"Без эксперимента искусство немыслимо"

Фото Марии Рахманиновой

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой "Росбалта" — художник Петр Павленский.

Имя петербургского художника Петра Павленского буквально прогремело этим летом, после того, как он провел одну из самых необычных неоднозначно воспринятых акций в поддержку панк-группы Pussy Riot. Вышедший к Казанскому собору с зашитым ртом, Павленский держал в руках плакат с надписью: "Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа". Под "знаменитой акцией" художник подразумевал попытку Иисуса выгнать торговцев из храма. По мнению Павленского, повтори это Иисус сейчас — его бы попросту посадили.

— Петр, о вас стали говорить только этим летом, но ваш творческий путь начался гораздо раньше. В каком возрасте вы начали интересоваться искусством?

— В 19 лет, что по меркам традиционных художественных институций считается поздним сроком, однако практика показала, что это очередной расхожий штамп. В моем развитии и становлении как художника, определяющую роль сыграла осознанность выбора и накопленный визуальный багаж. Соответствующее образование я начал получать в художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, затем будучи студентом 4 курса монументальной живописи дополнительно поступил в фонд "Про Арте", на программу занимающуюся подготовкой художников в области современных визуальных искусств.

— Вы считаете, что художнику необходимо классическое — в современном понимании — художественное образование?

— Нет, я так не считаю. Зачастую наиболее интересными художниками, практикующими современное искусство, становятся люди из других профессий.

— Как давно вы занимаетесь выставочной деятельностью?

— Примерно с 2008 года — мне тогда было 24 года. На протяжении нескольких лет я сотрудничал с музеем политической истории России. Например, в 2011 году вместе с ассистировавшим мне артистом сделал перформанс "Монумент 47.70". Эта работа обращалась к проблеме культурной ксенофобии. Сейчас я могу сказать, что место проведения не совсем соответствовало заявленной теме. Мои работы или проекты всегда были сфокусированы на политическом аспекте реальности, в этом отношении я считаю очень показательным высказывание французского писателя Шарля Монталамбера: "Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами". А также очень емкое высказывание феминисткой активистки "второй волны" публициста Кэрол Ханиш: "Личное – это политическое". При этом, я придерживаюсь мнения, что политическое искусство и политическая активность, это далеко не одно и тоже. Политическое искусство — это, прежде всего, определенные стратегии, и совершенно не обязательно "политические темы". Если кто-то делает произведение на политическую тему — это совершенно не означает, что эта работа имеет какое-то отношение к политическому искусству.

— Существует ли для вас проблема поиска формы творческого выражения или это происходит само собой?

— Поиск необходимой формы для высказывания является одной из основных проблем при разработке каждого проекта. В каком месте, в какой форме и кто будет являться адресатом — это и есть то, из чего состоит любой проект или работа. Моментально возникают только отдельные ходы или решения, перед этим всегда следует долговременный процесс поиска и разработки. Чтобы прийти к какому-то решению, необходимо поднимать большие информационные пласты, анализировать их, и собирать в необходимую осмысленную конструкцию.

— Можете ли назвать свое творчество авангардным? Есть ли в нем эксперимент?

— Мне сложно говорить о себе, как о представителе какого-то нового авангардного течения, потому что я не считаю, что открываю что-то новое, до сих пор неизвестное миру. Скорее я воспринимаю искусство как средство, определенный язык, позволяющий работать в информационном поле. А эксперимент, безусловно, это то, без чего само понятие современного искусства немыслимо. Если в работе нет эксперимента, то это становится бессмысленным дублированием одного и того же штампа.


— Насколько, по вашему мнению, авангардно современное петербургское искусство?

— Такого понятия, как современное петербургское искусство вообще не существует. Чтобы говорить о современном петербургском искусстве, мы должны констатировать наличие четко артикулированной, единой для большого числа последователей идеи или концепции. А поскольку говорить о наличии такого связующего еще рано, то и рассуждать об авангардности, к сожалению, не приходится.

