"Без эксперимента искусство немыслимо"

Фото Марии Рахманиновой

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой "Росбалта" — художник Петр Павленский.

Имя петербургского художника Петра Павленского буквально прогремело этим летом, после того, как он провел одну из самых необычных неоднозначно воспринятых акций в поддержку панк-группы Pussy Riot. Вышедший к Казанскому собору с зашитым ртом, Павленский держал в руках плакат с надписью: "Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа". Под "знаменитой акцией" художник подразумевал попытку Иисуса выгнать торговцев из храма. По мнению Павленского, повтори это Иисус сейчас — его бы попросту посадили.

— Петр, о вас стали говорить только этим летом, но ваш творческий путь начался гораздо раньше. В каком возрасте вы начали интересоваться искусством?

— В 19 лет, что по меркам традиционных художественных институций считается поздним сроком, однако практика показала, что это очередной расхожий штамп. В моем развитии и становлении как художника, определяющую роль сыграла осознанность выбора и накопленный визуальный багаж. Соответствующее образование я начал получать в художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, затем будучи студентом 4 курса монументальной живописи дополнительно поступил в фонд "Про Арте", на программу занимающуюся подготовкой художников в области современных визуальных искусств.

— Вы считаете, что художнику необходимо классическое — в современном понимании — художественное образование?

— Нет, я так не считаю. Зачастую наиболее интересными художниками, практикующими современное искусство, становятся люди из других профессий.

— Как давно вы занимаетесь выставочной деятельностью?

— Примерно с 2008 года — мне тогда было 24 года. На протяжении нескольких лет я сотрудничал с музеем политической истории России. Например, в 2011 году вместе с ассистировавшим мне артистом сделал перформанс "Монумент 47.70". Эта работа обращалась к проблеме культурной ксенофобии. Сейчас я могу сказать, что место проведения не совсем соответствовало заявленной теме. Мои работы или проекты всегда были сфокусированы на политическом аспекте реальности, в этом отношении я считаю очень показательным высказывание французского писателя Шарля Монталамбера: "Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами". А также очень емкое высказывание феминисткой активистки "второй волны" публициста Кэрол Ханиш: "Личное – это политическое". При этом, я придерживаюсь мнения, что политическое искусство и политическая активность, это далеко не одно и тоже. Политическое искусство — это, прежде всего, определенные стратегии, и совершенно не обязательно "политические темы". Если кто-то делает произведение на политическую тему — это совершенно не означает, что эта работа имеет какое-то отношение к политическому искусству.

— Существует ли для вас проблема поиска формы творческого выражения или это происходит само собой?

— Поиск необходимой формы для высказывания является одной из основных проблем при разработке каждого проекта. В каком месте, в какой форме и кто будет являться адресатом — это и есть то, из чего состоит любой проект или работа. Моментально возникают только отдельные ходы или решения, перед этим всегда следует долговременный процесс поиска и разработки. Чтобы прийти к какому-то решению, необходимо поднимать большие информационные пласты, анализировать их, и собирать в необходимую осмысленную конструкцию.

— Можете ли назвать свое творчество авангардным? Есть ли в нем эксперимент?

— Мне сложно говорить о себе, как о представителе какого-то нового авангардного течения, потому что я не считаю, что открываю что-то новое, до сих пор неизвестное миру. Скорее я воспринимаю искусство как средство, определенный язык, позволяющий работать в информационном поле. А эксперимент, безусловно, это то, без чего само понятие современного искусства немыслимо. Если в работе нет эксперимента, то это становится бессмысленным дублированием одного и того же штампа.


— Насколько, по вашему мнению, авангардно современное петербургское искусство?

— Такого понятия, как современное петербургское искусство вообще не существует. Чтобы говорить о современном петербургском искусстве, мы должны констатировать наличие четко артикулированной, единой для большого числа последователей идеи или концепции. А поскольку говорить о наличии такого связующего еще рано, то и рассуждать об авангардности, к сожалению, не приходится.

