"Без эксперимента искусство немыслимо"

Фото Марии Рахманиновой

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой "Росбалта" — художник Петр Павленский.

Имя петербургского художника Петра Павленского буквально прогремело этим летом, после того, как он провел одну из самых необычных неоднозначно воспринятых акций в поддержку панк-группы Pussy Riot. Вышедший к Казанскому собору с зашитым ртом, Павленский держал в руках плакат с надписью: "Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа". Под "знаменитой акцией" художник подразумевал попытку Иисуса выгнать торговцев из храма. По мнению Павленского, повтори это Иисус сейчас — его бы попросту посадили.

— Петр, о вас стали говорить только этим летом, но ваш творческий путь начался гораздо раньше. В каком возрасте вы начали интересоваться искусством?

— В 19 лет, что по меркам традиционных художественных институций считается поздним сроком, однако практика показала, что это очередной расхожий штамп. В моем развитии и становлении как художника, определяющую роль сыграла осознанность выбора и накопленный визуальный багаж. Соответствующее образование я начал получать в художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, затем будучи студентом 4 курса монументальной живописи дополнительно поступил в фонд "Про Арте", на программу занимающуюся подготовкой художников в области современных визуальных искусств.

— Вы считаете, что художнику необходимо классическое — в современном понимании — художественное образование?

— Нет, я так не считаю. Зачастую наиболее интересными художниками, практикующими современное искусство, становятся люди из других профессий.

— Как давно вы занимаетесь выставочной деятельностью?

— Примерно с 2008 года — мне тогда было 24 года. На протяжении нескольких лет я сотрудничал с музеем политической истории России. Например, в 2011 году вместе с ассистировавшим мне артистом сделал перформанс "Монумент 47.70". Эта работа обращалась к проблеме культурной ксенофобии. Сейчас я могу сказать, что место проведения не совсем соответствовало заявленной теме. Мои работы или проекты всегда были сфокусированы на политическом аспекте реальности, в этом отношении я считаю очень показательным высказывание французского писателя Шарля Монталамбера: "Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами". А также очень емкое высказывание феминисткой активистки "второй волны" публициста Кэрол Ханиш: "Личное – это политическое". При этом, я придерживаюсь мнения, что политическое искусство и политическая активность, это далеко не одно и тоже. Политическое искусство — это, прежде всего, определенные стратегии, и совершенно не обязательно "политические темы". Если кто-то делает произведение на политическую тему — это совершенно не означает, что эта работа имеет какое-то отношение к политическому искусству.

— Существует ли для вас проблема поиска формы творческого выражения или это происходит само собой?

— Поиск необходимой формы для высказывания является одной из основных проблем при разработке каждого проекта. В каком месте, в какой форме и кто будет являться адресатом — это и есть то, из чего состоит любой проект или работа. Моментально возникают только отдельные ходы или решения, перед этим всегда следует долговременный процесс поиска и разработки. Чтобы прийти к какому-то решению, необходимо поднимать большие информационные пласты, анализировать их, и собирать в необходимую осмысленную конструкцию.

— Можете ли назвать свое творчество авангардным? Есть ли в нем эксперимент?

— Мне сложно говорить о себе, как о представителе какого-то нового авангардного течения, потому что я не считаю, что открываю что-то новое, до сих пор неизвестное миру. Скорее я воспринимаю искусство как средство, определенный язык, позволяющий работать в информационном поле. А эксперимент, безусловно, это то, без чего само понятие современного искусства немыслимо. Если в работе нет эксперимента, то это становится бессмысленным дублированием одного и того же штампа.


— Насколько, по вашему мнению, авангардно современное петербургское искусство?

— Такого понятия, как современное петербургское искусство вообще не существует. Чтобы говорить о современном петербургском искусстве, мы должны констатировать наличие четко артикулированной, единой для большого числа последователей идеи или концепции. А поскольку говорить о наличии такого связующего еще рано, то и рассуждать об авангардности, к сожалению, не приходится.

— Современный Петербург вдохновляет на творчество или это душный мегаполис, который необходимо периодически покидать в поисках вдохновения?

— Петербург — это место тотальной индифферентности, и меня здесь крайне привлекает преодоление этого фактора, направленного на умерщвление любой активной позиции. Поэтому как площадка Петербург представляет значительный интерес и в поисках "вдохновения" мне ее покидать не приходится.

— В вашем творчестве вы обращаетесь к религиозной тематике. Не опасаетесь ли неадекватной реакции со стороны церковных клириков?

