Posted 14 мая 2012,, 14:20

Published 14 мая 2012,, 14:20

Modified 30 января, 09:45

Updated 30 января, 09:45

Петербуржцы хоронят Дюны (фото)

14 мая 2012, 14:20
Дюны, тянущиеся вдоль сестрорецкого побережья Финского залива, практически уничтожены. Редкий ландшафтный памятник природы государство не охраняет. Не утруждают себя заботой о нем и петербуржцы, отдыхающие в Курортном районе.

Уникальные песчаные дюны, тянущиеся вдоль сестрорецкого побережья Финского залива, практически уничтожены. Редкий ландшафтный памятник природы не находится под охраной государства. Не утруждают себя заботой о «летучих песках» и петербуржцы, выезжающие в Курортный район на пикники.

«Что сделали из берега морского // Гуляющие модницы и франты? // Наставили столов, дымят, жуют, // Пьют лимонад. Потом бредут по пляжу, // Угрюмо хохоча и заражая // Соленый воздух сплетнями...», - трудно поверить, но факт: именно с этих строк начинается одно из стихотворений Александра Блока, которое было написано в Дюнах в 1907 году. Спустя более 100 лет зачин «В северном море» по-прежнему актуален, если не сказать больше. Вердикт, вынесенный поэтом-символистом петербургской культуре отдыха, реален как никогда. Это подтвердили прошедшие большие майские праздники.

Читатель «Росбалта», ставший свидетелем отдыха петербуржцев в сестрорецких Дюнах, констатирует, что сохранение уникального ландшафта мало кого беспокоит. Из "берега морского" современные «гуляющие модницы и франты» сделали банальную помойку.

Установленные по периметру дюн таблички, под угрозой штрафа запрещающие въезжать на автомобилях на берег, игнорируются отдыхающими. Оставлять машины на бесплатной парковке никто не желает, предпочитая парковать свои транспортные средства непосредственно на пляже.

Там же - на дюнах - жгут костры, ничуть не заботясь о том, что костровища просто убивают уникальную природу. Читатель рассказал, что никакие увещевания на отдыхающих не действуют. Не действуют они и на сотрудников полиции, которые игнорируют тревожные звонки от местных жителей с просьбой принять меры и начать уже штрафовать наглых любителей пикников.

Сестрорецкие дюны — небольшие прибрежные песчаные холмы высотой до 20 метров - являются уникальным памятником природы. Считается, что образование дюн связано с историей возникновения Финского залива. Около 10 тыс. лет назад на месте нынешнего Балтийского моря находился пресноводный замкнутый бассейн, около 7500 лет назад вследствие опускания суши образовалось море, соединившее Балтийское море через пролив с Ладожским озером. В дальнейшем море стало отступать, и около 3000 лет назад Ладога превратилась в озеро, тогда же начали образовываться дюны на берегах Ладоги и Финского залива, в том числе и Сестрорецкие дюны. К этому времени здесь появился доисторический человек, о чем свидетельствуют археологические находки.

По словам председателя Северо-Западной общественной организации "Зеленый крест" Юрия Шевчука, дюны — это не просто живописный рельеф, это еще и типичный ландшафт, который существовал на территории современного Сестрорецка 4-5 тыс. лет тому назад. Именно так это место выглядело во времена литоринового и анцилового морей. Данный пейзаж практически не изменился, если не считать того факта, что сосны стали меньше.


На территории сестрорецких дюн находится целый ряд археологических памятников, в том числе одиннадцать стоянок древнего человека. О том, что здесь ступала нога современного человека, говорят брошенные мангалы, пепелища, батареи банок и бутылок, пластмассовые столовые приборы, пакеты с мусором, борозды от автомобильных колес и, конечно же, «наскальная живопись», увековечивающая имена туристов. Однако сохранить уникальные образования от полного уничтожения некому: сестрорецкие дюны так и не взяты под охрану государства.

Шевчук называет ситуацию с дюнами «странной, ожидаемой и очень обидной историей». Дело в том, что в прошлом году власти Петербурга создали заказник «Сестрорецкое болото». В состав этой особо охраняемой природной территории вошли и дюны, но совершенно ничтожная их часть. Предложения экологов расширить заказник путем включения в него дюн и других территорий сестрорецкого курорта понимания в Смольном пока не находят. Бумага, которая была направленна на имя экс-губернатора Валентины Матвиенко, вернулась с отказом. Придавать дюнам особый статус было принято нецелесообразным, т.к. практически на них проживает уже достаточно большое количество населения. Запрос новому губернатору Георгию Полтавченко вернулся с более расширенным ответом, но за ним также скрывался отказ.

Эколог отмечает, что с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Петербургу особых противоречий по расширению заказника «Сестрорецкое болото» нет. Но факт остается фактом геологический памятник природы охранного статуса не имеет. Худо-бедно охраняется лишь территория, примыкавшая к детскому пансионату.

Картину апокалипсиса рисует и сестрорецкий краевед, ведущий научный сотрудник СПб ГУК "Историко-культурный музейный комплекс в Разливе" Борис Ривкин. По его словам, ситуация в дюнах характерна для всего Курортного района. «Приезжайте и посмотрите, что происходит в выходные дни. Сколько машин стоит в дюнах, на дороге в Зеленогорск, по пути к Шалашу. Везде висят объявления, о том что въезд в зеленую зону запрещен, а все равно сотни машин стоят, люди шашлыки делают и прочее. Такое впечатление, что никто за этим не следит», - рассказывает Ривкин.