"Без эксперимента искусство немыслимо"

Фото Марии Рахманиновой

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой "Росбалта" — художник Петр Павленский.

Имя петербургского художника Петра Павленского буквально прогремело этим летом, после того, как он провел одну из самых необычных неоднозначно воспринятых акций в поддержку панк-группы Pussy Riot. Вышедший к Казанскому собору с зашитым ртом, Павленский держал в руках плакат с надписью: "Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа". Под "знаменитой акцией" художник подразумевал попытку Иисуса выгнать торговцев из храма. По мнению Павленского, повтори это Иисус сейчас — его бы попросту посадили.

— Петр, о вас стали говорить только этим летом, но ваш творческий путь начался гораздо раньше. В каком возрасте вы начали интересоваться искусством?

— В 19 лет, что по меркам традиционных художественных институций считается поздним сроком, однако практика показала, что это очередной расхожий штамп. В моем развитии и становлении как художника, определяющую роль сыграла осознанность выбора и накопленный визуальный багаж. Соответствующее образование я начал получать в художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, затем будучи студентом 4 курса монументальной живописи дополнительно поступил в фонд "Про Арте", на программу занимающуюся подготовкой художников в области современных визуальных искусств.

— Вы считаете, что художнику необходимо классическое — в современном понимании — художественное образование?

— Нет, я так не считаю. Зачастую наиболее интересными художниками, практикующими современное искусство, становятся люди из других профессий.

— Как давно вы занимаетесь выставочной деятельностью?

— Примерно с 2008 года — мне тогда было 24 года. На протяжении нескольких лет я сотрудничал с музеем политической истории России. Например, в 2011 году вместе с ассистировавшим мне артистом сделал перформанс "Монумент 47.70". Эта работа обращалась к проблеме культурной ксенофобии. Сейчас я могу сказать, что место проведения не совсем соответствовало заявленной теме. Мои работы или проекты всегда были сфокусированы на политическом аспекте реальности, в этом отношении я считаю очень показательным высказывание французского писателя Шарля Монталамбера: "Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами". А также очень емкое высказывание феминисткой активистки "второй волны" публициста Кэрол Ханиш: "Личное – это политическое". При этом, я придерживаюсь мнения, что политическое искусство и политическая активность, это далеко не одно и тоже. Политическое искусство — это, прежде всего, определенные стратегии, и совершенно не обязательно "политические темы". Если кто-то делает произведение на политическую тему — это совершенно не означает, что эта работа имеет какое-то отношение к политическому искусству.

— Существует ли для вас проблема поиска формы творческого выражения или это происходит само собой?

— Поиск необходимой формы для высказывания является одной из основных проблем при разработке каждого проекта. В каком месте, в какой форме и кто будет являться адресатом — это и есть то, из чего состоит любой проект или работа. Моментально возникают только отдельные ходы или решения, перед этим всегда следует долговременный процесс поиска и разработки. Чтобы прийти к какому-то решению, необходимо поднимать большие информационные пласты, анализировать их, и собирать в необходимую осмысленную конструкцию.

— Можете ли назвать свое творчество авангардным? Есть ли в нем эксперимент?

— Мне сложно говорить о себе, как о представителе какого-то нового авангардного течения, потому что я не считаю, что открываю что-то новое, до сих пор неизвестное миру. Скорее я воспринимаю искусство как средство, определенный язык, позволяющий работать в информационном поле. А эксперимент, безусловно, это то, без чего само понятие современного искусства немыслимо. Если в работе нет эксперимента, то это становится бессмысленным дублированием одного и того же штампа.


— Насколько, по вашему мнению, авангардно современное петербургское искусство?

— Такого понятия, как современное петербургское искусство вообще не существует. Чтобы говорить о современном петербургском искусстве, мы должны констатировать наличие четко артикулированной, единой для большого числа последователей идеи или концепции. А поскольку говорить о наличии такого связующего еще рано, то и рассуждать об авангардности, к сожалению, не приходится.