— В своих последних проектах я разрабатываю тему отношений между культурой и культом, в частности меня интересует, как идеология, облекаемая в форму религии, вторгается в личное поле человека, и, утверждая культ страха, превращает общество в механизм направленный на формирование очередной модели идеологического абсолюта. Поэтому ставя перед собой вопрос о неадекватной реакции, и воспитывая в себе "культ страха", я сам буду являться проводником этого страха, и тогда работа в данной области теряет всякий смысл.

— Нет ли опасений, что вас будут обвинять в оскорблении чувств верующих?

— Кого, по какому поводу, и в какой момент могут начать обвинять в "оскорблении чувств верующих", теперь уже не сможет сказать ни прокурор, ни правозащитник.

— При подготовке перфоманса "Непобедимая победа" у вас были сложности с поиском площадки. Хозяева галерей боялись негативной реакции на акцию с протодиаконом Петром?

— Если бы дирекция площадки досконально знала обо всех составных частях проекта, то мне никогда не дали бы ее использовать. Любая экспозиционная площадка принадлежит какой-то институции, а та за редким исключением, принадлежит государству, и поэтому одной из ее функций является блокирование любых высказываний, не работающих на утверждение и поддержку установленного режима.

— Сейчас есть подобные проблемы?

— Подобные проблемы возникают всегда, и я думаю, что это неотъемлемо от процесса реализации проекта.

— Можно ли сказать, что акция у Казанского собора сделала вас если не знаменитым, то узнаваемым?

— Я думаю, что акция у Казанского собора скорее сделала узнаваемой проблему, о которой я говорил.

— А нужна ли, по вашему мнению, современному художнику широкая популярность?

— Вопрос популярности – это вопрос мотивации и пространства, в котором работает художник. Популярность как самоцель — это никому не нужное и бессмысленное самолюбование. Такая "популярность" никуда не приводит человека, он только оказывается скован мнимой статусностью. В любом случае, через некоторое время его вытеснят новые "популярные" образы, необходимые для поддержания "арены зрелищ". Популярность как средство означает право на высказывание, которое дает возможность поставить что-то в противовес идеологической машине, осуществляющей свою работу, в том же самом информационном поле.

— В следующих акциях вы будете продолжать развивать "околорелигиозную" тематику? Нет желания перейти в политическую плоскость? Или вообще отойти от этого направления в сторону большей социальной направленности вашего творчества?

— Нет никакой границы между "политической плоскостью" и тем, что идеологический аппарат преподносит в качестве официальной религии. А так как идеология является основным инструментом управления социумом, то и какого-то отрыва от социальной направленности я в своих проектах тоже не вижу.

В ближайшее время у меня запланирована реализация двух проектов: первый из них направлен на создание независимого интернет-ресурса, целью которого будет являться освещение проблем и вопросов, связанных с политическим искусством и его взаимодействию с обществом. Второй проект продолжает развивать тему отношений между культурой и культом, в этот раз он будет сфокусирован на отношениях между искусством, церковью и идеологией Третьего рейха. Одной из частей этого проекта явилось открытое письмо Всеволоду Анатольевичу Чаплину, в котором исследовалась реакция церковно-идеологического аппарата, на предложение создать экспериментальную лабораторию, прототипом для которой явился собирательный образ аналогичных лабораторий, использовавшихся во времена Третьего рейха.

Беседовал Константин Петров

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


Аналитика

19 апреля 2014 До Путина дозвонились. Что дальше? После того, как рядовая медсестра позвонила президенту, в петербургской детской поликлинике №43 начался ажиотаж. Чиновники бегают от журналистов, а сами медики говорят, что им стыдно так работать и жить.

Фото Евгения Зубарева 18 апреля 2014 Учителей бросают на антитеррористический фронт В Минобрнауки подготовили законопроект об обязательной цензуре детских блогов. Идея вторжения государства в жизнь школьников вызвала резкие комментарии общественности.

assembly.spb.ru 18 апреля 2014 Спикер ЗакСа копит "капитал" В кулуарах говорят об отставке главы исполкома местного "ЕдРа". "Смена вех" послужит иллюстрацией того, что теперь правит бал в отделении партии Вячеслав Макаров. Причем, скоро его позиции могут еще более укрепиться.

Фото Александра Калинина 17 апреля 2014 Петербургское удушье Вокруг Северной столицы все плотнее смыкаются кварталы многоэтажек без зеленых зон и социальной инфраструктуры. Власти решили спасать город с помощью обновления Генплана. Но от постройки 80 млн кв. метров жилья никто отказываться не собирается.

