"Без эксперимента искусство немыслимо"

Фото Марии Рахманиновой

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой "Росбалта" — художник Петр Павленский.

Имя петербургского художника Петра Павленского буквально прогремело этим летом, после того, как он провел одну из самых необычных неоднозначно воспринятых акций в поддержку панк-группы Pussy Riot. Вышедший к Казанскому собору с зашитым ртом, Павленский держал в руках плакат с надписью: "Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа". Под "знаменитой акцией" художник подразумевал попытку Иисуса выгнать торговцев из храма. По мнению Павленского, повтори это Иисус сейчас — его бы попросту посадили.

— Петр, о вас стали говорить только этим летом, но ваш творческий путь начался гораздо раньше. В каком возрасте вы начали интересоваться искусством?

— В 19 лет, что по меркам традиционных художественных институций считается поздним сроком, однако практика показала, что это очередной расхожий штамп. В моем развитии и становлении как художника, определяющую роль сыграла осознанность выбора и накопленный визуальный багаж. Соответствующее образование я начал получать в художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, затем будучи студентом 4 курса монументальной живописи дополнительно поступил в фонд "Про Арте", на программу занимающуюся подготовкой художников в области современных визуальных искусств.

— Вы считаете, что художнику необходимо классическое — в современном понимании — художественное образование?

— Нет, я так не считаю. Зачастую наиболее интересными художниками, практикующими современное искусство, становятся люди из других профессий.

— Как давно вы занимаетесь выставочной деятельностью?

— Примерно с 2008 года — мне тогда было 24 года. На протяжении нескольких лет я сотрудничал с музеем политической истории России. Например, в 2011 году вместе с ассистировавшим мне артистом сделал перформанс "Монумент 47.70". Эта работа обращалась к проблеме культурной ксенофобии. Сейчас я могу сказать, что место проведения не совсем соответствовало заявленной теме. Мои работы или проекты всегда были сфокусированы на политическом аспекте реальности, в этом отношении я считаю очень показательным высказывание французского писателя Шарля Монталамбера: "Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами". А также очень емкое высказывание феминисткой активистки "второй волны" публициста Кэрол Ханиш: "Личное – это политическое". При этом, я придерживаюсь мнения, что политическое искусство и политическая активность, это далеко не одно и тоже. Политическое искусство — это, прежде всего, определенные стратегии, и совершенно не обязательно "политические темы". Если кто-то делает произведение на политическую тему — это совершенно не означает, что эта работа имеет какое-то отношение к политическому искусству.

— Существует ли для вас проблема поиска формы творческого выражения или это происходит само собой?

— Поиск необходимой формы для высказывания является одной из основных проблем при разработке каждого проекта. В каком месте, в какой форме и кто будет являться адресатом — это и есть то, из чего состоит любой проект или работа. Моментально возникают только отдельные ходы или решения, перед этим всегда следует долговременный процесс поиска и разработки. Чтобы прийти к какому-то решению, необходимо поднимать большие информационные пласты, анализировать их, и собирать в необходимую осмысленную конструкцию.

— Можете ли назвать свое творчество авангардным? Есть ли в нем эксперимент?

— Мне сложно говорить о себе, как о представителе какого-то нового авангардного течения, потому что я не считаю, что открываю что-то новое, до сих пор неизвестное миру. Скорее я воспринимаю искусство как средство, определенный язык, позволяющий работать в информационном поле. А эксперимент, безусловно, это то, без чего само понятие современного искусства немыслимо. Если в работе нет эксперимента, то это становится бессмысленным дублированием одного и того же штампа.


— Насколько, по вашему мнению, авангардно современное петербургское искусство?

— Такого понятия, как современное петербургское искусство вообще не существует. Чтобы говорить о современном петербургском искусстве, мы должны констатировать наличие четко артикулированной, единой для большого числа последователей идеи или концепции. А поскольку говорить о наличии такого связующего еще рано, то и рассуждать об авангардности, к сожалению, не приходится.

