"Без эксперимента искусство немыслимо"

Фото Марии Рахманиновой

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой "Росбалта" — художник Петр Павленский.

Имя петербургского художника Петра Павленского буквально прогремело этим летом, после того, как он провел одну из самых необычных неоднозначно воспринятых акций в поддержку панк-группы Pussy Riot. Вышедший к Казанскому собору с зашитым ртом, Павленский держал в руках плакат с надписью: "Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа". Под "знаменитой акцией" художник подразумевал попытку Иисуса выгнать торговцев из храма. По мнению Павленского, повтори это Иисус сейчас — его бы попросту посадили.

— Петр, о вас стали говорить только этим летом, но ваш творческий путь начался гораздо раньше. В каком возрасте вы начали интересоваться искусством?

— В 19 лет, что по меркам традиционных художественных институций считается поздним сроком, однако практика показала, что это очередной расхожий штамп. В моем развитии и становлении как художника, определяющую роль сыграла осознанность выбора и накопленный визуальный багаж. Соответствующее образование я начал получать в художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, затем будучи студентом 4 курса монументальной живописи дополнительно поступил в фонд "Про Арте", на программу занимающуюся подготовкой художников в области современных визуальных искусств.

— Вы считаете, что художнику необходимо классическое — в современном понимании — художественное образование?

— Нет, я так не считаю. Зачастую наиболее интересными художниками, практикующими современное искусство, становятся люди из других профессий.

— Как давно вы занимаетесь выставочной деятельностью?

— Примерно с 2008 года — мне тогда было 24 года. На протяжении нескольких лет я сотрудничал с музеем политической истории России. Например, в 2011 году вместе с ассистировавшим мне артистом сделал перформанс "Монумент 47.70". Эта работа обращалась к проблеме культурной ксенофобии. Сейчас я могу сказать, что место проведения не совсем соответствовало заявленной теме. Мои работы или проекты всегда были сфокусированы на политическом аспекте реальности, в этом отношении я считаю очень показательным высказывание французского писателя Шарля Монталамбера: "Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами". А также очень емкое высказывание феминисткой активистки "второй волны" публициста Кэрол Ханиш: "Личное – это политическое". При этом, я придерживаюсь мнения, что политическое искусство и политическая активность, это далеко не одно и тоже. Политическое искусство — это, прежде всего, определенные стратегии, и совершенно не обязательно "политические темы". Если кто-то делает произведение на политическую тему — это совершенно не означает, что эта работа имеет какое-то отношение к политическому искусству.

— Существует ли для вас проблема поиска формы творческого выражения или это происходит само собой?

— Поиск необходимой формы для высказывания является одной из основных проблем при разработке каждого проекта. В каком месте, в какой форме и кто будет являться адресатом — это и есть то, из чего состоит любой проект или работа. Моментально возникают только отдельные ходы или решения, перед этим всегда следует долговременный процесс поиска и разработки. Чтобы прийти к какому-то решению, необходимо поднимать большие информационные пласты, анализировать их, и собирать в необходимую осмысленную конструкцию.

— Можете ли назвать свое творчество авангардным? Есть ли в нем эксперимент?

— Мне сложно говорить о себе, как о представителе какого-то нового авангардного течения, потому что я не считаю, что открываю что-то новое, до сих пор неизвестное миру. Скорее я воспринимаю искусство как средство, определенный язык, позволяющий работать в информационном поле. А эксперимент, безусловно, это то, без чего само понятие современного искусства немыслимо. Если в работе нет эксперимента, то это становится бессмысленным дублированием одного и того же штампа.


— Насколько, по вашему мнению, авангардно современное петербургское искусство?

— Такого понятия, как современное петербургское искусство вообще не существует. Чтобы говорить о современном петербургском искусстве, мы должны констатировать наличие четко артикулированной, единой для большого числа последователей идеи или концепции. А поскольку говорить о наличии такого связующего еще рано, то и рассуждать об авангардности, к сожалению, не приходится.

— Современный Петербург вдохновляет на творчество или это душный мегаполис, который необходимо периодически покидать в поисках вдохновения?

— Петербург — это место тотальной индифферентности, и меня здесь крайне привлекает преодоление этого фактора, направленного на умерщвление любой активной позиции. Поэтому как площадка Петербург представляет значительный интерес и в поисках "вдохновения" мне ее покидать не приходится.

— В вашем творчестве вы обращаетесь к религиозной тематике. Не опасаетесь ли неадекватной реакции со стороны церковных клириков?

— В своих последних проектах я разрабатываю тему отношений между культурой и культом, в частности меня интересует, как идеология, облекаемая в форму религии, вторгается в личное поле человека, и, утверждая культ страха, превращает общество в механизм направленный на формирование очередной модели идеологического абсолюта. Поэтому ставя перед собой вопрос о неадекватной реакции, и воспитывая в себе "культ страха", я сам буду являться проводником этого страха, и тогда работа в данной области теряет всякий смысл.

— Нет ли опасений, что вас будут обвинять в оскорблении чувств верующих?

— Кого, по какому поводу, и в какой момент могут начать обвинять в "оскорблении чувств верующих", теперь уже не сможет сказать ни прокурор, ни правозащитник.

