"Без эксперимента искусство немыслимо"

Фото Марии Рахманиновой

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой "Росбалта" — художник Петр Павленский.

Имя петербургского художника Петра Павленского буквально прогремело этим летом, после того, как он провел одну из самых необычных неоднозначно воспринятых акций в поддержку панк-группы Pussy Riot. Вышедший к Казанскому собору с зашитым ртом, Павленский держал в руках плакат с надписью: "Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа". Под "знаменитой акцией" художник подразумевал попытку Иисуса выгнать торговцев из храма. По мнению Павленского, повтори это Иисус сейчас — его бы попросту посадили.

— Петр, о вас стали говорить только этим летом, но ваш творческий путь начался гораздо раньше. В каком возрасте вы начали интересоваться искусством?

— В 19 лет, что по меркам традиционных художественных институций считается поздним сроком, однако практика показала, что это очередной расхожий штамп. В моем развитии и становлении как художника, определяющую роль сыграла осознанность выбора и накопленный визуальный багаж. Соответствующее образование я начал получать в художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, затем будучи студентом 4 курса монументальной живописи дополнительно поступил в фонд "Про Арте", на программу занимающуюся подготовкой художников в области современных визуальных искусств.

— Вы считаете, что художнику необходимо классическое — в современном понимании — художественное образование?

— Нет, я так не считаю. Зачастую наиболее интересными художниками, практикующими современное искусство, становятся люди из других профессий.

— Как давно вы занимаетесь выставочной деятельностью?

— Примерно с 2008 года — мне тогда было 24 года. На протяжении нескольких лет я сотрудничал с музеем политической истории России. Например, в 2011 году вместе с ассистировавшим мне артистом сделал перформанс "Монумент 47.70". Эта работа обращалась к проблеме культурной ксенофобии. Сейчас я могу сказать, что место проведения не совсем соответствовало заявленной теме. Мои работы или проекты всегда были сфокусированы на политическом аспекте реальности, в этом отношении я считаю очень показательным высказывание французского писателя Шарля Монталамбера: "Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами". А также очень емкое высказывание феминисткой активистки "второй волны" публициста Кэрол Ханиш: "Личное – это политическое". При этом, я придерживаюсь мнения, что политическое искусство и политическая активность, это далеко не одно и тоже. Политическое искусство — это, прежде всего, определенные стратегии, и совершенно не обязательно "политические темы". Если кто-то делает произведение на политическую тему — это совершенно не означает, что эта работа имеет какое-то отношение к политическому искусству.

— Существует ли для вас проблема поиска формы творческого выражения или это происходит само собой?

— Поиск необходимой формы для высказывания является одной из основных проблем при разработке каждого проекта. В каком месте, в какой форме и кто будет являться адресатом — это и есть то, из чего состоит любой проект или работа. Моментально возникают только отдельные ходы или решения, перед этим всегда следует долговременный процесс поиска и разработки. Чтобы прийти к какому-то решению, необходимо поднимать большие информационные пласты, анализировать их, и собирать в необходимую осмысленную конструкцию.

— Можете ли назвать свое творчество авангардным? Есть ли в нем эксперимент?

— Мне сложно говорить о себе, как о представителе какого-то нового авангардного течения, потому что я не считаю, что открываю что-то новое, до сих пор неизвестное миру. Скорее я воспринимаю искусство как средство, определенный язык, позволяющий работать в информационном поле. А эксперимент, безусловно, это то, без чего само понятие современного искусства немыслимо. Если в работе нет эксперимента, то это становится бессмысленным дублированием одного и того же штампа.


— Насколько, по вашему мнению, авангардно современное петербургское искусство?

— Такого понятия, как современное петербургское искусство вообще не существует. Чтобы говорить о современном петербургском искусстве, мы должны констатировать наличие четко артикулированной, единой для большого числа последователей идеи или концепции. А поскольку говорить о наличии такого связующего еще рано, то и рассуждать об авангардности, к сожалению, не приходится.

— Современный Петербург вдохновляет на творчество или это душный мегаполис, который необходимо периодически покидать в поисках вдохновения?

— Петербург — это место тотальной индифферентности, и меня здесь крайне привлекает преодоление этого фактора, направленного на умерщвление любой активной позиции. Поэтому как площадка Петербург представляет значительный интерес и в поисках "вдохновения" мне ее покидать не приходится.

— В вашем творчестве вы обращаетесь к религиозной тематике. Не опасаетесь ли неадекватной реакции со стороны церковных клириков?

— В своих последних проектах я разрабатываю тему отношений между культурой и культом, в частности меня интересует, как идеология, облекаемая в форму религии, вторгается в личное поле человека, и, утверждая культ страха, превращает общество в механизм направленный на формирование очередной модели идеологического абсолюта. Поэтому ставя перед собой вопрос о неадекватной реакции, и воспитывая в себе "культ страха", я сам буду являться проводником этого страха, и тогда работа в данной области теряет всякий смысл.

— Нет ли опасений, что вас будут обвинять в оскорблении чувств верующих?

