"Без эксперимента искусство немыслимо"

Фото Марии Рахманиновой

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой "Росбалта" — художник Петр Павленский.

Имя петербургского художника Петра Павленского буквально прогремело этим летом, после того, как он провел одну из самых необычных неоднозначно воспринятых акций в поддержку панк-группы Pussy Riot. Вышедший к Казанскому собору с зашитым ртом, Павленский держал в руках плакат с надписью: "Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа". Под "знаменитой акцией" художник подразумевал попытку Иисуса выгнать торговцев из храма. По мнению Павленского, повтори это Иисус сейчас — его бы попросту посадили.

— Петр, о вас стали говорить только этим летом, но ваш творческий путь начался гораздо раньше. В каком возрасте вы начали интересоваться искусством?

— В 19 лет, что по меркам традиционных художественных институций считается поздним сроком, однако практика показала, что это очередной расхожий штамп. В моем развитии и становлении как художника, определяющую роль сыграла осознанность выбора и накопленный визуальный багаж. Соответствующее образование я начал получать в художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, затем будучи студентом 4 курса монументальной живописи дополнительно поступил в фонд "Про Арте", на программу занимающуюся подготовкой художников в области современных визуальных искусств.

— Вы считаете, что художнику необходимо классическое — в современном понимании — художественное образование?

— Нет, я так не считаю. Зачастую наиболее интересными художниками, практикующими современное искусство, становятся люди из других профессий.

— Как давно вы занимаетесь выставочной деятельностью?

— Примерно с 2008 года — мне тогда было 24 года. На протяжении нескольких лет я сотрудничал с музеем политической истории России. Например, в 2011 году вместе с ассистировавшим мне артистом сделал перформанс "Монумент 47.70". Эта работа обращалась к проблеме культурной ксенофобии. Сейчас я могу сказать, что место проведения не совсем соответствовало заявленной теме. Мои работы или проекты всегда были сфокусированы на политическом аспекте реальности, в этом отношении я считаю очень показательным высказывание французского писателя Шарля Монталамбера: "Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами". А также очень емкое высказывание феминисткой активистки "второй волны" публициста Кэрол Ханиш: "Личное – это политическое". При этом, я придерживаюсь мнения, что политическое искусство и политическая активность, это далеко не одно и тоже. Политическое искусство — это, прежде всего, определенные стратегии, и совершенно не обязательно "политические темы". Если кто-то делает произведение на политическую тему — это совершенно не означает, что эта работа имеет какое-то отношение к политическому искусству.

— Существует ли для вас проблема поиска формы творческого выражения или это происходит само собой?

— Поиск необходимой формы для высказывания является одной из основных проблем при разработке каждого проекта. В каком месте, в какой форме и кто будет являться адресатом — это и есть то, из чего состоит любой проект или работа. Моментально возникают только отдельные ходы или решения, перед этим всегда следует долговременный процесс поиска и разработки. Чтобы прийти к какому-то решению, необходимо поднимать большие информационные пласты, анализировать их, и собирать в необходимую осмысленную конструкцию.

— Можете ли назвать свое творчество авангардным? Есть ли в нем эксперимент?

— Мне сложно говорить о себе, как о представителе какого-то нового авангардного течения, потому что я не считаю, что открываю что-то новое, до сих пор неизвестное миру. Скорее я воспринимаю искусство как средство, определенный язык, позволяющий работать в информационном поле. А эксперимент, безусловно, это то, без чего само понятие современного искусства немыслимо. Если в работе нет эксперимента, то это становится бессмысленным дублированием одного и того же штампа.


— Насколько, по вашему мнению, авангардно современное петербургское искусство?

— Такого понятия, как современное петербургское искусство вообще не существует. Чтобы говорить о современном петербургском искусстве, мы должны констатировать наличие четко артикулированной, единой для большого числа последователей идеи или концепции. А поскольку говорить о наличии такого связующего еще рано, то и рассуждать об авангардности, к сожалению, не приходится.

— Современный Петербург вдохновляет на творчество или это душный мегаполис, который необходимо периодически покидать в поисках вдохновения?

— Петербург — это место тотальной индифферентности, и меня здесь крайне привлекает преодоление этого фактора, направленного на умерщвление любой активной позиции. Поэтому как площадка Петербург представляет значительный интерес и в поисках "вдохновения" мне ее покидать не приходится.

— В вашем творчестве вы обращаетесь к религиозной тематике. Не опасаетесь ли неадекватной реакции со стороны церковных клириков?

— В своих последних проектах я разрабатываю тему отношений между культурой и культом, в частности меня интересует, как идеология, облекаемая в форму религии, вторгается в личное поле человека, и, утверждая культ страха, превращает общество в механизм направленный на формирование очередной модели идеологического абсолюта. Поэтому ставя перед собой вопрос о неадекватной реакции, и воспитывая в себе "культ страха", я сам буду являться проводником этого страха, и тогда работа в данной области теряет всякий смысл.

— Нет ли опасений, что вас будут обвинять в оскорблении чувств верующих?

