"Без эксперимента искусство немыслимо"

Фото Марии Рахманиновой

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой "Росбалта" — художник Петр Павленский.

Имя петербургского художника Петра Павленского буквально прогремело этим летом, после того, как он провел одну из самых необычных неоднозначно воспринятых акций в поддержку панк-группы Pussy Riot. Вышедший к Казанскому собору с зашитым ртом, Павленский держал в руках плакат с надписью: "Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа". Под "знаменитой акцией" художник подразумевал попытку Иисуса выгнать торговцев из храма. По мнению Павленского, повтори это Иисус сейчас — его бы попросту посадили.

— Петр, о вас стали говорить только этим летом, но ваш творческий путь начался гораздо раньше. В каком возрасте вы начали интересоваться искусством?

— В 19 лет, что по меркам традиционных художественных институций считается поздним сроком, однако практика показала, что это очередной расхожий штамп. В моем развитии и становлении как художника, определяющую роль сыграла осознанность выбора и накопленный визуальный багаж. Соответствующее образование я начал получать в художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, затем будучи студентом 4 курса монументальной живописи дополнительно поступил в фонд "Про Арте", на программу занимающуюся подготовкой художников в области современных визуальных искусств.

— Вы считаете, что художнику необходимо классическое — в современном понимании — художественное образование?

— Нет, я так не считаю. Зачастую наиболее интересными художниками, практикующими современное искусство, становятся люди из других профессий.

— Как давно вы занимаетесь выставочной деятельностью?

— Примерно с 2008 года — мне тогда было 24 года. На протяжении нескольких лет я сотрудничал с музеем политической истории России. Например, в 2011 году вместе с ассистировавшим мне артистом сделал перформанс "Монумент 47.70". Эта работа обращалась к проблеме культурной ксенофобии. Сейчас я могу сказать, что место проведения не совсем соответствовало заявленной теме. Мои работы или проекты всегда были сфокусированы на политическом аспекте реальности, в этом отношении я считаю очень показательным высказывание французского писателя Шарля Монталамбера: "Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами". А также очень емкое высказывание феминисткой активистки "второй волны" публициста Кэрол Ханиш: "Личное – это политическое". При этом, я придерживаюсь мнения, что политическое искусство и политическая активность, это далеко не одно и тоже. Политическое искусство — это, прежде всего, определенные стратегии, и совершенно не обязательно "политические темы". Если кто-то делает произведение на политическую тему — это совершенно не означает, что эта работа имеет какое-то отношение к политическому искусству.

— Существует ли для вас проблема поиска формы творческого выражения или это происходит само собой?

— Поиск необходимой формы для высказывания является одной из основных проблем при разработке каждого проекта. В каком месте, в какой форме и кто будет являться адресатом — это и есть то, из чего состоит любой проект или работа. Моментально возникают только отдельные ходы или решения, перед этим всегда следует долговременный процесс поиска и разработки. Чтобы прийти к какому-то решению, необходимо поднимать большие информационные пласты, анализировать их, и собирать в необходимую осмысленную конструкцию.

— Можете ли назвать свое творчество авангардным? Есть ли в нем эксперимент?

— Мне сложно говорить о себе, как о представителе какого-то нового авангардного течения, потому что я не считаю, что открываю что-то новое, до сих пор неизвестное миру. Скорее я воспринимаю искусство как средство, определенный язык, позволяющий работать в информационном поле. А эксперимент, безусловно, это то, без чего само понятие современного искусства немыслимо. Если в работе нет эксперимента, то это становится бессмысленным дублированием одного и того же штампа.


— Насколько, по вашему мнению, авангардно современное петербургское искусство?

— Такого понятия, как современное петербургское искусство вообще не существует. Чтобы говорить о современном петербургском искусстве, мы должны констатировать наличие четко артикулированной, единой для большого числа последователей идеи или концепции. А поскольку говорить о наличии такого связующего еще рано, то и рассуждать об авангардности, к сожалению, не приходится.

