"Без эксперимента искусство немыслимо"

Фото Марии Рахманиновой

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой "Росбалта" — художник Петр Павленский.

Имя петербургского художника Петра Павленского буквально прогремело этим летом, после того, как он провел одну из самых необычных неоднозначно воспринятых акций в поддержку панк-группы Pussy Riot. Вышедший к Казанскому собору с зашитым ртом, Павленский держал в руках плакат с надписью: "Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа". Под "знаменитой акцией" художник подразумевал попытку Иисуса выгнать торговцев из храма. По мнению Павленского, повтори это Иисус сейчас — его бы попросту посадили.

— Петр, о вас стали говорить только этим летом, но ваш творческий путь начался гораздо раньше. В каком возрасте вы начали интересоваться искусством?

— В 19 лет, что по меркам традиционных художественных институций считается поздним сроком, однако практика показала, что это очередной расхожий штамп. В моем развитии и становлении как художника, определяющую роль сыграла осознанность выбора и накопленный визуальный багаж. Соответствующее образование я начал получать в художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, затем будучи студентом 4 курса монументальной живописи дополнительно поступил в фонд "Про Арте", на программу занимающуюся подготовкой художников в области современных визуальных искусств.

— Вы считаете, что художнику необходимо классическое — в современном понимании — художественное образование?

— Нет, я так не считаю. Зачастую наиболее интересными художниками, практикующими современное искусство, становятся люди из других профессий.

— Как давно вы занимаетесь выставочной деятельностью?

— Примерно с 2008 года — мне тогда было 24 года. На протяжении нескольких лет я сотрудничал с музеем политической истории России. Например, в 2011 году вместе с ассистировавшим мне артистом сделал перформанс "Монумент 47.70". Эта работа обращалась к проблеме культурной ксенофобии. Сейчас я могу сказать, что место проведения не совсем соответствовало заявленной теме. Мои работы или проекты всегда были сфокусированы на политическом аспекте реальности, в этом отношении я считаю очень показательным высказывание французского писателя Шарля Монталамбера: "Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами". А также очень емкое высказывание феминисткой активистки "второй волны" публициста Кэрол Ханиш: "Личное – это политическое". При этом, я придерживаюсь мнения, что политическое искусство и политическая активность, это далеко не одно и тоже. Политическое искусство — это, прежде всего, определенные стратегии, и совершенно не обязательно "политические темы". Если кто-то делает произведение на политическую тему — это совершенно не означает, что эта работа имеет какое-то отношение к политическому искусству.

— Существует ли для вас проблема поиска формы творческого выражения или это происходит само собой?

— Поиск необходимой формы для высказывания является одной из основных проблем при разработке каждого проекта. В каком месте, в какой форме и кто будет являться адресатом — это и есть то, из чего состоит любой проект или работа. Моментально возникают только отдельные ходы или решения, перед этим всегда следует долговременный процесс поиска и разработки. Чтобы прийти к какому-то решению, необходимо поднимать большие информационные пласты, анализировать их, и собирать в необходимую осмысленную конструкцию.

— Можете ли назвать свое творчество авангардным? Есть ли в нем эксперимент?

— Мне сложно говорить о себе, как о представителе какого-то нового авангардного течения, потому что я не считаю, что открываю что-то новое, до сих пор неизвестное миру. Скорее я воспринимаю искусство как средство, определенный язык, позволяющий работать в информационном поле. А эксперимент, безусловно, это то, без чего само понятие современного искусства немыслимо. Если в работе нет эксперимента, то это становится бессмысленным дублированием одного и того же штампа.


— Насколько, по вашему мнению, авангардно современное петербургское искусство?

— Такого понятия, как современное петербургское искусство вообще не существует. Чтобы говорить о современном петербургском искусстве, мы должны констатировать наличие четко артикулированной, единой для большого числа последователей идеи или концепции. А поскольку говорить о наличии такого связующего еще рано, то и рассуждать об авангардности, к сожалению, не приходится.

