"Без эксперимента искусство немыслимо"

Фото Марии Рахманиновой

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой "Росбалта" — художник Петр Павленский.

Имя петербургского художника Петра Павленского буквально прогремело этим летом, после того, как он провел одну из самых необычных неоднозначно воспринятых акций в поддержку панк-группы Pussy Riot. Вышедший к Казанскому собору с зашитым ртом, Павленский держал в руках плакат с надписью: "Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа". Под "знаменитой акцией" художник подразумевал попытку Иисуса выгнать торговцев из храма. По мнению Павленского, повтори это Иисус сейчас — его бы попросту посадили.

— Петр, о вас стали говорить только этим летом, но ваш творческий путь начался гораздо раньше. В каком возрасте вы начали интересоваться искусством?

— В 19 лет, что по меркам традиционных художественных институций считается поздним сроком, однако практика показала, что это очередной расхожий штамп. В моем развитии и становлении как художника, определяющую роль сыграла осознанность выбора и накопленный визуальный багаж. Соответствующее образование я начал получать в художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, затем будучи студентом 4 курса монументальной живописи дополнительно поступил в фонд "Про Арте", на программу занимающуюся подготовкой художников в области современных визуальных искусств.

— Вы считаете, что художнику необходимо классическое — в современном понимании — художественное образование?

— Нет, я так не считаю. Зачастую наиболее интересными художниками, практикующими современное искусство, становятся люди из других профессий.

— Как давно вы занимаетесь выставочной деятельностью?

— Примерно с 2008 года — мне тогда было 24 года. На протяжении нескольких лет я сотрудничал с музеем политической истории России. Например, в 2011 году вместе с ассистировавшим мне артистом сделал перформанс "Монумент 47.70". Эта работа обращалась к проблеме культурной ксенофобии. Сейчас я могу сказать, что место проведения не совсем соответствовало заявленной теме. Мои работы или проекты всегда были сфокусированы на политическом аспекте реальности, в этом отношении я считаю очень показательным высказывание французского писателя Шарля Монталамбера: "Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами". А также очень емкое высказывание феминисткой активистки "второй волны" публициста Кэрол Ханиш: "Личное – это политическое". При этом, я придерживаюсь мнения, что политическое искусство и политическая активность, это далеко не одно и тоже. Политическое искусство — это, прежде всего, определенные стратегии, и совершенно не обязательно "политические темы". Если кто-то делает произведение на политическую тему — это совершенно не означает, что эта работа имеет какое-то отношение к политическому искусству.

— Существует ли для вас проблема поиска формы творческого выражения или это происходит само собой?

— Поиск необходимой формы для высказывания является одной из основных проблем при разработке каждого проекта. В каком месте, в какой форме и кто будет являться адресатом — это и есть то, из чего состоит любой проект или работа. Моментально возникают только отдельные ходы или решения, перед этим всегда следует долговременный процесс поиска и разработки. Чтобы прийти к какому-то решению, необходимо поднимать большие информационные пласты, анализировать их, и собирать в необходимую осмысленную конструкцию.

— Можете ли назвать свое творчество авангардным? Есть ли в нем эксперимент?

— Мне сложно говорить о себе, как о представителе какого-то нового авангардного течения, потому что я не считаю, что открываю что-то новое, до сих пор неизвестное миру. Скорее я воспринимаю искусство как средство, определенный язык, позволяющий работать в информационном поле. А эксперимент, безусловно, это то, без чего само понятие современного искусства немыслимо. Если в работе нет эксперимента, то это становится бессмысленным дублированием одного и того же штампа.


— Насколько, по вашему мнению, авангардно современное петербургское искусство?

— Такого понятия, как современное петербургское искусство вообще не существует. Чтобы говорить о современном петербургском искусстве, мы должны констатировать наличие четко артикулированной, единой для большого числа последователей идеи или концепции. А поскольку говорить о наличии такого связующего еще рано, то и рассуждать об авангардности, к сожалению, не приходится.

— Современный Петербург вдохновляет на творчество или это душный мегаполис, который необходимо периодически покидать в поисках вдохновения?

— Петербург — это место тотальной индифферентности, и меня здесь крайне привлекает преодоление этого фактора, направленного на умерщвление любой активной позиции. Поэтому как площадка Петербург представляет значительный интерес и в поисках "вдохновения" мне ее покидать не приходится.

— В вашем творчестве вы обращаетесь к религиозной тематике. Не опасаетесь ли неадекватной реакции со стороны церковных клириков?

— В своих последних проектах я разрабатываю тему отношений между культурой и культом, в частности меня интересует, как идеология, облекаемая в форму религии, вторгается в личное поле человека, и, утверждая культ страха, превращает общество в механизм направленный на формирование очередной модели идеологического абсолюта. Поэтому ставя перед собой вопрос о неадекватной реакции, и воспитывая в себе "культ страха", я сам буду являться проводником этого страха, и тогда работа в данной области теряет всякий смысл.

— Нет ли опасений, что вас будут обвинять в оскорблении чувств верующих?

— Кого, по какому поводу, и в какой момент могут начать обвинять в "оскорблении чувств верующих", теперь уже не сможет сказать ни прокурор, ни правозащитник.