— Кого, по какому поводу, и в какой момент могут начать обвинять в "оскорблении чувств верующих", теперь уже не сможет сказать ни прокурор, ни правозащитник.

— При подготовке перфоманса "Непобедимая победа" у вас были сложности с поиском площадки. Хозяева галерей боялись негативной реакции на акцию с протодиаконом Петром?

— Если бы дирекция площадки досконально знала обо всех составных частях проекта, то мне никогда не дали бы ее использовать. Любая экспозиционная площадка принадлежит какой-то институции, а та за редким исключением, принадлежит государству, и поэтому одной из ее функций является блокирование любых высказываний, не работающих на утверждение и поддержку установленного режима.

— Сейчас есть подобные проблемы?

— Подобные проблемы возникают всегда, и я думаю, что это неотъемлемо от процесса реализации проекта.

— Можно ли сказать, что акция у Казанского собора сделала вас если не знаменитым, то узнаваемым?

— Я думаю, что акция у Казанского собора скорее сделала узнаваемой проблему, о которой я говорил.

— А нужна ли, по вашему мнению, современному художнику широкая популярность?

— Вопрос популярности – это вопрос мотивации и пространства, в котором работает художник. Популярность как самоцель — это никому не нужное и бессмысленное самолюбование. Такая "популярность" никуда не приводит человека, он только оказывается скован мнимой статусностью. В любом случае, через некоторое время его вытеснят новые "популярные" образы, необходимые для поддержания "арены зрелищ". Популярность как средство означает право на высказывание, которое дает возможность поставить что-то в противовес идеологической машине, осуществляющей свою работу, в том же самом информационном поле.

— В следующих акциях вы будете продолжать развивать "околорелигиозную" тематику? Нет желания перейти в политическую плоскость? Или вообще отойти от этого направления в сторону большей социальной направленности вашего творчества?

— Нет никакой границы между "политической плоскостью" и тем, что идеологический аппарат преподносит в качестве официальной религии. А так как идеология является основным инструментом управления социумом, то и какого-то отрыва от социальной направленности я в своих проектах тоже не вижу.

В ближайшее время у меня запланирована реализация двух проектов: первый из них направлен на создание независимого интернет-ресурса, целью которого будет являться освещение проблем и вопросов, связанных с политическим искусством и его взаимодействию с обществом. Второй проект продолжает развивать тему отношений между культурой и культом, в этот раз он будет сфокусирован на отношениях между искусством, церковью и идеологией Третьего рейха. Одной из частей этого проекта явилось открытое письмо Всеволоду Анатольевичу Чаплину, в котором исследовалась реакция церковно-идеологического аппарата, на предложение создать экспериментальную лабораторию, прототипом для которой явился собирательный образ аналогичных лабораторий, использовавшихся во времена Третьего рейха.

Беседовал Константин Петров

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


Мнение

Фото Евгения Зубарева Почему бунтуют врачи Когда-то считалось, что медицина прежде всего должна заботиться о качестве жизни пациентов. Но это — пережитки прошлого. Нынешнюю реформу здравоохранения придумали и проводят не медики, а экономисты.

Фото Евгения Евдокимова Украина: прощание с коммунистами По итогам выборов в Раду впервые не прошла компартия. Это исторически прогрессивное явление, которое расчистит левую нишу, несправедливо занимаемую наследниками КПСС, для новых социалистических проектов и движений.

Кадр из фильма "Ярость" Война и немцы Приближается семидесятилетие окончания Второй мировой. Наше отношение к союзникам колеблется в зависимости от линии партии. Но я предлагаю отвлечься от политики и просто посмотреть фильм "Ярость" режиссера Дэвида Эйра. (1)

Война и мир по Примакову Советскому и российскому государственному деятелю, политику, экономисту, академику РАН Евгению Примакову 29 октября исполняется 85 лет. "Росбалт" собрал несколько его высказываний по актуальным темам.

Стоп-кадр видео, EM Какую Украину мы потеряли Довоенная Украина была для россиян уникальной страной — дешевой и при этом безопасной. Куда теперь деваться русскоязычному человеку, стоящему на распутье между социальным и физическим истреблением? (5)

О чем промолчал Путин Была бы Россия демократическим государством с процветающей экономикой — возможно, и не пришлось бы постоянно отбиваться от американских атак на зону российских интересов. Ведь всем нужны сильные и благополучные партнеры. (6)

http://yatsenyuk.org.ua/ Украина: курс на Запад! Тенденция на выборах в Раду уже вполне ясна: Украина получила свою "Единую Россию". Но только в смысле большинства парламентариев одной политической ориентации. Что же касается идеологии, то она у них противоположна воззрениям единороссов. (4)

Вернись, Обама, я все прощу! Наконец-то Владимир Путин внятно объяснил, чего хочет. Причем сделал он это не в общении с гражданами своей страны, а на заседании "Валдайского клуба", где большую часть аудитории представляют иностранцы.
Аналитика, интервью, репортажи

Фото с сайта проекта "Лица Петербурга" 31 октября 2014 Забытые на Севере Глобализация, верным спутником которой являются транснациональные компании, стирает культурные коды. Бизнес вытесняет северян с их земель, не дает заниматься традиционным хозяйством. Но куда податься этим людям?

