Цифры - хорошие. Специалисты - посмотрим

Основная волна ЕГЭ завершена. Городской комитет по образованию радуется рекордным цифрам: петербургские выпускники сдают экзамен все лучше. И уверен в том, что количество набранных баллов соответствует реальным знаниям.

Основная волна сдачи школьниками судьбоносного ЕГЭ завершена. Городской комитет по образованию радуется рекордным цифрам: петербургские выпускники сдают экзамен все лучше и лучше. И полностью уверен в том, что количество набранных баллов соответствует реальным знаниям.

То ли система образования за одиннадцать лет, наконец, привыкла к тестовой системе проверки итоговых знаний, то ли школьники поумнели, но Петербург итогами экзамена может похвастаться: почти по всем предметам результаты выше в сравнении и с прошлым годом, и с "общей температурой по больнице" — средними баллами по России в 2012 году. Больше всего порадовали те выпускники, которые выбрали в качестве итогового экзамена информатику. По этому предмету они набрали в восемь раз больше пятерок, чем их предшественники, всего 3,7% двоек (для сравнения, информатику "завалили" больше 11% юных россиян), а средний балл составил 67,62 против 64,71 в 2011 году. Ощутимо подскочили средние результаты ЕГЭ по немецкому и французскому языкам (72,77 в текущем году против 63,65 в 2011 и 72,01 против 66,37 соответственно), также школьники стали лучше сдавать историю (54,05 против 50,50) и русский язык (63,48 против 61,23). И так со всеми предметами — подкачал только испанский, выпускники в среднем недобрали почти 4 балла до прошлогоднего результата в 71,94.

Выросло и количество "стобалльников" — одиннадцатиклассников, которые по результатам экзамена получили максимально высокую оценку. Больше всего абсолютных отличников, сдававших русский язык, — 41 человек, следом идут информатики (24 человека) и химики (по этому предмету 100 баллов заработали 20 школьников). Кроме того, дважды абсолютными отличниками стали шестеро петербургских выпускников: Дмитрий Травкин (школа №278, Адмиралтейский район), Анна Суворкина (школа №126, Калининский район), Диана Геворкян (лицей №133, Красногвардейский район), Валерия Ефимова (школа №366, Московский район), Нарэк Петросян (школа №554, Приморский район) и Илья Малиновский (лицей №239, Центральный район). Вот только они показали высокие результаты не по двум основным предметам — 100 баллов по математике в этом году в Петербурге не набрал никто.

"Я считаю, что мы должны говорить о повышении качества образования, — объясняет ударные результаты глава городского комитета по образованию Наталья Третьяк. — Изменилась структура стандарта, он теперь строится не по принципу, "что ребята должны изучить", а "что они должны знать и уметь". Это позволяет строить более гибкие образовательные траектории, а учителям — более ярко проявить свое творчество".

Кроме того, принцип обучения "с мелом у доски", при котором учитель был единственным источником информации, уходит в прошлое; теперь школьники могут черпать знания откуда угодно, компьютеры и Интернет более не дефицит. По словам Третьяк, вкупе с тем, что тестовая система постоянно совершенствуется, система образования только подтверждает высокую квалификацию выпускников хорошими оценками на ЕГЭ.

"Простой пример: когда мы покупаем стиральную машину, мы можем прочитать инструкцию или попросить кого-то показать, как ей пользоваться. Безусловно, во втором случае результаты будут более быстрыми и эффективными. И использование таких наглядных современных средств обучения не может не сказываться на результатах полученного образования", — считает глава комитета по образованию.

Процесс сдачи ЕГЭ в нынешнем году школьникам облегчила модернизация системы публикации результатов ЕГЭ. По словам директора Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий Александра Федосова, еще в прошлом году выпускники могли ввести на петербургском портале информационной поддержки ЕГЭ свои паспортные данные и узнать ответы к частям А и Б пройденного теста. С нынешнего года они получают еще и доступ к отсканированным образам бланков, а значит, могут трезво оценить свои труды и сопоставить их с оценками.

