"Без эксперимента искусство немыслимо"

Фото Марии Рахманиновой

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой "Росбалта" — художник Петр Павленский.

Имя петербургского художника Петра Павленского буквально прогремело этим летом, после того, как он провел одну из самых необычных неоднозначно воспринятых акций в поддержку панк-группы Pussy Riot. Вышедший к Казанскому собору с зашитым ртом, Павленский держал в руках плакат с надписью: "Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа". Под "знаменитой акцией" художник подразумевал попытку Иисуса выгнать торговцев из храма. По мнению Павленского, повтори это Иисус сейчас — его бы попросту посадили.

— Петр, о вас стали говорить только этим летом, но ваш творческий путь начался гораздо раньше. В каком возрасте вы начали интересоваться искусством?

— В 19 лет, что по меркам традиционных художественных институций считается поздним сроком, однако практика показала, что это очередной расхожий штамп. В моем развитии и становлении как художника, определяющую роль сыграла осознанность выбора и накопленный визуальный багаж. Соответствующее образование я начал получать в художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, затем будучи студентом 4 курса монументальной живописи дополнительно поступил в фонд "Про Арте", на программу занимающуюся подготовкой художников в области современных визуальных искусств.

— Вы считаете, что художнику необходимо классическое — в современном понимании — художественное образование?

— Нет, я так не считаю. Зачастую наиболее интересными художниками, практикующими современное искусство, становятся люди из других профессий.

— Как давно вы занимаетесь выставочной деятельностью?

— Примерно с 2008 года — мне тогда было 24 года. На протяжении нескольких лет я сотрудничал с музеем политической истории России. Например, в 2011 году вместе с ассистировавшим мне артистом сделал перформанс "Монумент 47.70". Эта работа обращалась к проблеме культурной ксенофобии. Сейчас я могу сказать, что место проведения не совсем соответствовало заявленной теме. Мои работы или проекты всегда были сфокусированы на политическом аспекте реальности, в этом отношении я считаю очень показательным высказывание французского писателя Шарля Монталамбера: "Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами". А также очень емкое высказывание феминисткой активистки "второй волны" публициста Кэрол Ханиш: "Личное – это политическое". При этом, я придерживаюсь мнения, что политическое искусство и политическая активность, это далеко не одно и тоже. Политическое искусство — это, прежде всего, определенные стратегии, и совершенно не обязательно "политические темы". Если кто-то делает произведение на политическую тему — это совершенно не означает, что эта работа имеет какое-то отношение к политическому искусству.

— Существует ли для вас проблема поиска формы творческого выражения или это происходит само собой?

— Поиск необходимой формы для высказывания является одной из основных проблем при разработке каждого проекта. В каком месте, в какой форме и кто будет являться адресатом — это и есть то, из чего состоит любой проект или работа. Моментально возникают только отдельные ходы или решения, перед этим всегда следует долговременный процесс поиска и разработки. Чтобы прийти к какому-то решению, необходимо поднимать большие информационные пласты, анализировать их, и собирать в необходимую осмысленную конструкцию.

— Можете ли назвать свое творчество авангардным? Есть ли в нем эксперимент?

— Мне сложно говорить о себе, как о представителе какого-то нового авангардного течения, потому что я не считаю, что открываю что-то новое, до сих пор неизвестное миру. Скорее я воспринимаю искусство как средство, определенный язык, позволяющий работать в информационном поле. А эксперимент, безусловно, это то, без чего само понятие современного искусства немыслимо. Если в работе нет эксперимента, то это становится бессмысленным дублированием одного и того же штампа.


— Насколько, по вашему мнению, авангардно современное петербургское искусство?

— Такого понятия, как современное петербургское искусство вообще не существует. Чтобы говорить о современном петербургском искусстве, мы должны констатировать наличие четко артикулированной, единой для большого числа последователей идеи или концепции. А поскольку говорить о наличии такого связующего еще рано, то и рассуждать об авангардности, к сожалению, не приходится.

— Современный Петербург вдохновляет на творчество или это душный мегаполис, который необходимо периодически покидать в поисках вдохновения?

— Петербург — это место тотальной индифферентности, и меня здесь крайне привлекает преодоление этого фактора, направленного на умерщвление любой активной позиции. Поэтому как площадка Петербург представляет значительный интерес и в поисках "вдохновения" мне ее покидать не приходится.

— В вашем творчестве вы обращаетесь к религиозной тематике. Не опасаетесь ли неадекватной реакции со стороны церковных клириков?

— В своих последних проектах я разрабатываю тему отношений между культурой и культом, в частности меня интересует, как идеология, облекаемая в форму религии, вторгается в личное поле человека, и, утверждая культ страха, превращает общество в механизм направленный на формирование очередной модели идеологического абсолюта. Поэтому ставя перед собой вопрос о неадекватной реакции, и воспитывая в себе "культ страха", я сам буду являться проводником этого страха, и тогда работа в данной области теряет всякий смысл.

— Нет ли опасений, что вас будут обвинять в оскорблении чувств верующих?

