"Без эксперимента искусство немыслимо"

Фото Марии Рахманиновой

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой "Росбалта" — художник Петр Павленский.

Имя петербургского художника Петра Павленского буквально прогремело этим летом, после того, как он провел одну из самых необычных неоднозначно воспринятых акций в поддержку панк-группы Pussy Riot. Вышедший к Казанскому собору с зашитым ртом, Павленский держал в руках плакат с надписью: "Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа". Под "знаменитой акцией" художник подразумевал попытку Иисуса выгнать торговцев из храма. По мнению Павленского, повтори это Иисус сейчас — его бы попросту посадили.

— Петр, о вас стали говорить только этим летом, но ваш творческий путь начался гораздо раньше. В каком возрасте вы начали интересоваться искусством?

— В 19 лет, что по меркам традиционных художественных институций считается поздним сроком, однако практика показала, что это очередной расхожий штамп. В моем развитии и становлении как художника, определяющую роль сыграла осознанность выбора и накопленный визуальный багаж. Соответствующее образование я начал получать в художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, затем будучи студентом 4 курса монументальной живописи дополнительно поступил в фонд "Про Арте", на программу занимающуюся подготовкой художников в области современных визуальных искусств.

— Вы считаете, что художнику необходимо классическое — в современном понимании — художественное образование?

— Нет, я так не считаю. Зачастую наиболее интересными художниками, практикующими современное искусство, становятся люди из других профессий.

— Как давно вы занимаетесь выставочной деятельностью?

— Примерно с 2008 года — мне тогда было 24 года. На протяжении нескольких лет я сотрудничал с музеем политической истории России. Например, в 2011 году вместе с ассистировавшим мне артистом сделал перформанс "Монумент 47.70". Эта работа обращалась к проблеме культурной ксенофобии. Сейчас я могу сказать, что место проведения не совсем соответствовало заявленной теме. Мои работы или проекты всегда были сфокусированы на политическом аспекте реальности, в этом отношении я считаю очень показательным высказывание французского писателя Шарля Монталамбера: "Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами". А также очень емкое высказывание феминисткой активистки "второй волны" публициста Кэрол Ханиш: "Личное – это политическое". При этом, я придерживаюсь мнения, что политическое искусство и политическая активность, это далеко не одно и тоже. Политическое искусство — это, прежде всего, определенные стратегии, и совершенно не обязательно "политические темы". Если кто-то делает произведение на политическую тему — это совершенно не означает, что эта работа имеет какое-то отношение к политическому искусству.

— Существует ли для вас проблема поиска формы творческого выражения или это происходит само собой?

— Поиск необходимой формы для высказывания является одной из основных проблем при разработке каждого проекта. В каком месте, в какой форме и кто будет являться адресатом — это и есть то, из чего состоит любой проект или работа. Моментально возникают только отдельные ходы или решения, перед этим всегда следует долговременный процесс поиска и разработки. Чтобы прийти к какому-то решению, необходимо поднимать большие информационные пласты, анализировать их, и собирать в необходимую осмысленную конструкцию.

— Можете ли назвать свое творчество авангардным? Есть ли в нем эксперимент?

— Мне сложно говорить о себе, как о представителе какого-то нового авангардного течения, потому что я не считаю, что открываю что-то новое, до сих пор неизвестное миру. Скорее я воспринимаю искусство как средство, определенный язык, позволяющий работать в информационном поле. А эксперимент, безусловно, это то, без чего само понятие современного искусства немыслимо. Если в работе нет эксперимента, то это становится бессмысленным дублированием одного и того же штампа.


— Насколько, по вашему мнению, авангардно современное петербургское искусство?

— Такого понятия, как современное петербургское искусство вообще не существует. Чтобы говорить о современном петербургском искусстве, мы должны констатировать наличие четко артикулированной, единой для большого числа последователей идеи или концепции. А поскольку говорить о наличии такого связующего еще рано, то и рассуждать об авангардности, к сожалению, не приходится.

— Современный Петербург вдохновляет на творчество или это душный мегаполис, который необходимо периодически покидать в поисках вдохновения?

— Петербург — это место тотальной индифферентности, и меня здесь крайне привлекает преодоление этого фактора, направленного на умерщвление любой активной позиции. Поэтому как площадка Петербург представляет значительный интерес и в поисках "вдохновения" мне ее покидать не приходится.

— В вашем творчестве вы обращаетесь к религиозной тематике. Не опасаетесь ли неадекватной реакции со стороны церковных клириков?