— Современный Петербург вдохновляет на творчество или это душный мегаполис, который необходимо периодически покидать в поисках вдохновения?

— Петербург — это место тотальной индифферентности, и меня здесь крайне привлекает преодоление этого фактора, направленного на умерщвление любой активной позиции. Поэтому как площадка Петербург представляет значительный интерес и в поисках "вдохновения" мне ее покидать не приходится.

— В вашем творчестве вы обращаетесь к религиозной тематике. Не опасаетесь ли неадекватной реакции со стороны церковных клириков?

— В своих последних проектах я разрабатываю тему отношений между культурой и культом, в частности меня интересует, как идеология, облекаемая в форму религии, вторгается в личное поле человека, и, утверждая культ страха, превращает общество в механизм направленный на формирование очередной модели идеологического абсолюта. Поэтому ставя перед собой вопрос о неадекватной реакции, и воспитывая в себе "культ страха", я сам буду являться проводником этого страха, и тогда работа в данной области теряет всякий смысл.

— Нет ли опасений, что вас будут обвинять в оскорблении чувств верующих?

— Кого, по какому поводу, и в какой момент могут начать обвинять в "оскорблении чувств верующих", теперь уже не сможет сказать ни прокурор, ни правозащитник.

— При подготовке перфоманса "Непобедимая победа" у вас были сложности с поиском площадки. Хозяева галерей боялись негативной реакции на акцию с протодиаконом Петром?

— Если бы дирекция площадки досконально знала обо всех составных частях проекта, то мне никогда не дали бы ее использовать. Любая экспозиционная площадка принадлежит какой-то институции, а та за редким исключением, принадлежит государству, и поэтому одной из ее функций является блокирование любых высказываний, не работающих на утверждение и поддержку установленного режима.

— Сейчас есть подобные проблемы?

— Подобные проблемы возникают всегда, и я думаю, что это неотъемлемо от процесса реализации проекта.

— Можно ли сказать, что акция у Казанского собора сделала вас если не знаменитым, то узнаваемым?

— Я думаю, что акция у Казанского собора скорее сделала узнаваемой проблему, о которой я говорил.

— А нужна ли, по вашему мнению, современному художнику широкая популярность?

— Вопрос популярности – это вопрос мотивации и пространства, в котором работает художник. Популярность как самоцель — это никому не нужное и бессмысленное самолюбование. Такая "популярность" никуда не приводит человека, он только оказывается скован мнимой статусностью. В любом случае, через некоторое время его вытеснят новые "популярные" образы, необходимые для поддержания "арены зрелищ". Популярность как средство означает право на высказывание, которое дает возможность поставить что-то в противовес идеологической машине, осуществляющей свою работу, в том же самом информационном поле.

— В следующих акциях вы будете продолжать развивать "околорелигиозную" тематику? Нет желания перейти в политическую плоскость? Или вообще отойти от этого направления в сторону большей социальной направленности вашего творчества?

— Нет никакой границы между "политической плоскостью" и тем, что идеологический аппарат преподносит в качестве официальной религии. А так как идеология является основным инструментом управления социумом, то и какого-то отрыва от социальной направленности я в своих проектах тоже не вижу.

В ближайшее время у меня запланирована реализация двух проектов: первый из них направлен на создание независимого интернет-ресурса, целью которого будет являться освещение проблем и вопросов, связанных с политическим искусством и его взаимодействию с обществом. Второй проект продолжает развивать тему отношений между культурой и культом, в этот раз он будет сфокусирован на отношениях между искусством, церковью и идеологией Третьего рейха. Одной из частей этого проекта явилось открытое письмо Всеволоду Анатольевичу Чаплину, в котором исследовалась реакция церковно-идеологического аппарата, на предложение создать экспериментальную лабораторию, прототипом для которой явился собирательный образ аналогичных лабораторий, использовавшихся во времена Третьего рейха.