— Кого, по какому поводу, и в какой момент могут начать обвинять в "оскорблении чувств верующих", теперь уже не сможет сказать ни прокурор, ни правозащитник.

— При подготовке перфоманса "Непобедимая победа" у вас были сложности с поиском площадки. Хозяева галерей боялись негативной реакции на акцию с протодиаконом Петром?

— Если бы дирекция площадки досконально знала обо всех составных частях проекта, то мне никогда не дали бы ее использовать. Любая экспозиционная площадка принадлежит какой-то институции, а та за редким исключением, принадлежит государству, и поэтому одной из ее функций является блокирование любых высказываний, не работающих на утверждение и поддержку установленного режима.

— Сейчас есть подобные проблемы?

— Подобные проблемы возникают всегда, и я думаю, что это неотъемлемо от процесса реализации проекта.

— Можно ли сказать, что акция у Казанского собора сделала вас если не знаменитым, то узнаваемым?

— Я думаю, что акция у Казанского собора скорее сделала узнаваемой проблему, о которой я говорил.

— А нужна ли, по вашему мнению, современному художнику широкая популярность?

— Вопрос популярности – это вопрос мотивации и пространства, в котором работает художник. Популярность как самоцель — это никому не нужное и бессмысленное самолюбование. Такая "популярность" никуда не приводит человека, он только оказывается скован мнимой статусностью. В любом случае, через некоторое время его вытеснят новые "популярные" образы, необходимые для поддержания "арены зрелищ". Популярность как средство означает право на высказывание, которое дает возможность поставить что-то в противовес идеологической машине, осуществляющей свою работу, в том же самом информационном поле.

— В следующих акциях вы будете продолжать развивать "околорелигиозную" тематику? Нет желания перейти в политическую плоскость? Или вообще отойти от этого направления в сторону большей социальной направленности вашего творчества?

— Нет никакой границы между "политической плоскостью" и тем, что идеологический аппарат преподносит в качестве официальной религии. А так как идеология является основным инструментом управления социумом, то и какого-то отрыва от социальной направленности я в своих проектах тоже не вижу.

В ближайшее время у меня запланирована реализация двух проектов: первый из них направлен на создание независимого интернет-ресурса, целью которого будет являться освещение проблем и вопросов, связанных с политическим искусством и его взаимодействию с обществом. Второй проект продолжает развивать тему отношений между культурой и культом, в этот раз он будет сфокусирован на отношениях между искусством, церковью и идеологией Третьего рейха. Одной из частей этого проекта явилось открытое письмо Всеволоду Анатольевичу Чаплину, в котором исследовалась реакция церковно-идеологического аппарата, на предложение создать экспериментальную лабораторию, прототипом для которой явился собирательный образ аналогичных лабораторий, использовавшихся во времена Третьего рейха.

Беседовал Константин Петров

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


Мнение

Фото Дениса Гольдмана Крепнущая память сверхдержавы Невиданные торжества, устраиваемые Пекином по случаю победного юбилея, — знак идейного поворота. Китай больше не хочет выглядеть безобидным. В Кремле ошибаются, если считают это хорошей приметой для себя.

Фото Евгения Евдокимова День знаний и терзаний Проблемы образования – это проблемы общества, которому знания перестали быть нужными, а наука пошла в тягость. Любитель преувеличений мог бы сказать, что попытки реформировать у нас эту систему сродни лечению насморка во время эпидемии холеры. (1)

Фото с сайта mvd.ru "Маленький человек" меняет историю Случай с метанием боевой гранаты в милиционеров у здания Верховной рады Украины не только трагичен, но и поучителен. Естественно, насколько вообще можно учиться на чужих ошибках и ужасном стечении обстоятельств у соседей. (7)

СС0 Русский хаос на итальянской почве Даже в ведущих европейских странах существуют регионы, где можно столкнуться с явлениями, которые вполне типичны для России, но никак не для упорядоченного Евросоюза. Один из таких регионов — Сицилия, где тоже были "скрепы" и попытка построить сверхдержаву.

syriza.net.gr Греция попрощалась с левой мечтой Опыт коалиции СИРИЗА, вобравшей в себя "все оттенки левого": от маоистов и троцкистов до еврокоммунистов и социал-демократов, показал, что такой политический проект не может быть успешным, тем более, когда экономика в коллапсе.

CC0 Откуда взялся "православный талибан" И государственная, и государственно-православная идеология у нас сегодня предельно просты. Типа, мы – высочайшая духовность, а все, кто против нас, — слуги сатаны, и думать тут нечего, и спорить нельзя.

kremlin.ru Грустный МАКС Международный авиакосмический салон, который уже двенадцатый раз проходит в подмосковном Жуковском, — это выставка не столько достижений, сколько нереализованных амбиций. Но в этом нет ничего плохого, потому что без амбиций невозможно стать лидером. (1)

CC0 Китай проживет без чудес Из державы, вызывавшей суеверное благоговение, Китай одномоментно превратился в страну вопросов. Пришел ли конец китайской мечте о мировом господстве? Если она была, то да. Постигнет ли китайскую экономику судьба советской? Не похоже.
Аналитика, интервью, репортажи

Фото Александра Калинина 03 сентября 2015 Автомобилисты не хотят платить Владельцы машин раскритиковали работу платных парковок в Петербурге — они возмущены новой системой. При этом многие нашли способ не отдавать деньги за временную стоянку.