— Кого, по какому поводу, и в какой момент могут начать обвинять в "оскорблении чувств верующих", теперь уже не сможет сказать ни прокурор, ни правозащитник.

— При подготовке перфоманса "Непобедимая победа" у вас были сложности с поиском площадки. Хозяева галерей боялись негативной реакции на акцию с протодиаконом Петром?

— Если бы дирекция площадки досконально знала обо всех составных частях проекта, то мне никогда не дали бы ее использовать. Любая экспозиционная площадка принадлежит какой-то институции, а та за редким исключением, принадлежит государству, и поэтому одной из ее функций является блокирование любых высказываний, не работающих на утверждение и поддержку установленного режима.

— Сейчас есть подобные проблемы?

— Подобные проблемы возникают всегда, и я думаю, что это неотъемлемо от процесса реализации проекта.

— Можно ли сказать, что акция у Казанского собора сделала вас если не знаменитым, то узнаваемым?

— Я думаю, что акция у Казанского собора скорее сделала узнаваемой проблему, о которой я говорил.

— А нужна ли, по вашему мнению, современному художнику широкая популярность?

— Вопрос популярности – это вопрос мотивации и пространства, в котором работает художник. Популярность как самоцель — это никому не нужное и бессмысленное самолюбование. Такая "популярность" никуда не приводит человека, он только оказывается скован мнимой статусностью. В любом случае, через некоторое время его вытеснят новые "популярные" образы, необходимые для поддержания "арены зрелищ". Популярность как средство означает право на высказывание, которое дает возможность поставить что-то в противовес идеологической машине, осуществляющей свою работу, в том же самом информационном поле.

— В следующих акциях вы будете продолжать развивать "околорелигиозную" тематику? Нет желания перейти в политическую плоскость? Или вообще отойти от этого направления в сторону большей социальной направленности вашего творчества?

— Нет никакой границы между "политической плоскостью" и тем, что идеологический аппарат преподносит в качестве официальной религии. А так как идеология является основным инструментом управления социумом, то и какого-то отрыва от социальной направленности я в своих проектах тоже не вижу.

В ближайшее время у меня запланирована реализация двух проектов: первый из них направлен на создание независимого интернет-ресурса, целью которого будет являться освещение проблем и вопросов, связанных с политическим искусством и его взаимодействию с обществом. Второй проект продолжает развивать тему отношений между культурой и культом, в этот раз он будет сфокусирован на отношениях между искусством, церковью и идеологией Третьего рейха. Одной из частей этого проекта явилось открытое письмо Всеволоду Анатольевичу Чаплину, в котором исследовалась реакция церковно-идеологического аппарата, на предложение создать экспериментальную лабораторию, прототипом для которой явился собирательный образ аналогичных лабораторий, использовавшихся во времена Третьего рейха.

Беседовал Константин Петров

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


Мнение

Фото Евгения Шабанова Дипломатическая провокация Партнеры в Европе Москве не нужны и к компромиссам она не готова. Такой вывод можно сделать из скандала вокруг одного из наиболее лояльно настроенных к Кремлю депутатов Бундестага Карла-Георга Вельмана, которого не пустили в Россию.

Фото Орхана Джемаля Убить Призрака Ликвидация под Луганском легендарного Алексея Мозгового вряд ли осуществлена каким-то украинским "партизанским отрядом". Слишком многим он мешал и в ЛНР. Нельзя забывать и о борьбе за Алчевский металлургический комбинат. (21)

Фото Ксении Булетовой Потребность в осуждении тиранов Идея законодательного запрета на прославление Иосифа Сталина частью либеральной общественности раскритикована за "недемократизм". Однако в нынешней ситуации такой шаг мог бы привести к оздоровлению общества. (29)

Спад: перемена мест слагаемых Свежая порция экономической статистики опровергла начальственные заверения, будто кризис кончился. Главный его мотор сегодня – невысокие нефтяные цены. Влияние западных санкций и военной паники отошло пока на второй план.

www.federalspace.ru Космонавтика превращается в астрологию Упраздняется агентство "Роскосмос" и возникает госкорпорация с тем же названием. Которая уже реформа в отрасли! Остается только удивляться, как вот уже полвека в неизменном виде существует НАСА, на чьем счету множество успехов. (11)

Обратная сторона истории Четверть века назад Россию возглавил Борис Ельцин. Основанный им режим изображает сегодня его приход к власти как катастрофу и декламирует лозунги его противников. Но их тогдашнее поражение было заслуженным.

Стоп-кадр видео "Есть сферы жизни, к которым нельзя прикасаться" В последнее время участились атаки на религиозные святыни — как на Западе, так и в России. Какова психологическая подоплека подобных действий, и можно ли их предотвратить?

- Россияне больше не боятся ядерной войны В умах наших граждан произошел исторический перелом. Пропаганда убедила их, что атомные бомбы не так уж и страшны. Значит, общественный запрет на их применение снят.
Аналитика, интервью, репортажи

23.mvd.ru 25 мая 2015 Коммунальные баррикады переросли в судебные разбирательства В Петербурге создан еще один коммунальный прецедент. Впервые в истории города Жилкомсервис №1 Кировского района судится с бывшим руководителем за сохранение денег жителей.

