"Без эксперимента искусство немыслимо"

Фото Марии Рахманиновой

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой "Росбалта" — художник Петр Павленский.

Имя петербургского художника Петра Павленского буквально прогремело этим летом, после того, как он провел одну из самых необычных неоднозначно воспринятых акций в поддержку панк-группы Pussy Riot. Вышедший к Казанскому собору с зашитым ртом, Павленский держал в руках плакат с надписью: "Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа". Под "знаменитой акцией" художник подразумевал попытку Иисуса выгнать торговцев из храма. По мнению Павленского, повтори это Иисус сейчас — его бы попросту посадили.

— Петр, о вас стали говорить только этим летом, но ваш творческий путь начался гораздо раньше. В каком возрасте вы начали интересоваться искусством?

— В 19 лет, что по меркам традиционных художественных институций считается поздним сроком, однако практика показала, что это очередной расхожий штамп. В моем развитии и становлении как художника, определяющую роль сыграла осознанность выбора и накопленный визуальный багаж. Соответствующее образование я начал получать в художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, затем будучи студентом 4 курса монументальной живописи дополнительно поступил в фонд "Про Арте", на программу занимающуюся подготовкой художников в области современных визуальных искусств.

— Вы считаете, что художнику необходимо классическое — в современном понимании — художественное образование?

— Нет, я так не считаю. Зачастую наиболее интересными художниками, практикующими современное искусство, становятся люди из других профессий.

— Как давно вы занимаетесь выставочной деятельностью?

— Примерно с 2008 года — мне тогда было 24 года. На протяжении нескольких лет я сотрудничал с музеем политической истории России. Например, в 2011 году вместе с ассистировавшим мне артистом сделал перформанс "Монумент 47.70". Эта работа обращалась к проблеме культурной ксенофобии. Сейчас я могу сказать, что место проведения не совсем соответствовало заявленной теме. Мои работы или проекты всегда были сфокусированы на политическом аспекте реальности, в этом отношении я считаю очень показательным высказывание французского писателя Шарля Монталамбера: "Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами". А также очень емкое высказывание феминисткой активистки "второй волны" публициста Кэрол Ханиш: "Личное – это политическое". При этом, я придерживаюсь мнения, что политическое искусство и политическая активность, это далеко не одно и тоже. Политическое искусство — это, прежде всего, определенные стратегии, и совершенно не обязательно "политические темы". Если кто-то делает произведение на политическую тему — это совершенно не означает, что эта работа имеет какое-то отношение к политическому искусству.

— Существует ли для вас проблема поиска формы творческого выражения или это происходит само собой?

— Поиск необходимой формы для высказывания является одной из основных проблем при разработке каждого проекта. В каком месте, в какой форме и кто будет являться адресатом — это и есть то, из чего состоит любой проект или работа. Моментально возникают только отдельные ходы или решения, перед этим всегда следует долговременный процесс поиска и разработки. Чтобы прийти к какому-то решению, необходимо поднимать большие информационные пласты, анализировать их, и собирать в необходимую осмысленную конструкцию.

— Можете ли назвать свое творчество авангардным? Есть ли в нем эксперимент?

— Мне сложно говорить о себе, как о представителе какого-то нового авангардного течения, потому что я не считаю, что открываю что-то новое, до сих пор неизвестное миру. Скорее я воспринимаю искусство как средство, определенный язык, позволяющий работать в информационном поле. А эксперимент, безусловно, это то, без чего само понятие современного искусства немыслимо. Если в работе нет эксперимента, то это становится бессмысленным дублированием одного и того же штампа.


— Насколько, по вашему мнению, авангардно современное петербургское искусство?

— Такого понятия, как современное петербургское искусство вообще не существует. Чтобы говорить о современном петербургском искусстве, мы должны констатировать наличие четко артикулированной, единой для большого числа последователей идеи или концепции. А поскольку говорить о наличии такого связующего еще рано, то и рассуждать об авангардности, к сожалению, не приходится.

