"Без эксперимента искусство немыслимо"

Фото Марии Рахманиновой

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой "Росбалта" — художник Петр Павленский.

Имя петербургского художника Петра Павленского буквально прогремело этим летом, после того, как он провел одну из самых необычных неоднозначно воспринятых акций в поддержку панк-группы Pussy Riot. Вышедший к Казанскому собору с зашитым ртом, Павленский держал в руках плакат с надписью: "Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа". Под "знаменитой акцией" художник подразумевал попытку Иисуса выгнать торговцев из храма. По мнению Павленского, повтори это Иисус сейчас — его бы попросту посадили.

— Петр, о вас стали говорить только этим летом, но ваш творческий путь начался гораздо раньше. В каком возрасте вы начали интересоваться искусством?

— В 19 лет, что по меркам традиционных художественных институций считается поздним сроком, однако практика показала, что это очередной расхожий штамп. В моем развитии и становлении как художника, определяющую роль сыграла осознанность выбора и накопленный визуальный багаж. Соответствующее образование я начал получать в художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, затем будучи студентом 4 курса монументальной живописи дополнительно поступил в фонд "Про Арте", на программу занимающуюся подготовкой художников в области современных визуальных искусств.

— Вы считаете, что художнику необходимо классическое — в современном понимании — художественное образование?

— Нет, я так не считаю. Зачастую наиболее интересными художниками, практикующими современное искусство, становятся люди из других профессий.

— Как давно вы занимаетесь выставочной деятельностью?

— Примерно с 2008 года — мне тогда было 24 года. На протяжении нескольких лет я сотрудничал с музеем политической истории России. Например, в 2011 году вместе с ассистировавшим мне артистом сделал перформанс "Монумент 47.70". Эта работа обращалась к проблеме культурной ксенофобии. Сейчас я могу сказать, что место проведения не совсем соответствовало заявленной теме. Мои работы или проекты всегда были сфокусированы на политическом аспекте реальности, в этом отношении я считаю очень показательным высказывание французского писателя Шарля Монталамбера: "Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами". А также очень емкое высказывание феминисткой активистки "второй волны" публициста Кэрол Ханиш: "Личное – это политическое". При этом, я придерживаюсь мнения, что политическое искусство и политическая активность, это далеко не одно и тоже. Политическое искусство — это, прежде всего, определенные стратегии, и совершенно не обязательно "политические темы". Если кто-то делает произведение на политическую тему — это совершенно не означает, что эта работа имеет какое-то отношение к политическому искусству.

— Существует ли для вас проблема поиска формы творческого выражения или это происходит само собой?

— Поиск необходимой формы для высказывания является одной из основных проблем при разработке каждого проекта. В каком месте, в какой форме и кто будет являться адресатом — это и есть то, из чего состоит любой проект или работа. Моментально возникают только отдельные ходы или решения, перед этим всегда следует долговременный процесс поиска и разработки. Чтобы прийти к какому-то решению, необходимо поднимать большие информационные пласты, анализировать их, и собирать в необходимую осмысленную конструкцию.

— Можете ли назвать свое творчество авангардным? Есть ли в нем эксперимент?

— Мне сложно говорить о себе, как о представителе какого-то нового авангардного течения, потому что я не считаю, что открываю что-то новое, до сих пор неизвестное миру. Скорее я воспринимаю искусство как средство, определенный язык, позволяющий работать в информационном поле. А эксперимент, безусловно, это то, без чего само понятие современного искусства немыслимо. Если в работе нет эксперимента, то это становится бессмысленным дублированием одного и того же штампа.


— Насколько, по вашему мнению, авангардно современное петербургское искусство?

— Такого понятия, как современное петербургское искусство вообще не существует. Чтобы говорить о современном петербургском искусстве, мы должны констатировать наличие четко артикулированной, единой для большого числа последователей идеи или концепции. А поскольку говорить о наличии такого связующего еще рано, то и рассуждать об авангардности, к сожалению, не приходится.

— Современный Петербург вдохновляет на творчество или это душный мегаполис, который необходимо периодически покидать в поисках вдохновения?

— Петербург — это место тотальной индифферентности, и меня здесь крайне привлекает преодоление этого фактора, направленного на умерщвление любой активной позиции. Поэтому как площадка Петербург представляет значительный интерес и в поисках "вдохновения" мне ее покидать не приходится.

— В вашем творчестве вы обращаетесь к религиозной тематике. Не опасаетесь ли неадекватной реакции со стороны церковных клириков?

— В своих последних проектах я разрабатываю тему отношений между культурой и культом, в частности меня интересует, как идеология, облекаемая в форму религии, вторгается в личное поле человека, и, утверждая культ страха, превращает общество в механизм направленный на формирование очередной модели идеологического абсолюта. Поэтому ставя перед собой вопрос о неадекватной реакции, и воспитывая в себе "культ страха", я сам буду являться проводником этого страха, и тогда работа в данной области теряет всякий смысл.

— Нет ли опасений, что вас будут обвинять в оскорблении чувств верующих?