Беседовал Константин Петров

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


Мнение

Фото Дениса Гольдмана Временное озарение рассудка Госканалы на удивление сдержанно освещают тему убийства Немцова. Но достаточно заглянуть на страницы аккредитованных и утвержденных патриотов, чтобы понять, насколько мимолетно это отклонение от выбранного курса и как мало в нем надежды.

Жизнь по правилам "Макдоналдса" Макдональдизация захватывает самые разные сферы — путешествия, развлечения, медицину, образование, науку и даже политику. Существовать в рамках незамысловатых стандартов оказывается проще и дешевле.

Фото Николая Ульянова Убийство Немцова: казнили надежду О Борисе Немцове можно было сказать все что угодно – революционер, губернатор, провокатор, хулиган, бабник, либерал, демократ, наймит Запада, пятая колонна… И много чего еще. Он был настолько свободным внутренне, что плевал на то, каким выглядит снаружи. (34)

Фото Марии Чегляевой Загон для оппозиции Даже авторитарные режимы не "закручивают гайки" до конца, оставляя несогласным с ними не просто возможность для существования, но и давая оппонентам пространство для публичных акций. Власти это приносит важные плюсы. (1)

России угрожает белый монстр Вернуть страну во времена СССР уже вряд ли удастся — народ хорошо помнит кровавую цену советского прошлого. Однако имперские амбиции сильны, а потому возникает новая угроза — возвращения в дореволюционную эпоху.

Фото Надежды Красновой Кто готовит революции Заклинания о революционных ужасах, клеймение их таинственных вдохновителей и казенные "антимайданы" сегодня – главное в государственной пропаганде. Хотя никто, кроме самой властной системы, обеспечить ее свержение просто не может.

Фрагмент советского плаката Есть ли в России рабочий класс? Антагонизм и недоверие между интеллигенцией и рабочими в России не преодолены и четверть века спустя после крушения Советского Союза. Однако их интересы в политике взаимосвязаны, особенно в условиях кризиса. (2)

Злой рок русского парламентаризма С начала прошлого века парламенты у нас появляются по приказу свыше, а затем доводятся исполнительной властью до состояния полной деградации и во время очередного государственного кризиса летят на историческую свалку.
Аналитика, интервью, репортажи

фото Софьи Моховой 02 марта 2015 "Его убили, потому что он Борис Немцов" (фото, видео) Смерть политика не только объединила петербургских оппозиционеров, но и заставила выйти на улицы тысячи рядовых горожан. Марш памяти стал самой массовой акцией за последние годы. (5)

Фото из личного архива Николая Логинова 01 марта 2015 "Когда кольнет, метаться поздно" Николай Логинов — "человек-энерджайзер". В 16 лет — студент ветеринарной академии, в 27— главный ветврач "Союзгосцирка", в 30 с небольшим — самый известный в стране кошачий доктор.

Фото Ильи Смирнова 01 марта 2015 "Людям не хватает личного пространства" Художница Мария Мосевич исследует тему личных пространств. Ее неизменным спутником в познании является интровертный герой Крот — образ, вмещающий различные философские смыслы.

Фото Антона Носика 28 февраля 2015 "Русофобского кино быть не может!" В российском обществе наступило время агрессивной консолидации и ощущения близости войны. Мы перешли рубикон, за которым все начинают подозревать всех и во всем, считает режиссер Алексей Герман–младший.

Фото с сайта 20.spbgoldpen.ru 28 февраля 2015 Юбилейные "Золотые перья" нашли хозяев Жюри XX конкурса журналистов Петербурга и Ленобласти "Золотое Перо-2014" определило победителей. Обладателем гран-при стал политический обозреватель "Росбалта" Сергей Шелин.

"Ландскрона" 27 февраля 2015 В "деле Кержакова" появился "неудобный" обвиняемый Бывший сотрудник "Газпромбанка" Владимир Багаев, который обвинялся в соучастии в хищении 329 млн рублей у футболиста Кержакова, готовит заявление о привлечении к ответственности игрока "Зенита" за ложный донос.

