"Без эксперимента искусство немыслимо"

Фото Марии Рахманиновой

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой "Росбалта" — художник Петр Павленский.

Имя петербургского художника Петра Павленского буквально прогремело этим летом, после того, как он провел одну из самых необычных неоднозначно воспринятых акций в поддержку панк-группы Pussy Riot. Вышедший к Казанскому собору с зашитым ртом, Павленский держал в руках плакат с надписью: "Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа". Под "знаменитой акцией" художник подразумевал попытку Иисуса выгнать торговцев из храма. По мнению Павленского, повтори это Иисус сейчас — его бы попросту посадили.

— Петр, о вас стали говорить только этим летом, но ваш творческий путь начался гораздо раньше. В каком возрасте вы начали интересоваться искусством?

— В 19 лет, что по меркам традиционных художественных институций считается поздним сроком, однако практика показала, что это очередной расхожий штамп. В моем развитии и становлении как художника, определяющую роль сыграла осознанность выбора и накопленный визуальный багаж. Соответствующее образование я начал получать в художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, затем будучи студентом 4 курса монументальной живописи дополнительно поступил в фонд "Про Арте", на программу занимающуюся подготовкой художников в области современных визуальных искусств.

— Вы считаете, что художнику необходимо классическое — в современном понимании — художественное образование?

— Нет, я так не считаю. Зачастую наиболее интересными художниками, практикующими современное искусство, становятся люди из других профессий.

— Как давно вы занимаетесь выставочной деятельностью?

— Примерно с 2008 года — мне тогда было 24 года. На протяжении нескольких лет я сотрудничал с музеем политической истории России. Например, в 2011 году вместе с ассистировавшим мне артистом сделал перформанс "Монумент 47.70". Эта работа обращалась к проблеме культурной ксенофобии. Сейчас я могу сказать, что место проведения не совсем соответствовало заявленной теме. Мои работы или проекты всегда были сфокусированы на политическом аспекте реальности, в этом отношении я считаю очень показательным высказывание французского писателя Шарля Монталамбера: "Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами". А также очень емкое высказывание феминисткой активистки "второй волны" публициста Кэрол Ханиш: "Личное – это политическое". При этом, я придерживаюсь мнения, что политическое искусство и политическая активность, это далеко не одно и тоже. Политическое искусство — это, прежде всего, определенные стратегии, и совершенно не обязательно "политические темы". Если кто-то делает произведение на политическую тему — это совершенно не означает, что эта работа имеет какое-то отношение к политическому искусству.

— Существует ли для вас проблема поиска формы творческого выражения или это происходит само собой?

— Поиск необходимой формы для высказывания является одной из основных проблем при разработке каждого проекта. В каком месте, в какой форме и кто будет являться адресатом — это и есть то, из чего состоит любой проект или работа. Моментально возникают только отдельные ходы или решения, перед этим всегда следует долговременный процесс поиска и разработки. Чтобы прийти к какому-то решению, необходимо поднимать большие информационные пласты, анализировать их, и собирать в необходимую осмысленную конструкцию.

— Можете ли назвать свое творчество авангардным? Есть ли в нем эксперимент?

— Мне сложно говорить о себе, как о представителе какого-то нового авангардного течения, потому что я не считаю, что открываю что-то новое, до сих пор неизвестное миру. Скорее я воспринимаю искусство как средство, определенный язык, позволяющий работать в информационном поле. А эксперимент, безусловно, это то, без чего само понятие современного искусства немыслимо. Если в работе нет эксперимента, то это становится бессмысленным дублированием одного и того же штампа.


— Насколько, по вашему мнению, авангардно современное петербургское искусство?

— Такого понятия, как современное петербургское искусство вообще не существует. Чтобы говорить о современном петербургском искусстве, мы должны констатировать наличие четко артикулированной, единой для большого числа последователей идеи или концепции. А поскольку говорить о наличии такого связующего еще рано, то и рассуждать об авангардности, к сожалению, не приходится.

— Современный Петербург вдохновляет на творчество или это душный мегаполис, который необходимо периодически покидать в поисках вдохновения?

— Петербург — это место тотальной индифферентности, и меня здесь крайне привлекает преодоление этого фактора, направленного на умерщвление любой активной позиции. Поэтому как площадка Петербург представляет значительный интерес и в поисках "вдохновения" мне ее покидать не приходится.

— В вашем творчестве вы обращаетесь к религиозной тематике. Не опасаетесь ли неадекватной реакции со стороны церковных клириков?

— В своих последних проектах я разрабатываю тему отношений между культурой и культом, в частности меня интересует, как идеология, облекаемая в форму религии, вторгается в личное поле человека, и, утверждая культ страха, превращает общество в механизм направленный на формирование очередной модели идеологического абсолюта. Поэтому ставя перед собой вопрос о неадекватной реакции, и воспитывая в себе "культ страха", я сам буду являться проводником этого страха, и тогда работа в данной области теряет всякий смысл.

— Нет ли опасений, что вас будут обвинять в оскорблении чувств верующих?