— Современный Петербург вдохновляет на творчество или это душный мегаполис, который необходимо периодически покидать в поисках вдохновения?

— Петербург — это место тотальной индифферентности, и меня здесь крайне привлекает преодоление этого фактора, направленного на умерщвление любой активной позиции. Поэтому как площадка Петербург представляет значительный интерес и в поисках "вдохновения" мне ее покидать не приходится.

— В вашем творчестве вы обращаетесь к религиозной тематике. Не опасаетесь ли неадекватной реакции со стороны церковных клириков?

— В своих последних проектах я разрабатываю тему отношений между культурой и культом, в частности меня интересует, как идеология, облекаемая в форму религии, вторгается в личное поле человека, и, утверждая культ страха, превращает общество в механизм направленный на формирование очередной модели идеологического абсолюта. Поэтому ставя перед собой вопрос о неадекватной реакции, и воспитывая в себе "культ страха", я сам буду являться проводником этого страха, и тогда работа в данной области теряет всякий смысл.

— Нет ли опасений, что вас будут обвинять в оскорблении чувств верующих?

— Кого, по какому поводу, и в какой момент могут начать обвинять в "оскорблении чувств верующих", теперь уже не сможет сказать ни прокурор, ни правозащитник.

— При подготовке перфоманса "Непобедимая победа" у вас были сложности с поиском площадки. Хозяева галерей боялись негативной реакции на акцию с протодиаконом Петром?

— Если бы дирекция площадки досконально знала обо всех составных частях проекта, то мне никогда не дали бы ее использовать. Любая экспозиционная площадка принадлежит какой-то институции, а та за редким исключением, принадлежит государству, и поэтому одной из ее функций является блокирование любых высказываний, не работающих на утверждение и поддержку установленного режима.

— Сейчас есть подобные проблемы?

— Подобные проблемы возникают всегда, и я думаю, что это неотъемлемо от процесса реализации проекта.

— Можно ли сказать, что акция у Казанского собора сделала вас если не знаменитым, то узнаваемым?

— Я думаю, что акция у Казанского собора скорее сделала узнаваемой проблему, о которой я говорил.

— А нужна ли, по вашему мнению, современному художнику широкая популярность?

— Вопрос популярности – это вопрос мотивации и пространства, в котором работает художник. Популярность как самоцель — это никому не нужное и бессмысленное самолюбование. Такая "популярность" никуда не приводит человека, он только оказывается скован мнимой статусностью. В любом случае, через некоторое время его вытеснят новые "популярные" образы, необходимые для поддержания "арены зрелищ". Популярность как средство означает право на высказывание, которое дает возможность поставить что-то в противовес идеологической машине, осуществляющей свою работу, в том же самом информационном поле.

— В следующих акциях вы будете продолжать развивать "околорелигиозную" тематику? Нет желания перейти в политическую плоскость? Или вообще отойти от этого направления в сторону большей социальной направленности вашего творчества?

— Нет никакой границы между "политической плоскостью" и тем, что идеологический аппарат преподносит в качестве официальной религии. А так как идеология является основным инструментом управления социумом, то и какого-то отрыва от социальной направленности я в своих проектах тоже не вижу.

В ближайшее время у меня запланирована реализация двух проектов: первый из них направлен на создание независимого интернет-ресурса, целью которого будет являться освещение проблем и вопросов, связанных с политическим искусством и его взаимодействию с обществом. Второй проект продолжает развивать тему отношений между культурой и культом, в этот раз он будет сфокусирован на отношениях между искусством, церковью и идеологией Третьего рейха. Одной из частей этого проекта явилось открытое письмо Всеволоду Анатольевичу Чаплину, в котором исследовалась реакция церковно-идеологического аппарата, на предложение создать экспериментальную лабораторию, прототипом для которой явился собирательный образ аналогичных лабораторий, использовавшихся во времена Третьего рейха.