— Современный Петербург вдохновляет на творчество или это душный мегаполис, который необходимо периодически покидать в поисках вдохновения?

— Петербург — это место тотальной индифферентности, и меня здесь крайне привлекает преодоление этого фактора, направленного на умерщвление любой активной позиции. Поэтому как площадка Петербург представляет значительный интерес и в поисках "вдохновения" мне ее покидать не приходится.

— В вашем творчестве вы обращаетесь к религиозной тематике. Не опасаетесь ли неадекватной реакции со стороны церковных клириков?

— В своих последних проектах я разрабатываю тему отношений между культурой и культом, в частности меня интересует, как идеология, облекаемая в форму религии, вторгается в личное поле человека, и, утверждая культ страха, превращает общество в механизм направленный на формирование очередной модели идеологического абсолюта. Поэтому ставя перед собой вопрос о неадекватной реакции, и воспитывая в себе "культ страха", я сам буду являться проводником этого страха, и тогда работа в данной области теряет всякий смысл.

— Нет ли опасений, что вас будут обвинять в оскорблении чувств верующих?

— Кого, по какому поводу, и в какой момент могут начать обвинять в "оскорблении чувств верующих", теперь уже не сможет сказать ни прокурор, ни правозащитник.

— При подготовке перфоманса "Непобедимая победа" у вас были сложности с поиском площадки. Хозяева галерей боялись негативной реакции на акцию с протодиаконом Петром?

— Если бы дирекция площадки досконально знала обо всех составных частях проекта, то мне никогда не дали бы ее использовать. Любая экспозиционная площадка принадлежит какой-то институции, а та за редким исключением, принадлежит государству, и поэтому одной из ее функций является блокирование любых высказываний, не работающих на утверждение и поддержку установленного режима.

— Сейчас есть подобные проблемы?

— Подобные проблемы возникают всегда, и я думаю, что это неотъемлемо от процесса реализации проекта.

— Можно ли сказать, что акция у Казанского собора сделала вас если не знаменитым, то узнаваемым?

— Я думаю, что акция у Казанского собора скорее сделала узнаваемой проблему, о которой я говорил.

— А нужна ли, по вашему мнению, современному художнику широкая популярность?

— Вопрос популярности – это вопрос мотивации и пространства, в котором работает художник. Популярность как самоцель — это никому не нужное и бессмысленное самолюбование. Такая "популярность" никуда не приводит человека, он только оказывается скован мнимой статусностью. В любом случае, через некоторое время его вытеснят новые "популярные" образы, необходимые для поддержания "арены зрелищ". Популярность как средство означает право на высказывание, которое дает возможность поставить что-то в противовес идеологической машине, осуществляющей свою работу, в том же самом информационном поле.

— В следующих акциях вы будете продолжать развивать "околорелигиозную" тематику? Нет желания перейти в политическую плоскость? Или вообще отойти от этого направления в сторону большей социальной направленности вашего творчества?

— Нет никакой границы между "политической плоскостью" и тем, что идеологический аппарат преподносит в качестве официальной религии. А так как идеология является основным инструментом управления социумом, то и какого-то отрыва от социальной направленности я в своих проектах тоже не вижу.

В ближайшее время у меня запланирована реализация двух проектов: первый из них направлен на создание независимого интернет-ресурса, целью которого будет являться освещение проблем и вопросов, связанных с политическим искусством и его взаимодействию с обществом. Второй проект продолжает развивать тему отношений между культурой и культом, в этот раз он будет сфокусирован на отношениях между искусством, церковью и идеологией Третьего рейха. Одной из частей этого проекта явилось открытое письмо Всеволоду Анатольевичу Чаплину, в котором исследовалась реакция церковно-идеологического аппарата, на предложение создать экспериментальную лабораторию, прототипом для которой явился собирательный образ аналогичных лабораторий, использовавшихся во времена Третьего рейха.