Коллаж Георгия Костерина 16 апреля 2014 Смертельные березы и кошки-убийцы 40% землян страдают от аллергии, причем разнообразие аллергенов увеличивается. В России лечат не сам недуг, а внешние проявления. В результате только от астмы ежегодно умирают больше 3 тыс. человек. (3)

Фото Евгения Зубарева 15 апреля 2014 Электрички не нужны ОАО "СЗППК" в очередной раз повысило цены за проездные на электрички. Критикуя компанию за низкий уровень сервиса и безопасности, пассажиры пересаживаются на пригородные автобусы.

vesti.ru 15 апреля 2014 "Политики уходят, а Пугачева остается" Алла Пугачева сейчас практически не дает интервью. О том, почему Примадонна не общается со СМИ, не говорит о политике, и как реагирует на критику, вспомнил журналист, петербуржец Михаил Садчиков.

Фото Надежды Красновой 14 апреля 2014 Россия станет азиатской? Россия ставит себя в зависимость от Китая — страны, которой предстоит пережить тяжелые катаклизмы, и где может сформироваться националистический режим, склонный к войне. Пути назад для нас уже не будет. (52)
Сегодня читают
Форум
Стиль жизни

Наука и технологии

Фото Ксении Булетовой

Внутрь Солнца заглянули по-новому

Здоровье

Фото Марины Бойцовой

Жертвы травли в школе ощущают последствия спустя десятилетия

Авто

На Нью-Йоркском автосалоне назвали лучший автомобиль года

Путешествие

Фото Екатерины Хмыльниной

Пасха в Швеции: чудо в перьях

Мода

Фото Надежды Красновой

Louis Vuitton будет выпускать вино

Культура

Фото Марии Лепетюхиной

Христиане отмечают Пасху

На виду

Фото Надежды Красновой

Рэпер Пи Дидди возглавил рейтинг самых богатых хип-хоп исполнителей

Из ряда вон

Фото Навои Фахриева

Мир отмечает день подснежника

Обзоры блогосферы

18 апреля 2014 Пришел, увидел, отключил Закон о СМИ, к которым приравниваются блоги с посещаемостью более 3000 человек в сутки, абсурден во всех своих проявлениях. Начать с того, что он почему-то входит в пакет "антитеррористических" законов.

Фото Даниила Коцюбинского 18 апреля 2014 "Русская весна" в Сибири Хаос и анархия в современной Украине – совершенно не новый этап деградации постсоветских пространств. Примерно такие же настроения, как сегодня на юго-востоке Украины, наблюдались в Сибири в 1991-92 годах.

Фото Надежды Красновой 18 апреля 2014 Испортить себе некролог Человек живет достойным образом, обзаводится репутацией, а потом вдруг совершает нечто такое, после чего относиться по-прежнему к нему уже не получается. И все говорят: "Да, конечно, стыд и срам. Но зато какой он был раньше…".

Фото Евгения Зубарева 18 апреля 2014 Чего боится Донбасс Главная причина народных выступлений на юго-востоке Украины — это не желание быть с Россией, а страх перед новой волной передела собственности. Россия для протестующих выступает в роли защитника и гаранта стабильности. (1)
Ремонт станции метро "Лиговский проспект" Тест-драйв new SEAT Leon Никарагуа Тест-драйв Skoda Fabia Новая Зеландия: на другом конце света "Нефритовый заяц" на Луне Прощание с актером Германом Орловым Жители Австрии вышли на улицы Вены поддержать Евромайдан Бразилия: рай на Земле Мексика: неизвестный мир

Расписание Олимпийских игр в Сочи

Статистика убийств и численность полиции в разных странах

Сочи-2014: сколько получат золотые медалисты от своих стран

Итоги года в экономике РФ за 2013 год

Цены на нефть и рост экономики в России

Пенсии: почувствуйте разницу

Главное

Москва

Фото Ксении Булетовой Почти 10 тыс. полицейских обеспечат порядок на Пасху в Москве

Санкт-Петербург

Фото Ксении Булетовой Православные петербуржцы празднуют Пасху

Вся Россия

Аксенов: Апелляционный суд Крыма играл ключевую роль в коррупционных схемах

Вокруг России

Просьба признать независимость Приднестровья передана в Госдуму РФ

Бизнес

Медведев не исключает корректировки бюджетного правила

Generation Post-P

Фото Скорикова Ивана Крым и Севастополь включат в федеральные образовательные программы