— Современный Петербург вдохновляет на творчество или это душный мегаполис, который необходимо периодически покидать в поисках вдохновения?

— Петербург — это место тотальной индифферентности, и меня здесь крайне привлекает преодоление этого фактора, направленного на умерщвление любой активной позиции. Поэтому как площадка Петербург представляет значительный интерес и в поисках "вдохновения" мне ее покидать не приходится.

— В вашем творчестве вы обращаетесь к религиозной тематике. Не опасаетесь ли неадекватной реакции со стороны церковных клириков?

— В своих последних проектах я разрабатываю тему отношений между культурой и культом, в частности меня интересует, как идеология, облекаемая в форму религии, вторгается в личное поле человека, и, утверждая культ страха, превращает общество в механизм направленный на формирование очередной модели идеологического абсолюта. Поэтому ставя перед собой вопрос о неадекватной реакции, и воспитывая в себе "культ страха", я сам буду являться проводником этого страха, и тогда работа в данной области теряет всякий смысл.

— Нет ли опасений, что вас будут обвинять в оскорблении чувств верующих?

— Кого, по какому поводу, и в какой момент могут начать обвинять в "оскорблении чувств верующих", теперь уже не сможет сказать ни прокурор, ни правозащитник.

— При подготовке перфоманса "Непобедимая победа" у вас были сложности с поиском площадки. Хозяева галерей боялись негативной реакции на акцию с протодиаконом Петром?

— Если бы дирекция площадки досконально знала обо всех составных частях проекта, то мне никогда не дали бы ее использовать. Любая экспозиционная площадка принадлежит какой-то институции, а та за редким исключением, принадлежит государству, и поэтому одной из ее функций является блокирование любых высказываний, не работающих на утверждение и поддержку установленного режима.

— Сейчас есть подобные проблемы?

— Подобные проблемы возникают всегда, и я думаю, что это неотъемлемо от процесса реализации проекта.

— Можно ли сказать, что акция у Казанского собора сделала вас если не знаменитым, то узнаваемым?

— Я думаю, что акция у Казанского собора скорее сделала узнаваемой проблему, о которой я говорил.

— А нужна ли, по вашему мнению, современному художнику широкая популярность?

— Вопрос популярности – это вопрос мотивации и пространства, в котором работает художник. Популярность как самоцель — это никому не нужное и бессмысленное самолюбование. Такая "популярность" никуда не приводит человека, он только оказывается скован мнимой статусностью. В любом случае, через некоторое время его вытеснят новые "популярные" образы, необходимые для поддержания "арены зрелищ". Популярность как средство означает право на высказывание, которое дает возможность поставить что-то в противовес идеологической машине, осуществляющей свою работу, в том же самом информационном поле.

— В следующих акциях вы будете продолжать развивать "околорелигиозную" тематику? Нет желания перейти в политическую плоскость? Или вообще отойти от этого направления в сторону большей социальной направленности вашего творчества?

— Нет никакой границы между "политической плоскостью" и тем, что идеологический аппарат преподносит в качестве официальной религии. А так как идеология является основным инструментом управления социумом, то и какого-то отрыва от социальной направленности я в своих проектах тоже не вижу.

В ближайшее время у меня запланирована реализация двух проектов: первый из них направлен на создание независимого интернет-ресурса, целью которого будет являться освещение проблем и вопросов, связанных с политическим искусством и его взаимодействию с обществом. Второй проект продолжает развивать тему отношений между культурой и культом, в этот раз он будет сфокусирован на отношениях между искусством, церковью и идеологией Третьего рейха. Одной из частей этого проекта явилось открытое письмо Всеволоду Анатольевичу Чаплину, в котором исследовалась реакция церковно-идеологического аппарата, на предложение создать экспериментальную лабораторию, прототипом для которой явился собирательный образ аналогичных лабораторий, использовавшихся во времена Третьего рейха.

