"Без эксперимента искусство немыслимо"

Фото Марии Рахманиновой

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой "Росбалта" — художник Петр Павленский.

Имя петербургского художника Петра Павленского буквально прогремело этим летом, после того, как он провел одну из самых необычных неоднозначно воспринятых акций в поддержку панк-группы Pussy Riot. Вышедший к Казанскому собору с зашитым ртом, Павленский держал в руках плакат с надписью: "Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа". Под "знаменитой акцией" художник подразумевал попытку Иисуса выгнать торговцев из храма. По мнению Павленского, повтори это Иисус сейчас — его бы попросту посадили.

— Петр, о вас стали говорить только этим летом, но ваш творческий путь начался гораздо раньше. В каком возрасте вы начали интересоваться искусством?

— В 19 лет, что по меркам традиционных художественных институций считается поздним сроком, однако практика показала, что это очередной расхожий штамп. В моем развитии и становлении как художника, определяющую роль сыграла осознанность выбора и накопленный визуальный багаж. Соответствующее образование я начал получать в художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, затем будучи студентом 4 курса монументальной живописи дополнительно поступил в фонд "Про Арте", на программу занимающуюся подготовкой художников в области современных визуальных искусств.

— Вы считаете, что художнику необходимо классическое — в современном понимании — художественное образование?

— Нет, я так не считаю. Зачастую наиболее интересными художниками, практикующими современное искусство, становятся люди из других профессий.

— Как давно вы занимаетесь выставочной деятельностью?

— Примерно с 2008 года — мне тогда было 24 года. На протяжении нескольких лет я сотрудничал с музеем политической истории России. Например, в 2011 году вместе с ассистировавшим мне артистом сделал перформанс "Монумент 47.70". Эта работа обращалась к проблеме культурной ксенофобии. Сейчас я могу сказать, что место проведения не совсем соответствовало заявленной теме. Мои работы или проекты всегда были сфокусированы на политическом аспекте реальности, в этом отношении я считаю очень показательным высказывание французского писателя Шарля Монталамбера: "Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами". А также очень емкое высказывание феминисткой активистки "второй волны" публициста Кэрол Ханиш: "Личное – это политическое". При этом, я придерживаюсь мнения, что политическое искусство и политическая активность, это далеко не одно и тоже. Политическое искусство — это, прежде всего, определенные стратегии, и совершенно не обязательно "политические темы". Если кто-то делает произведение на политическую тему — это совершенно не означает, что эта работа имеет какое-то отношение к политическому искусству.

— Существует ли для вас проблема поиска формы творческого выражения или это происходит само собой?

— Поиск необходимой формы для высказывания является одной из основных проблем при разработке каждого проекта. В каком месте, в какой форме и кто будет являться адресатом — это и есть то, из чего состоит любой проект или работа. Моментально возникают только отдельные ходы или решения, перед этим всегда следует долговременный процесс поиска и разработки. Чтобы прийти к какому-то решению, необходимо поднимать большие информационные пласты, анализировать их, и собирать в необходимую осмысленную конструкцию.

— Можете ли назвать свое творчество авангардным? Есть ли в нем эксперимент?

— Мне сложно говорить о себе, как о представителе какого-то нового авангардного течения, потому что я не считаю, что открываю что-то новое, до сих пор неизвестное миру. Скорее я воспринимаю искусство как средство, определенный язык, позволяющий работать в информационном поле. А эксперимент, безусловно, это то, без чего само понятие современного искусства немыслимо. Если в работе нет эксперимента, то это становится бессмысленным дублированием одного и того же штампа.


— Насколько, по вашему мнению, авангардно современное петербургское искусство?

— Такого понятия, как современное петербургское искусство вообще не существует. Чтобы говорить о современном петербургском искусстве, мы должны констатировать наличие четко артикулированной, единой для большого числа последователей идеи или концепции. А поскольку говорить о наличии такого связующего еще рано, то и рассуждать об авангардности, к сожалению, не приходится.

— Современный Петербург вдохновляет на творчество или это душный мегаполис, который необходимо периодически покидать в поисках вдохновения?

— Петербург — это место тотальной индифферентности, и меня здесь крайне привлекает преодоление этого фактора, направленного на умерщвление любой активной позиции. Поэтому как площадка Петербург представляет значительный интерес и в поисках "вдохновения" мне ее покидать не приходится.

— В вашем творчестве вы обращаетесь к религиозной тематике. Не опасаетесь ли неадекватной реакции со стороны церковных клириков?

— В своих последних проектах я разрабатываю тему отношений между культурой и культом, в частности меня интересует, как идеология, облекаемая в форму религии, вторгается в личное поле человека, и, утверждая культ страха, превращает общество в механизм направленный на формирование очередной модели идеологического абсолюта. Поэтому ставя перед собой вопрос о неадекватной реакции, и воспитывая в себе "культ страха", я сам буду являться проводником этого страха, и тогда работа в данной области теряет всякий смысл.

— Нет ли опасений, что вас будут обвинять в оскорблении чувств верующих?