— При подготовке перфоманса "Непобедимая победа" у вас были сложности с поиском площадки. Хозяева галерей боялись негативной реакции на акцию с протодиаконом Петром?

— Если бы дирекция площадки досконально знала обо всех составных частях проекта, то мне никогда не дали бы ее использовать. Любая экспозиционная площадка принадлежит какой-то институции, а та за редким исключением, принадлежит государству, и поэтому одной из ее функций является блокирование любых высказываний, не работающих на утверждение и поддержку установленного режима.

— Сейчас есть подобные проблемы?

— Подобные проблемы возникают всегда, и я думаю, что это неотъемлемо от процесса реализации проекта.

— Можно ли сказать, что акция у Казанского собора сделала вас если не знаменитым, то узнаваемым?

— Я думаю, что акция у Казанского собора скорее сделала узнаваемой проблему, о которой я говорил.

— А нужна ли, по вашему мнению, современному художнику широкая популярность?

— Вопрос популярности – это вопрос мотивации и пространства, в котором работает художник. Популярность как самоцель — это никому не нужное и бессмысленное самолюбование. Такая "популярность" никуда не приводит человека, он только оказывается скован мнимой статусностью. В любом случае, через некоторое время его вытеснят новые "популярные" образы, необходимые для поддержания "арены зрелищ". Популярность как средство означает право на высказывание, которое дает возможность поставить что-то в противовес идеологической машине, осуществляющей свою работу, в том же самом информационном поле.

— В следующих акциях вы будете продолжать развивать "околорелигиозную" тематику? Нет желания перейти в политическую плоскость? Или вообще отойти от этого направления в сторону большей социальной направленности вашего творчества?

— Нет никакой границы между "политической плоскостью" и тем, что идеологический аппарат преподносит в качестве официальной религии. А так как идеология является основным инструментом управления социумом, то и какого-то отрыва от социальной направленности я в своих проектах тоже не вижу.

В ближайшее время у меня запланирована реализация двух проектов: первый из них направлен на создание независимого интернет-ресурса, целью которого будет являться освещение проблем и вопросов, связанных с политическим искусством и его взаимодействию с обществом. Второй проект продолжает развивать тему отношений между культурой и культом, в этот раз он будет сфокусирован на отношениях между искусством, церковью и идеологией Третьего рейха. Одной из частей этого проекта явилось открытое письмо Всеволоду Анатольевичу Чаплину, в котором исследовалась реакция церковно-идеологического аппарата, на предложение создать экспериментальную лабораторию, прототипом для которой явился собирательный образ аналогичных лабораторий, использовавшихся во времена Третьего рейха.

Беседовал Константин Петров

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


Мнение

фото с сайта wikimedia.org А так ли неправ Арсений? Украинский премьер Арсений Яценюк сравнил Россию с монголо-татарами. "Когда-то монголо-татары заскакивали на Украину на лошадях, а сейчас Россия заезжает на белых "КамАЗах" и танках", — заявил премьер. (11)

Виктор Ядуха Есть ли в России частная собственность? В центре российской хозяйственной системы находится власть. "Олигархи" на самом деле являются лишь управляющими, которым властные верхи дозволяют решать не самые главные вопросы. И это ведет страну в тупик.

Венец безумия Мы думали, что в XXI веке возобладает научное мировоззрение, что на Марсе будут яблони цвести, что все станут умными. А вместо этого решается вопрос, могут ли девочки ходить в школу в хиджабе, и даются советы о том, как отвести порчу. (1)

shuum.ru Назад в будущее Депутаты Госдумы намерены внести законопроекты о возвращении в школы уроков политинформации ради воспитания детей патриотами, как в СССР. Однако во времена "чистого социализма" патриотизму не предавалось особого значения. (5)

Оставьте в покое Макаревича История с Андреем Макаревичем напомнила, что не так уж и далеко наша власть в лице российских депутатов, декларируя себя демократической, убежала от тоталитарной коммунистической. (3)

Путча не будет, не ждите В России сегодня нет механизмов, способных привести к государственному перевороту. Рейтинг президента высок, экономика пока держится на плаву, а в элитах отсутствуют люди, готовые взять на себя ответственность за страну.

Ловите всех мерзавцев! Наша жизнь в последнее время полна аллюзий, адресованных СССР. Депутаты-коммунисты требуют вернуть уроки политинформации в школе. В это же время кто-то забирается на сталинскую высотку и раскрашивает там советскую звезду с серпом и молотом в цвет флага Украины. (2)

Фото Алексея Степанова Реинкарнация рок-н-ролла в фалафель Мы полагаем, что на новом историческом этапе свобода будет возрождаться в тех же культурных формах, которые существовали прежде. Но такое ожидание – ошибка.
Аналитика, интервью, репортажи

Фото из личного архива Елены Газаевой 22 августа 2014 "Зачем мне учить химию и математику, если я хочу петь" Звезда культового мюзикла "Бал вампиров" Елена Газаева рассказала, как променяла химтех на факультет искусств, что ей дал конкурс "Народный артист", и каких животных она боится больше всего.