Беседовал Константин Петров

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


Мнение

Фото Дмитрия Мотрича Незапрещенная выставка раздора В последнее время смеяться над чем бы то ни было небезопасно. Мир вокруг нас становится убийственно (в самом прямом смысле) серьезным. Выставка "Моя Польша. Забывая и вспоминая", которая заканчивает работу в художественном музее Тарту, — в том числе и об этом.

Как разные страны придут к новому процветанию Предположим, современная наука позволит добиться значительного удешевления энергии. Это приведет к качественным переменам в мировой экономике и поднимет уровень жизни на планете.

Замещение суррогатами Вместо обещанного импортозамещения у нас возродилось советское низкопоклонство перед западными товарами. Потерянные иностранные изделия, услуги и удобства россияне всех сословий пытаются заменить похожими на них самоделками.

Художник Морган Пенн, картина "Англия ждет", фрагмент фоторепродукции Русская старуха и доброкачественная агрессивность Россия отдаляется от идеалов современной цивилизации, ошибочно полагая, что сохранение патриархальной традиции укрепляет государство. Прогрессивных внутренних вызовов не видно, и мы падаем на дно. (10)

Бег в мешке от охраны Почти все российские охранники, силовики, депутаты разных уровней привыкли служить начальству, а не закону. Они ощущают одно: общую установку на запрет. И используют свою маленькую власть, чтобы дойти в указанном направлении до конца.

Ли Куан Ю: триумф реализма В так называемом сингапурском чуде, автором которого признают Ли Куан Ю, не было ничего сверхъестественного. Глава маленькой страны просто имел дар правильно распорядиться людьми и ресурсами.

mil.ru Как человечество придет к третьей мировой войне Россия мечтает о запредельном росте цен на энергоносители. Между тем, это может стать шоком для мировой экономики и привести к острым геополитическим конфликтам.

Фото Леонида Смирнова Какой "русский мир" нам нужен? Власти убеждают россиян в необходимости насмерть защищать свою "особость" от западной цивилизации. Однако такой консервативный подход заведет нас вовсе не туда, куда мы стремимся. (7)
Аналитика, интервью, репортажи

Фото из личного архива актера 31 марта 2015 "Театральных шарлатанов в Петербурге много" Актер Дмитрий Аверин, сыгравший главную роль в новой комедии, рассказал о стремлении российского кинематографа к уровню Голливуда, неприемлемости вмешательства церкви в культуру и цензуре на телевидении.

Фото Надежды Красновой 31 марта 2015 Система пенсионных разочарований Одни эксперты говорят, что пенсионная накопительная реформа давно себя дискредитировала, другие уверены, что очередные нововведения только подрывают доверие россиян к власти.

Фото Александра Калинина 30 марта 2015 Страх из-за страховки Страховые компании "Авеста" и "Авеста-Мед", а также страховая группа АСК второй месяц работают с приостановленными лицензиями. Эксперты считают, что для всех страховщиков настали тяжелые времена, и часть клиентов рискует остаться без выплат. (1)

Фото из личного архива Рады Грановской 28 марта 2015 "Люди с клиповым мышлением элитой не станут" В современном мире главный показатель — скорость. О том, как меняется мышление в эпоху высоких технологий, рассказала профессор, доктор психологических наук Рада Грановская. (10)

Фото с сайта herzen.spb.ru 27 марта 2015 Русские, эскимосы, чукчи — все в одной лодке Отчего возникают межэтнические проблемы и как искоренять этнологическую безграмотность рассказала худрук фольклорного театра-студии "Северное сияние" Ирина Давыдова.

Фото Росбалт 26 марта 2015 Наказание для "уважаемых хулиганов" Уголовное законодательство в части борьбы с дорожным хамством нельзя назвать идеальным. Однако шанс довести дорожный конфликт до суда и наказать виновного есть.