— Кого, по какому поводу, и в какой момент могут начать обвинять в "оскорблении чувств верующих", теперь уже не сможет сказать ни прокурор, ни правозащитник.

— При подготовке перфоманса "Непобедимая победа" у вас были сложности с поиском площадки. Хозяева галерей боялись негативной реакции на акцию с протодиаконом Петром?

— Если бы дирекция площадки досконально знала обо всех составных частях проекта, то мне никогда не дали бы ее использовать. Любая экспозиционная площадка принадлежит какой-то институции, а та за редким исключением, принадлежит государству, и поэтому одной из ее функций является блокирование любых высказываний, не работающих на утверждение и поддержку установленного режима.

— Сейчас есть подобные проблемы?

— Подобные проблемы возникают всегда, и я думаю, что это неотъемлемо от процесса реализации проекта.

— Можно ли сказать, что акция у Казанского собора сделала вас если не знаменитым, то узнаваемым?

— Я думаю, что акция у Казанского собора скорее сделала узнаваемой проблему, о которой я говорил.

— А нужна ли, по вашему мнению, современному художнику широкая популярность?

— Вопрос популярности – это вопрос мотивации и пространства, в котором работает художник. Популярность как самоцель — это никому не нужное и бессмысленное самолюбование. Такая "популярность" никуда не приводит человека, он только оказывается скован мнимой статусностью. В любом случае, через некоторое время его вытеснят новые "популярные" образы, необходимые для поддержания "арены зрелищ". Популярность как средство означает право на высказывание, которое дает возможность поставить что-то в противовес идеологической машине, осуществляющей свою работу, в том же самом информационном поле.

— В следующих акциях вы будете продолжать развивать "околорелигиозную" тематику? Нет желания перейти в политическую плоскость? Или вообще отойти от этого направления в сторону большей социальной направленности вашего творчества?

— Нет никакой границы между "политической плоскостью" и тем, что идеологический аппарат преподносит в качестве официальной религии. А так как идеология является основным инструментом управления социумом, то и какого-то отрыва от социальной направленности я в своих проектах тоже не вижу.

В ближайшее время у меня запланирована реализация двух проектов: первый из них направлен на создание независимого интернет-ресурса, целью которого будет являться освещение проблем и вопросов, связанных с политическим искусством и его взаимодействию с обществом. Второй проект продолжает развивать тему отношений между культурой и культом, в этот раз он будет сфокусирован на отношениях между искусством, церковью и идеологией Третьего рейха. Одной из частей этого проекта явилось открытое письмо Всеволоду Анатольевичу Чаплину, в котором исследовалась реакция церковно-идеологического аппарата, на предложение создать экспериментальную лабораторию, прототипом для которой явился собирательный образ аналогичных лабораторий, использовавшихся во времена Третьего рейха.

Беседовал Константин Петров

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


Мнение

Фото с сайта fighterland.ru Вежливые люди всех порвут В России наблюдается всплеск спроса на патриотическую продукцию, в том числе на футболки с изображением Путина и соответствующими лозунгами. Что это — способ разрядить агрессию или, напротив, подстегнуть ее?

mil.ru Необъявленная война, пропавшие бойцы На Украине сохраняется видимость перемирия. Между тем, вопрос о судьбе российских военных, оказавшихся в зоне боевых действий на территории соседнего государства, остается открытым.

Фото Евгения Евдокимова Почему Россия не креативит Сегодня в нашей стране сложилась интеллектуальная атмосфера, которая была характерна для Америки и Европы середины прошлого века. Ограничение свобод мешает креативной деятельности и тормозит развитие.

Православные и бесславные времена Когда церковь отрекается от Христа в пользу государства, это смущает многих верующих. Однако есть один полезный прием, который они могут взять на вооружение в дни обострения патриотизма.

vesti.ru Что еще следует запретить депутатам Госдумы В осеннюю сессию парламентарии наверняка примут новые законы, которые не позволят россиянам делать привычные, но небезопасные для государственных устоев вещи.

Стоп-кадр видео Джихадист идет на дембель Угрозы "Исламского государства Ирака и Леванта" в адрес президента РФ и всей России следует воспринимать всерьез хотя бы потому, что сегодня сотни россиян и граждан СНГ — боевиков ИГИЛ — возвращаются на родину. (2)

Не уследили за федерализмом Упразднение Минрегиона – новый эпизод в многолетних попытках центральной власти усилить бюрократический контроль над частями державы. И с каждой такой импровизацией отношения с регионами запутываются все сильнее.

Сериал "Учителя", стоп-кадр Первого канала Соблазнение позитивом Фильм про школу с пометкой "16+" — это какое-то новое слово на нашем ТВ. Сериал "Учителя" демонстрирует интимную сторону жизни преподавателей, а заодно дает повод задуматься о том, что происходит со школьным образованием в России.
Аналитика, интервью, репортажи

Фото Александра Калинина 17 сентября 2014 Отдых сорвался У офиса в Петербурге — очереди из пострадавших клиентов туроператора "Верса". Некоторые купили туры буквально неделю назад. При этом сотрудники гарантировали им: компания не прогорит.