— Современный Петербург вдохновляет на творчество или это душный мегаполис, который необходимо периодически покидать в поисках вдохновения?

— Петербург — это место тотальной индифферентности, и меня здесь крайне привлекает преодоление этого фактора, направленного на умерщвление любой активной позиции. Поэтому как площадка Петербург представляет значительный интерес и в поисках "вдохновения" мне ее покидать не приходится.

— В вашем творчестве вы обращаетесь к религиозной тематике. Не опасаетесь ли неадекватной реакции со стороны церковных клириков?

— В своих последних проектах я разрабатываю тему отношений между культурой и культом, в частности меня интересует, как идеология, облекаемая в форму религии, вторгается в личное поле человека, и, утверждая культ страха, превращает общество в механизм направленный на формирование очередной модели идеологического абсолюта. Поэтому ставя перед собой вопрос о неадекватной реакции, и воспитывая в себе "культ страха", я сам буду являться проводником этого страха, и тогда работа в данной области теряет всякий смысл.

— Нет ли опасений, что вас будут обвинять в оскорблении чувств верующих?

— Кого, по какому поводу, и в какой момент могут начать обвинять в "оскорблении чувств верующих", теперь уже не сможет сказать ни прокурор, ни правозащитник.

— При подготовке перфоманса "Непобедимая победа" у вас были сложности с поиском площадки. Хозяева галерей боялись негативной реакции на акцию с протодиаконом Петром?

— Если бы дирекция площадки досконально знала обо всех составных частях проекта, то мне никогда не дали бы ее использовать. Любая экспозиционная площадка принадлежит какой-то институции, а та за редким исключением, принадлежит государству, и поэтому одной из ее функций является блокирование любых высказываний, не работающих на утверждение и поддержку установленного режима.

— Сейчас есть подобные проблемы?

— Подобные проблемы возникают всегда, и я думаю, что это неотъемлемо от процесса реализации проекта.

— Можно ли сказать, что акция у Казанского собора сделала вас если не знаменитым, то узнаваемым?

— Я думаю, что акция у Казанского собора скорее сделала узнаваемой проблему, о которой я говорил.

— А нужна ли, по вашему мнению, современному художнику широкая популярность?

— Вопрос популярности – это вопрос мотивации и пространства, в котором работает художник. Популярность как самоцель — это никому не нужное и бессмысленное самолюбование. Такая "популярность" никуда не приводит человека, он только оказывается скован мнимой статусностью. В любом случае, через некоторое время его вытеснят новые "популярные" образы, необходимые для поддержания "арены зрелищ". Популярность как средство означает право на высказывание, которое дает возможность поставить что-то в противовес идеологической машине, осуществляющей свою работу, в том же самом информационном поле.

— В следующих акциях вы будете продолжать развивать "околорелигиозную" тематику? Нет желания перейти в политическую плоскость? Или вообще отойти от этого направления в сторону большей социальной направленности вашего творчества?

— Нет никакой границы между "политической плоскостью" и тем, что идеологический аппарат преподносит в качестве официальной религии. А так как идеология является основным инструментом управления социумом, то и какого-то отрыва от социальной направленности я в своих проектах тоже не вижу.

В ближайшее время у меня запланирована реализация двух проектов: первый из них направлен на создание независимого интернет-ресурса, целью которого будет являться освещение проблем и вопросов, связанных с политическим искусством и его взаимодействию с обществом. Второй проект продолжает развивать тему отношений между культурой и культом, в этот раз он будет сфокусирован на отношениях между искусством, церковью и идеологией Третьего рейха. Одной из частей этого проекта явилось открытое письмо Всеволоду Анатольевичу Чаплину, в котором исследовалась реакция церковно-идеологического аппарата, на предложение создать экспериментальную лабораторию, прототипом для которой явился собирательный образ аналогичных лабораторий, использовавшихся во времена Третьего рейха.