— Кого, по какому поводу, и в какой момент могут начать обвинять в "оскорблении чувств верующих", теперь уже не сможет сказать ни прокурор, ни правозащитник.

— При подготовке перфоманса "Непобедимая победа" у вас были сложности с поиском площадки. Хозяева галерей боялись негативной реакции на акцию с протодиаконом Петром?

— Если бы дирекция площадки досконально знала обо всех составных частях проекта, то мне никогда не дали бы ее использовать. Любая экспозиционная площадка принадлежит какой-то институции, а та за редким исключением, принадлежит государству, и поэтому одной из ее функций является блокирование любых высказываний, не работающих на утверждение и поддержку установленного режима.

— Сейчас есть подобные проблемы?

— Подобные проблемы возникают всегда, и я думаю, что это неотъемлемо от процесса реализации проекта.

— Можно ли сказать, что акция у Казанского собора сделала вас если не знаменитым, то узнаваемым?

— Я думаю, что акция у Казанского собора скорее сделала узнаваемой проблему, о которой я говорил.

— А нужна ли, по вашему мнению, современному художнику широкая популярность?

— Вопрос популярности – это вопрос мотивации и пространства, в котором работает художник. Популярность как самоцель — это никому не нужное и бессмысленное самолюбование. Такая "популярность" никуда не приводит человека, он только оказывается скован мнимой статусностью. В любом случае, через некоторое время его вытеснят новые "популярные" образы, необходимые для поддержания "арены зрелищ". Популярность как средство означает право на высказывание, которое дает возможность поставить что-то в противовес идеологической машине, осуществляющей свою работу, в том же самом информационном поле.

— В следующих акциях вы будете продолжать развивать "околорелигиозную" тематику? Нет желания перейти в политическую плоскость? Или вообще отойти от этого направления в сторону большей социальной направленности вашего творчества?

— Нет никакой границы между "политической плоскостью" и тем, что идеологический аппарат преподносит в качестве официальной религии. А так как идеология является основным инструментом управления социумом, то и какого-то отрыва от социальной направленности я в своих проектах тоже не вижу.

В ближайшее время у меня запланирована реализация двух проектов: первый из них направлен на создание независимого интернет-ресурса, целью которого будет являться освещение проблем и вопросов, связанных с политическим искусством и его взаимодействию с обществом. Второй проект продолжает развивать тему отношений между культурой и культом, в этот раз он будет сфокусирован на отношениях между искусством, церковью и идеологией Третьего рейха. Одной из частей этого проекта явилось открытое письмо Всеволоду Анатольевичу Чаплину, в котором исследовалась реакция церковно-идеологического аппарата, на предложение создать экспериментальную лабораторию, прототипом для которой явился собирательный образ аналогичных лабораторий, использовавшихся во времена Третьего рейха.

Беседовал Константин Петров

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


Мнение

polit-info.ru Народ с сомнением ликует Большинство россиян, при всем своем доверии к Путину, вовсе не считают, что страна движется правильной дорогой. А взрывы ликования от державных триумфов каждый раз предвещают вспышки недовольства властями.

Фото Ксении Булетовой Смутная Россия и личные стратегии В России возрастает социальная энтропия. Общих ценностей нет, а есть только общее чувство обиженности да общий поиск врагов. Выжить в условиях кризиса может помочь служение профессии.

ontustik.gov.kz Зачем экономике свобода? Даже если сбудутся слухи о неком высочайшем плане хозяйственной либерализации, дальше лозунгов дело не пойдет. Вся наша система, сверху донизу, построена на отрицании любых экономических свобод, а отменять систему уж точно никто не собирается.

Вести Правосеки на Волге Запрет "Правого сектора" в России и дебаты в ООН вокруг темы фашизма – не просто залпы идеологической войны. Недавно в Волгограде были задержаны активисты ПС, вербовавшие работников оборонных заводов. (5)

Фрагмент советского плаката Кто ответит за провал в экономике? Мы вряд ли вернемся в советское прошлое. Однако некоторые термины и штампы старой системы активно используются для промывания мозгов населения — в том числе и в экономической сфере.

http://mipt.ru Сталин Физтех больше не защитит Начались протесты преподавателей в Московском физико-техническом институте – элитном вузе, который всегда находился на привилегированном положении. Это говорит о системном кризисе в российской науке и образовании. (4)

Фото Анастасии Шпынёвой Вялая нелюбовь к Америке Всесильный российский телевизор, по которому уже почти год народу объясняют, что США — главный враг прогрессивного человечества в целом и Российской Федерации в особенности, оказывается, не так уж и эффективен. (9)

Фото Росбалт Как Россия потеряла экономическую стабильность Нефтегазовая рента съеживается, геополитические амбиции растут, и этот разрыв можно покрыть только за счет снижения жизненного уровня. Настоящий макрошок еще впереди.
Аналитика, интервью, репортажи

nordsy.spb.ru 28 ноября 2014 Суд изучит хищения на "Северной верфи" Перед служителями Фемиды предстанут экс-гендиректор завода Александр Ушаков, бывший топ-менеджер ОСК Илья Новосельский и руководители юридической компании "Самета-налоговый консультант".

