"Шевчук - это добрый ангел"

Почему настоящая музыка считается "неформатом" на телевидении и как заполнить тот пробел, который возник в обществе на фоне европеизации и бескультурия. Об этом размышляет очередная героиня "Петербургского авангарда" - певица Татиана Долгополова.


© Фото из архива Татианы Долгополовой

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой "Росбалта" — певица Татиана Долгополова.

Когда на сцену выходит очень высокая и очень тонкая женщина, похожая на ожившую вытянутую фигурку со средневековых фресок, и начинает петь ангельским голосом, возникает ощущение, что у нее за спиной прорастают неземные крылья, и пение ее ведет за собой в какую-то пробоину в небе…

Татиана Долгополова  родилась в Магнитогорске. Закончила музыкальный колледж и Петербургский университет культуры. Стала лауреатом многих конкурсов и фестивалей, в том числе, «Весна романса» и православной духовной песни «Невские купола». Но благословил восхождение на Музыкальный Олимп Татианы в 1996 году Юрий Шевчук, когда был на гастролях в Магнитогорске.

В 2001 году голос Татианы Долгополовой был признан уникальным явлением в мире музыки. Ее голосовые связки позволяют брать ноты диапазоном более пяти октав. Это подтверждено русской книгой рекордов «Левша», книгой рекордов Санкт-Петербурга, Российской Ассоциацией «Русские Рекорды».

В том же году  певица с огромным успехом дебютировала в Театре оперы и балета им. Н.А. Римского-Корсакова в спектакле «Покаяние Фаустуса» А. Шнитке, исполнив две роли - Мефистофеля и Маргариты. Долгополова солировала в «Мюзик-холле», в Ленинградском Диксиленде, в ансамблях «Стиль пяти» и Яна Бедермана, выступала как певица-клоунесса в театрально-цирковых шоу. 

Голос Татианы можно услышать в «Пиратах  Карибского моря-4» (дубляж и песня Русалки), в мультфильмах  «Вини Пух и слонотоп» (студия «Нева-фильм»), «Большое кино Пятачка» (студия «Нева-фильм»). Одна из ярких работ - совместная с Anton Neumark запись и выход в свет двух синглов: «I dreaming on» и «The treep» в Англии и Италии.

Из архива Татианы Долгополовой

Татиана является основоположником и ведущей солисткой Творческого Объединения: Театр «ГОЛОС».


- Татиана, многие в Петербурге слышали ваш голос, бывали на ваших концертах. Но все равно за вами стоит флер загадочности. Вы родились в музыкальной семье? Кто были  ваши первые учителя музыки?

- Я родилась в творческой семье. Мама - певица Капеллы, отец – актер драматического театра. Мои первые учителя – виниловые записи. Луи Армстронг, Элла Фитцджеральд, позже - Дайана Шур, Диди Бриджуотер, Кармэн Мак Рэй… 

- Трудно ли было продвигаться в музыкальной среде в Петербурге? Что мешало больше всего?

- Больше всего человек мешает сам себе. Остальное лишь следствие… Мне нравится  одно высказывание, и теперь я стараюсь следовать этому принципу: «Делай, что умеешь, а дальше - будь что будет». То есть надо трудиться, быть честным и добрым. В свое время мне пророчили путь оперной певицы…С большим уважением я отношусь к оперным певцам и театрам, но моей душе было ближе иное…Мне всегда было интересно найти нечто свое, не загнанное в рамки, форматы и условности, мне не хотелось быть вторичной. Если художнику нужны краски, холст и кисть, то мне потребовалось много времени на поиск единомышленников,  чтобы создать свой театр «Голос».

- Были ли у вас «добрые ангелы» на вашем пути в музыку?

- Сначала в меня поверил мой дедушка Николай, потом оценили мэтры Юрий Шевчук и дядя Миша. Я очень признательна своим педагогам по вокалу Татьяне Ручинской и Нине Роговой. Отдельное дружеское спасибо Татьяне Москвиной, мнение и суждение которой порой бывает пророческим, которая одна из первых обратила свой взор в мою сторону, еще с постановки спектакля «Покаяние Фаустуса», чем и привлекла  внимание других людей, и вот уже на протяжении нескольких лет эти ниточки тянутся оттуда и образуются довольно интересные встречи и переплетения судеб.

- Расскажите поподробней о ваших связях с рок-музыкой…

- Юрий Шевчук меня заметил, отметил и высказал слова, которые дали мне очень конкретный стимул и веру в себя, чтобы двигаться дальше, а Михаил Чернов - саксофонист, музыкант группы ДДТ до недавнего времени, известный всем как дядя Миша - не просто поверил, а реально делами помог. За что ему буду благодарна всю свою оставшуюся жизнь! Рафик Кашапов - солист Рок-оперы, тоже был лучиком в моем профессиональном становлении. К сожалению, его недавно не стало, посему чувствую особенную необходимость продлить память о нем, об этом чудесном человеке.

- А как вы пришли к своему театру?

- В какой-то период мне пришлось остановиться, чтобы разобраться в очень важных вопросах, так как в погоне за эфемерными понятиями «слава», «успех» и т.д. я едва не потеряла саму себя и смысл своего пребывания на земле… В течение пяти лет я находилась в поисках, в музыкальных экспериментах. И все пришло к песням, которые  так или иначе можно считать классикой. Подтвердилось, что все новое - это хорошо забытое старое. Наша первая программа «Чувство времени» - это в большей степени классика. Это фундамент для нашего театра, на котором мы будем возводить свои новые программы.

- Обращались ли к вам современные композиторы, занимающиеся академической или экспериментальной музыкой?

- Да. Была совместная работа-программа «Новая классика» с Игорем Дункулом, а так же студийная работа с Anton Neumark. В последнее время меня очень вдохновляет творчество Елены Фроловой, и мы довольно много ее песен включаем в свои программы…

- Вы чувствуете себя белой вороной?

- Отчасти это ощущение и привело меня в Санкт-Петербург... Есть скорее ощущение некоей несвободы действий, так как то, что мы делаем, считается вот уже лет десять  неформатом для радио и ТВ. Но зритель, приходящий к нам и заполняющий залы,  доказывает обратное. А после концертов мы уже устали слышать одни и те же вопросы: «Почему вас нет ни на радио, ни на ТВ?». Может быть, вопрос все же не к нам? 

- Вообще, насколько Петербург и его культурная среда готовы принимать новые таланты?

- За весь Петербург ответить не возьмусь, но, надеюсь, что вскоре наш театр «Голос», окрепнув, будет готов принимать новые таланты для возрождения нашей российской культуры. Мы готовы будем помогать талантам, но не во имя их таланта, а во имя создания и заполнения того пробела, который сейчас возник на фоне европеизации и бескультурия. Человек должен прежде всего понимать, что талант – это дар от бога, а вот как он им распорядится, такую награду и получит. 

- Есть ли музыканты, с которыми бы вы хотели бы сотрудничать?

- Есть. Андрей Зимовец, Дмитрий Зарубин, Николай Затолочный, струнный квартет PRIMAVERA. Это музыканты, с которыми в настоящее время  мы собственно и сотрудничаем. Это коллектив нашего Театра «ГОЛОС».

- Какая ваша самая большая мечта?

- Попасть в рай.

- А что такое для вас Петербург?

- Петербург - это моя колыбель!

Ирина Дудина

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.