— В своих последних проектах я разрабатываю тему отношений между культурой и культом, в частности меня интересует, как идеология, облекаемая в форму религии, вторгается в личное поле человека, и, утверждая культ страха, превращает общество в механизм направленный на формирование очередной модели идеологического абсолюта. Поэтому ставя перед собой вопрос о неадекватной реакции, и воспитывая в себе "культ страха", я сам буду являться проводником этого страха, и тогда работа в данной области теряет всякий смысл.

— Нет ли опасений, что вас будут обвинять в оскорблении чувств верующих?

— Кого, по какому поводу, и в какой момент могут начать обвинять в "оскорблении чувств верующих", теперь уже не сможет сказать ни прокурор, ни правозащитник.

— При подготовке перфоманса "Непобедимая победа" у вас были сложности с поиском площадки. Хозяева галерей боялись негативной реакции на акцию с протодиаконом Петром?

— Если бы дирекция площадки досконально знала обо всех составных частях проекта, то мне никогда не дали бы ее использовать. Любая экспозиционная площадка принадлежит какой-то институции, а та за редким исключением, принадлежит государству, и поэтому одной из ее функций является блокирование любых высказываний, не работающих на утверждение и поддержку установленного режима.

— Сейчас есть подобные проблемы?

— Подобные проблемы возникают всегда, и я думаю, что это неотъемлемо от процесса реализации проекта.

— Можно ли сказать, что акция у Казанского собора сделала вас если не знаменитым, то узнаваемым?

— Я думаю, что акция у Казанского собора скорее сделала узнаваемой проблему, о которой я говорил.

— А нужна ли, по вашему мнению, современному художнику широкая популярность?

— Вопрос популярности – это вопрос мотивации и пространства, в котором работает художник. Популярность как самоцель — это никому не нужное и бессмысленное самолюбование. Такая "популярность" никуда не приводит человека, он только оказывается скован мнимой статусностью. В любом случае, через некоторое время его вытеснят новые "популярные" образы, необходимые для поддержания "арены зрелищ". Популярность как средство означает право на высказывание, которое дает возможность поставить что-то в противовес идеологической машине, осуществляющей свою работу, в том же самом информационном поле.

— В следующих акциях вы будете продолжать развивать "околорелигиозную" тематику? Нет желания перейти в политическую плоскость? Или вообще отойти от этого направления в сторону большей социальной направленности вашего творчества?

— Нет никакой границы между "политической плоскостью" и тем, что идеологический аппарат преподносит в качестве официальной религии. А так как идеология является основным инструментом управления социумом, то и какого-то отрыва от социальной направленности я в своих проектах тоже не вижу.

В ближайшее время у меня запланирована реализация двух проектов: первый из них направлен на создание независимого интернет-ресурса, целью которого будет являться освещение проблем и вопросов, связанных с политическим искусством и его взаимодействию с обществом. Второй проект продолжает развивать тему отношений между культурой и культом, в этот раз он будет сфокусирован на отношениях между искусством, церковью и идеологией Третьего рейха. Одной из частей этого проекта явилось открытое письмо Всеволоду Анатольевичу Чаплину, в котором исследовалась реакция церковно-идеологического аппарата, на предложение создать экспериментальную лабораторию, прототипом для которой явился собирательный образ аналогичных лабораторий, использовавшихся во времена Третьего рейха.

Беседовал Константин Петров

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


Аналитика

Фото Евгения Зубарева 24 апреля 2014 "Убийца из метро" отправился на зону Студент, беспричинно заколовший петербуржца ножом на эскалаторе станции "Приморская", получил три года строго режима. Ранее в Рунете националисты прогнозировали, что убийца уйдет от возмездия. (2)

Фото Константина Петрова 23 апреля 2014 Губернатор в параллельной реальности Судя по отчету Георгия Полтавченко, дела в городе настолько стали хороши, что у многих слушателей появились сомнения: не перепутал ли чиновник Петербург с каким-нибудь другим населенным пунктом? (2)

Фото из личного архива Николая Пимкина 23 апреля 2014 "Не боюсь сказать кому угодно, что боюсь" Спидскиинг в России пока не очень распространен. О том, каково это — слетать со склона горы на скорости более 240 километров в час, рассказал мастер спорта по горнолыжному спорту и альпинизму Николай Пимкин.

Фото Николая Ульянова 22 апреля 2014 Автопром "не вывозит" Объемы производства автомобилей в регионе упали, завод Ford Sollers в Ленобласти закрылся до лета и планирует уволить 700 человек. Но государство сейчас не настроено на помощь автопрому — все инвестиции направляются в Крым.