— Современный Петербург вдохновляет на творчество или это душный мегаполис, который необходимо периодически покидать в поисках вдохновения?

— Петербург — это место тотальной индифферентности, и меня здесь крайне привлекает преодоление этого фактора, направленного на умерщвление любой активной позиции. Поэтому как площадка Петербург представляет значительный интерес и в поисках "вдохновения" мне ее покидать не приходится.

— В вашем творчестве вы обращаетесь к религиозной тематике. Не опасаетесь ли неадекватной реакции со стороны церковных клириков?

— В своих последних проектах я разрабатываю тему отношений между культурой и культом, в частности меня интересует, как идеология, облекаемая в форму религии, вторгается в личное поле человека, и, утверждая культ страха, превращает общество в механизм направленный на формирование очередной модели идеологического абсолюта. Поэтому ставя перед собой вопрос о неадекватной реакции, и воспитывая в себе "культ страха", я сам буду являться проводником этого страха, и тогда работа в данной области теряет всякий смысл.

— Нет ли опасений, что вас будут обвинять в оскорблении чувств верующих?

— Кого, по какому поводу, и в какой момент могут начать обвинять в "оскорблении чувств верующих", теперь уже не сможет сказать ни прокурор, ни правозащитник.

— При подготовке перфоманса "Непобедимая победа" у вас были сложности с поиском площадки. Хозяева галерей боялись негативной реакции на акцию с протодиаконом Петром?

— Если бы дирекция площадки досконально знала обо всех составных частях проекта, то мне никогда не дали бы ее использовать. Любая экспозиционная площадка принадлежит какой-то институции, а та за редким исключением, принадлежит государству, и поэтому одной из ее функций является блокирование любых высказываний, не работающих на утверждение и поддержку установленного режима.

— Сейчас есть подобные проблемы?

— Подобные проблемы возникают всегда, и я думаю, что это неотъемлемо от процесса реализации проекта.

— Можно ли сказать, что акция у Казанского собора сделала вас если не знаменитым, то узнаваемым?

— Я думаю, что акция у Казанского собора скорее сделала узнаваемой проблему, о которой я говорил.

— А нужна ли, по вашему мнению, современному художнику широкая популярность?

— Вопрос популярности – это вопрос мотивации и пространства, в котором работает художник. Популярность как самоцель — это никому не нужное и бессмысленное самолюбование. Такая "популярность" никуда не приводит человека, он только оказывается скован мнимой статусностью. В любом случае, через некоторое время его вытеснят новые "популярные" образы, необходимые для поддержания "арены зрелищ". Популярность как средство означает право на высказывание, которое дает возможность поставить что-то в противовес идеологической машине, осуществляющей свою работу, в том же самом информационном поле.

— В следующих акциях вы будете продолжать развивать "околорелигиозную" тематику? Нет желания перейти в политическую плоскость? Или вообще отойти от этого направления в сторону большей социальной направленности вашего творчества?

— Нет никакой границы между "политической плоскостью" и тем, что идеологический аппарат преподносит в качестве официальной религии. А так как идеология является основным инструментом управления социумом, то и какого-то отрыва от социальной направленности я в своих проектах тоже не вижу.

В ближайшее время у меня запланирована реализация двух проектов: первый из них направлен на создание независимого интернет-ресурса, целью которого будет являться освещение проблем и вопросов, связанных с политическим искусством и его взаимодействию с обществом. Второй проект продолжает развивать тему отношений между культурой и культом, в этот раз он будет сфокусирован на отношениях между искусством, церковью и идеологией Третьего рейха. Одной из частей этого проекта явилось открытое письмо Всеволоду Анатольевичу Чаплину, в котором исследовалась реакция церковно-идеологического аппарата, на предложение создать экспериментальную лабораторию, прототипом для которой явился собирательный образ аналогичных лабораторий, использовавшихся во времена Третьего рейха.

