Posted 18 июня 2012,, 13:11

Published 18 июня 2012,, 13:11

Modified 30 января, 10:14

Updated 30 января, 10:14

Ветеранам сцены не дают покоя

18 июня 2012, 13:11
В отношении многострадального ДВС им. Савиной сбываются самые худшие предположения. Решения по нему так и не принято, где-то в верхах идет переписка. Между тем заложниками ситуации по-прежнему остаются пожилые артисты.

В отношении многострадального ДВС имени Марии Гавриловны Савиной почему-то сбываются самые худшие предположения. В середине февраля, когда Дом на Петровском острове покидали его последние обитатели, городские власти обещали, что «после процедуры передачи имущества ДВС в собственность Петербурга и оформления соответствующих документов» они смогут вернуться и «на время ремонта основного здания» проживать в медицинском корпусе, который находится в стороне от стройплощадки. Ожидалось, что это произойдет 1 марта. Время шло, на периодические запросы журналистов ответственные лица отвечали немногословно: «Процесс идет, улаживаются имущественные и земельные вопросы...» Наконец, 3 мая председатель Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Александр Ржаненков сообщил «Росбалту»: «Работа завершена, проект постановления правительства Российской Федерации о передаче ДВС городу согласован всеми сторонами, ждем его выхода. Надеюсь, что уже к лету временно переехавшие в Павловск ветераны вернутся на свою территорию».

25 мая, в день 70-летнего юбилея главы Союза театральных деятелей Александра Калягина, на официальном сайте СТД РФ появилось его письмо, адресованное вице-губернатору Санкт-Петербурга Василию Кичеджи. Название этого послания: «Александр Калягин – Кичеджи: так кто из нас врет?» интригует, а за содержание в прежние времена вызывали на дуэль, теперь же, вероятно, – в суд. Например, после обращения «Уважаемый Василий Николаевич!» следует обвинение: «Вы раздаете интервью, мелькаете в телеящике, вместе с вашими подручными вводите общественность в заблуждение (а попросту говоря – врете, не краснея), и при этом валите все с больной головы на здоровую…»

Пока «дуэль» двух чиновников не состоялась, попробуем определиться с «головами», ведь на этом же сайте опубликованы письма Калягина и к губернатору Северной столицы Георгию Полтавченко. Рассмотрим их в хронологической последовательности: с сентября прошлого года - по май нынешнего. В первых посланиях председатель признает, что «Союз театральных деятелей просто не в состоянии обеспечить финансирование ДВС», и просит увеличить объем субсидий из бюджета Санкт-Петербурга на содержание Дома, «исходя из норм финансирования городских учреждений социального обслуживания населения». Возможно, на это ему Полтавченко резонно отвечает, что для того, чтобы ДВС финансировался из городского бюджета, он должен стать городским. В январе тон писем меняется: СТД уже согласен расстаться со своим имуществом (а с ветеранами тем более), но хочет получить почти 12 млн рублей, некогда уплаченных им за участок земли площадью 2,85 га, предназначавшийся для коммерческой застройки. С помощью журналистов и самих ветеранов Смольный сумел доказать, что эти претензии необоснованны (подробности читайте здесь). И 12 марта секретариат Союза театральных деятелей РФ принимает «решение о передаче в дар городу Санкт-Петербургу Дома ветеранов сцены имени М.Г.Савиной».

Казалось бы, процесс пошел, ведь Александр Калягин сразу же сообщает об этом Георгию Полтавченко. Более того, в этом же письме он подтверждает, что руководство СТД согласовывает представленные городом «проекты постановления правительства Санкт-Петербурга и Устава ДВС», благодарит «за участие в судьбе ветеранов отечественной сцены» и выражает «надежду на тесное взаимодействие и сотрудничество». Дальше – тишина. Наконец, письмо от 25 мая, мало похожее на деловую переписку и где о «сотрудничестве» уже речи нет. В нем обвиняются журналисты, «испытывающие личную неприязнь» к Калягину, и «чиновники из Смольного, облеченные властью солидные мужи и девы» в том, что они «разжигают похабную истерию» вместо того, чтобы «решать вопросы».

К этому времени главный «вопрос» уже был решен: 21 мая Секретариат Союза принял постановление о передаче в дар Российской Федерации «принадлежащих СТД РФ на праве собственности объектов недвижимости, входящих в состав имущественного комплекса Дома ветеранов сцены им. М.Г.Савиной, а также земельного участка, на котором эти объекты расположены». Еще раньше Калягин обратился с письмом к Владимиру Путину, тогда еще председателю правительства России, в котором обвинил Смольный в затягивании процесса приема «подарка» и в отказе финансирования текущей деятельности ДВС, объяснив это нехваткой денег в бюджете города. «Я вижу только один способ сохранить ДВС, - пишет Калягин, - создать на его базе Федеральное государственное учреждение… в ведении Управления делами президента РФ». (То есть расплывчатое понятие «Российская Федерация» приобрело конкретные черты Управделами президента) Вероятно, ознакомившись с этим посланием, петербургские чиновники и высказались о московских «театральных деятелях», не сдерживая эмоций.