Беседовал Константин Петров

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


Мнение

Фото Александра Калинина Откройте глаза: выборов нет Скандалы, аресты и голодовки подтверждают урок, не понятый год назад: для оппозиционных активистов попытки участвовать в выборах превратились в политически бессмысленный и физически опасный ритуал.

CC0 Дальний Восток как Дикий Запад Последние дни российские граждане взволнованно обсуждают идею правительства о бесплатном выделении каждому желающему одного гектара земли. Но тут есть очень много вопросов – как финансовых, так и организационных. (5)

Фото пресс-службы президента РФ Тайна конфликта Кадырова с силовиками Противостояние федеральных силовых ведомств с президентом Чеченской Республики — это не обычная борьба кланов. Для того, чтобы понять суть происходящего, стоит обратиться к истории.

Как я выбирался в губернаторы Сейчас становится очевидной тактика врио губернатора Ленобласти Александра Дрозденко. Ему не нужны открытые, честные, свободные, а тем более шумные выборы. Роли в предстоящей кампании, похоже, уже расписали.

Фото Ивана Преображенского Маша и медведь едут покорять Америку Бывает и так, что от детских развлечений до политики — один шаг. Но когда он сделан, развлечение превращается в пропаганду и перестает интересовать публику. Так может случиться и с популярным во всем мире российским мультсериалом. (3)

CC0 Выборы пустых обещаний В Новосибирске нам показали, как вероятнее всего пройдут выборы в сентябре этого года и парламентская кампания 2016 года. Как и призывали власти, все будет абсолютно прозрачно, потому что оппозиционеров просто снимут с дистанции. (1)

СС0 Падаем вместе с нефтью Крутое снижение нефтяных цен совпало с очередной серией заявлений российских начальствующих лиц о том, что хозяйственный спад якобы закончен. На самом деле, нам предстоит пережить еще одну волну ухудшения качества жизни и экономических неурядиц.

Стоп-кадр видео Хокинг в поисках Троянского коня Бизнесмен Юрий Мильнер вместе со знаменитым английским ученым Стивеном Хокингом объявил о масштабном проекте по поиску внеземных цивилизаций. Деньги нашлись, только вот нужно ли нам искать братьев по разуму? (2)
Аналитика, интервью, репортажи

Фото Анастасии Семенович 31 июля 2015 "Свобода слова сохранилась в литературе" О новой жизни "петербургского текста", приближении людей к "кактусам", коллекции бюллетеней с выборов и о том, что видят писатели во сне, рассказал лауреат "Национального бестселлера" Сергей Носов.

СС0 30 июля 2015 "Производители вынуждены мухлевать" О растительных жирах в молочной продукции, рыбе и мясе, переполненных специальным рассолом, просроченных продуктах и безвкусных помидорах рассказал профессор университета ИТМО Андрей Ишевский. (1)

CC0 29 июля 2015 В Ленобласти избавились от оппозиции Муниципальный фильтр оказался безжалостен к четырем из девяти кандидатов в губернаторы Ленобласти. Предвыборная гонка, которая и раньше казалась предсказуемой, утратила даже подобие интриги.

Фото из личного архива КУКФО 29 июля 2015 "Дневник смерти" купчинской бабушки 68-летняя Тамара Самсонова заключена под стражу. Пенсионерку подозревают в том, что она убила и расчленила нескольких человек. Подробности женщина описала в своем дневнике.

