Posted 27 августа 2012,, 12:20

Published 27 августа 2012,, 12:20

Modified 31 марта, 23:46

Updated 31 марта, 23:46

Тайны образцового двора

27 августа 2012, 12:20
Почему петербургские дворы даже в XXI веке мало похожи на европейские и как сделать типовые качели и урны красивыми и удобными? Своими идеями с "Росбалтом" поделилась ландшафтный архитектор Анна Адасинская.

Почему петербургские дворы даже в XXI веке мало похожи на европейские и как сделать типовые качели и урны красивыми и удобными? Своими идеями с "Росбалтом" поделилась ландшафтный архитектор ландшафтно-архитектурного бюро "МОХ" Анна Адасинская.


Как ландшафтному архитектору мне часто приходится отвечать на вопрос, почему наши Петербургские дворы выглядят не так красиво и уютно, как европейские. Конечно, можно сделать умное лицо и сказать: «Ну как же, у нас совсем другой, сложный климат, другая архитектура, денег нет, к тому же воспитание у населения не то, да и поколение нынче такое растет, что вообще».

Да, обстоятельства не оптимальны, но давайте попробуем рассмотреть ситуацию объективно, не сетуя на тяжелую судьбу, и попытаемся найти пути выхода из нее. Что же не так?

Вообще, благоустройство дворовых территорий включает в себя очень небольшое количество компонентов. Это игровое и спортивное оборудование, скамейки, урны, заборчики и так называемые «малые формы», иначе говоря — мебель. Затем следуют покрытия площадок, дорожек и проездов — то, на чем мебель стоит, и, конечно, растения. К этому всему добавляется еще один, абстрактный, но очень важный фактор — позиционирование вышеуказанных компонентов или, проще говоря, проект. Вот и весь секрет ландшафтной архитектуры. Выбрал покрытие, мебель, растения и поставил в нужном количестве в правильных местах. Очень просто и, одновременно, невероятно сложно. Сложно, потому что есть миллион вещей, которые надо учитывать, и миллион ошибок, которые можно совершить. Чтобы избегать ошибок, существуют такие специально обученные люди — ландшафтные архитекторы. Их задача заключается как раз в том, чтобы выбирать, расставлять и потом за все это отвечать. Значит проблема в ландшафтных архитекторах? Эти негодяи все делают не так?

Да, и эти негодяи тоже. Но проблема заключается не только в проектировании. И так как я сама занимаюсь проектированием, мне бы хотелось описать ситуацию так, как вижу ее я. С позиции проектировщика.

Так как рассматриваемый вопрос весьма многогранен, ответ на него будет разделен на несколько частей. В этой статье речь пойдет о мебели и игровом оборудовании, в последующих статьях будут затронуты такие темы, как особенности покрытий, выбор и использование растений и, собственно, проектирование.

Петербургский климат отличается коротким вегетационным периодом и длинной, иногда даже снежной зимой с обильными «сосулями». Растения и красоты разнообразных покрытий, под снегом неразличимые, большую часть года играют лишь второстепенную роль в оформлении открытых пространств. Главными же «украшениями» дворов являются расположенные в них мебель, малые формы, а также игровое и спортивное оборудование. Они являются главным инструментом ландшафтного архитектора и определяют как внешний вид, так и функции дворовых территорий.

Фантазия ландшафтного архитектора, проектирующего дворовую территорию, неизбежно сталкивается с суровой действительностью — с актуальным предложением на рынке и с доброй или недоброй волей производителей, позволяющей или не позволяющей корректировать дизайн оборудования под конкретный проект.

Если в Европе процесс подбора мебели можно сравнить с шопингом где-нибудь в Дубае, то в Петербурге он превращается в поиск элегантного вечернего платья в Апраксином дворе. Не то чтобы там вообще не было платьев, но появиться в одном из них на красной ковровой дорожке, почему-то не хочется.

Если серьезно, то отыскать в Петербурге приемлемую мебель и игровое оборудование сложно, практически даже невозможно. Тут речь не только о понятиях «нравится — не нравится». За этим высказыванием скрывается намного больше. Рассмотрим данный вопрос на примере игрового оборудования.

Идеальный детский городок должен анимировать ребенка на игру и, соответственно, обеспечивать возможность этой игры. Мне кажется, что и европейские, и русские игровые комплексы решают эту задачу, хоть и по-разному.

Безопасность — важный вопрос, когда речь идет о детях. В России, так же как и в Европе, существуют нормы, обеспечивающие безопасность сертифицированного оборудования. Наши нормы сравнимы с европейскими и здесь различий практически нет.

Компоненты, которые приводят к тем самым отличиям, — это материалы и дизайн.

