Posted 13 июня 2012,, 15:17

Published 13 июня 2012,, 15:17

Modified 1 апреля, 00:53

Updated 1 апреля, 00:53

Небоскреб на графских развалинах

13 июня 2012, 15:17
История одной из разрушенных усадеб окрестностей Петербурга дошла до депутатов Госдумы и генпрокуратуры России. О том, что на месте развалин дворца, о котором писал еще Александр Пушкин, собираются построить многоэтажку, в Москву написали местные активисты.

Глядя на сегодняшний поселок, трудно поверить в то, что здесь когда-то было. По словам местного краеведа, а в прошлом депутата Гатчинского района Александра Комиссарова, в XVIII веке, в период шведской оккупации, Славянским погостом командовал рикс-адмирал парламента Швеции Карл Карлсон Юлленъельм. Он-то в 1632 году и построил на Славянской мызе резиденцию Карлберг. Здание стало прототипом стокгольмского королевского дворца, в котором ныне расположена действующая военно-морская академия Швеции.

Петр I после победы в Северной войне подарил резиденцию своей жене Екатерине (Марте) Скавронской. Через несколько поколений территория вместе с дворцом досталась графине Юлии Самойловой — наследницы состояний Скавронских и Лита, жена героя чеченской кампании Николая Павловича Самойлова. Она в 1930 году и сделала заказ на перестройку дворца. За проект перестройки взялся не кто-нибудь, а только что вернувшийся из Италии архитектор Александр Брюллов (брат художника Карла Брюллова).

"Графиня Самойлова была необычайно властолюбива, наделена тщеславием, свободных нравов, невероятной физической развитости и высокого роста, эротически привлекательна до безумия. Сейчас бы сказали - потенциальный политический лидер и секс-бомба в одном лице. Колдунья и чародейка - «предсказавшая» гибель Пушкина», - указывает Комиссаров.

Однако «политический лидер» в лице Самойловой так и остался «потенциальным». В 1835 году после раскрытия государственного переворота по смещению императора Николая I она в 24 часа была выслана из страны. В Россию Самойлова вернулась только в 1842 году и то лишь для того, чтобы продать усадьбу. Хоть и была она оценена в 220 тыс. рублей, император торговаться не стал, уплатив за нее все 700 тысяч. Графская Славянка стала Царской и перешла в ведение Департамента уделов.

После смерти Николая II в Славянку наезжали и Александр II, и Александр III. Дворец использовался в качестве дома отдыха для высших офицеров во время проведения маневров. Например, в Лувре имеется картина художника Дейталя Жана-Батиста Эдуарда «Песенники IV стрелкового батальона в Царской Славянке на маневрах».

В 70-е годы XIX века по соседству разместилась императорская школа садоводства и огородничества — прототип сельскохозяйственных научно-исследовательских институтов. Было построено 50 коттеджей для выписанной из Германии профессуры.

При Николае II в Славянке появляется Ольгинский детский приют трудолюбия. Император лично поддерживал проект, средства на развитие данного учебного заведения выделялись запредельные. Однако все изменилось после Октябрьской революции. В 1918 году дворец был национализирован и передан органам народного просвещения, в нем разместилась колония для беспризорников. Колонисты выросли, и усадьба была отдана под дом отдыха.

С началом Великой Отечественной войны в Славянку пришли испанцы. В ноябре 1941 дворец графини Самойловой стал штабом 250-й дивизии Вермахта испанской «голубой дивизии», которой командовал генерал Эмилио Эстебан Инфантес. В период с 1945 по 1954 годы в Славянке был организован концлагерь для лиц, которые сотрудничали с оккупационным режимом. Сам дворец стал использоваться как склад нефтепродуктов колонии.

После этого объект пыталась реанимировать обувная фабрика «Скороход», руководство которой изъявляло желание организовать в усадьбе дом отдыха. Но и эти планы оказались невыполнимы.

Сегодня дворец, а вернее, то, что от него осталось окружает так называемый «комиссаровский забор», установленный еще в 1986 году. В то, что здесь когда-то была царская резиденция, поверить просто не возможно. Объект, о котором в 1835 году Александр Пушкин писал: «Это сокровище! Невозможо представить себе ничего более элегантного в смысле мебелей и всевозможных украшений... Все ходят смотреть это, точно в Эрмитаж», сегодня представляет разваливающиеся кирпичные стены.