"Без эксперимента искусство немыслимо"

Фото Марии Рахманиновой

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой "Росбалта" — художник Петр Павленский.

Имя петербургского художника Петра Павленского буквально прогремело этим летом, после того, как он провел одну из самых необычных неоднозначно воспринятых акций в поддержку панк-группы Pussy Riot. Вышедший к Казанскому собору с зашитым ртом, Павленский держал в руках плакат с надписью: "Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа". Под "знаменитой акцией" художник подразумевал попытку Иисуса выгнать торговцев из храма. По мнению Павленского, повтори это Иисус сейчас — его бы попросту посадили.

— Петр, о вас стали говорить только этим летом, но ваш творческий путь начался гораздо раньше. В каком возрасте вы начали интересоваться искусством?

— В 19 лет, что по меркам традиционных художественных институций считается поздним сроком, однако практика показала, что это очередной расхожий штамп. В моем развитии и становлении как художника, определяющую роль сыграла осознанность выбора и накопленный визуальный багаж. Соответствующее образование я начал получать в художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, затем будучи студентом 4 курса монументальной живописи дополнительно поступил в фонд "Про Арте", на программу занимающуюся подготовкой художников в области современных визуальных искусств.

— Вы считаете, что художнику необходимо классическое — в современном понимании — художественное образование?

— Нет, я так не считаю. Зачастую наиболее интересными художниками, практикующими современное искусство, становятся люди из других профессий.

— Как давно вы занимаетесь выставочной деятельностью?

— Примерно с 2008 года — мне тогда было 24 года. На протяжении нескольких лет я сотрудничал с музеем политической истории России. Например, в 2011 году вместе с ассистировавшим мне артистом сделал перформанс "Монумент 47.70". Эта работа обращалась к проблеме культурной ксенофобии. Сейчас я могу сказать, что место проведения не совсем соответствовало заявленной теме. Мои работы или проекты всегда были сфокусированы на политическом аспекте реальности, в этом отношении я считаю очень показательным высказывание французского писателя Шарля Монталамбера: "Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами". А также очень емкое высказывание феминисткой активистки "второй волны" публициста Кэрол Ханиш: "Личное – это политическое". При этом, я придерживаюсь мнения, что политическое искусство и политическая активность, это далеко не одно и тоже. Политическое искусство — это, прежде всего, определенные стратегии, и совершенно не обязательно "политические темы". Если кто-то делает произведение на политическую тему — это совершенно не означает, что эта работа имеет какое-то отношение к политическому искусству.

— Существует ли для вас проблема поиска формы творческого выражения или это происходит само собой?

— Поиск необходимой формы для высказывания является одной из основных проблем при разработке каждого проекта. В каком месте, в какой форме и кто будет являться адресатом — это и есть то, из чего состоит любой проект или работа. Моментально возникают только отдельные ходы или решения, перед этим всегда следует долговременный процесс поиска и разработки. Чтобы прийти к какому-то решению, необходимо поднимать большие информационные пласты, анализировать их, и собирать в необходимую осмысленную конструкцию.

— Можете ли назвать свое творчество авангардным? Есть ли в нем эксперимент?

— Мне сложно говорить о себе, как о представителе какого-то нового авангардного течения, потому что я не считаю, что открываю что-то новое, до сих пор неизвестное миру. Скорее я воспринимаю искусство как средство, определенный язык, позволяющий работать в информационном поле. А эксперимент, безусловно, это то, без чего само понятие современного искусства немыслимо. Если в работе нет эксперимента, то это становится бессмысленным дублированием одного и того же штампа.


— Насколько, по вашему мнению, авангардно современное петербургское искусство?

— Такого понятия, как современное петербургское искусство вообще не существует. Чтобы говорить о современном петербургском искусстве, мы должны констатировать наличие четко артикулированной, единой для большого числа последователей идеи или концепции. А поскольку говорить о наличии такого связующего еще рано, то и рассуждать об авангардности, к сожалению, не приходится.

— Современный Петербург вдохновляет на творчество или это душный мегаполис, который необходимо периодически покидать в поисках вдохновения?

— Петербург — это место тотальной индифферентности, и меня здесь крайне привлекает преодоление этого фактора, направленного на умерщвление любой активной позиции. Поэтому как площадка Петербург представляет значительный интерес и в поисках "вдохновения" мне ее покидать не приходится.

— В вашем творчестве вы обращаетесь к религиозной тематике. Не опасаетесь ли неадекватной реакции со стороны церковных клириков?

— В своих последних проектах я разрабатываю тему отношений между культурой и культом, в частности меня интересует, как идеология, облекаемая в форму религии, вторгается в личное поле человека, и, утверждая культ страха, превращает общество в механизм направленный на формирование очередной модели идеологического абсолюта. Поэтому ставя перед собой вопрос о неадекватной реакции, и воспитывая в себе "культ страха", я сам буду являться проводником этого страха, и тогда работа в данной области теряет всякий смысл.

— Нет ли опасений, что вас будут обвинять в оскорблении чувств верующих?

