит до 600 машин весом до 40 тонн, причем начальник ГИБДД Кингисеппского района Виталий Мельников отчитался о 66 протоколах, составленных на этом участке за 3 месяца: половина – за превышение нагрузки на ось, половина – за нарушение ПДД. А вообще, по сообщению кингисеппских дорожников, из 550 километров районных дорог в строительстве Усть-Лужского порта задействовано 300 километров, и из них только 10 километров находятся в удовлетворительном состоянии.

На первый взгляд, дороги в Ленобласти находятся в первозданном хаосе. Отнюдь. Содержание и ремонт автомобильных дорог на самом деле достаточно четко регламентировано. Существуют технические правила, разработанные научными институтами, многочисленные постановления правительства и приказы Минтранса, где установлены четкие нормативы по содержанию автомобильных дорог. Например, предусматривается ежегодное «устранение деформаций и повреждений дорожного покрытия, в том числе на искусственных сооружениях - асфальтобетонного до 2,5% от площади, а щебеночного и гравийного до 3,5%» от площади всего дорожного покрытия. Предусматривается и ежегодная «заливка трещин на асфальтобетонных покрытиях - 150 пог.м трещин на 1000 кв.м покрытия». А на гравийных дорогах - подсыпка свежего гравия и песка. Называется это «восстановление поперечного профиля с использованием щебня, гравия, шлака или других подобных материалов с расходом до 100 куб.м на 1 километр».

На выполнение работ по содержанию (не ремонту!) автомобильной дороги с интенсивностью движения около 200 машин в сутки (дорога 5 класса) этими нормативами предусматривается выделение 695 тысяч рублей на один километр дороги в год в ценах 2007 года, а на дорогу 1 класса – уже вдвое больше.

Эти требования к содержанию дорог федерального значения, и именно по таким расценкам закладываются расходы в федеральный бюджет. К дорогам регионального значения отношение еще хуже. Так, в 2011 году в среднем на содержание одного километра дорог регионального значения Ленинградская область выделяла около 92 тысяч рублей в год. Причем, скажем, во Всеволожском районе выделялось вдвое больше средств, чем в злополучном Кингисеппском. Любопытна и такая строка в бюджете Ленинградской области: «Мероприятия по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог местного значения». Затраты по этой строке на 2012 год предусмотрены в размере 139 млн 920 тысяч рублей.

В Кингисеппе рассказывают, что губернатор Валерий Сердюков 13 февраля был в Усть-Луге на очередном парадном заседании. Туда прилетел на вертолете, обратно пришлось ехать машиной – техника отказала. По слухам, губернатор был потрясен до глубины души и тела состоянием дорог вверенного ему субъекта федерации. Другому потрясению подвергся кортеж Сергея Степашина, следовавшего по основной трассе «Нарва», - в микроавтобусе выпало боковое стекло от безумной вибрации на участке у деревни Озертицы, который пребывает в таком состоянии уже несколько лет. Сколько еще высоких гостей надо протрясти по ухабам, чтобы подействовало? А ведь уже начинает работу Усть-Лужский контейнерный терминал. Это значит, что на убитых в хлам дорогах появятся еще и контейнеровозы, приносящие немалую прибыль частным инвесторам.

Татьяна Хмельник