Posted 5 июля 2012,, 20:24

Published 5 июля 2012,, 20:24

Modified 1 апреля, 00:32

Updated 1 апреля, 00:32

«Интернационал» не пройдет?

5 июля 2012, 20:24
Против мигрантов, «охранявших» магазин «Народный» с криками «бей русских свиней», возбуждено дело по статье «экстремизм». Резонансная история показала, что национальный вопрос все-таки испортит и россиян, и чужестранцев.

Против мигрантов, «охранявших» магазин «Народный» с криками «бей русских свиней», возбуждено дело по статье «экстремизм». Резонансная история показала, что национальный вопрос все-таки испортит и россиян, и чужестранцев.

Начальник Управления федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Елена Дунаева сообщила журналистам, что против «охранников» универсама «Народный» возбуждено уголовное дело по достаточной жесткой статье «экстремизм». Она также уточнила, что сейчас задержаны 57 работников этого магазина за различные нарушения миграционного законодательства, однако от дальнейшей конкретики отказалась, заметив, что подведомственная ей структура участвовала в проверке «Народного» наравне с прочими силовыми структурами после громкого скандала с «Хрюшами против» (об этом читайте здесь). Именно поэтому все прочие выводы должны делать в первую очередь те, по чьей инициативе проверка была произведена — то есть прокуратура.

«Очевидно, что этот универсам требует внимания, - в беседе с «Росбалтом» не могла не заметить Елена Дунаева. - Мы там проводим проверки постоянно, как минимум 1-2 раза в месяц, потому что очень много жалоб. Но понятно также, что сама акция «Хрюш» была вызвана не какими-то национальными конфликтами, а в первую очередь тем, что слишком долго не было реакции на жалобы петербуржцев, отоваривающихся в этом универсаме. Цены и услуги должны были давно стать объектом внимания. Факты действительно вопиющие, но это, увы, не сфера нашей ответственности».

Вместе с тем глава УФМС не без огорчения заметила, что законодательство лимитирует вмешательство госорганов в деятельность частных предпринимателей.

«Мы ограничены в своих действиях. Есть тревожные факты, но нет рычагов. В каждом случае мы должны иметь либо жалобу потребителей, либо материалы СМИ, либо результаты собственного мониторинга для того, чтобы обращаться в прокуратуру за санкцией. Данная проверка, например, была организована также по жалобам граждан», - сообщила Дунаева.

Вместе с тем руководитель миграционного ведомства считает, что Петербург еще не перешел условную черту, за которой начинается межнациональное противостояние.

«Количество преступлений, совершенных иностранцами, не увеличивается и составляет в Петербурге примерно 2,6% от общего количества преступлений, по России — 4%. Кроме того, 80% совершенных иностранцами преступлений происходит внутри их собственной среды либо касается лиц, ведущих асоциальный образ жизни, - говорит Елена Дунаева. - Обществу кажется, что иностранная преступность увеличивается, но это объясняется тем, что очень многие из них слишком резонансы и привлекают большое внимание. Но я вас уверяю: нынешняя ситуация не делает наше пребывание в Петербурге опасным в этом плане».

Сколько на самом деле мигрантов находится и работает в Северной столице, точно не знает никто. Так, по официальной статистике Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, в городе работают 160 тысяч иностранцев и около 40 тысяч работают по патенту. Эти цифры предоставил глава комитета Дмитрий Чернейко.

«Более точные цифры неизвестны, - сообщил Чернейко. - Официально около 200 тысяч, но по неофициальным прикидкам — около полумиллиона».

По словам главы комитета, в основном мигранты заняты неквалифицированным трудом, а причина такого количества одна, и она проста: спрос на дешевую безропотную и бесправную рабочую силу.

Участвующая в дискуссии представитель Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурга Аишат Адженьязова попыталась было убедить собравшихся, что иностранные граждане имеют равные трудовые права с россиянами, но тут же поправилась, сообщив, что права-то равные, только жалуются иностранцы на нарушения условий труда несравнимо меньше, нежели аборигены.