— Кого, по какому поводу, и в какой момент могут начать обвинять в "оскорблении чувств верующих", теперь уже не сможет сказать ни прокурор, ни правозащитник.

— При подготовке перфоманса "Непобедимая победа" у вас были сложности с поиском площадки. Хозяева галерей боялись негативной реакции на акцию с протодиаконом Петром?

— Если бы дирекция площадки досконально знала обо всех составных частях проекта, то мне никогда не дали бы ее использовать. Любая экспозиционная площадка принадлежит какой-то институции, а та за редким исключением, принадлежит государству, и поэтому одной из ее функций является блокирование любых высказываний, не работающих на утверждение и поддержку установленного режима.

— Сейчас есть подобные проблемы?

— Подобные проблемы возникают всегда, и я думаю, что это неотъемлемо от процесса реализации проекта.

— Можно ли сказать, что акция у Казанского собора сделала вас если не знаменитым, то узнаваемым?

— Я думаю, что акция у Казанского собора скорее сделала узнаваемой проблему, о которой я говорил.

— А нужна ли, по вашему мнению, современному художнику широкая популярность?

— Вопрос популярности – это вопрос мотивации и пространства, в котором работает художник. Популярность как самоцель — это никому не нужное и бессмысленное самолюбование. Такая "популярность" никуда не приводит человека, он только оказывается скован мнимой статусностью. В любом случае, через некоторое время его вытеснят новые "популярные" образы, необходимые для поддержания "арены зрелищ". Популярность как средство означает право на высказывание, которое дает возможность поставить что-то в противовес идеологической машине, осуществляющей свою работу, в том же самом информационном поле.

— В следующих акциях вы будете продолжать развивать "околорелигиозную" тематику? Нет желания перейти в политическую плоскость? Или вообще отойти от этого направления в сторону большей социальной направленности вашего творчества?

— Нет никакой границы между "политической плоскостью" и тем, что идеологический аппарат преподносит в качестве официальной религии. А так как идеология является основным инструментом управления социумом, то и какого-то отрыва от социальной направленности я в своих проектах тоже не вижу.

В ближайшее время у меня запланирована реализация двух проектов: первый из них направлен на создание независимого интернет-ресурса, целью которого будет являться освещение проблем и вопросов, связанных с политическим искусством и его взаимодействию с обществом. Второй проект продолжает развивать тему отношений между культурой и культом, в этот раз он будет сфокусирован на отношениях между искусством, церковью и идеологией Третьего рейха. Одной из частей этого проекта явилось открытое письмо Всеволоду Анатольевичу Чаплину, в котором исследовалась реакция церковно-идеологического аппарата, на предложение создать экспериментальную лабораторию, прототипом для которой явился собирательный образ аналогичных лабораторий, использовавшихся во времена Третьего рейха.

Беседовал Константин Петров

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


Мнение

Фото Софьи Моховой Российский диссонанс приоритетов Значимость свободы слова в глазах россиян за последние годы несколько снизилась, однако пока не настолько, чтобы паниковать. На фоне усилий пропаганды по продвижению "традиционных ценностей" могло быть и хуже. (1)

blog.maia-intelligence.com Как перестать потреблять? Создайте миллионам граждан условия, при которых они смогут без всяких потребительских подпорок ощутить свое истинное место в обществе, – и не понадобятся ни золотые цепи на груди, ни золотые часы на запястьях.

http://www.federalspace.ru Что несет людям "небесная сеть" Создание глобальной космической системы доступа в интернет – вопрос решенный. Уместен вопрос из области футурологии: как изменятся будни человечества, если "информационного захолустья" на планете больше не останется? (8)

Фото Надежды Красновой План утопающих Группа людей, руководящих российской экономикой, так и не обзавелась антикризисной программой. Из списка "первоочередных мероприятий", утвержденного правительством, невозможно понять, что оно будет делать хотя бы через два-три месяца.

syriza.net.gr Почему у нас полюбили "кощунников" из СИРИЗА Пришедшая к власти в Греции "Коалиция левых радикалов" — наша тайная надежда, "правильная пятая колонна" внутри ЕС. Впрочем, насколько все так на самом деле ― это еще бабушка надвое сказала. (4)

Кадр из фильма Скрытая история Прибалтики. Концлагерь. Политизация прошлого грозит настоящему Миллионы русских, украинцев, белорусов, таджиков, узбеков, евреев, молдаван и других народов, населявших СССР, отдали свои жизни, чтобы одолеть нацизм. И они умирали не за то, чтоб по всему миру политиканы пользовались плодами их победы. (1)

Фото Надежды Красновой Оформление изгойства Каждый новый день войны в Донбассе добавляет ясности насчет того, как дорого и в каких формах России придется платить за это кровопролитие. Переход на роль крупнейшей в мире страны-парии уже не страшилка, а реальность.

Что творится в окружении Путина Российский президент в полной мере реализует старую истину "разделяй и властвуй". Любой из его приближенных имеет право голоса лишь в определенной сфере — лезть не в свое дело никому не позволено.
Аналитика, интервью, репортажи

Фото Дарьи Мироновой 30 января 2015 Молодая мама предпенсионного возраста Россиянки все чаще решаются на роды после 40, а то и 45 лет. Эксперты рассказали, какие риски для женщины и ребенка таит в себе поздняя беременность.