Генконсульство Азербайджана в СПб 31 октября 2014 Целительная сила искусства Пресыщенность жизнью приводит к апатии и скуке. Спастись от этого состояния поможет погружение в творчество, обучение ему, уверены участники круглого стола "Получить образование — не значит завершить его".

31 октября 2014 Финансам ищут управляющего По информации источника "Росбалта", знакомого с ситуацией, вице-губернатором по финансам в Петербурге станет один из бывших депутатов ЗакСа. Его представят уже 10 ноября на совете фракций.

Фото с сайта проекта "Лица России" 31 октября 2014 "Ради выживания человечества" Малые коренные народы России находятся чуть ли не в бедственном положении: работы нет, школы закрываются. Их языки умирают, а значит, умирает и культура.

Фото с сайта rpn.gov.ru 30 октября 2014 Пограничник без боя забирает культуру Деятели культуры проводили Кичеджи с поста вице-губернатора едкими комментариями, а нового чиновника — экс-главу Росприроднадзора Кириллова — встречают неожиданно благодушно.

30 октября 2014 Чего боятся женщины Женщины по всему миру стараются всеми возможными способами затормозить процесс старения. Психологи выделили пять основных аспектов, которые беспокоят женщин в возрасте, и рассказали, как побороть эти страхи. (Есть видео)

Фото Дарьи Мироновой 29 октября 2014 Образование для долголетия Чтобы до старости оставаться в здравом уме, нужно постоянно учиться. Теперь в Петербурге существует специализированный институт, который способен дать новое образование в любом возрасте.

Фото из личного архива Ирины Романовской 29 октября 2014 "Реальность мне не нравится, мой мир — живопись" Художница Ирина Романовская стремится выйти за рамки: она устраивает выставки на крышах, создает бумажную одежду, дефилирует в светящемся платье и помогает талантам из провинции.
Сегодня читают
Форум
Стиль жизни

Наука и технологии

Стоп-кадр видео

На Землю с лунной орбиты вернулся китайский "челнок"

Здоровье

Фото Марии Лепетюхиной

Веганы всего мира отмечают собственный праздник

Авто

Фото Надежды Красновой

Ferrari станет независимой компанией

Путешествие

Ученые: Уровнь счастья нации зависит от генетики

Мода

Стоп-кадр видео

Бейонсе запускает свой бренд одежды

Культура

-

Мир отмечает день мужчин

На виду

Стоп-кадр видео

Брюс Уиллис купил особняк в Нью-Йорке

Из ряда вон

Фото Надежды Красновой

Психологи выделили пять основных стадий любовных отношений

Обзоры блогосферы

стоп-кадр видео 31 октября 2014 Журналист Пореченков Михаил Пореченков вжился в роль супергероя. Поэтому вряд ли кто-то удивился, что он приехал в Донбасс, нарядился там как Добрыня Никитич и решил немного пострелять. (2)

Стоп-кадр, сериал "Агент национальной безопасности" 31 октября 2014 Государственная нога Времена, конечно изменились. Трудно представить, чтобы Тихонов, Даль, Васильев – выдающиеся исполнители ролей разведчиков в советском кино, плевались пулеметным огнем в Украину.

ТРК "Мир" 30 октября 2014 Несвоевременный антиамериканизм Не только у России, а у всего мира ковбойство американской политики больших симпатий не вызывает. Но очень уж неподходящее время выбрали наши политики, чтобы это продемонстрировать. (1)

Фото Владимира Чичинова 30 октября 2014 Народ против эвакуации Граждане ждут к себе человеческого отношения. А процедура эвакуации бездушная. Она словно придумана для того, чтобы причинить как можно больший материальный урон и моральные страдания. (1)
Коллекция украшений из янтаря Valentin Yudashkin Royal Amber Похороны юного ополченца Янтарная комната в детском санатории Луганск-2014 Курбан-байрам в центре Петербурга Светлогорск обрел еще одну достопримечательность – янтарный магазин Вегетарианский фестиваль: шоу не для слабых Реконструкция Гумбинненского сражения в Калининградской области Geek-picnic в Петербурге Петербург отметил День Десантника
Главное

Москва

Кадр из фильма "День Д" Союз журналистов Москвы призвал коллег из Союза кинематографистов осудить поступок Пореченкова

Санкт-Петербург

Фото Александра Пушкаша Выходные в Петербурге: Ноябрьские праздники с тыквой и сказкой

Вся Россия

Стоп-кадр видео Аргументы Недели-Крым Поклонская организует "чистку" руководства медучреждений Крыма

Вокруг России

www.belarus.by Евросоюз снял санкции с нескольких белорусских предприятий

Бизнес

ЦБ РФ "додумался" не принимать во внимание иностранные рейтинги

Украина

Коллаж Светланы Бардиной ЕС: 1 ноября вступают в силу отдельные пункты Соглашения об ассоциации Украина