— Кого, по какому поводу, и в какой момент могут начать обвинять в "оскорблении чувств верующих", теперь уже не сможет сказать ни прокурор, ни правозащитник.

— При подготовке перфоманса "Непобедимая победа" у вас были сложности с поиском площадки. Хозяева галерей боялись негативной реакции на акцию с протодиаконом Петром?

— Если бы дирекция площадки досконально знала обо всех составных частях проекта, то мне никогда не дали бы ее использовать. Любая экспозиционная площадка принадлежит какой-то институции, а та за редким исключением, принадлежит государству, и поэтому одной из ее функций является блокирование любых высказываний, не работающих на утверждение и поддержку установленного режима.

— Сейчас есть подобные проблемы?

— Подобные проблемы возникают всегда, и я думаю, что это неотъемлемо от процесса реализации проекта.

— Можно ли сказать, что акция у Казанского собора сделала вас если не знаменитым, то узнаваемым?

— Я думаю, что акция у Казанского собора скорее сделала узнаваемой проблему, о которой я говорил.

— А нужна ли, по вашему мнению, современному художнику широкая популярность?

— Вопрос популярности – это вопрос мотивации и пространства, в котором работает художник. Популярность как самоцель — это никому не нужное и бессмысленное самолюбование. Такая "популярность" никуда не приводит человека, он только оказывается скован мнимой статусностью. В любом случае, через некоторое время его вытеснят новые "популярные" образы, необходимые для поддержания "арены зрелищ". Популярность как средство означает право на высказывание, которое дает возможность поставить что-то в противовес идеологической машине, осуществляющей свою работу, в том же самом информационном поле.

— В следующих акциях вы будете продолжать развивать "околорелигиозную" тематику? Нет желания перейти в политическую плоскость? Или вообще отойти от этого направления в сторону большей социальной направленности вашего творчества?

— Нет никакой границы между "политической плоскостью" и тем, что идеологический аппарат преподносит в качестве официальной религии. А так как идеология является основным инструментом управления социумом, то и какого-то отрыва от социальной направленности я в своих проектах тоже не вижу.

В ближайшее время у меня запланирована реализация двух проектов: первый из них направлен на создание независимого интернет-ресурса, целью которого будет являться освещение проблем и вопросов, связанных с политическим искусством и его взаимодействию с обществом. Второй проект продолжает развивать тему отношений между культурой и культом, в этот раз он будет сфокусирован на отношениях между искусством, церковью и идеологией Третьего рейха. Одной из частей этого проекта явилось открытое письмо Всеволоду Анатольевичу Чаплину, в котором исследовалась реакция церковно-идеологического аппарата, на предложение создать экспериментальную лабораторию, прототипом для которой явился собирательный образ аналогичных лабораторий, использовавшихся во времена Третьего рейха.

Беседовал Константин Петров

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


Мнение

Почему провалилась идея энергетической империи? В России монополия власти базируется на неэффективной экономической системе. Именно поэтому снижение цен на сырье разрушило все мечты о безбедной жизни.

Аллергическая реакция мусульман на западные лекарства Запад пытается перестроить весь мир по своему образу и подобию. И это одна из причин, по которой возникают террористические группировки на Ближнем Востоке.

Стоп-кадр видео, телеканал 1 + 1 О важности выбора История Нели Штепы поучительна как клинический случай избегания выбора в ситуации, когда он неизбежен. Чиновничий опыт мэра Славянска вступил в противоречие с законами войны, что и привело к печальным последствиям. (5)

Никита Михалков в боях за Родину Консерватизм, идеи которого пропагандирует режиссер, стоит на простой мысли: управлять обществом могут лишь избранные. Массы же следует держать в узде. Им нужен барин. А порой — и порка на конюшне.

Как уволить Медведева Нынешнее российское правительство — самое слабое в XXI веке. Вроде бы, настал момент его разогнать, свалив на него вину за все неудачи последних месяцев. Медведева спасает лишь то, что у Путина нет подходящей замены.

Архивное фото Недопонятый вождь Полвека назад свергли Хрущева. Этот человек загадочен втройне. Он устроил социалистический переворот в соцстране. Несмотря на это, народ стал жить лучше. Но популярность правителя упала. А предпосылки для своего смещения он создал сам.

Афиша к фильму "Солнечный удар"  Никиты Михалкова Россия, которая утонула Фильм "Солнечный удар" Никиты Михалкова — это попытка за мучительно долгие три часа объяснить зрителю: дореволюционная Россия пошла ко дну исключительно потому, что все ругали власть. (4)

Фото Павла Волкова У нас здесь не Швейцария Создание резервных армий означает не только регулярные военные сборы, но и вооружение резервистов, что предполагает хранение ими оружия у себя дома. А это, согласимся, совершенно иной уровень доверия и уважения власти к народу. (2)
Аналитика, интервью, репортажи

Фото Дмитрия Ремизова 20 октября 2014 Камера, мотор, цензура Продюсер Николас Боннер и режиссер Анна Бройновски снимают документальное кино о Северной Корее. Во время визита в Петербург они рассказали о жизни в одной из самых закрытых стран и опровергли ряд мифов. (1)

Фото с сайта Фонда Михаила Шемякина 19 октября 2014 "С Гергиевым нас помирят Бах и Моцарт" В СССР художников-нонконформистов сразу отправляли в психбольницу. Если бы в этот период жил акционист Петр Павленский, он стал бы самым примерным комсомольцем, считает Михаил Шемякин.