21 августа 2014 Башкирский гусь вместо хамона Состоятельные любители попавших под эмбарго деликатесов смогут ездить за ними в Европу. Остальным же придется "есть что дают", да еще по более высоким ценам. Свобода выбора в России становится напрямую связана с уровнем дохода. (3)

Фото Александра Зайцева 21 августа 2014 Электронная музыка против "гниющего балета" Илья Барамия, не имея музыкального образования, уже около 20 лет работает в стиле Intelligent Dance Music. На его музыку на сцене Мариинского театра даже был поставлен балет "Ринг".

Фото пресс-службы ФК "Зенит" 21 августа 2014 "Стандард" — "Зенит": уверенно, но мало Сине-бело-голубые одержали минимальную победу над бельгийским "Стандардом" в гостевом матче раунда плей-офф Лиги чемпионов. В течение игры бельгийцев не раз выручал голкипер, а также дважды за хозяев сыграл каркас ворот.

Фото с сайта wikimedia.org 20 августа 2014 С Эболой борется российская наука РФ отправит в охваченную Эболой Гвинею мобильную медицинскую лабораторию. Между тем российские ученые вернулись из Африки и рассказали, когда удастся подавить лихорадку, и угрожает ли она здоровью соотечественников.

19 августа 2014 От ворот поворот Оппозиция смогла устранить своих главных конкурентов на выборах в совет МО "Морские ворота". Однако теперь в адрес победителей поступают угрозы об отмене сентябрьского голосования. "Наши оппоненты пребывают в состоянии некой истерики", — резюмируют оппозиционеры.

Фото Александра Калинина 19 августа 2014 Молоко подорожает? Цены на молочную продукцию в России могут вырасти из-за нехватки сырья. Отечественные заводы работают на неполную мощность, им не хватает около 40% сырого молока. Производители предрекают повторение ситуации 1998-го года и указывают на Запад. (1)

Фото из личного архива Михаила Архипова 18 августа 2014 "Мы не можем развернуть скатерть-самобранку" Российское овощеводство "сидит на европейской игле", а турецкие помидоры напичканы химикатами. О том, что ждет аграрную отрасль, рассказал доктор биологических наук Михаил Архипов. (5)
Сегодня читают
Форум
Стиль жизни

Наука и технологии

Ученые обнаружили следы гигантской звезды

Здоровье

Фото Марии Лепетюхиной

Диетологи: Грейпфруты необходимы для похудения и красивой кожи

Авто

Фото Евгения Шабанова

Диетологи: Отказ от автомобиля поможет похудеть

Путешествие

Фото Евгения Шабанова

Археологи ищут тайные ходы под древней пирамидой Майя

Мода

www.victoriassecret.com

Организаторы шоу Victoria’s Secret случайно озвучили стоимость билетов на него

Культура

Фото Александра Зайцева

Электронная музыка против "гниющего балета"

На виду

Стоп-кадр видео

Доминиканская Республика запретила концерт Майли Сайрус

Из ряда вон

Фото Надежды Красновой

Археологи нашли в море бутылку с 200-летним джином

Обзоры блогосферы

22 августа 2014 Что еще запретят? Импортную еду из "развитых стран" запретили, хорошо. Но есть ли гарантия, что это конец? Или мы, как водится, в начале большого и веселого пути?

vesti.ru 22 августа 2014 Уставший конвой Для России этот прорыв чем-то похож на марш-бросок на аэропорт Приштины, когда Сербию американцам сдали, но осадочек великодержавных амбиций остался.

21 августа 2014 Как работает гомеопатия На исследования гомеопатии человечество уже потратило миллионы долларов и бесчисленные часы работы научных сотрудников, которые можно было вложить в изучение чего-то стоящего. (2)

Фото ИА Росбалт 21 августа 2014 Борьба с символом капитализма Может, гамбургеры вредны, а может, и нет. Но наезд на McDonald's со стороны Роспотребнадзора – это всего лишь политика. А пострадают от нее миллионы небогатых россиян.
Geek-picnic в Петербурге Петербург отметил День Десантника Люди несут цветы к посольствам Нидерландов и Малайзии в Москве Прощание с Новодворской III Московский международный фестиваль Moscow Flower Show Экскурсия по Калининградскому янтарному комбинату День Достоевского-2014 Детей с Украины крестят в лагере беженцев Тест-драйв кроссовера Skoda Yeti FL Алые паруса-2014
Главное

Москва

Фото Ксении Булетовой Авиакомпания "Московия" уведомила о приостановке деятельности с 29 августа

Санкт-Петербург

Фото Татьяны Чесноковой Уик-энд в Петербурге: рыцарские турниры, средневековая еда, "суровый стиль" Гурьянова и ночь Тарантино

Вся Россия

vesti.ru Таможня РФ: Все 280 автомобилей конвоя оформлены и выдвинулись в сторону Украины

Вокруг России

vesti.ru Порошенко пообещал интенсивный диалог в Минске

Бизнес

МЭР: Экономика России сокращается второй месяц подряд

Украина

Стоп-кадр видео Ополченцы: Гуманитарный груз из России прибыл в Луганск