— Современный Петербург вдохновляет на творчество или это душный мегаполис, который необходимо периодически покидать в поисках вдохновения?

— Петербург — это место тотальной индифферентности, и меня здесь крайне привлекает преодоление этого фактора, направленного на умерщвление любой активной позиции. Поэтому как площадка Петербург представляет значительный интерес и в поисках "вдохновения" мне ее покидать не приходится.

— В вашем творчестве вы обращаетесь к религиозной тематике. Не опасаетесь ли неадекватной реакции со стороны церковных клириков?

— В своих последних проектах я разрабатываю тему отношений между культурой и культом, в частности меня интересует, как идеология, облекаемая в форму религии, вторгается в личное поле человека, и, утверждая культ страха, превращает общество в механизм направленный на формирование очередной модели идеологического абсолюта. Поэтому ставя перед собой вопрос о неадекватной реакции, и воспитывая в себе "культ страха", я сам буду являться проводником этого страха, и тогда работа в данной области теряет всякий смысл.

— Нет ли опасений, что вас будут обвинять в оскорблении чувств верующих?

— Кого, по какому поводу, и в какой момент могут начать обвинять в "оскорблении чувств верующих", теперь уже не сможет сказать ни прокурор, ни правозащитник.

— При подготовке перфоманса "Непобедимая победа" у вас были сложности с поиском площадки. Хозяева галерей боялись негативной реакции на акцию с протодиаконом Петром?

— Если бы дирекция площадки досконально знала обо всех составных частях проекта, то мне никогда не дали бы ее использовать. Любая экспозиционная площадка принадлежит какой-то институции, а та за редким исключением, принадлежит государству, и поэтому одной из ее функций является блокирование любых высказываний, не работающих на утверждение и поддержку установленного режима.

— Сейчас есть подобные проблемы?

— Подобные проблемы возникают всегда, и я думаю, что это неотъемлемо от процесса реализации проекта.

— Можно ли сказать, что акция у Казанского собора сделала вас если не знаменитым, то узнаваемым?

— Я думаю, что акция у Казанского собора скорее сделала узнаваемой проблему, о которой я говорил.

— А нужна ли, по вашему мнению, современному художнику широкая популярность?

— Вопрос популярности – это вопрос мотивации и пространства, в котором работает художник. Популярность как самоцель — это никому не нужное и бессмысленное самолюбование. Такая "популярность" никуда не приводит человека, он только оказывается скован мнимой статусностью. В любом случае, через некоторое время его вытеснят новые "популярные" образы, необходимые для поддержания "арены зрелищ". Популярность как средство означает право на высказывание, которое дает возможность поставить что-то в противовес идеологической машине, осуществляющей свою работу, в том же самом информационном поле.

— В следующих акциях вы будете продолжать развивать "околорелигиозную" тематику? Нет желания перейти в политическую плоскость? Или вообще отойти от этого направления в сторону большей социальной направленности вашего творчества?

— Нет никакой границы между "политической плоскостью" и тем, что идеологический аппарат преподносит в качестве официальной религии. А так как идеология является основным инструментом управления социумом, то и какого-то отрыва от социальной направленности я в своих проектах тоже не вижу.

В ближайшее время у меня запланирована реализация двух проектов: первый из них направлен на создание независимого интернет-ресурса, целью которого будет являться освещение проблем и вопросов, связанных с политическим искусством и его взаимодействию с обществом. Второй проект продолжает развивать тему отношений между культурой и культом, в этот раз он будет сфокусирован на отношениях между искусством, церковью и идеологией Третьего рейха. Одной из частей этого проекта явилось открытое письмо Всеволоду Анатольевичу Чаплину, в котором исследовалась реакция церковно-идеологического аппарата, на предложение создать экспериментальную лабораторию, прототипом для которой явился собирательный образ аналогичных лабораторий, использовавшихся во времена Третьего рейха.