Фото Дмитрия Губина 22 апреля 2014 У ФСБ появится свой курорт Крымские туроператоры готовы проявить максимум креатива, чтобы привлечь туристов на полуостров. Однако только от политиков зависит, удачным для Крыма окажется первый российский сезон или нет. (3)

Фото Дарьи Мироновой 21 апреля 2014 Россия любит ушами Закон, обязывающий мигрантов подтверждать знание русского языка, вызвал неоднозначную реакцию. Эксперты считают, что временщикам язык не нужен, и кивают на русских, которые сами не спешат ассимилироваться в других странах. (1)

Фото Евгения Зубарева 20 апреля 2014 Лекция Бекмана расколола СПбГУ Выступление финского правозащитника Йохана Бекмана о работе наблюдателем на крымском референдуме перед преподавателями и студентами петербургского университета публика оценила неоднозначно. (13)

19 апреля 2014 До Путина дозвонились. Что дальше? После того, как рядовая медсестра позвонила президенту, в петербургской детской поликлинике №43 начался ажиотаж. Чиновники бегают от журналистов, а сами медики говорят, что им стыдно так работать и жить.
Сегодня читают
Форум
Стиль жизни

Наука и технологии

Фото Татьяны Чесноковой

Ученые назвали причину вымирания неандертальцев

Здоровье

Фото Евгения Шабанова

Порнография может навредить самочувствию женщин

Авто

www.johammer.com

В Австрии появились экологичные электромотоциклы

Путешествие

Фото Марии Лепетюхиной

Немецкий отель предлагает гостям переночевать в автомобиле

Мода

Фото Надежды Красновой

Louis Vuitton будет выпускать вино

Культура

Фото из архива газеты Час Пик

Молодежь отмечает день солидарности

На виду

Фото из личного архива Николая Пимкина

"Не боюсь сказать кому угодно, что боюсь"

Из ряда вон

Фото Михаила Смирнова

Ученые: Пумы пережили вымирание, потому что были всеядны

Обзоры блогосферы

Интернет 24 апреля 2014 Полицейские в ярости Полицейские обсуждают запрет на выезд за границу и проявляют при этом много эмоций. Тем временем, зафиксированы случаи увольнения сотрудников полиции, не готовых работать в таких условиях.

Фото Надежды Красновой 24 апреля 2014 Десять заповедей российской государственности Мы снова живем в самой лучшей стране. Цензуры у нас не было и не будет. В России каждый имеет право выражать любое свое мнение молча.

Фото Дениса Гольдмана 24 апреля 2014 Запретные страны Силовикам запрещено выезжать в более чем 150 стран мира. Причины такого решения не называются, однако здесь интересны не столько причины, сколько возможные последствия. (1)

Фото Надежды Красновой 23 апреля 2014 Обратный отсчет Осталось чуть больше трех месяцев для того, чтобы найти какой-то способ, позволяющий существовать в новых условиях. Иначе с начала осени в русскоязычном Интернете останутся только чатики и котики.
Стамбул: город тюльпанов Ремонт станции метро "Лиговский проспект" Тест-драйв new SEAT Leon Никарагуа Тест-драйв Skoda Fabia Новая Зеландия: на другом конце света "Нефритовый заяц" на Луне Прощание с актером Германом Орловым Жители Австрии вышли на улицы Вены поддержать Евромайдан Бразилия: рай на Земле

Расписание Олимпийских игр в Сочи

Статистика убийств и численность полиции в разных странах

Сочи-2014: сколько получат золотые медалисты от своих стран

Итоги года в экономике РФ за 2013 год

Цены на нефть и рост экономики в России

Пенсии: почувствуйте разницу

Главное

Москва

Sledcom.ru Передано в суд последнее "дело ЮКОСа"

Санкт-Петербург

http://starovoitova.ru/ Глущенко признался в организации убийства Галины Старовойтовой

Вся Россия

dkb.gov.ru Очевидцы: По дорогам Ростовской области едет бронетехника с символикой миротворцев (видео)

Вокруг России

Коллаж Светланы Бардиной Влиятельные европейские политики проигнорировали пражский саммит по Украине

Бизнес

1tv.ru Путин: Мы перешли к практической реализации создания национальной платежной системы

Generation Post-P

Фото Скорикова Ивана Крым и Севастополь включат в федеральные образовательные программы