"Без эксперимента искусство немыслимо"

Фото Марии Рахманиновой

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой "Росбалта" — художник Петр Павленский.

Имя петербургского художника Петра Павленского буквально прогремело этим летом, после того, как он провел одну из самых необычных неоднозначно воспринятых акций в поддержку панк-группы Pussy Riot. Вышедший к Казанскому собору с зашитым ртом, Павленский держал в руках плакат с надписью: "Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа". Под "знаменитой акцией" художник подразумевал попытку Иисуса выгнать торговцев из храма. По мнению Павленского, повтори это Иисус сейчас — его бы попросту посадили.

— Петр, о вас стали говорить только этим летом, но ваш творческий путь начался гораздо раньше. В каком возрасте вы начали интересоваться искусством?

— В 19 лет, что по меркам традиционных художественных институций считается поздним сроком, однако практика показала, что это очередной расхожий штамп. В моем развитии и становлении как художника, определяющую роль сыграла осознанность выбора и накопленный визуальный багаж. Соответствующее образование я начал получать в художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, затем будучи студентом 4 курса монументальной живописи дополнительно поступил в фонд "Про Арте", на программу занимающуюся подготовкой художников в области современных визуальных искусств.

— Вы считаете, что художнику необходимо классическое — в современном понимании — художественное образование?

— Нет, я так не считаю. Зачастую наиболее интересными художниками, практикующими современное искусство, становятся люди из других профессий.

— Как давно вы занимаетесь выставочной деятельностью?

— Примерно с 2008 года — мне тогда было 24 года. На протяжении нескольких лет я сотрудничал с музеем политической истории России. Например, в 2011 году вместе с ассистировавшим мне артистом сделал перформанс "Монумент 47.70". Эта работа обращалась к проблеме культурной ксенофобии. Сейчас я могу сказать, что место проведения не совсем соответствовало заявленной теме. Мои работы или проекты всегда были сфокусированы на политическом аспекте реальности, в этом отношении я считаю очень показательным высказывание французского писателя Шарля Монталамбера: "Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами". А также очень емкое высказывание феминисткой активистки "второй волны" публициста Кэрол Ханиш: "Личное – это политическое". При этом, я придерживаюсь мнения, что политическое искусство и политическая активность, это далеко не одно и тоже. Политическое искусство — это, прежде всего, определенные стратегии, и совершенно не обязательно "политические темы". Если кто-то делает произведение на политическую тему — это совершенно не означает, что эта работа имеет какое-то отношение к политическому искусству.

— Существует ли для вас проблема поиска формы творческого выражения или это происходит само собой?

— Поиск необходимой формы для высказывания является одной из основных проблем при разработке каждого проекта. В каком месте, в какой форме и кто будет являться адресатом — это и есть то, из чего состоит любой проект или работа. Моментально возникают только отдельные ходы или решения, перед этим всегда следует долговременный процесс поиска и разработки. Чтобы прийти к какому-то решению, необходимо поднимать большие информационные пласты, анализировать их, и собирать в необходимую осмысленную конструкцию.

— Можете ли назвать свое творчество авангардным? Есть ли в нем эксперимент?

— Мне сложно говорить о себе, как о представителе какого-то нового авангардного течения, потому что я не считаю, что открываю что-то новое, до сих пор неизвестное миру. Скорее я воспринимаю искусство как средство, определенный язык, позволяющий работать в информационном поле. А эксперимент, безусловно, это то, без чего само понятие современного искусства немыслимо. Если в работе нет эксперимента, то это становится бессмысленным дублированием одного и того же штампа.


— Насколько, по вашему мнению, авангардно современное петербургское искусство?

— Такого понятия, как современное петербургское искусство вообще не существует. Чтобы говорить о современном петербургском искусстве, мы должны констатировать наличие четко артикулированной, единой для большого числа последователей идеи или концепции. А поскольку говорить о наличии такого связующего еще рано, то и рассуждать об авангардности, к сожалению, не приходится.

— Современный Петербург вдохновляет на творчество или это душный мегаполис, который необходимо периодически покидать в поисках вдохновения?

— Петербург — это место тотальной индифферентности, и меня здесь крайне привлекает преодоление этого фактора, направленного на умерщвление любой активной позиции. Поэтому как площадка Петербург представляет значительный интерес и в поисках "вдохновения" мне ее покидать не приходится.

— В вашем творчестве вы обращаетесь к религиозной тематике. Не опасаетесь ли неадекватной реакции со стороны церковных клириков?

— В своих последних проектах я разрабатываю тему отношений между культурой и культом, в частности меня интересует, как идеология, облекаемая в форму религии, вторгается в личное поле человека, и, утверждая культ страха, превращает общество в механизм направленный на формирование очередной модели идеологического абсолюта. Поэтому ставя перед собой вопрос о неадекватной реакции, и воспитывая в себе "культ страха", я сам буду являться проводником этого страха, и тогда работа в данной области теряет всякий смысл.

— Нет ли опасений, что вас будут обвинять в оскорблении чувств верующих?

— Кого, по какому поводу, и в какой момент могут начать обвинять в "оскорблении чувств верующих", теперь уже не сможет сказать ни прокурор, ни правозащитник.