Фото из личного архива Михаила Решетникова 29 июля 2015 "Остановить шизоидизацию населения планеты" В России в поле зрения психопатологов попадают не более 3% тех, кто нуждается в их помощи, отмечает доктор психологических наук Михаил Решетников. (6)

Фото Александра Калинина 28 июля 2015 Бетонная плита едва не унесла две жизни В Колпино на 23-летнюю беременную Екатерину Баклицкую упал кусок балкона. Женщина и ее ребенок чудом остались живы. А вот ситуация с разваливающимся домом до сих пор не прояснилась. (1)

фото Александра Калинина 28 июля 2015 Деньги на капремонт горят в общем котле Россияне недовольны платой за капремонт: они не понимают, почему должны отдавать деньги за работы, которые в их домах пройдут через 20 лет. Эксперты при этом считают, что при нынешней схеме эффективно чинить дома невозможно. (4)

СС0 27 июля 2015 Хамон из Европы предложили сжигать Министр сельского хозяйства хочет уничтожать на границе все "санкционные" продукты, ввозимые в Россию незаконно. Эксперты считают такую идею кощунственной: годные к употреблению продукты питания можно отдавать нуждающимся. (16)
Сегодня читают
Форум
Стиль жизни

Наука и технологии

Стоп-кадр видео

Археологи обнаружили древний скелет человека недалеко от Стоунхенджа

Здоровье

CC0

Активные тренировки снижают риск артрита

Авто

Apple

Apple может выпустить электромобиль с помощью разработок BMW

Путешествие

Стена из "Игры престолов" может стать туристической достопримечательностью

Мода

Apple

В России начались продажи "умных" часов от Apple

Культура

kino-teatr.ru

Мемориальную доску Высоцкому в Петербурге демонтировали

На виду

Стоп-кадр видео

СМИ сообщают о банкротстве Николаса Кейджа

Из ряда вон

СС0

Японцы отправят в космос виски

Обзоры блогосферы

CC0 31 июля 2015 Фильмы как гвозди Вся политика государства построена на том, чтобы поддерживать неэффективное производство. А ведь можно хотя бы научиться просто не мешать успешным – это было бы уже немало.

CC0 30 июля 2015 Правда войны за Донбасс За язык, за историю, за независимость или за русский мир воюют заезжие гастролеры, которых замучил бессмысленный быт российского потребителя. А люди Донбасса бьются за то же, за что привыкли биться всю свою жизнь — за пенсии. (1)

CC0 30 июля 2015 Игра с фальшивыми подписями Избирательное законодательство "доулучшали" до того, что само участие в избирательном процессе для любого человека – от активиста для кандидата – чревато тюремным сроком "на вполне законных основаниях". (1)

CC0 30 июля 2015 Оппозиции не должно быть вообще Смысл не в том, чтобы набрать 86%, а тому же "Парнасу" оставить 3%. Смысл в том, чтобы "Парнас" не получил ничего. Ни единого голоса. Чтобы сама мысль, что за этих людей может кто-то голосовать, была криминальной. (2)
Прощание с Евгением Примаковым Фестиваль "Книги России" на Красной площади Форум "Армия-2015" Ночь музеев в Петербурге Парад Победы на Дворцовой площади Первомай со Сталиным Русские и китайцы сразились в танцевальном турнире Saint Petersburg Open 2015 Выставка "Янтарь Балтики-2015" в Калининграде "Драгунский рейд" армии США в Чехии "Янтарная" коллекция Валентина Юдашкина на Неделе моды в Париже
Главное

Москва

CC0 Противники возведения храма в столичном парке "Торфянка" отозвали иск

Санкт-Петербург

СС0 Выходные в Петербурге: Фестиваль фантастики, концерт-шествие на Невском и световое велошоу

Вся Россия

Фото с сайта 31.mvd.ru С рельсов сошли шесть вагонов поезда Москва — Белгород, пострадали девять человек (фото)

Вокруг России

Фото с сайта президента Литвы Президент Литвы: От российского эмбарго страдают граждане РФ, а не страны Запада

Бизнес

CC0 Франция примет решение о компенсации России за "Мистрали" в конце лета

Украина

Фото с сайта Министерства иностранных дел Украины МИД Украины заявил о новом голосовании по трибуналу в Совбезе ООН