Беседовал Константин Петров

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


Мнение

mil.ru Кимериканская трагедия Украина не станет пороховой бочкой, способной, примерно как старые Балканы, разнести в клочья нашу цивилизацию. Очередная мировая война может возникнуть совершенно в ином месте и по иным причинам.

Фото Надежды Красновой Зачем интеллигенции духовность? Интеллигенция в России слилась со средним классом. У нее больше нет необходимости испытывать вину перед народом — доступ к колбасе у всех примерно одинаковый. А влиять на власть она не могла никогда.

globalrussians.com Враг Америки: как это работает Цель США на мировой арене — не захватить чужие полезные ископаемые, не принести народам свободу и демократию, а сделать так, чтобы ни одна страна, ни один континент не могли угрожать американским интересам.

Фото Александры Хандрамай Немота "Русской весны" "Белая" риторика, возможно, отвечает задачам "Весны", но отталкивает бедных и нерусских. "Красная" привлекательна для большинства, но противоречит ее необъявленным целям. В результате у российского агитпропа просто нет слов. (5)

er.ru Праздник послушания Скоро половину граждан России призовут к урнам. Выборная кампания в нынешнем сезоне до того нелепа, что одним этим и интересна. Впервые за четверть века у нас чисто советские выборы, но только без старинных отшлифованных ритуалов.

Фото Ксении Булетовой Степень и звание Современное российское общество строго иерархическое. До цветовой дифференциации штанов мы еще не докатились, но потребность в формальных знаках отличия явно существует. Однако почему представители власти так любят щеголять именно учеными степенями?

Фото Алексея Степанова Когда новые технологии похоронят нашу экономику Технологии добычи сланцевых нефти и газа, наряду с широким распространением ветряков и солнечных батарей, для России выглядят как аналог европейских проблем двухсотлетней давности. (60)

Фото с сайта nevzorov.tv Возвращение Невзорова Александр Невзоров, вчерашний патриот-империалист, сегодня стал главным российским либералом и христианином, в своих заявлениях опирающимся на строгую логику и недурной русский язык.
Аналитика, интервью, репортажи

mosgorsud.ru 31 июля 2014 "Баста, карапузики" "В рамках кампании "За честные выборы" в Петербурге проходит по 25 судебных заседаний в день". Эта шутка оппозиционера Сухарева слишком похожа на правду. Первые выигранные дела стали скорее исключениями, чем правилами.

Фото Софьи Моховой 30 июля 2014 Операция "Регистрация" завершена В Петербурге закончилась регистрация кандидатов в муниципальные депутаты. Количество конкурентов оказалось рекордным, а надежды оппозиции не сбылись.

Фото Марии Чегляевой 30 июля 2014 "Экспо-тур" потонул в Черном море Уже третья турфирма за последние две недели прекратила свое существование. Некоторые видят в этом нездоровую закономерность. И почти все эксперты называют не только экономические, но и политические причины банкротств.

Фото с сайта wikipedia.org 29 июля 2014 Болливуд нам только снится Сколько бы вузы не выпускали режиссеров, добиться успеха в кино могут единицы. "Росбалт" выяснял, кто и как учит будущих Тарковских, и могут ли тысячи начинающих специалистов найти работу в ограниченном мире российского кинематографа.

Фото из личного архива Льва Шлосберга 28 июля 2014 "Хотелка" губернатора может стать явью" Оппозиция Псковской области столкнулась с теми же проблемами при регистрации кандидатов в губернаторы, что и их коллеги в Петербурге. Претендент на кресло главы региона Лев Шлосберг рассказал, как и почему на выборы идут "ручные" политики.

Из личного архива художника 26 июля 2014 Несущий русский стиль Каждая картина художника Игоря Вишни — плод размышлений о мире, истории, живописи. И его главное размышление последних лет — русский сакральный стиль, который отражен в Лицевом летописном своде Ивана Грозного. Эту "Царь-Книгу", уверяет Игорь, должен знать каждый россиянин.