Фото с сайта obtaz.com 19 октября 2014 “Литературная обстановка у нас товарно-продуктовая” Друг юности Бродского, наставник Довлатова Валерий Попов остается скромным, добродушным человеком. И это позволяет ему, например, не сходить с ума, когда Нобелевку дают другому писателю.

Фото ФК "Зенит" 18 октября 2014 “Зенит” опять остался без победы "Краснодар" не хотел терять очки, поэтому подопечным Виллаш-Боаша пришлось отыгрываться со счета 0:2 и удерживать ничейный результат, поскольку доигрывать матч они остались вдесятером.

Фото Виктора Васильева 18 октября 2014 "Я бы создал комиссию из людей со вкусом" Горизонтальную линию, по которой построен Петербург, нельзя разрушать, иначе вместе с ней исчезнет сам город. Так считает главный художник БДТ Эдуард Кочергин.

Фото Александра Калинина 17 октября 2014 Я убит в Украине В Кронштадте похоронили 18-летнего Евгения Пушкарева, убитого в Донбассе. Друзья до сих пор не могут поверить в случившееся. Знавшие Женю говорят, что он стал жертвой пропаганды. И таких, как он — тысячи. (23)

Фото Сары Газдановой 17 октября 2014 Покорившие тундру Чем отличаются тундровые ненцы от лесных, почему представители этой народности малоразговорчивы и чем вызвано их особое отношение к оленям, рассказали представители Петербургского землячества Ненецкого автономного округа "Нятва".

vesti.ru 17 октября 2014 Вирус Эбола ждут в России Отечественные специалисты просят не создавать панику вокруг лихорадки Эбола, ведь по стране гуляют болезни и поопасней. К тому же заокеанская зараза вряд ли может серьезно угрожать развитому миру. (1)
Сегодня читают
Форум
Стиль жизни

Наука и технологии

Фото Надежды Красновой

Итальянцы нашли способ победить пробковую болезнь вина

Здоровье

Фото ИА "Росбалт"

Медики работают над новым лекарством от болезни Паркинсона

Авто

BMW

Саудовских учителей и студентов наградят машинами BMW

Путешествие

В Ирландии для туристов открыли замок, который посещали The Beatles

Мода

Стоп-кадр видео

Гвен Стефани выпустила коллекцию новых парфюмов

Культура

Фото Надежды Красновой

Авиадиспетчеры отмечают профессиональный праздник

На виду

Стоп-кадр видео

Софи Лорен рассказала о романе с Кэрри Грантом

Из ряда вон

Пьяная американка пыталась попасть в отделение полиции, перепутав его с баром

Обзоры блогосферы

Фото Марии Рахманиновой 20 октября 2014 Художник периода разочарования Главное завоевание Павленского — СМИ называют его художником. Не хулиганом, не сумасшедшим, не нарушителем порядка, а художником.

17 октября 2014 Средний класс за социальный консерватизм Лишь 30-40% среднего класса России выбирают прозападный путь развития. В целом же его идеологическая установка – мягкий социальный консерватизм.

Фото Дениса Гольдмана 16 октября 2014 Соломоново решение В сегодняшнем приговоре Чертановского суда по делу Даниила Константинова практически дословно воспроизведен известный анекдот про российских судей. (2)

Фото Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина 15 октября 2014 Смерть шутника Он никогда никого не хотел убивать. Он только хотел пошутить. И совсем не мог допустить, чтобы Мартынов смел указывать, где и когда шутить. (1)
Похороны юного ополченца Янтарная комната в детском санатории Луганск-2014 Курбан-байрам в центре Петербурга Светлогорск обрел еще одну достопримечательность – янтарный магазин Вегетарианский фестиваль: шоу не для слабых Реконструкция Гумбинненского сражения в Калининградской области Geek-picnic в Петербурге Петербург отметил День Десантника Люди несут цветы к посольствам Нидерландов и Малайзии в Москве
Главное

Москва

23.mvd.ru Суд арестовал водителя, мешавшего работе эвакуатора в Москве

Санкт-Петербург

Фото с сайта necir.org Задержанный в Петербурге американский журналист написал письмо Путину

Вся Россия

gov.tuva.ru Власти Тувы: На борту пропавшего вертолета Ми-8 могло быть больше 12 человек

Вокруг России

ruformator.ru В Узбекистане прекращено вещание российского телеканала РБК

Бизнес

Росстат: Реальные зарплаты в РФ снизились впервые за пять лет

Украина

1tv.ru Украина и Еврокомиссия согласовали общую позицию по "газовым" переговорам с РФ