Беседовал Константин Петров

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


Мнение

- Почему вспомнили о Дзержинском Основатель ВЧК был личностью столь же масштабной, сколь противоречивой. Однако референдум по восстановлению памятника этому деятелю вовсе не о нем. Идут игры с реанимацией советской символики, которые могут дорого всем обойтись. (11)

Фото Татьяны Чесноковй Патриотизм дрейфует не туда В свое время Лев Толстой писал: "чтобы уничтожить войну, надо уничтожить патриотизм". Возможно, он был слишком суров. Но нынешние государственно-патриотические настроения действительно мирными не назовешь. (12)

Фото Петра Трункова Лысенковщиной – по западным санкциям Продленное эмбарго на ввоз еды в Россию не испугает Запад, не нанесет ущерба Европе и всей тяжестью ляжет на российского потребителя. Выгоду от государственных сказок об "импортозамещении" получат только аграрно-чиновные магнаты.

smtu.ru Пылесос или социальный лифт? Российское образование настроено так, что способствует еще большему расслоению на богатых и бедных. Первые идут в юристы, вторые – в инженеры и ученые. И негласная жизненная доминанта ученых — поскорее уехать из страны юристов.

Чубайс – Навальный. 1:0 в пользу "Дождя" Итог дебатов на "Дожде" оппозиционного политика, который "всегда с народом", и государственного менеджера, который уже двадцать лет "во всем виноват", оказался довольно неожиданным.

Сколько лет продержится режим? Если наше руководство не набьет политической посуды и вернется к инерционному стилю правления, то у него в запасе еще лет десять. Страна будет в упадке, но сил, способных осуществить перемены раньше этого срока, видимо, не появится.

Фото Татьяны Чесноковой Не бойся быть провинциалом — просто будь им Сегодня молодые интеллектуалы в разных городах России делают то, что им действительно нравится, и ни за какие коврижки не поедут в Москву или Петербург. Погоня за славой и деньгами для них — это пережиток 90-х.

ontustik.gov.kz Рецепты российского процветания Россию не удается подогнать под стандарты Европы в том числе и потому, что россияне во многом не похожи на европейцев. Как же организовать наше общество, чтобы оно стало комфортным и эффективным? (7)
Аналитика, интервью, репортажи

Фото Анны Семенец 29 июня 2015 Отличников перепроверили поголовно В этом году основная экзаменационная волна в школах обошлась без утечек и "ЕГЭ-туризма". Разместить тестовые задания в сети попытались лишь трое участников испытания. Все они были идентифицированы в течение полутора часов.

Фото Анастасии Семенович 27 июня 2015 "Конфликт русских и украинцев — семейная трагедия" Почему именно сейчас гуманитарии всего мира открывают для себя русский язык, в чем причина упадка грамотности населения и как, судя по примерам из истории, завершится конфликт РФ с Украиной, рассказал писатель Евгений Водолазкин.

Фото из личного архива Дмитрия Шпаро 26 июня 2015 "Любовь к старикам – это бремя" Дмитрий Шпаро — знаменитый полярник и путешественник. В 57 лет он с сыном пересек на лыжах Берингов пролив и попал в Книгу рекордов Гиннесса. Мужчина рассказал, как получается не ощущать груз своих лет, и о том, надо ли тормозить старение организма. (1)

Фото Марины Бойцовой 25 июня 2015 Цветы послали вслед за сыром Россияне еще год не смогут купить санкционные продукты. Мало того, в любой момент чиновники могут лишить народ западных кондитерских изделий, рыбных консервов, цветов и вина. В это время качество товаров на российском рынке падает. (8)

Фото Заксобрания Петербурга, assembly.spb.ru 24 июня 2015 Имитация парламента Петербургский ЗакС провел последнее заседание перед уходом на летние каникулы. Сами депутаты признают, что никаких перемен власти они не совершили. Зато "это парламент, где есть движение, от которого идут новости". Иногда очень веселые, иногда абсурдные.