— При подготовке перфоманса "Непобедимая победа" у вас были сложности с поиском площадки. Хозяева галерей боялись негативной реакции на акцию с протодиаконом Петром?

— Если бы дирекция площадки досконально знала обо всех составных частях проекта, то мне никогда не дали бы ее использовать. Любая экспозиционная площадка принадлежит какой-то институции, а та за редким исключением, принадлежит государству, и поэтому одной из ее функций является блокирование любых высказываний, не работающих на утверждение и поддержку установленного режима.

— Сейчас есть подобные проблемы?

— Подобные проблемы возникают всегда, и я думаю, что это неотъемлемо от процесса реализации проекта.

— Можно ли сказать, что акция у Казанского собора сделала вас если не знаменитым, то узнаваемым?

— Я думаю, что акция у Казанского собора скорее сделала узнаваемой проблему, о которой я говорил.

— А нужна ли, по вашему мнению, современному художнику широкая популярность?

— Вопрос популярности – это вопрос мотивации и пространства, в котором работает художник. Популярность как самоцель — это никому не нужное и бессмысленное самолюбование. Такая "популярность" никуда не приводит человека, он только оказывается скован мнимой статусностью. В любом случае, через некоторое время его вытеснят новые "популярные" образы, необходимые для поддержания "арены зрелищ". Популярность как средство означает право на высказывание, которое дает возможность поставить что-то в противовес идеологической машине, осуществляющей свою работу, в том же самом информационном поле.

— В следующих акциях вы будете продолжать развивать "околорелигиозную" тематику? Нет желания перейти в политическую плоскость? Или вообще отойти от этого направления в сторону большей социальной направленности вашего творчества?

— Нет никакой границы между "политической плоскостью" и тем, что идеологический аппарат преподносит в качестве официальной религии. А так как идеология является основным инструментом управления социумом, то и какого-то отрыва от социальной направленности я в своих проектах тоже не вижу.

В ближайшее время у меня запланирована реализация двух проектов: первый из них направлен на создание независимого интернет-ресурса, целью которого будет являться освещение проблем и вопросов, связанных с политическим искусством и его взаимодействию с обществом. Второй проект продолжает развивать тему отношений между культурой и культом, в этот раз он будет сфокусирован на отношениях между искусством, церковью и идеологией Третьего рейха. Одной из частей этого проекта явилось открытое письмо Всеволоду Анатольевичу Чаплину, в котором исследовалась реакция церковно-идеологического аппарата, на предложение создать экспериментальную лабораторию, прототипом для которой явился собирательный образ аналогичных лабораторий, использовавшихся во времена Третьего рейха.

Беседовал Константин Петров

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


Мнение

vesti.ru Винтовка в шкафу как гарантия суверенитета Власти в Киеве оказались перед лицом острой необходимости военной реформы, проводить которую им придется буквально на ходу. Подталкивает к этому и понимание того, что Запад в боевых действиях участвовать не собирается. (8)

Архивное фото Неповторимая бомба Демонстративное празднование некруглого юбилея советской атомной РДС-1 совпало с высочайшими намеками на то, что Россия скоро обзаведется каким-то новым сверхоружием. Но предпосылок для повторения чуда нет.

Фото Виктора Ядухи Почему нам нельзя без Крыма Обойтись без объединяющей идеологической подпорки может лишь общество, в котором значительная часть людей знает, зачем живет, и не передоверяет вопрос о смысле своего существования национальному лидеру.

Фрагмент постера к фильму "Последний рыцарь империи" Настоящий герой России Создатель газеты "Наша страна" Иван Солоневич, один из самых ярких российских патриотов, почти неизвестен на родине. Между тем, он может стать примером того, как в сложных обстоятельствах сохранить верность своим убеждениям.

Фото Евгения Евдокимова О пользе сравнений К своему шестидесятилетию президент Белоруссии Александр Лукашенко пришел уже не в роли "последнего диктатора Европы", которую ему навязывали многие годы до этого, а в качестве равноправного партнера Запада.

haber.rotahaber.com За кого проголосует народ в XXI веке? Политическая борьба традиционных левых с традиционными правыми стала почти бессмысленной. Люди начинают присматриваться к новым политическим силам, способным осуществить прорыв.

Фото Александра Калинина Формула войны Чем очевиднее, что развод Украины с Россией необратим, тем с большим упорством Кремль отбрасывает любые сценарии смягчения кризиса. Движение по наихудшему пути из всех возможных на глазах набирает ход. Тысячи людей уже погибли, и непонятно сколько еще приговорены.

Стоп-кадр видео Единственный бенефициар украинской драмы Война на Украине выгодна в первую очередь США. Они стремятся любыми средствами сохранить мировое лидерство и влияние на Западную Европу, которая в последнее время начала сближаться с Россией.
Аналитика, интервью, репортажи

Фото Марины Бойцовой 02 сентября 2014 Детки в книжной клетке Почему после папиного воспитания мальчики не читают классику, как заинтересовать компьютерных гениев литературой, и почему в читающих семьях растут дети, которые не любят книги, рассказали эксперты.