Стоп-кадр видео 27 ноября 2014 "Работа, телевизор, койка — грани ужасного треугольника" Ростиславу Иванову 73 года и он считает себя абсолютно счастливым. По-другому и быть не может, если ты занимаешься творчеством, считает художник, музыкант, поэт и скульптор.

Фото Александра Калинина 27 ноября 2014 Депутаты ищут деньги под землей Парламентарии одобрили выделение 9,7 млрд рублей ГУП "Петербургский метрополитен". И это несмотря на то, что КСП выявила миллиардные нарушения при строительстве и эксплуатации подземки.

фото пресс-службы ФК "Зенит" 27 ноября 2014 "Зенит" с трудом вырвал победу Одержав верх над "Бенфикой", петербуржцы увеличили шансы пройти в следующий этап Лиги Чемпионов. Но если и дальше играть так беззубо, неагрессивно — это не имеет особого смысла.

haber.rotahaber.com 26 ноября 2014 Горькое послевкусие выборов После муниципальных выборов в Петербурге оппозиция заявляла о многочисленных фальсификациях и грозила судом. Сейчас вялотекущие судебные разбирательства проходят по типично-безнадежному сценарию.

Фото Александра Калинина 25 ноября 2014 Нерадужные настроения: Петербург теряет активистов Сторонники ЛГБТ и гражданские активисты один за другим покидают город. Вместе с ними за границу в поисках политического убежища уезжают сотни неизвестных людей.

Фото Дарьи Мироновой 25 ноября 2014 Финским детям запретили прописи С осени 2016 года учеников в Финляндии больше не будут учить письму — занятия заменят урокам работы на компьютере. Эксперты считают, что ничего хорошего от этой реформы ждать не стоит.

Фото Петра Трункова 24 ноября 2014 С гречкой все в порядке, но ее снова нет Петербуржцы продолжают раскупать гречневую крупу. Цены в магазинах на нее растут, а полки пустеют. Чиновники винят погоду, паникующих людей и журналистов. В это время торговые сети богатеют.
Сегодня читают
Форум
Стиль жизни

Наука и технологии

Фото Надежды Красновой

Ученые: Шопинг улучшает работу мозга

Здоровье

Фото Марии Лепетюхиной

Чеснок и брокколи содержат мощное средство против онкологических заболеваний

Авто

Фото Ксении Булетовой

Россиянам предлагают разрешить водить машину с 16 лет

Путешествие

Фото Надежды Красновой

В Турине стартует грандиозная ярмарка шоколада

Мода

Стоп-кадр видео

Карл Лагерфельд снял мини-фильм для Chanel (видео)

Культура

Советский плакат

Активисты отмечают день отказа от покупок

На виду

konchalovsky.ru

Кончаловский заявил, что готов снять кино на камеру смартфона

Из ряда вон

фото с сайта wikimedia.org

Ученые: Тюлени опасны для людей и дельфинов

Обзоры блогосферы

28 ноября 2014 С экономикой все в порядке! Что говорят в новостях российских телеканалов по поводу экономики? Как объясняют людям ситуацию с курсом рубля, инфляцией, ростом цен? А ничего не говорят и ничего не объясняют.

Фото Александра Калинина 27 ноября 2014 Украина, Донецкая народная Идет репортаж из Донецка, внизу экрана подпись: "Украина, Донецкая Народная Республика". То есть вон оно как — "ни нашим, ни вашим". Истинно русский "Третий Путь".

dodmedia.osd.mil, Michael Ammons, USAF 26 ноября 2014 Шлем на тюрбане За последние сорок лет братская Индия потеряла больше половины из 870 с лишним МиГов, которые она купила в СССР и в России. Не в войнах, а в результате катастроф.

26 ноября 2014 Рязанов и журналистка Серийный убийца не должен работать анестезиологом, запойный пьяница не должен водить "Боинг", а человек без элементарных моральных ценностей не должен работать журналистом.
Фестиваль бачаты, кизомбы и сальсы собрал любителей и профессионалов Молодые модельеры показали мастерство Тысячи активистов устроили акцию протеста в Хельсинки "Русский марш" в Калининграде Коллекция украшений из янтаря Valentin Yudashkin Royal Amber Похороны юного ополченца Янтарная комната в детском санатории Луганск-2014 Курбан-байрам в центре Петербурга Светлогорск обрел еще одну достопримечательность – янтарный магазин
Главное

Москва

Фото Марины Бойцовой Фонд ОМС увеличивает расходы на медпомощь в столичных больницах

Санкт-Петербург

Фото Ксении Булетовой Гендиректора турфирмы "Нева" поместят под домашний арест

Вся Россия

primorsky.ru Для возврата прямых выборов мэра Пскова не хватило шести голосов

Вокруг России

Фото Надежды Красновой Парламент Грузии поддержал право МВД на тайную прослушку

Бизнес

Банк России в случае необходимости готов провести валютные интервенции

Украина

vesti.ru В ДНР собираются утилизировать оставленные Нидерландами обломки Boeing-777