Беседовал Константин Петров

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


Мнение

Фото Дениса Гольдмана Победа под треск мотоциклов Целью "Ночных волков", попытавшихся устроить “бросок на Берлин”, в очередной раз стала самореклама и, конечно, попытка спровоцировать европейцев на максимально неадекватные действия. Что, в целом, им удалось. (12)

Официальный интернет-портал президента Республики Беларусь Лукашенко вновь хочет заняться контрабандой Президент Белоруссии предложил грузинам вместе преодолеть таможенные барьеры Евразийского союза. Минску это позволит сохранить преимущества членства в ЕАЭС, а Тбилиси – получить доступ на российский рынок. (2)

Наука отставать Утверждения, что экономика России через год-другой вернется в состояние уверенного роста, являются блефом. Вернуться можно только в застой, который начался задолго до нынешнего кризиса.

Фото Евгения Зубарева Российский рецепт счастья Амнистия – зеркало русской жизни и нашей судебной системы. Власть каждый раз как бы извиняется, что не находит иного способа общаться со своими гражданами, кроме как отправлять их при любом удобном случае в застенок. (5)

Фото Александра Калинина Спасет ли Россию новый культ? Поэты и художники черпают в истории вдохновение, ученые (настоящие, а не те, что обслуга начальства) — пытаются найти истину. Власть ищет в ней оправдание ошибок, причем не прошлых, а нынешних. (10)

Карикатура Александра Сергеева, из архива газеты "Час пик" Учебник по промыванию мозгов Давно уже чувствовалось, что Кремль, реализуя свою "крымско-донецкую стратегию", действует как по писаному. Не сразу, но в море научной и околонаучной литературы все же удалось обнаружить “откуда ноги растут”. (49)

Фото Надежды Красновой Не улучшайте пенсионную систему! Желание российских властей изменить пенсионные правила является общественно вредным, независимо от того, с каких позиций смотреть на этот спор – с прогрессивных или консервативных.

Фото Игоря Ротаря Украинец – это на всю жизнь! Политика Киева по "внедрению украинского самосознания" в русскоязычных регионах на Востоке страны оказалась достаточно успешной – все больше людей отказываются от пророссийской ориентации. (36)
Аналитика, интервью, репортажи

Фото Антониды Пашининой 27 апреля 2015 Закон о тунеядстве имени Бродского Петербургский депутат Андрей Анохин предлагает вернуть советскую практику и наказывать за тунеядство. Его не устраивает, что 20 млн россиян трудятся без надлежащего оформления, а 18 млн человек не работают вовсе. (1)

Фото Ксении Булетовой 27 апреля 2015 Собачье кладбище в канаве Кондакопшино Жители Пушкинского района нашли три трупа собак. В окрестных полях убиенных животных еще больше, утверждают аборигены. Однако пока полиция не может справиться с охотником на четвероногих.

Фото Заксобрания Петербурга, assembly.spb.ru 26 апреля 2015 "Яблоко" брататься не будет Экс-депутат ЗакСа Михаил Амосов вновь возглавил петербургское "Яблоко". Занять руководящий пост ему не помешала даже спорная позиция по Крыму, из-за которой он уже конфликтовал с федеральным руководством партии. (3)

mns.gov.ua 26 апреля 2015 "Детей Чернобыля не учитывают и не обследуют" Пострадавшие из-за аварии на ЧАЭС умирают быстрее, чем ветераны ВОВ. В 1986 году в Петербурге проживали 20 тыс. жертв и ликвидаторов, сейчас их менее 5 тыс. О том, как им живется в России, рассказал бывший главный медик зоны отчуждения Василий Найда. (2)

Фото Санкт-Петерургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича 25 апреля 2015 "В конфликте с режиссером дирижер проигрывает" Дирижер амстердамского Концертгебау Марис Янсонс рассказал о грамотном построении отношений с оркестром, фальшивой экспрессии и интеллектуальной стороне исполнительства.

vk.com 24 апреля 2015 Оппозиция в опасности Суд приговорил националиста Бондарика к условному сроку за экстремистскую деятельность. Активист не сможет заниматься политической деятельностью три года. Эксперты называют это решение опасным для всей оппозиции.