CC0 02 сентября 2015 Безработная Россия В стране как минимум пятнадцать регионов, в которых некому работать — люди не хотят туда переезжать. Пока россияне доживают в вымирающих деревнях, пустующие земли арендуют китайцы. (3)

Фото Евгения Зубарева 02 сентября 2015 РПЦ отвоевывает территорию Церковь готова идти до конца, добиваясь получения Исаакиевского собора любой ценой во имя только ей одной понятных целей. Петербург пока отбил только первый удар и готовится к следующему. (2)

Фото ФосАгро 02 сентября 2015 Горный источник кадров Миллионы российских студентов отмечают начало нового учебного года. Пока лишь некоторые из них точно знают, где будут работать, когда получат диплом. Но уверенность в будущем точно есть у участников целевых программ крупных предприятий.

CC0 01 сентября 2015 Школы обязали учить языки Обязательным элементом школьной программы стал второй иностранный язык. Эксперты считают, что в современных условиях реализация идеи может превратиться в профанацию. Да и преподавателей еще нужно поискать. (5)

Фото Надежды Красновой 31 августа 2015 В чьих интересах подорожает эвакуация машин? Компании, которые эвакуируют машины и обслуживают штрафстоянки, попросили Смольный увеличить тарифы. Эксперты считают, что это может привести к социальному взрыву.

СС0 30 августа 2015 Почему россияне меняют политические взгляды с возрастом? Среди людей старше 60 гораздо больше тех, кто симпатизирует коммунистам, чем среди представителей среднего возраста. При этом около 15% пенсионеров мечтают о возвращении к социализму, отмечают эксперты. (4)

Фото Ильи Смирнова 30 августа 2015 "Перформансы в России гораздо зрелищнее, чем в Америке" О премудростях современного поэтического творчества, об ущербных и инновационных технологиях, а также о роли человека среди машин рассказала медиапоэт, переводчик Наталья Федорова.
Сегодня читают
Форум
Стиль жизни

Наука и технологии

СС0

Ученые исследовали фрагменты древнейшего Корана

Здоровье

СС0

Ученые обнаружили один из самых опасных генов

Авто

CC0

Эксперты назвали самые востребованные автомобильные опции

Путешествие

СС0

В Неаполе стартовал фестиваль пиццы

Мода

Стоп-кадр видео

Лицом новой коллекции Mango Man стал Зинедин Зидан

Культура

СС0

В Северной столице пройдет фестиваль фудтраков

На виду

Стоп-кадр видео

Фанат Криса Брауна подает на него в суд

Из ряда вон

СС0

В Британии пройдет самая дорогая дегустация виски в мире

Обзоры блогосферы

СС0 03 сентября 2015 Превращаясь в Черногорию Мы – маленькие. И уже поэтому нам, маленьким, прибиваться к Китаю – то есть к самому здоровенному монстру из существующих – крайне глупо.

СС0 02 сентября 2015 Байкалу никто не поможет "Волонтеры, ездившие в Крымск и в Благовещенск, выгорели. Не горят люди уже желанием рвать мышцы, душу и здоровье. Не поедут они уже за свои деньги тушить ваши леса", — пишет блогер Аркадий Бабченко. (3)

02 сентября 2015 Так на Руси повелось Иногда кажется, что есть во всем происходящем некоторая обреченность, предзаданность и даже мощная мертвящая красота. Есть соблазн записаться в эту историю рядовым, потому что так предопределено.

02 сентября 2015 Штаны есть? Вот купите вы эти штаны, наденете их… и что дальше? Кто их увидит? Куда вы пойдете? Да такие штаны надо чтобы видели все!
Прощание с Евгением Примаковым Фестиваль "Книги России" на Красной площади Форум "Армия-2015" Ночь музеев в Петербурге Парад Победы на Дворцовой площади Первомай со Сталиным Русские и китайцы сразились в танцевальном турнире Saint Petersburg Open 2015 Выставка "Янтарь Балтики-2015" в Калининграде "Драгунский рейд" армии США в Чехии "Янтарная" коллекция Валентина Юдашкина на Неделе моды в Париже
Главное

Москва

Фото с сайта минобрнауки.рф Минобрнауки отмечает рост конкурса на бюджетные места в вузах

Санкт-Петербург

Фото с сайта haber.rotahaber.com "Наблюдатели Петербурга": На выборах губернатора Ленобласти граждан массово сгоняют на "досрочку"

Вся Россия

CC0 Воронежский мститель погиб при задержании

Вокруг России

СС0 В Молдавии стартовали учения "Огненный щит" с участием американских военных

Бизнес

CC0 Греф советует готовиться к "очень волатильному" рублю

Украина

Фото с сайта president.gov.ua Порошенко считает, что в беспорядках в Киеве виновата Россия