Фото с сайта проекта "Лица Петербурга" 24 июня 2015 От шаманов к селфи с оленями На российском Севере проживает 40 народов. Многие из них до сих пор ведут кочевой образ жизни, правда, с примесью технологий: в тундре смотрят телевизор и сидят в Интернете в свободное от скотоводства время. (Есть видео)

Sledcom.ru 24 июня 2015 Праздники прошли, дела остались В 2014 году были возбуждены уголовные дела по фактам хищения бюджетных средств на городские и районные праздники. Следователи заявляют о причастности сотрудников комитета по культуре, но обвинения так никому и не предъявлены.

Фото Александра Калинина 23 июня 2015 Тухлые речки ждут отдыхающих На территории Ленобласти находится более 6800 водоемов, однако найти пригодное для купание озеро, речку или пруд в 47 регионе практически невозможно. Правда местные жители не обращают внимания на запрещающие знаки. И тонут.
Сегодня читают
Форум
Стиль жизни

Наука и технологии

Ученые создали уникальную модель сердца с помощью 3D-принтера

Здоровье

Фото Николая Ульянова

Диетологи: Правильное питание зависит от сочетания закуски и основного блюда

Авто

Фото Екатерины Хмыльниной

Во Франции водителям автомобилей и велосипедов запретят пользоваться наушниками

Путешествие

www.solarimpulse.com

Самолет на солнечных батареях, совершающий кругосветное путешествие, прошел точку невозврата

Мода

Стоп-кадр видео

Высокие каблуки могут привести к серьезному заболеванию

Культура

Режиссер "Игры престолов" рассказал, каким будет новый сезон

На виду

Фото семьи Гордея Колесова

Вундеркинд из России стал одним из самых молодых участников "Википедии"

Из ряда вон

Стоп-кадр видео

Биологи выяснили, зачем зевают слоны

Обзоры блогосферы

raznie.ru 29 июня 2015 Право первородства Библейский персонаж по имени Исав продал свое право первородства за чечевичную похлебку. Занятно смотреть, как сегодня свое "право первородства" охотно продают в массовом порядке наши дорогие сограждане. (1)

ntv.ru 29 июня 2015 Война за флаг Отношения маори с европейцами долгое время были натянутыми. Одним из интересных примеров этого может служить история, произошедшая вскоре после провозглашения правления Великобритании над Новой Зеландией.

26 июня 2015 Причины потопа В любой стране мира, в любом городе могут случаться чрезвычайные происшествия, связанные с погодой. На это очень любят ссылаться все недотепы, не умеющие проектировать города. (4)

26 июня 2015 ГУЛАГ ковал победу В военное время ГУЛАГ был настоящим адом: смертность в лагерях составляла 15-25%. Это привело к восстаниям зекам и резкому росту числа побегов. На обратной стороне – из ГУЛАГа на фронт отправились 1 млн человек.
Прощание с Евгением Примаковым Фестиваль "Книги России" на Красной площади Форум "Армия-2015" Ночь музеев в Петербурге Парад Победы на Дворцовой площади Первомай со Сталиным Русские и китайцы сразились в танцевальном турнире Saint Petersburg Open 2015 Выставка "Янтарь Балтики-2015" в Калининграде "Драгунский рейд" армии США в Чехии "Янтарная" коллекция Валентина Юдашкина на Неделе моды в Париже
Главное

Москва

Стоп-кадр ТВ Центр СК РФ провел первые очные ставки по "делу Немцова"

Санкт-Петербург

Фото пресс-службы ГУ МЧС по Петербургу При пожаре на химпредприятии в Петербурге пострадали два человека (фото)

Вся Россия

25.mvd.ru ФСБ задержала министра промполитики Андрея Скрынника

Вокруг России

Фото пресс-службы Интер РАО ЕЭС СМИ: "Электросети Армении" хотят купить западные компании

Бизнес

Под санкции Канады попали "Газпром" и оборонные предприятия

Украина

Стоп-кадр видео, армия SOS В ОБСЕ подсчитали количество взрывов в районе Донецкого аэропорта