"Общее количество апелляций по несогласию с баллами снизилось, — рассказал Федосов. — Мы отсекли часть апелляций, вызванных сомнениями участника ЕГЭ, что его бланк идентифицирован правильно, его "крестики" распознаны. И сняли таким образом некоторое количество необоснованных, неадекватных апелляций. Однако качество оставшихся возросло — имея в своем распоряжении образец бланка, ученик советуется с родителями и специалистами по предмету".

На сегодняшний день подано около тысячи апелляций, и их количество продолжает расти. Как и процент удовлетворенных заявок — пока что можно говорить только о трех предметах, по которым конфликтные комиссии прекратили работу. Тем не менее, новшество повысило уровень правовой защиты школьников, считает эксперт. И, несмотря на то, что в середине июня портал с отсканированными бланками подвергся атаке хакеров, которых сейчас ищет отдел "К" (http://www.rosbalt.ru/piter/2012/06/20/994909.html), процессу сдачи экзамена другими школьниками это никак не помешало. Комитет по образованию, напротив, считает это показателем высокой компьютерной грамотности юных петербуржцев — не зря же пятерок по ИКТ в восемь раз больше!

Статистика по двоечникам позволяет испытать двойственные чувства: с одной стороны, лишь 295 человек из более чем 29 тысяч не набрали проходных баллов по обоим основным предметам — русскому и математике. Но с другой — заставляет сомневаться в сложности контрольно-измерительных материалов и компетентности составителей образовательного стандарта: по Сети уже давно гуляет шутка про ЕГЭ, в которой правильным ответом ко всем вопросам является фраза "Единая Россия". Тем, кто в первый раз пропустил экзамены по русскому языку и математике по уважительной причине или не смог сдать их на положительную оценку, дали второй шанс в резервные дни — 20 и 21 июня. А если не повезло на ЕГЭ по необязательному предмету — что ж, оценку в аттестат поставят в соответствии с текущей успеваемостью, но пересдавать не разрешат.

Что неудивительно, с развитием высоких технологий фантазия и воображение ленивых 11-классников резко пошли на спад. Почти все школьники, удаленные с ЕГЭ за использование шпаргалок, пытались смухлевать с помощью мобильных телефонов. Значительно меньшее количество выпускников писали "шпоры" от руки, и только один ученик пытался пользоваться справочником по обществознанию на соответствующем экзамене, за что и был удален. Всего за руку поймали 61 недобросовестного участника ЕГЭ, причем, только в дни основных сдач — в "резервные" дни рисковать никто не стал.

Радоваться региональным показателям экзамена в этом году, хвастаться "догнали и перегнали" и хвалить систему ЕГЭ в целом можно еще долго; чиновники от образования видят в стандартизированной системе сплошные плюсы. Например, снижение нагрузки на абитуриентов, которым нет нужды сдавать еще и вступительные экзамены в вуз, повышение образовательной мобильности, объективная оценка знаний — то, что в одной школе имеет право называться твердой "пятеркой", в профильном лицее может считаться только хлипкой "троечкой", а ЕГЭ на то и "единый" для всех. Но сами же повторяют: над системой еще работать и работать.

"Безусловно, нужно совершенствовать содержание контрольно-измерительных материалов — они не идеальны, — считает Наталья Третьяк. — Должно быть большее количество заданий, чтобы повысить вариативность создания билетов, необходимо заранее выкладывать примерный набор вопросов, результаты прошлого года, чтобы ребята могли подготовиться. Требует совершенствования и дисциплина сдачи ЕГЭ, как раз, может быть, расширение института общественных наблюдателей — чтобы не было случаев, когда ЕГЭ сдает кто-то за кого-то, либо когда в написании помогают. Я думаю, что с каждым годом нарушений будет все меньше, и это же показывает практика".

Бумажные свидетельства с результатами сданных тестов вчерашним школьникам обещали выдать 5-6 июля, и потом, с заявлением о приеме, фотографиями три на четыре и ксерокопией паспорта выпускники пойдут поступать в университеты. А те имеют все меньше власти над системой приема и смотрят только на цифры. Цифры — хорошие. Какими будут дипломированные специалисты — увидим.

Александр Пушкаш