— При подготовке перфоманса "Непобедимая победа" у вас были сложности с поиском площадки. Хозяева галерей боялись негативной реакции на акцию с протодиаконом Петром?

— Если бы дирекция площадки досконально знала обо всех составных частях проекта, то мне никогда не дали бы ее использовать. Любая экспозиционная площадка принадлежит какой-то институции, а та за редким исключением, принадлежит государству, и поэтому одной из ее функций является блокирование любых высказываний, не работающих на утверждение и поддержку установленного режима.

— Сейчас есть подобные проблемы?

— Подобные проблемы возникают всегда, и я думаю, что это неотъемлемо от процесса реализации проекта.

— Можно ли сказать, что акция у Казанского собора сделала вас если не знаменитым, то узнаваемым?

— Я думаю, что акция у Казанского собора скорее сделала узнаваемой проблему, о которой я говорил.

— А нужна ли, по вашему мнению, современному художнику широкая популярность?

— Вопрос популярности – это вопрос мотивации и пространства, в котором работает художник. Популярность как самоцель — это никому не нужное и бессмысленное самолюбование. Такая "популярность" никуда не приводит человека, он только оказывается скован мнимой статусностью. В любом случае, через некоторое время его вытеснят новые "популярные" образы, необходимые для поддержания "арены зрелищ". Популярность как средство означает право на высказывание, которое дает возможность поставить что-то в противовес идеологической машине, осуществляющей свою работу, в том же самом информационном поле.

— В следующих акциях вы будете продолжать развивать "околорелигиозную" тематику? Нет желания перейти в политическую плоскость? Или вообще отойти от этого направления в сторону большей социальной направленности вашего творчества?

— Нет никакой границы между "политической плоскостью" и тем, что идеологический аппарат преподносит в качестве официальной религии. А так как идеология является основным инструментом управления социумом, то и какого-то отрыва от социальной направленности я в своих проектах тоже не вижу.

В ближайшее время у меня запланирована реализация двух проектов: первый из них направлен на создание независимого интернет-ресурса, целью которого будет являться освещение проблем и вопросов, связанных с политическим искусством и его взаимодействию с обществом. Второй проект продолжает развивать тему отношений между культурой и культом, в этот раз он будет сфокусирован на отношениях между искусством, церковью и идеологией Третьего рейха. Одной из частей этого проекта явилось открытое письмо Всеволоду Анатольевичу Чаплину, в котором исследовалась реакция церковно-идеологического аппарата, на предложение создать экспериментальную лабораторию, прототипом для которой явился собирательный образ аналогичных лабораторий, использовавшихся во времена Третьего рейха.

Беседовал Константин Петров

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


Мнение

Фото Росбалт Как Россия потеряла экономическую стабильность Нефтегазовая рента съеживается, геополитические амбиции растут, и этот разрыв можно покрыть только за счет снижения жизненного уровня. Настоящий макрошок еще впереди.

Стоп-кадр видео Майдан: вспомним, как все начиналось Злопыхателям, твердящим, что жизнь на Украине за минувший год стала только хуже, хочется напомнить, во что превратилась Россия через год после Октябрьской революции. И что потом у нее все равно были и Победа, и Гагарин. (9)

gov39.ru Кто кого будет кормить? Когда "импортозамещение" всерьез провозглашают главной государственной целью, это значит, что собственную экономику заранее объявляют слабой и второсортной. И будут работать над тем, чтобы она навсегда осталась именно такой.

Фото Павла Волкова Человек с ружьем уже здесь Для власти в России вооруженный народ всегда был страшным сном. При этом она впадает в противоречие, которое не в состоянии кому-либо объяснить: почему, если "наши люди" лучше всех, им нельзя доверять? (6)

rosneft.ru Кто боится нефти по $60 Обе "энергетические сверхдержавы", Россия и Саудовская Аравия, стоят перед историческим испытанием: нефть способна подешеветь еще сильнее. С той разницей, что запас прочности у саудитов несравнимо больше, чем у нас. (Есть фото)

Фото Игоря Ротаря За что Pink Floyd полюбил Арал Группа Pink Floyd cделала видеоклип, посвященный проблемам Аральского моря, а ранее она уже снималась в Припяти. Может быть, музыканты таким образом сумеют подтолкнуть туристов к посещению самых "жутких" мест в бывшем СССР?

Стоп-кадр видео Майдан 2.0 — не последняя революция? Сторонники "правой" идеологии вместе с властью Януковича из Украины выплеснули и "младенца" — справедливые и комфортные для всех народов страны основы построения нового государства. Отсюда и потеря Крыма, и гражданская война на востоке страны. (18)

Стас Левшин, с сайта БДТ Чернышевский. Из жизни кряклов Герои романа "Что делать?" стремились отряхнуть со своих ног прах мещанского прошлого и сотворить новый мир. Худрук БДТ Андрей Могучий показал, к чему привели эти устремления и что представляет собой нынешний креативный класс в России.
Аналитика, интервью, репортажи

- 24 ноября 2014 "Эпоха подмены понятий базируется на безграмотности" Неореализм в воплощении художника Анатолия Шумкина смотрит на нас глазами Христа и Достоевского. Но сюжеты лишены всякого сарказма, что резко контрастирует на фоне постмодернистского искусства.