фото пресс-службы ФК "Зенит" 17 сентября 2014 "Зенит" нарушил традицию Зенит" наконец-то провел во всех смыслах удачный выездной матч в Лиге чемпионов. Петербургский клуб неожиданно обыграл лучшую команду Португалии — "Бенфику". Португальцам же не хватило прошлогодних лидеров.

- 16 сентября 2014 Диагноз: терроризм Станции метро, аэропорт, вокзалы, магазины, дома Северной столицы закрывают из-за "заминирований" практически ежедневно. Психологи считают, что такая активность телефонных террористов связана с прошедшими в городе выборами.

16 сентября 2014 Разбитые надежды оппозиции Итоги муниципальных выборов разрушили планы оппозиции. Примерно 75% местной власти будет контролировать "Единая Россия". А вместе с партиями-сателлитами получится, что и все 90%. (1)

фото пресс-службы РПР-Парнас 15 сентября 2014 Новый старый губернатор Победе Полтавченко на выборах губернатора Петербурга вряд ли кто-то удивился. Неожиданность — высокий процент голосов за главного кандидата. Петербург в этом плане ничем не хуже Чечни и Татарстана. (1)

Фото пресс-службы ФК "Зенит" 14 сентября 2014 "Возвращение" Аршавина "Зенит" победил московское "Динамо" со счетом 3:2. Первый мяч в сезоне забил Аршавин. Игра отняла у футболистов много физических и моральных сил, а впереди их ждет сложнейший матч в Лиссабоне.

14 сентября 2014 Выборы в Петербурге: онлайн-трансляция Выборы в Северной столице ознаменовались недопуском журналистов, "массовым походом" студентов, комиссиями-фантомами и происшествием с депутатом ГД Дмитриевой, которую в кабинке "блокировал" пьяный мужчина. (2)

Фото Евгения Шабанова 13 сентября 2014 Россию травят санкциями Пока одни эксперты рассуждают, кому будет хуже от санкционной войны между Россией и Западом, другие уже прогнозируют экономический катаклизм во всем мире. (32)
Сегодня читают
Форум
Стиль жизни

Наука и технологии

ООН отмечает день охраны озонового слоя

Здоровье

Фото Дмитрия Пакулина

Ученые: Тучные американцы становятся все более объемными

Авто

Фото Екатерины Хмыльниной

В Лондоне организуют две новые велосипедные дороги

Путешествие

фото Евгения Шабанова

В Севастополе введен частичный безвизовый режим для пассажиров иностранных лайнеров

Мода

Стоп-кадр видео

Дженнифер Лоуренс стала лицом новой кампании Dior

Культура

Фото Юлии Афанасьевой

В Италии отметили день рождения Джульетты

На виду

Стоп-кадр видео

Гвен Стефани записывает новый альбом вместе с Фарреллом Уильямсом

Из ряда вон

Ученые: В солнечные дни совершается меньше самоубийств

Обзоры блогосферы

16 сентября 2014 Страшная сказка для власти Зовет власть придворных социологов и просит рассказать про народ. У нас прекрасный народ! — уверяют социологи. А главное – он исключительно за нас. Поддерживает и одобряет. Весь! (1)

haber.rotahaber.com 16 сентября 2014 Ни выборов, ни большинства Невозможно даже называть происходившее в воскресенье действо "выборами", ведь само слово "выбор" предполагает наличие двух или более возможных вариантов.

16 сентября 2014 Боты и борьба за качество Эскалация платного политического троллинга, которую мы наблюдаем в последние месяцы на социальных площадках, подчиняется непреложным экономическим законам.

europa.eu 16 сентября 2014 Отсталый средний класс Средний класс в России составляет 16% населения, он выиграл от путинского правления. Но по западным меркам российский средний класс архаичен, и нынешняя система вряд ли позволит ему расти.
Реконструкция Гумбинненского сражения в Калининградской области Geek-picnic в Петербурге Петербург отметил День Десантника Люди несут цветы к посольствам Нидерландов и Малайзии в Москве Прощание с Новодворской III Московский международный фестиваль Moscow Flower Show Экскурсия по Калининградскому янтарному комбинату День Достоевского-2014 Детей с Украины крестят в лагере беженцев Тест-драйв кроссовера Skoda Yeti FL
Главное

Москва

Россия 1 Экс-глава "Уралкалия" Баумгертнер освобожден под залог в 15 млн рублей

Санкт-Петербург

Единоросс набрал на выборах в Петербурге 117% голосов

Вся Россия

Фото Александра Калинина От банкротств туроператоров пострадали около 130 тыс. россиян

Вокруг России

Фото пресс-служы СЗТУ Федерального агентства по рыболовству Норвегия в три раза увеличила экспорт лосося в Белоруссию

Бизнес

yatsenyuk.org.ua Яценюк пригрозил России ответными санкциями

Украина

Фото Александра Калинина Власти ДНР отказались проводить местные выборы под патронажем Киева