Фото из архива Александра Плюща 01 сентября 2014 “Клоунада – это штучный товар” Клоунаде нигде никогда не учили и вряд ли научат. Да и таланты в этой сфере возникают только лишь из-за совпадений звезд. Так считает художественный руководитель клоун-мим театра “Мимигранты” Александр Плющ-Нежинский.

Фото пресс-службы ФК "Зенит" 01 сентября 2014 Прощальный матч Кучука? Обыграв столичный "Локомотив", "Зенит", возможно, уволил Леонида Кучука с поста главного тренера "железнодорожников". Петербуржцы сохранили первую строчку в турнирной таблице.

Стоп-кадр видео 29 августа 2014 Как вырастить меломана? О том, как музыка влияет на здоровье и развитие ребенка, о способах привить малышу любовь к классическим произведениям и главных проводниках в мир искусства рассказали эксперты.

Фото из личного архива Ирины Ивановой 28 августа 2014 "Самый хороший путь – это экономия" Что делать с падением промышленного производства, на что потратить 50 млрд рублей, и куда отправить трудовых мигрантов, рассказала кандидат в губернаторы Петербурга, депутат ЗакСа Ирина Иванова.

Фото Владимира Чичинова 27 августа 2014 Что и по какой цене едят в России после санкций Цены на запрещенные к импорту продукты растут. Эксперты поясняют, что власти не ограничили произвол монополий, которые воспользовались ситуацией в своих интересах. (1)

Фото пресс-службы ФК "Зенит" 27 августа 2014 "Зенит" не заметил потери бойца Сине-бело-голубые одолели последнего соперника на пути к групповому этапу Лиги чемпионов. В первом тайме отличился Рондон, забивший гол, и Файзулин, которого удалили за желтые карточки. Несмотря на это "зенитовцы" довели дело до победного конца.

Фото из личного архива Натальи Никитиной 26 августа 2014 "25 лет в смирительной рубашке" О том, сложно ли быть женщиной-режиссером без специального образования, как сохранить любовь зрителей на протяжении четверти века, а также что из себя представляет Театр Дождей, рассказала его руководитель Наталья Никитина.
Сегодня читают
Форум
Стиль жизни

Наука и технологии

Фото ИА "Росбалт"

Ученым удалось переслать сообщение "телепатически"

Здоровье

Фото Александра Калинина

Подростки с избыточным весом чаще страдают от никотиновой зависимости

Авто

Фото Ксении Булетовой

Эксперты: Девушки и юноши попадают в разные ДТП

Путешествие

Фото Надежды Красновой

В Израиле обнаружили винный погреб бронзового века

Мода

Витрины Louis Vuitton оформит архитектор Фрэнк Гери

Культура

В Петербурге сделают самое массовое "селфи"

На виду

Стоп-кадр видео

Джоли и Питт платят жителям Гозо, чтобы те не мешали съемкам фильма

Из ряда вон

Фото Надежды Красновой

Британцы испытали мороженое, которое светится в темноте

Обзоры блогосферы

02 сентября 2014 Куда делось русское? В разговорах с российскими оппонентами отчетливо наблюдаю работу трех бинарных оппозиций мышления. Каждая из которых адресована не к опыту русского, а к опыту очень советского человека.

Фото Евгения Евдокимова 01 сентября 2014 Новости с линии фронта Желание верифицировать многочисленные сообщения с линии фронта, обрушивающиеся на ваши головы, вполне понятно. Вот только в 99,9% случаев оно невыполнимо. (2)

28 августа 2014 Рынок палок Реформа полиции в России не привела к трансформации правоохранительных органов. Основой системы остаются "палки" – плановые показатели по регистрации и раскрытию преступлений.

27 августа 2014 Девяносто пять процентов Девяносто пять процентов государств на всей планете — ненавистники России и заклятые враги. Девяносто пять процентов среди них в состав России либо входят, либо были, либо вскорости войдут. (3)
Реконструкция Гумбинненского сражения в Калининградской области Geek-picnic в Петербурге Петербург отметил День Десантника Люди несут цветы к посольствам Нидерландов и Малайзии в Москве Прощание с Новодворской III Московский международный фестиваль Moscow Flower Show Экскурсия по Калининградскому янтарному комбинату День Достоевского-2014 Детей с Украины крестят в лагере беженцев Тест-драйв кроссовера Skoda Yeti FL
Главное

Москва

mos.ru Собянин открыл в "новой Москве" первый российский агрокластер

Санкт-Петербург

haber.rotahaber.com Оппозиция ожидает фальсификаций на досрочном голосовании в Петербурге

Вся Россия

Фото пресс-служы СЗТУ Федерального агентства по рыболовству "Мурманский рыбокомбинат", остановивший работу из-за санкций, грозит судом правительству РФ

Вокруг России

Фото Александры Хандрамай В Латвии возбуждены уголовные дела против граждан, воюющих в Донбассе

Бизнес

ehorussia.com СМИ: Евросоюз значительно расширяет санкции в отношении России

Украина

1tv.ru Стартовали реверсные поставки газа из Словакии на Украину