Фото Дарьи Мироновой 21 ноября 2014 Искусство против умирания Всегда ли в домах для престарелых пенсионеров ждет "темная печаль"? Примеры постояльцев интерната №1 говорят об обратном. Желание жить в них поддерживает живопись и люди, которым не все равно.

Фото Надежды Красновой 20 ноября 2014 "Государству не нужна переработка рыбы" Почему себестоимость добытой россиянами рыбы выше, чем у норвежцев, и нужно ли переживать, если "выкинул" 70 млн рублей из-за действий государства, рассказал гендиректор Мурманского рыбокомбината Михаил Зуб. (6)

Фото Софьи Моховой 19 ноября 2014 Одно сплошное нарушение Один звонок главе БФК ЗакСа Константину Сухенко — и необходимая статья расхода появится или, наоборот, исчезнет из проекта бюджета Петербурга. Ручное управление в действии. (1)

Стоп-кадр видео 18 ноября 2014 На северных охотников напала нефть Нефтедобывающие компании разрушают экологию северной части Респубики Коми. Все чаще болеют дети коми-ижемцев, животные, которые пьют нефтяную воду, травятся, а в реках умирают рыбы. (1)

Фото Марии Бочко 17 ноября 2014 Когда зазвучит бонго (фото) В Петербурге прошел IV Фестиваль бачаты, кизомбы и сальсы. Мир танцующих ярок и притягателен, и никогда не поздно к нему присоединиться. Танцы стоят того, чтобы посвятить им жизнь.

17 ноября 2014 Бюджет проспонсирует муниципалитеты Макарова Проект бюджета на 2015 год будет откорректирован как Смольным, так и депутатами ЗакСа. Дефицит казны увеличился до 55 млрд. И это оптимистичная картина будущего года.

Фото из личного архива Александра Ингилевича 16 ноября 2014 Затонувшие сокровища Балтики Сколько кораблей покоятся на дне Балтийского моря в пределах границ РФ, что на них ценного, как они охраняются? Об этом рассказал секретарь комиссии географии океана РГО, дайвер с 27-летним стажем Александр Ингилевич.
Сегодня читают
Форум
Стиль жизни

Наука и технологии

Астрономы обнаружили закономерность в расположении черных дыр

Здоровье

Ученые: К 2030 году СПИД можно будет победить

Авто

BMW

Cамым экологичным автомобилем года признали электрокар BMW

Путешествие

Фото Надежды Красновой

В Хельсинки в 65-й раз открылась рождественская улица

Мода

Фото www.cr7shirts.com

Криштиану Роналду выпустил коллекцию рубашек

Культура

В Эрмитаже оживили персонажей 40 картин

На виду

Стоп-кадр видео

Вуди Аллен откроет джазовый фестиваль в Барселоне

Из ряда вон

Ассоциация рыболовов Украины

У берегов Крыма выловлена ядовитая рыба фугу

Обзоры блогосферы

Фото Росбалт 20 ноября 2014 Жизнь над пропастью Вся жизнь нынешних россиян – это цирк без страховки. Каждый понимает, что потеря работы чревата не простыми финансовыми трудностями, а в буквальном смысле – угрозой голодной смерти. (1)

19 ноября 2014 Топор войны В корейской деревне Пханмунджом в 1976 году возник один из наиболее напряженных моментов за все время противостояния двух Корей. И произошло это из–за… дерева.

18 ноября 2014 Жизнь не по рублю Мы можем сколько угодно говорить об отечественном производителе, но даже после продуктовых санкций на полке сплошной импорт. И цены просто не могут не расти.

vesti.ru 18 ноября 2014 Хаос в мировом масштабе Влиятельный американский политолог Бжезинский полагает, что США восстановят роль мирового жандарма не ранее 2025 года. До этого мир ожидает война всех против всех.
Фестиваль бачаты, кизомбы и сальсы собрал любителей и профессионалов Молодые модельеры показали мастерство Тысячи активистов устроили акцию протеста в Хельсинки "Русский марш" в Калининграде Коллекция украшений из янтаря Valentin Yudashkin Royal Amber Похороны юного ополченца Янтарная комната в детском санатории Луганск-2014 Курбан-байрам в центре Петербурга Светлогорск обрел еще одну достопримечательность – янтарный магазин
Главное

Москва

стоп-кадр видео Умер выдающийся хоккеист и тренер Виктор Тихонов

Санкт-Петербург

Фото Евгения Зубарева В центре города образовалась пробка из-за закрытия Адмиралтейской набережной

Вся Россия

Фото Надежды Красновой Керченская переправа заработала после трех дней простоя

Вокруг России

sng.3dn.ru Совет глав правительств стран СНГ утвердил концепцию ядерной безопасности

Бизнес

Фото из личного архива Алексея Кудрина Кудрин предрек рублю ослабление в 2015-2016 годах

Украина

ОТР Власти ДНР предложили сделать взрывоопасный аэропорт Донецка демилитаризованной зоной