Материалы, использующиеся в производстве игрового оборудования, должны быть надежными, антивандальными и, одновременно, эстетичными. Они должны быть приятными на ощупь и обеспечивать возможность игры в любую погоду. Именно выбор материалов определяет срок службы оборудования, возможность его ремонта и внешний вид в процессе эксплуатации и после ремонта.

В производстве игрового оборудования Западная Европа в настоящее время почти полностью перешла на использование дерева, нержавеющей стали и канатов. Другие материалы встречаются редко и в небольших количествах. Причем дерево используется не так, как в России: в виде фанеры, клееного бруса и досок, тенденция идет в сторону использования бревен и того, что у нас неуважительно называется горбылём. Бревна используются лишь слегка скорректированные по форме, с сохранением естественного конуса и кривизны бревна. Доски представляют из себя ошкуренный толстый горбыль. Древесина используется только твердых пород, например, лиственница.

Использовании древесины в Берлине

Использование фанеры в Петербурге

Краской древесина не покрывается почти никогда, если что-то и выделяется цветом, то только отдельные элементы, акценты. Вместо этого все элементы проходят специальную обработку против гниения. Так делается, прежде всего, потому, что в процессе эксплуатации краска все равно облезает. Особенно там, где оборудование соприкасается с песком. А кусочки краски не так уж безвредны.

Использование древесины в Берлине

В то же время натуральная поверхность дерева имеет естественные трещины, кольца, переходы цвета, и уже сама по себе интересна ребенку. Прибавьте тактильные ощущения. Дерево не будет холодным даже зимой. Конструкции, выполненные из бревен, просты. Они позволяют ребенку понять, как построены те или иные объекты, а это тоже развивает. За счет неровной формы бревен и досок, каждый объект уникален, что особенно важно в условиях типовой застройки. Кроме того, объекты из дерева достаточно легко ремонтируются, шлифуются, заново пропитываются защитными средствами.

В игровых комплексах отечественного производства используется исключительно фанера или клееный брус. Иногда используется брус неклееный. Правда, такой брус редко бывает из лиственницы. Практически все деревянные и фанерные детали покрашены краской, которая добросовестно стирается уже в первый год эксплуатации. Интересно, что клееный брус часто бывает покрашен коричневой краской в цвет дерева.

Ремонт крашеных поверхностей с облезшей краской сложен и менее эффективен. Их можно заново покрасить, но второй слой уже не будет выглядеть также как первый. К тому же он отшелушится еще быстрее.

Понятно, что в России активное использование простых в обработке и главное «прямых» элементов конструкции обуславливается особенностями заводского производства (в Германии, например, игровое оборудование производится вручную, в специальных мастерских). Но разве мы не устали от типизации нашей жизни в советское время, и разве не хотим, наконец, разнообразить типовую застройку нетиповыми дворами? Тут стоило бы приложить определенные усилия.

Использование фанеры в Петербурге

Использование дерева в Берлине

Другими важнейшими материалами, используемыми европейцами в производстве игрового оборудования, являются нержавеющая сталь (реже оцинкованная сталь) и разнообразные канаты (подробнее об этом читайте в полной версии материала).

Все что было сказано об игровом оборудовании можно перенести и на спортивное оборудование, а также на скамьи, урны и ограждения.

В заключение, несколько слов о дизайне. Если вы внимательно прочитали предыдущий текст, то вы уже поняли, почему наши дворы выглядят не так, как европейские. В принципе, про дизайн уже ничего говорить не нужно. Простое использование перечисленных высококачественных материалов приведет к тому, что внешний вид дворов станет спокойным, надежным, органичным и естественным. Дальше можно уже ничего и не «дизайнить». Достаточно сделать качели, песочницы, городки нормальными. Не кричащих цветов, с безумными картинками, похожими на декорацию для дурного фильма, а нормальными.

Детская площадка в Петербурге

Детская площадка в Берлине

Не обязательно красить лавки во все цвета радуги. Не нужно ставить во дворе полуразвалившиеся бетонные чаши с сорняками, рядом с мусорными ведрами в «петербургском» стиле и пестрым детским городком, почему-то в стиле славянском или, еще лучше, в виде Петропавловской крепости (почему бы нам не поиграть на усыпальнице с собором?).

Помогает ли это развитию вкуса у детей или у жителей города? Неужели таким способом можно сформировать образ двора? И какой это будет образ? Разве так создается гармоничное пространство, в котором приятно проводить время?

А ведь решение проблемы очень простое — возьмите хорошие, настоящие материалы, обработайте их ровно настолько, насколько это необходимо, и сделайте из них мебель и игровое оборудование. И вовсе не надо подделываться под Европу в области дизайна. У Петербурга может и должен быть свой стиль. Использование качественных и подходящих материалов не противоречит его развитию. В конце-концов, именно Россия когда-то славилась деревянным зодчеством. Может быть, настало время вспомнить об этом в новом контексте?

Анна Адасинская

Полную версию материала с иллюстрациями смотрите здесь