Фото Александра Калинина 25 июля 2014 Подлог общественного мнения Сразу после завершения регистрации кандидатов в губернаторы Петербурга стало известно о давлении на избирателей. Горожане уверяют, что вынуждены были заполнять анкеты, указывая свои контакты и имя политика, за которого будут голосовать. (3)

Фото Надежды Красновой 25 июля 2014 Отдохнуть и не лишиться жизни С начала лета в Ленобласти утонули 17 человек, еще несколько стали жертвами экстремального спорта. Эксперты считают, что трагически может закончиться даже шахматный турнир, если у участников нет дисциплины, а организаторы не заботились о безопасности.
Сегодня читают
Форум
Стиль жизни

Наука и технологии

NASA собирается получить кислород на Марсе

Здоровье

Фото Надежды Красновой

Ученые: Спорт меняет восприятие человека в позитивную сторону

Авто

Стоп-кадр видео

Инженеры создали мотоцикл, который не падает

Путешествие

Фото Марии Лепетюхиной

Нормандский город готовится к фестивалю моркови

Мода

Стоп-кадр видео

В США вручили награды самым сексуальным звездам

Культура

Фото Надежды Красновой

Голливудские режиссеры призывают спасти кинопленку

На виду

Стоп-кадр видео

Отец Эми Уайнхаус готовит к выпуску второй альбом

Из ряда вон

Фото Анны Волосник

Психологи: Общаться с незнакомцами — полезно

Обзоры блогосферы

Фото Марии Чегляевой 31 июля 2014 Крым сегодня и завтра После присоединения Крыма к России у многих крымчан были большие ожидания. Сейчас очевидно, что Крым остался без двух основных артерий, которые каждое лето поставляли ему жизненно необходимых туристов. (2)

Карикатура Александра Сергеева, из архива газеты "Час пик" 30 июля 2014 Пропаганда работает хорошо В России создана такая информационная среда, в которой человек со всех сторон получает только ту информацию, которая выгодна государству. Выбор у него крайне скуден, а в офлайне его и вовсе нет. (2)

Фото Александры Хандрамай 30 июля 2014 Четыре дня в Горловке Простым гражданским людям, которые там живут — глубоко плевать, чьи снаряды падали им на головы. От украинской армии, от ополчения, или еще от кого-либо — абсолютно все равно. Они убивают одинаково.

Фото ИА Росбалт 29 июля 2014 Эффект "консерватизма" Подавляющее число россиян – приспособленцы и не имеют никакой идеологии. Истинная религиозность характерна для 8% россиян, патриотизм – для 14%. Жертвовать чем-то ради страны готовы только 30%.
Люди несут цветы к посольствам Нидерландов и Малайзии в Москве Прощание с Новодворской III Московский международный фестиваль Moscow Flower Show Экскурсия по Калининградскому янтарному комбинату День Достоевского-2014 Детей с Украины крестят в лагере беженцев Тест-драйв кроссовера Skoda Yeti FL Алые паруса-2014 Лагерь беженцев с Донбасса под Ростовом Выставка авторского ювелирного искусства в Калининграде
Главное

Москва

Фото Анны Семенец В зону платной парковки попали еще 153 московских улицы

Санкт-Петербург

Пресс-служба ФК "Зенит" "Зенит" отправился в Тулу на первый матч в рамках Чемпионата России

Вся Россия

Фото Надежды Красновой "РГ": С арестованного счета Надежды Цапок неизвестные сняли 92 млн рублей

Вокруг России

vesti.ru В Минске проходят консультации трехсторонней группы с руководством ДНР

Бизнес

G7 выступит против финансирования Всемирным банком российских проектов

Украина

Стоп-кадр видео Эксперты ОБСЕ: На месте падения Boeing остаются тела погибших