Беседовал Константин Петров

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


Мнение

Карикатура Александра Сергеева, из архива газеты "Час пик" Сепаратный мир, или почему я дезертир Социологам хорошо известен окопный феномен, когда ведущие позиционную войну солдаты обстреливают заведомо свободные от противника сектора: их задача – выжить, а не убить, но при этом сымитировать вражду.

Фото Надежды Красновой Втянутые в воронку Гибель пассажирского самолета перевела российско-украинский кризис в глобальную фазу. На всех его витках события ни разу не укладывались ни в чьи планы. И верхи, и низы в нашей стране теряют всякое представление о реальности.

Стефан Гаскин: Проще быть Богом Стефан Гаскин, Иисус Христос американских хиппи в 1970-е, первый лауреат премии The Right Livelihood Award, умер в возрасте 79 лет в созданном им более четырех десятилетий назад уникальном экопоселении The Farm близ городка Саммертаун.

Фото Надежды Красновой Раздвоение цивилизационных чувств Отношение россиян к внешнему миру парадоксально. Немногочисленные дружеские страны видятся им никчемными или малоинтересными, а вражеский Запад — заманчивым и привлекательным.

Фото Евгения Евдокимова Символика эпохи: актуальное и отжившее Споры геральдистов и чиновников о том, какой из флагов более имперский и национальный — бело-сине-красный или черно-желто-белый, велись примерно два века и напоминают сказку про белого бычка. (1)

Фото Ксении Булетовой Как спасти веру в Бога без фундаментализма Умрет ли религия в XXI веке? Станем ли мы бездуховными материалистами? Надо ль сражаться за веру в Бога с оружием в руках, жестоко карая каждого, кто неправильно мыслит? Вокруг этих вопросов все чаще сосредотачивается полемика в современной России. (1)

Фото Надежды Красновой Смерть и последний приют Кладбища – слепок нашего общества: люди даже после смерти отгораживаются друг от друга заборами и пытаются посмертно надуть щеки посредством памятников с золотыми буквами. Ни равенства, ни братства, ни тихой смиренной красоты.

Стоп-кадр видео Политическая эпитафия Валерии Новодворской Ушедшая из жизни Валерия Новодворская всей силой своего публицистического дара способствовала становлению существующего в России экономического строя, освещала его своей харизмой и объясняла его необходимость. (8)
Аналитика, интервью, репортажи

Фото Надежды Прохоровой 22 июля 2014 Улица как сцена Одни называют музыкантов и художников на площадях попрошайками, другие – альтруистами, оживляющими монументальный облик Петербурга. Сами же они уверяют, что улица дает свободу и позволяет общаться со зрителем напрямую.

Фото Марины Бойцовой 21 июля 2014 Институт ищет рулевого РИИИ ждет еще одна смена руководства, хотя с предыдущей перестановки минуло чуть больше года. Бывшие и нынешние сотрудники уже сомневаются в том, что учреждению можно вернуть творческую атмосферу и склеить развалившийся коллектив.

Фото Дениса Гольдмана 21 июля 2014 Зачерствевшие души Узнать, насколько граждане сочувствуют трагедии в другой стране, можно по количеству цветов у иностранного посольства. Картина, открывшаяся у генконсульства Нидерландов в Петербурге после гибели 298 людей на борту самолета в ДНР, неприятно удивила. (3)

Фото предоставлено литчастью СПб театра Музыкальной комедии 19 июля 2014 Многоликий Шварцкопф Руководитель петербургского театра музыкальной комедии Юрий Шварцкопф много лет умудрялся совмещать руководство Музкомедией с работой директором-распорядителем Мариинского театра. И о нем как об управленце известно очень мало.

- 18 июля 2014 Муниципалы в зеркале скандалов Таким количеством скандалов на этапе регистрации претендентов мунвыборы, пожалуй, не знаменовались ни разу. Как жалуются не допущенные к подаче документов, им противодействовали с особой прямотой и даже грубостью.