«Например, в 2011 году мы провели 5 тысяч проверок по жалобам нарушений трудового законодательства, из них всего 134 — по жалобам иностранцев», - констатировала Адженьязова.

Дунаева поправила: как минимум в отношении 80% иностранных рабочих регулярно нарушаются трудовые права, причем это сказывается не только на самих мигрантах, но и на россиянах, вынужденных рисковать жизнью на маршрутках с невыспавшимся голодным водителем-гастарбайтером или жить в домах, построенных непрофессионалами.

Член совета «Конгресса русских общин «КРО-Родина» Олег Степанчук предложил своеобразный выход: он считает, что «нагнетают обстановку» как раз коренные жители, а потому надо защищать права мигрантов и предоставлять им условия для работы. Например, создавать межнациональные народные дружины, представители которых будут регулировать взаимоотношения представителей разных национальностей. Или организовать городской совет по национальному согласию с представителями всех диаспор. По словам Степанчука, подобное предложение губернатору Георгию Полтавченко уже подготовлено.

«Вспомните резонансную историю к резаньем жертвенного барана в центре Петербурга, - напомнил Степанчук. - А вот члены народных дружин могли бы пойти к соплеменникам и объяснить, что можно, а что нельзя».

Позицию Степанчука не разделили представители государственной власти. Так, Дмитрий Чернейко довольно жестко заметил, что когда в городе в течение 15 лет появляются 10% населения, прибывшего и живущего нелегально, то встает вопрос: а надо ли с этим жить?

«Да, надо показывать культуру, защищать права в рамках закона, но, кроме защиты прав иностранцев, не надо забывать и про так называемую позитивную дискриминацию. Процесс нельзя упрощать», - заметил чиновник.

Елена Дунаева согласна в том, что ключевая проблема мигрантов сегодня — это не конкретная национальность или вероисповедание приезжих, а их интеграция в общество. В связи с этим тут же взял слово главный редактор газеты для мигрантов «Туран» Махмут Маматмуминов. Он пожаловался на то, что детям гастарбайтеров очень трудно ассимилироваться и выучить язык, потому что они вынуждены каждые 3 месяца выезжать за пределы РФ для продления разрешительных документов и вновь въезжать. То есть буквально ассимилироваться некогда.

На что был получен четкий ответ тех же чиновников.

«Странный подход к проблеме миграции, - заметил Чернейко. - Кто приглашал сюда эти детей, почему они должны жить за наш счет? В страну должно приезжать столько иностранной рабочей силы, сколько нужно России, а не другому государству. Пребывание мигранта должно жестко регламентироваться. Интегрироваться надо, но — в соответствии с законом».

С коллегой согласилась глава УФМС.

«К нам в основном приезжают для неквалифицированного труда: временные, сезонные рабочие. Для них и установлен 3-месячный срок. Их дети не приезжают выполнять трудовую функцию, - заметила Дунаева. - Для высококвалифицированных иностранцев установлены иные правила, в том числе им разрешено пребывание с детьми. Я считаю, что иностранные рабочие должны считаться с законами России».

Вместе с тем чиновники утверждают, что решение наиболее острых миграционных проблем уже началось. По их мнению, санкциями подход к проблеме не поменять, а вот в механизме привлечения иностранной рабочей силы должен быть четкий механизм.

«Еще на границе надо понимать, для чего сюда едет иностранец, - считает Елена Дунаева. - Если в гости или в туристических целях — пускай объяснит, где будет жить и в каком отеле остановится. Как, например, нас спрашивают на финской границе. А если трудоустраиваться, то он должен знать и назвать потенциального работодателя. Необходимо расширять также тему организованного набора на работу».

Весьма резко чиновники охарактеризовали также вмешательство представителей иностранных общин и диаспор в урегулированных межнациональных конфликтов.

«Представители диаспор превращаются уже в «авторитетов» в стиле 90-х и сами пытаются управлять местными конфликтами, - считают чиновники. - Но для иностранцев должны существовать только органы государственной власти, и только они должны решать все проблемы. Иначе государство как институт перестанет существовать».

Марина Бойцова