Фото Андрея Никитченкова 27 февраля 2015 "Зенит" вышел из тумана Петербуржцы вышли в 1/8 Лиги Европы, по сумме двух матчей обыграв голландский ПСВ. Соперники, считающиеся восходящими звездами мирового футбола, будто бы в одночасье лишились всех своих талантов.

Фото Константина Петрова 26 февраля 2015 Платформа уходит из-под Прохорова Очередная амбициозная идея олигарха Михаила Прохорова оказалась пустышкой. Партия "Гражданская платформа" постепенно превращается в прокремлевский проект. (3)
Сегодня читают
Форум
Стиль жизни

Наука и технологии

Фото Надежды Красновой

Семена томатов и лесных деревьев сохранят на случай катаклизмов

Здоровье

Фото Надежды Красновой

Ученые: Жирные кислоты помогут вылечить психические заболевания

Авто

Peugeot представит рестайлинг двух популярных моделей

Путешествие

Фото Михаила Смирнова

В Австралии появился отель с дикими животными

Мода

Стоп-кадр видео

Пять модных тенденций весны

Культура

Фото с сайта wikimedia.org

Театральные кассиры отмечают профессиональный праздник

На виду

Стоп-кадр видео

Жену принца Уильяма, находящуюся на сносях, "скорая" забрала в больницу

Из ряда вон

Фото с сайта wikipedia.org

Жительницу Британии разбудили шумные НЛО (видео)

Обзоры блогосферы

02 марта 2015 Ищи, кому выгодно Собрались, скажем, некие лютые враги России в Госдепе во главе с Псаки и давай думать, как бы им еще насолить нашей многострадальной Родине, какую бы провокацию устроить.

Фото Владимира Чичинова 02 марта 2015 Под знаком компромисса Воскресный марш прошел под знаком компромисса. Власть как будто на полдня забыла, что перед ней "пятая колонна", "предатели Родины", убрала с улиц излишние силы полиции и дала ходить, где хочется и говорить, что думается.

Фото Александра Пушкаша 02 марта 2015 Место "Дома-2" в теологической риторике Люди, чье мышление не далеко ушло от мышления средневековых предков, видят в религии спасение и нравственный ориентир. Для них и "Дом-2" будет не просто образовательной передачей, а вершиной социальной эволюции.

Фото Дениса Гольдмана 02 марта 2015 Мост Немцова В нашей столице тысячи улиц названы именами, которые не говорят нам ничего. Если появится в Москве улица Бориса Немцова, ей такая судьба не грозит.
Немцова вспоминали 15 тыс. петербуржцев Гонки на собачьих упряжках Парижане скупают газету Charlie Hebdo Жители Парижа вышли поддержать Charlie Hebdo Берег Финского залива покрыли пятиметровые торосы "Ярмарка чудес" в Сестрорецке В Петербурге на подиум вышли пенсионерки и Андрей Ургант "Диана Вишнева. Context" Петербуржцы просят чиновников "убрать руки" от стационаров Фестиваль бачаты, кизомбы и сальсы собрал любителей и профессионалов
Главное

Москва

Собянин: Москва по динамике развития в два раза опережает все мировые мегаполисы

Санкт-Петербург

- Дмитриеву досрочно отстранили от руководства петербургскими "эсерами"

Вся Россия

Фото Дениса Гольдмана В российских городах прошли акции в память о Немцове

Вокруг России

haber.rotahaber.com На парламентских выборах в Таджикистане победила правящая партия

Бизнес

stocksandtrading.com Улюкаев: Инфляция в России замедлится до 11-12% по итогам года

Украина

Стоп-кадр видео Порошенко одобрил решение СНБО обратиться к ООН и ЕС с просьбой о введении в Донбасс миротворцев