Фото Анны Тараненко 18 июля 2014 Петербург изобретает велосипед Чиновники считают недостаточно статусным быть велосипедистами в их положении. Поэтому нечего удивляться отсутствию велоинфраструктуры в Петербурге и новым сообщениям о гибели людей в неравной схватке машин и двухколесных коней.

фото Софьи Моховой 17 июля 2014 Сдались не все В избирательных бюллетенях 14 сентября петербуржцы увидят только пять фамилий. Четыре из них подавляющему большинству будут совершенно незнакомы. Таких конкурентов действительно можно не бояться. (6)

Фото Александра Калинина 17 июля 2014 Дом, который пошел по швам Дом №7-9 по улице Жуковского пошел трещинами. Жильцы винят во всем соседнюю стройку — рядом возводятся три корпуса Мариинской больницы. "До контрольных органов нам просто не достучаться", — заявляют они. (1)
Сегодня читают
Форум
Стиль жизни

Наука и технологии

В США работают над созданием космолета

Здоровье

Фото Дмитрия Пакулина

Из-за ожирения у женщин появляются проблемы с обучением

Авто

Jaguar

Jaguar выпустил специальный спорткар для "Тур де Франс" (видео)

Путешествие

Фото Елены Вороновой

На популярном болгарском курорте открылись пляжные библиотеки

Мода

www.hugoboss.com

Сборную Германии по футболу одевает Hugo Boss

Культура

Фото Надежды Красновой

Во Флоренции закрывают на ремонт часть галереи Уффици

На виду

Стоп-кадр видео

СМИ: Бейонсе и Джей Зи разведутся после гастрольного тура

Из ряда вон

Фото Ксении Булетовой

В Барселоне ужесточат правила для владельцев собак

Обзоры блогосферы

vesti.ru 22 июля 2014 "Бук". Фейки и факты Блогер Анатолий Воробей объединил в своем посте всю доступную информацию о возможном месте запуска ракеты, предположительно сбившей малайзийский "Боинг". (2)

ruformator.ru 22 июля 2014 "Я тебе попереключаю!" Президент Путин подписал указ о запрете демонстрации рекламы на платных телеканалах. Нововведение вступит в силу 1 января следующего года.

vesti.ru 22 июля 2014 Репутационные потери России Политические решения будут приняты на основании той информации, которая уже известна к настоящему времени. Ничего принципиально нового, качественно меняющего картину события, найдено не будет. Не бойтесь и не надейтесь. (1)

21 июля 2014 Украинские страдания японцев Японцы очень надеялись, что летом ситуация вокруг Украины рассосется, но пока все идет только по линии эскалации. В конце концов американцы могут попросить Токио сделать четкий выбор.
Люди несут цветы к посольствам Нидерландов и Малайзии в Москве Прощание с Новодворской III Московский международный фестиваль Moscow Flower Show Экскурсия по Калининградскому янтарному комбинату День Достоевского-2014 Детей с Украины крестят в лагере беженцев Тест-драйв кроссовера Skoda Yeti FL Алые паруса-2014 Лагерь беженцев с Донбасса под Ростовом Выставка авторского ювелирного искусства в Калининграде
Главное

Москва

Фото Дениса Гольдмана Мусульман в мечети Москвы на праздник Ураза-байрам будут пропускать только по паспортам

Санкт-Петербург

Фото Ксении Булетовой Петербург продолжает терять позиции в российском автопроме

Вся Россия

Фото Стояна Васева Костромские власти обеспокоены иждивенчеством украинских беженцев

Вокруг России

Молдавия хочет обратиться в арбитраж ВТО с иском против России

Бизнес

Президент Болгарии требует приостановить "Южный поток"

Украина

vesti.ru Представитель Голландии: С места крушения Boeing вывезены всего 200 тел