Фото Андрея Никитченкова 24 апреля 2015 Нету против Бету: "Зенит" прощается с Европой "Зенит" вылетел на стадии четвертьфинала во втором по значимости клубном европейском турнире. Предпосылок к тому, чтобы клуб-неудачник пробился в лидеры, нет.

Фото Сергея Гуляева 24 апреля 2015 Региональный Навальный Демократическая оппозиция во главе с Навальным и Касьяновым объявила о создании единого политического блока. Осенью 2015 года ее представители примут участие в выборах в Калужской, Костромской и Новосибирской областях. (1)
Сегодня читают
Форум
Стиль жизни

Наука и технологии

Фото Марии Лепетюхиной

Ученые вывели новый тип обезболивающих средств благодаря грибам

Здоровье

Ученые объяснили, как формируются новые воспоминания

Авто

Фото Ксении Булетовой

Мексиканцы изобрели систему, которая распознает нетрезвого водителя по поту

Путешествие

Фото Антониды Пашининой

В Египте для туристов стали доступны две древние достопримечательности

Мода

Интернет,S-Moda

Сара Джессика Паркер разработала новую коллекцию обуви

Культура

В Москве стартовал год испанского языка и литературы

На виду

Королева Елизавета II не вошла в список самых богатых жителей Великобритании

Из ряда вон

Фото Дарьи Мироновой

Ученые: Дети рискуют заразиться тревогой от раздражительных родителей

Обзоры блогосферы

Фото ИА "Росбалт" 27 апреля 2015 Незаметный террор Террор отличается от принуждения и правосудия абсолютно случайным выбором жертв. Когда на митинг выходят десятки тысяч, а сажают несколько человек — это террор. (1)

Стоп-кадр видео 27 апреля 2015 Батат вне закона Открываются беспрецедентные возможности для рейдерства и устранения конкурентов в аграрной сфере. Кто первым догадается проверить продукцию конкурента на содержание ГМО? (2)

rzd.ru 27 апреля 2015 На случай войны Больше тридцати лет назад Михаил Жванецкий произнес такие слова: "В магазинах нет, на складе есть — на случай войны. Тогда давайте воевать поскорее, а то оно все испортится". (2)

Фото Александра Калинина 24 апреля 2015 Жаль, Бокасса не дожил Юбилей Победы подоспел как будто специально, чтобы выявились все наши комплексы. Взять хотя бы историю с приездом на 9-е Мая иностранных вождей. (9)
Русские и китайцы сразились в танцевальном турнире Saint Petersburg Open 2015 Выставка "Янтарь Балтики-2015" в Калининграде "Драгунский рейд" армии США в Чехии "Янтарная" коллекция Валентина Юдашкина на Неделе моды в Париже Прощание с Борисом Немцовым Немцова вспоминали 15 тыс. петербуржцев Гонки на собачьих упряжках Парижане скупают газету Charlie Hebdo Жители Парижа вышли поддержать Charlie Hebdo Берег Финского залива покрыли пятиметровые торосы
Главное

Москва

07.mvd.ru В связи с празднованием Первомая и Дня Победы в Москве будет ограничено движение

Санкт-Петербург

Стоп-кадр видео Путин: В России не должно быть запрета на приватизацию

Вся Россия

1tv.ru СМИ: Число пострадавших при взрыве под Ростовом увеличилось до 10 человек

Вокруг России

akorda.kz По данным опросов избирателей, Назарбаев сохраняет кресло президента Казахстана

Бизнес

Стоп-кадр видео Путин поручил создать единый институт развития малого и среднего бизнеса

Украина

Фото Александры Хандрамай Глава ЛНР назвал "фантазиями" сообщения о своем задержании