25 марта 2015 Секретные солдаты Минобороны не собирается сообщать информацию о количестве военнослужащих с огнестрельными и минно-взрывными ранениями, которые проходят лечение в Военно-медицинской академии. Суд не поддержал правозащитницу Эллу Полякову. (48)

Фото Нечаева Г.М. с сайта http://pdi.spb.ru/ 24 марта 2015 Следователи не нашли экстремизм В материалах руководителя Института региональной прессы признаков экстремизма не оказалось. Однако, по мнению экспертов, все эти проверки нужны были для того, чтобы "показать Анне Шароградской, что на нее есть управа".
Сегодня читают
Форум
Стиль жизни

Наука и технологии

Фото волонтера Анастасии Марининой

Ученые выяснили, как музыка разных жанров влияет на кошек

Здоровье

Фото Марии Лепетюхиной

Морковь и помидоры становятся полезнее после термической обработки

Авто

Фото Ксении Булетовой

Эксперты: Отвлекаясь всего на две секунды, водитель увеличивает риск аварии в 24 раза

Путешествие

Фото Анны Никоноровой

Испанский город оказался самым комфортным в мире для жизни

Мода

Фото Натальи Ивановой

"Янтарная" коллекция Юдашкина произвела фурор на Неделе моды в Москве

Культура

Фото из личного архива актера

"Театральных шарлатанов в Петербурге много"

На виду

Стоп-кадр видео

Принц Уильям начал пилотировать вертолет скорой помощи

Из ряда вон

Фото Татьяны Литвиновой

Жители Джакарты оказались в состоянии наркотического опьянения из-за полиции, сжегшей 3 тонны марихуаны

Обзоры блогосферы

polyusgold.ru 31 марта 2015 Хоть миллиард! В истории с доходами глав госкорпораций проявляется вся наша жизнь, поставленная вверх тормашками. Если деньги честные – то к чему эти тайны? (2)

30 марта 2015 Еще один распятый Война церкви с оперой завершилась блистательной победой. Молитва была услышана: охальника прогнали. А на очищенное от скверны место назначили своего, проверенного. (1)

Фото Екатерины Смирновой 30 марта 2015 Русские загадки На московский взгляд в Питере поражает одна вещь: содержание уличных расклеек. Две темы у "двух столиц" совпадают: объявления про кредиты и гостиницы. А вот третья тема специфична именно для Питера – объявления от "ночных бабочек".

30 марта 2015 Абэ-сан не приедет Правительство Японии с некоторым вздохом поставило небольшой крест на своих мечтах продвинуться если не к любви, то хотя бы к милому взаимопониманию с Москвой.
"Янтарная" коллекция Валентина Юдашкина на Неделе моды в Париже Прощание с Борисом Немцовым Немцова вспоминали 15 тыс. петербуржцев Гонки на собачьих упряжках Парижане скупают газету Charlie Hebdo Жители Парижа вышли поддержать Charlie Hebdo Берег Финского залива покрыли пятиметровые торосы "Ярмарка чудес" в Сестрорецке В Петербурге на подиум вышли пенсионерки и Андрей Ургант "Диана Вишнева. Context"
Главное

Москва

vesti.ru Суд арестовал экс-главу ФСИН Реймера по делу о мошенничестве при закупке электронных браслетов

Санкт-Петербург

Фото пресс-службы Смольного, gov.spb.ru Модернизация трамвайной и троллейбусной сетей может обойтись городу в 21 млрд рублей

Вся Россия

Стоп-кадр видео Новый директор Новосибирского оперного театра исключил "Тангейзер" из репертуара

Вокруг России

стоп-кадр видео Лукашенко уверен, что без США в Донбассе не наступит мир

Бизнес

Фото из личного архива Алексея Кудрина Кудрин: Российскую экономику в ближайшие пять лет ждет стагнация

Украина

Росбалт ЮНИСЕФ: За год в Донецке и Луганске на минах подорвались больше сорока детей