Фото Ксении Булетовой 25 мая 2015 Салон военного времени На международном книжном салоне повсеместно обсуждалось противостояние на Украине. Проханов пугал "русофобским геноцидом" в случае краха Новороссии. А на одном из стендов гостям предлагали книгу "Новое послание ангела-хранителя президента Путина". (5)

Фото из архива Татьяны Ахметгалиевой 24 мая 2015 "Ненавижу политические игры" Современная художница, обладатель премии Курехина Татьяна Ахметгалиева рассказала о секретах творческой кухни, проблемах традиционных музеев, продажах картин и вездесущей политике.

Фото Марии Лепетюхиной 24 мая 2015 Зачем учиться в 60? Все больше людей, выходящих на пенсию, начинают учить иностранный язык. Мотивы у всех разные – одни купили недвижимость за границей, другие мечтают о большом путешествии, а кто-то просто наслаждается процессом. В чем плюсы обучения в зрелом возрасте?

Фото из личного архива Сергея Кадочников 22 мая 2015 "Кризис продлится не один год" Российская экономика сегодня находится в состоянии сразу нескольких кризисов, считает директор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Сергей Кадочников. Геополитика была лишь одной, но далеко не основной причиной трудных времен. (2)

Фото "Росбалт" 21 мая 2015 Прогресс угрожает культурному разнообразию? В Северной столице проживают представители 138 национальностей. Эксперты отмечают, что сохранение этого этнического разнообразия зависит от того, как народы смогут подстроиться под новые реалии.

Фото Википедия 20 мая 2015 Регионы в дефолте Финансовое положение нескольких десятков российских регионов экономисты описывают как "преддефолтное". Эксперты предупреждают, что если не принять срочных мер, в таком положении окажется уже половина страны. (12)

19 мая 2015 Узаконьте ваш гарем Свадьба 17-летней девушки и 47-летнего начальника Ножай-Юртовского РОВД Нажуда Гучигова в Чечне вновь подняла вопрос о многоженстве и принуждении к браку. Пока же в стране действуют средневековые правила, отмечают эксперты. (11)
Сегодня читают
Форум
Стиль жизни

Наука и технологии

Американцы изобрели "бионические линзы", делающие зрение в три раза острее нормального

Здоровье

Виктор Ядуха

Медики объяснили, как уколы ботокса сказываются на коже

Авто

Фото Ксении Булетовой

Ученые: Недостаток воды не менее опасен для водителей, чем алкоголь

Путешествие

Фото Надежды Красновой

Испания лидирует по количеству самых чистых пляжей

Мода

Фото Надежды Красновой

Испанский бренд одежды устроил модный показ в самолете

Культура

Филологи отмечают профессиональный праздник

На виду

Стоп-кадр видео

Дуэйн "Скала" Джонсон установил мировой рекорд по "селфи"

Из ряда вон

Ученые: Счастливые браки чаще распадаются

Обзоры блогосферы

25 мая 2015 Самострел Мы живем в условиях постоянной экспансии разного рода угроз. Но главная угроза, как обычно, невидима, потому что она очень близко. (1)

Фото Ильи Яшина 25 мая 2015 Вздохи и всхлипы Чтобы просвещать людей, мало говорить о пороках системы. Это необходимо, но не достаточно. Необходима программа альтернативы. И вот с этим у нас дело обстоит скверно.

www.eurovision.tv 25 мая 2015 Евровиды Хотелось бы если уж и болеть за попсу, то за свою, исконно-посконную. Не петь на русском для России просто стыдно.

22 мая 2015 Ошибочка вышла Забавные вещи происходят, когда хроническое японское недопонимание внешнего мира сталкивается с непоследовательностью администрации Обамы. (2)
Ночь музеев в Петербурге Парад Победы на Дворцовой площади Первомай со Сталиным Русские и китайцы сразились в танцевальном турнире Saint Petersburg Open 2015 Выставка "Янтарь Балтики-2015" в Калининграде "Драгунский рейд" армии США в Чехии "Янтарная" коллекция Валентина Юдашкина на Неделе моды в Париже Прощание с Борисом Немцовым Немцова вспоминали 15 тыс. петербуржцев Гонки на собачьих упряжках
Главное

Москва

Росбалт Столичные центры госуслуг начали за сутки оформлять загранпаспорта детям

Санкт-Петербург

Стоп-кадр видео На улице Бабушкина столкнулись два автобуса: пострадали шесть человек

Вся Россия

Кадр vesti.ru В ФСБ экс-главу "Крымской железной дороги" подозревают в мошенничестве

Вокруг России

Казкосмос: Между падением "Протона" и мором сайгаков нет прямой связи

Бизнес

Стоп-кадр видео Путин призвал российских бизнесменов действовать энергичнее, пока не отменили санкции

Украина

Коллаж Светланы Бардиной ГПУ начала расследование дела против пленных россиян, подозреваемых в терроризме