Фото Александра Калинина 29 января 2015 Прощай, мигрант Количество мигрантов из Средней Азии в России стремительно сокращается. Получать рублевую зарплату стало невыгодно. Эксперты считают, что сегодня гастарбайтеры практически не нужны в РФ — им негде работать. (9)

Фото с сайта wikipedia.org 28 января 2015 И снова детcко-женское лицо (фото) На Дворцовой площади состоялась молодежная акция памяти блокады. Ее участники писали фронтовые письма, танцевали под военную музыку, отведали полевой каши и побывали в музее под открытым небом. (1)

27 января 2015 Кощунственная диета Интернет-сообщество предложило участникам "блокадную" диету: 400 грамм хлеба в день. Инициаторы идеи считают, что так любой желающий сможет вспомнить подвиг ленинградцев во время блокады, а заодно улучшить фигуру.

Фото Александра Калинина 27 января 2015 Почему мы все не Шарли Очередной карикатурный скандал не привел к сплочению России с Западом, а лишь подчеркнул наши различия. Нам сложно понять друг друга, и газеты, подобной Charlie Hebdo, у нас нет и быть не может.

Фото пресс-службы СПбГУП 27 января 2015 Почему люди не расчеловечились? Каким образом ленинградцы смогли достойно перетерпеть блокаду? Что ими двигало на самом деле? Почему они смогли остаться людьми? На эти и другие вопросы ответил фронтовик, писатель Даниил Гранин. (3)

стоп-кадр видео 26 января 2015 "Пока Россию ставят на уровень выше мусорного" К сожалению, единственный способ сохранить деньги сегодня – перевести их в валюту и держать в сейфовой ячейке или под матрасом, считает экономист Сергей Гуриев.

Фото Марии Бочко 25 января 2015 Законы питания для долгой жизни Главный диетолог Санкт-Петербурга, академик РАЕН и МАНЭБ Владимир Доценко рассказал, как и когда нужно питаться пенсионерам, чтобы многие годы чувствовать интерес к жизни.
Сегодня читают
Форум
Стиль жизни

Наука и технологии

Sledcom.ru

Ученые: Наказывать психопатов бесполезно

Здоровье

Фото Марии Лепетюхиной

Растительные масла снижают давление эффективнее, чем лекарства

Авто

Фото Марии Лепетюхиной

Автомобилю исполняется 129 лет

Путешествие

В Виндзорском замке открывается выставка, посвященная Наполеону

Мода

missuniverse.com

Феномен "латина"

Культура

Фото Полины Быковских

По народному календарю отмечается Макарьев день

На виду

Стоп-кадр видео

Шакира сообщила имя новорожденного сына

Из ряда вон

ru.wikipedia.org

Шеф лучшего ресторана мира подает живых креветок с муравьями

Обзоры блогосферы

stocksandtrading.com 30 января 2015 Игры с ключевой ставкой Рынок прочел обращение ЦБ, грустно вздохнул и рубль сразу стал стоить 1,4 цента. Откуда грусть и что нас ждет — давайте разберемся. (1)

30 января 2015 МИД РФ информацией не располагает Сколько граждан РФ находится на территории Украины в зоне проведения АТО? Сколько граждан РФ погибло в ходе АТО? (2)

Фото Евгения Шабанова 29 января 2015 Кормильцы кашей В лихую годину, когда настанет черный день, каждый из депутатов Госдумы будет в состоянии накормить кашей почти восемь тысяч человек!

Росбалт 29 января 2015 Индекс недоверия Какая красивая была мечта – сделать рубль мировой резервной валютой. Совсем была она рядом. Как говорил Центробанк, надо только рубль отпустить в свободное плавание.
Гонки на собачьих упряжках Артиллерийским огнем сожгло дома в Мариуполе Парижане скупают газету Charlie Hebdo Парижане вышли поддержать Charlie Hebdo Берег Финского залива покрыли пятиметровые торосы "Ярмарка чудес" в Сестрорецке В Петербурге на подиум вышли пенсионерки и Андрей Ургант "Диана Вишнева. Context" Петербуржцы просят чиновников "убрать руки" от стационаров Фестиваль бачаты, кизомбы и сальсы собрал любителей и профессионалов
Главное

Москва

ГУ МЧС по Москве МЧС: К колоссальному пожару в библиотеке ИНИОН РАН могло привести короткое замыкание

Санкт-Петербург

Фото Дмитрия Губина В Петербурге ночью родители вставали в очереди, чтобы записать детей в 1 класс, сайт госуслуг не работает

Вся Россия

Стоп-кадр видео Мать семерых детей, арестованную по делу о госизмене и давшую признание, подвел адвокат (видео)

Вокруг России

Vesti.ru Участники переговоров в Минске не подписали итоговый документ

Бизнес

МЭР прогнозирует падение ВВП и снижение зарплат

Украина

Россия 1, "Вести", стоп-кадр видео В Минске началась встреча контактной группы по Украине