Александр Ржаненков: «Все эти месяцы СТД намеренно затягивал процесс передачи дома в собственность города, они не предоставляли в надлежащем порядке документы, не выходили на связь. Мы, а не Управделами, своими силами в критический момент расселили по городским домам ветеранов тех стариков, кто не хотел жить в Комарово, мы оказываем им помощь. Как же можно лгать, говоря, что процесс остановился по вине Санкт-Петербурга? У нас есть средства для содержания ДВС, письмо Калягина — навет».

Вице-губернатор Василий Кичеджи: «За время общения с руководством СТД я смог убедиться в том, как много в словах и действиях господина Калягина, мягко говоря, лжи. Город не отказывался и не отказывается от намерений взять дом под свою юрисдикцию. Ссылки Калягина на то, что ДВС станет тогда петербургским, а не российским домом, — демагогия, нам все равно, откуда приехал ветеран сцены. И абсолютная ложь, что в 2012 году Петербург не предоставлял ДВС субсидий».

Кому верить? Наверное, документам: статья 26.80 Бюджетного кодекса Санкт-Петербурга - Субсидии на улучшение социального обслуживания ветеранов сцены, проживающих в Негосударственном учреждении «Дом ветеранов сцены им. М.Г. Савиной» Союза театральных деятелей Российской Федерации» - 9 280 200 руб. Эта сумма выделена городом именно «на улучшение», а само обслуживание ветеранов должен обеспечивать собственник — СТД.

Наверное, директору ДВС Александру Белокобыльскому трудно привыкнуть к экономии, ведь последние годы он распоряжался очень крупными суммами, предоставленными Благотворительным фондом «Система». Категориями меньше миллиона он и не мыслил. Спросишь на пресс-конференции: «Сколько осталось «системных» денег?», слегка задумавшись, ответит: «Миллионов тридцать-сорок». У меценатов претензий не было, зато их расходованием заинтересовались специалисты Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: только за разработку проектно-сметной документации так и не состоявшегося ремонта дирекция Дома перечислила неким малоизвестным фирмам почти 50 млн рублей. Частично документы изъяли в ходе следственных мероприятий сотрудники УБЭПа, они же усмотрели в деяниях руководства ДВС ст.160 ч.3 УК РФ (присвоение или растрата с использованием служебного положения) в порядке ст.144-145 УПК РФ, но для проведения строительно-технической экспертизы и установления ее реальной стоимости, нужно возбудить уголовное дело. Все материалы проверки КУСП №3010 от 21.06.2010г. по этой «системной» благотворительности больше года находились у начальника Главного следственного управления ГУВД по СПб и Ленобласти генерала Александра Романова, затем у его преемницы - полковника юстиции Марины Матвеевой. «Росбалт» неоднократно запрашивал их о судьбе вышеуказанного дела, но ответа не получал.

Кстати, в Комарово сейчас живет всего 52 человека, а двадцать четыре, категорически отказавшихся туда переезжать, расселены с учетом их пожеланий в городские дома и пансионаты. Причем, видимо учитывая, что «актер – человек небогатый», с них «в виде исключения» удерживается не более 50% пенсии. Плохо ни о сотрудниках Комитета по социальной политике, ни о его руководителе ветераны не говорят. Зато на сайте СТД с завидной регулярностью появляются письма из Комарово с требованиями к журналистам не писать больше о Доме ветеранов сцены, оставить в покое директора и т.д. Под первым посланием стоит 22 подписи без расшифровки, под вторым, написанным «театроведом, литератором, журналистом» Галиной Карнауховой, всего три. То есть из пятидесяти двух человек, проживающих сейчас в Комарово, ее требование «Дайте нам спокойно жить в нашем светлом доме с заботящейся о нас администрацией во главе с А.А. Белокобыльским» поддержали три ветерана, фамилии которых даже невозможно прочесть. Можно представить, как собирались эти подписи, если под одной есть такая приписка: «куда все, туда и я…»

Решение по ДВС имени М.Г.Савиной еще не принято, где-то в верхах идет переписка, которую вряд ли когда-нибудь опубликуют. Может, чиновникам всех рангов, решающим дела «земельные», стоит напомнить слова великого артиста Кирилла Лаврова, бывшего большим другом Дома на Петровском острове: «Обязанность живущего поколения – сделать так, чтобы старость людей, которые оказались в этих стенах, была бы нормальной, благополучной, и, по возможности, счастливой. Решение должно быть найдено. Если это дело поменять на какие-то деньги, заработки, то Господь Бог не простит. Поэтому я верю, что все будет нормально, что найдется какой-то вариант, который устроит все стороны. Дай Бог, чтобы он нашелся как можно скорее, чтобы не приносил лишних волнений: люди-то все пожилые, им покой нужен и уверенность в завтрашнем дне».

Татьяна Воронцова