Posted 11 мая 2012,, 08:20

Published 11 мая 2012,, 08:20

Modified 1 апреля, 01:24

Updated 1 апреля, 01:24

Наследство Сердюкова

11 мая 2012, 08:20
Валерий Сердюков продержался на посту губернатора Ленинградской области почти 14 лет. Эти годы не без некоторого пафоса многие уже называют эпохой. Однако реальность несколько отличается от этой картины: не все в регионе так хорошо, как рапортуют официальные СМИ.

Валерий Сердюков продержался на посту губернатора Ленинградской области почти 14 лет. Эти годы не без некоторого пафоса многие уже называют эпохой. Если судить по сообщениям областных властей и публикациям в официальных СМИ, период правления бывшего главы действительно наполнен эпохальными событиями. Однако реальность несколько отличается от этой картины.

Одна из немногих в стране, Ленинградская область не имеет собственной столицы. Областное правительство заседает в Петербурге. Хоть и соседнем, но все-таки чужом регионе. Члены областного правительства – сплошь жители мегаполиса и его окрестностей. После того как Сердюков стал губернатором, начались разговоры, что нужно все же подыскать под столицу какой-нибудь симпатичный областной городок. Глава региона признавал – из Петербурга область не разглядишь.

Вариантов называлось несколько, в их числе были, например, Гатчина, Всеволожск и Сертолово. Но подходящий так и не выбрали. Причины понятны: ни один город региона не может предложить хоть мало-мальски подходящей инфраструктуры. В большинство из них ездить каждый день на работу из Петербурга просто невозможно – не позволяют пробки или состояние дорог. Что, кстати, понять уже сложнее.

Согласно официальной информации, инвестиции в строительство и ремонт дорог в течение всех лет губернаторства Валерия Сердюкова составляли внушительные суммы, которые год от года росли. Так, глава региона с гордостью заявлял, что в 2008 году в областные дороги было вложено 4,8 млрд рублей, в 2011 – 7,2 млрд, а в нынешнем планировалось освоить в дорожном строительстве уже 10 млрд. Однако состояние дорог в области по-прежнему остается близким к катастрофическому. Ямы, рытвины, колдобины тем глубже и безнадежнее, чем дальше от Петербурга. По мнению водителей, хуже только в Псковской области, самом нищем регионе СЗФО.

Иными словами, проблема транспортной инфраструктуры за годы правления Сердюкова не решена. Вместе с ключами от его кабинета в Доме правительства на Суворовском проспекте она достанется в наследство новому губернатору Александру Дрозденко.

Кроме латания дыр на региональных трассах, ему придется заняться строительством КАД-2 и Гатчинского путепровода, созданием качественно новых подъездных путей в Усть-Лугу, без которых развитие порта невозможно. А для Выборгского района решение транспортной проблемы – вопрос даже не развития, а просто жизнеобеспечения. Высокоскоростной железнодорожный маршрут Хельсинки — Петербург — Москва фактически разрезал район на два «берега», соединить которые можно только с созданием комплекса дорогостоящих путепроводов. Принципиальные решения по многим транспортным проблемам области приняты при Сердюкове. Но воплощать их придется уже следующему главе Ленинградской области.

Еще одно достижение, о котором с гордостью говорил бывший губернатор, – быстрое развитие областной промышленности в период его правления, открытие новых мощных предприятий, рост инвестиционной привлекательности региона. Через год после того, как Сердюков возглавил область, заработали табачная фабрика «Филип Моррис Ижора», завод по упаковке кофе «Крафт Фудс» в Ломоносовском районе и тракторный завод «Катерпиллар» в Тосно, в 2002 году во Всеволожске запустили «Форд». Но открытию таких масштабных проектов всегда предшествует длительный подготовительный период, и очевидно, что он начался еще до Сердюкова. К тому же, очевидно, что не только из-за Сердюкова в область пришли такие крупные инвесторы - отличное географическое положение и пограничные территории с Евросоюзом делают область привлекательной вне зависимости от личности губернатора.

Сердюков часто говорил, что Ленинградская область из сельскохозяйственного региона быстро превращается в промышленный. Но в регионе до сих пор существуют откровенно депрессивные муниципалитеты — в первую очередь, это Подпорожский и Лодейнопольский районы, а также Сланцевский и Бокситогорский. Крупнейшие предприятия области сконцентрированы в основном в прилегающих к Петербургу районах и страдают от острейшего кадрового голода, тогда как в глубинке промышленная сфера находится в глубочайшем кризисе, а сельскохозяйственная – практически разрушена.

В 2008 году в Гатчинском районе открылся завод по производству молочных продуктов «Галактика». Собственники сразу столкнулись с проблемой острого дефицита сырья. Наладить закупки нужного количества молока в своем регионе оказалось крайне сложно, пришлось искать в других. А в Бокситогорский район, откуда раньше в Петербург гнали цистерны с молоком, теперь приходится завозить его с соседней Вологодчины.

Зато в производстве яиц Ленинградская область впереди всей России. В доме правительства на Суворовском любят подчеркивать, что «по яйцам» регион уверенно занимает первое место в стране. Но крупнейшие областные птицефабрики тоже находятся в близких к Петербургу районах, да на одних яйцах и не уедешь далеко.

Разбираться с перекосами в развитии сельского хозяйства и промышленности в регионе тоже придется новому губернатору. В том числе с обострившимися проблемами Пикалево, которые так и не смогли решить приезд Путина и перевод города в режим «ручного управления». Накануне Арбитражным судом Петербурга и Ленобласти был принят к рассмотрению иск о банкротстве градообразующего завода «БазэлЦемент-Пикалево», и можно не сомневаться – системные пикалевские проблемы еще долго не дадут скучать на новом посту Александру Дрозденко.

Валерий Сердюков не раз заявлял, что в Ленинградской области в последние годы удалось резко снизить уровень безработицы. Но вряд ли новому губернатору стоит радоваться этой информации и считать проблему решенной. Год назад в Доме правительства рапортовали, что из 912 тысяч человек, составляющих экономически активную часть населения региона, без работы — только пять тысяч. Однако, по данным Росстата, в реальности безработных в области существенно больше – около 38 тысяч человек. Интересно, что разница между официальной и неофициальной безработицей в Ленобласти выше, чем в среднем по стране.

Дефицит рабочих мест мог бы быть еще выше, но за годы губернаторства Валерия Сердюкова в большинстве удаленных районов области резко снизилось количество экономически активных жителей. Население Лодейнопольского, Бокситогорского, Подпорожского и некоторых других районов сократилось за это время более чем на 10%. Все, кто мог, уехали жить и работать в Петербург или еще дальше, потому что в родных городках и поселках либо нет работы, либо за нее платят смехотворные деньги. Эти проблемы тоже предстоит решать Александру Дрозденко (о нем читайте здесь). Хотелось бы добавить – и его новой команде. Но будущий губернатор уже заявил, что менять руководителей комитетов областного правительства не собирается (о торгах за места в правительстве читайте здесь). Так что старыми проблемами будут заниматься те же, кто отвечал за них и раньше.

Инга Кузнецова