"Без эксперимента искусство немыслимо"

Фото Марии Рахманиновой

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой "Росбалта" — художник Петр Павленский.

Имя петербургского художника Петра Павленского буквально прогремело этим летом, после того, как он провел одну из самых необычных неоднозначно воспринятых акций в поддержку панк-группы Pussy Riot. Вышедший к Казанскому собору с зашитым ртом, Павленский держал в руках плакат с надписью: "Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа". Под "знаменитой акцией" художник подразумевал попытку Иисуса выгнать торговцев из храма. По мнению Павленского, повтори это Иисус сейчас — его бы попросту посадили.

— Петр, о вас стали говорить только этим летом, но ваш творческий путь начался гораздо раньше. В каком возрасте вы начали интересоваться искусством?

— В 19 лет, что по меркам традиционных художественных институций считается поздним сроком, однако практика показала, что это очередной расхожий штамп. В моем развитии и становлении как художника, определяющую роль сыграла осознанность выбора и накопленный визуальный багаж. Соответствующее образование я начал получать в художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, затем будучи студентом 4 курса монументальной живописи дополнительно поступил в фонд "Про Арте", на программу занимающуюся подготовкой художников в области современных визуальных искусств.

— Вы считаете, что художнику необходимо классическое — в современном понимании — художественное образование?

— Нет, я так не считаю. Зачастую наиболее интересными художниками, практикующими современное искусство, становятся люди из других профессий.

— Как давно вы занимаетесь выставочной деятельностью?

— Примерно с 2008 года — мне тогда было 24 года. На протяжении нескольких лет я сотрудничал с музеем политической истории России. Например, в 2011 году вместе с ассистировавшим мне артистом сделал перформанс "Монумент 47.70". Эта работа обращалась к проблеме культурной ксенофобии. Сейчас я могу сказать, что место проведения не совсем соответствовало заявленной теме. Мои работы или проекты всегда были сфокусированы на политическом аспекте реальности, в этом отношении я считаю очень показательным высказывание французского писателя Шарля Монталамбера: "Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами". А также очень емкое высказывание феминисткой активистки "второй волны" публициста Кэрол Ханиш: "Личное – это политическое". При этом, я придерживаюсь мнения, что политическое искусство и политическая активность, это далеко не одно и тоже. Политическое искусство — это, прежде всего, определенные стратегии, и совершенно не обязательно "политические темы". Если кто-то делает произведение на политическую тему — это совершенно не означает, что эта работа имеет какое-то отношение к политическому искусству.

— Существует ли для вас проблема поиска формы творческого выражения или это происходит само собой?

— Поиск необходимой формы для высказывания является одной из основных проблем при разработке каждого проекта. В каком месте, в какой форме и кто будет являться адресатом — это и есть то, из чего состоит любой проект или работа. Моментально возникают только отдельные ходы или решения, перед этим всегда следует долговременный процесс поиска и разработки. Чтобы прийти к какому-то решению, необходимо поднимать большие информационные пласты, анализировать их, и собирать в необходимую осмысленную конструкцию.

— Можете ли назвать свое творчество авангардным? Есть ли в нем эксперимент?

— Мне сложно говорить о себе, как о представителе какого-то нового авангардного течения, потому что я не считаю, что открываю что-то новое, до сих пор неизвестное миру. Скорее я воспринимаю искусство как средство, определенный язык, позволяющий работать в информационном поле. А эксперимент, безусловно, это то, без чего само понятие современного искусства немыслимо. Если в работе нет эксперимента, то это становится бессмысленным дублированием одного и того же штампа.


— Насколько, по вашему мнению, авангардно современное петербургское искусство?

— Такого понятия, как современное петербургское искусство вообще не существует. Чтобы говорить о современном петербургском искусстве, мы должны констатировать наличие четко артикулированной, единой для большого числа последователей идеи или концепции. А поскольку говорить о наличии такого связующего еще рано, то и рассуждать об авангардности, к сожалению, не приходится.

— Современный Петербург вдохновляет на творчество или это душный мегаполис, который необходимо периодически покидать в поисках вдохновения?

— Петербург — это место тотальной индифферентности, и меня здесь крайне привлекает преодоление этого фактора, направленного на умерщвление любой активной позиции. Поэтому как площадка Петербург представляет значительный интерес и в поисках "вдохновения" мне ее покидать не приходится.

— В вашем творчестве вы обращаетесь к религиозной тематике. Не опасаетесь ли неадекватной реакции со стороны церковных клириков?

— В своих последних проектах я разрабатываю тему отношений между культурой и культом, в частности меня интересует, как идеология, облекаемая в форму религии, вторгается в личное поле человека, и, утверждая культ страха, превращает общество в механизм направленный на формирование очередной модели идеологического абсолюта. Поэтому ставя перед собой вопрос о неадекватной реакции, и воспитывая в себе "культ страха", я сам буду являться проводником этого страха, и тогда работа в данной области теряет всякий смысл.

— Нет ли опасений, что вас будут обвинять в оскорблении чувств верующих?

— Кого, по какому поводу, и в какой момент могут начать обвинять в "оскорблении чувств верующих", теперь уже не сможет сказать ни прокурор, ни правозащитник.

— При подготовке перфоманса "Непобедимая победа" у вас были сложности с поиском площадки. Хозяева галерей боялись негативной реакции на акцию с протодиаконом Петром?

— Если бы дирекция площадки досконально знала обо всех составных частях проекта, то мне никогда не дали бы ее использовать. Любая экспозиционная площадка принадлежит какой-то институции, а та за редким исключением, принадлежит государству, и поэтому одной из ее функций является блокирование любых высказываний, не работающих на утверждение и поддержку установленного режима.

— Сейчас есть подобные проблемы?

— Подобные проблемы возникают всегда, и я думаю, что это неотъемлемо от процесса реализации проекта.

— Можно ли сказать, что акция у Казанского собора сделала вас если не знаменитым, то узнаваемым?

— Я думаю, что акция у Казанского собора скорее сделала узнаваемой проблему, о которой я говорил.

— А нужна ли, по вашему мнению, современному художнику широкая популярность?

— Вопрос популярности – это вопрос мотивации и пространства, в котором работает художник. Популярность как самоцель — это никому не нужное и бессмысленное самолюбование. Такая "популярность" никуда не приводит человека, он только оказывается скован мнимой статусностью. В любом случае, через некоторое время его вытеснят новые "популярные" образы, необходимые для поддержания "арены зрелищ". Популярность как средство означает право на высказывание, которое дает возможность поставить что-то в противовес идеологической машине, осуществляющей свою работу, в том же самом информационном поле.

— В следующих акциях вы будете продолжать развивать "околорелигиозную" тематику? Нет желания перейти в политическую плоскость? Или вообще отойти от этого направления в сторону большей социальной направленности вашего творчества?

— Нет никакой границы между "политической плоскостью" и тем, что идеологический аппарат преподносит в качестве официальной религии. А так как идеология является основным инструментом управления социумом, то и какого-то отрыва от социальной направленности я в своих проектах тоже не вижу.

В ближайшее время у меня запланирована реализация двух проектов: первый из них направлен на создание независимого интернет-ресурса, целью которого будет являться освещение проблем и вопросов, связанных с политическим искусством и его взаимодействию с обществом. Второй проект продолжает развивать тему отношений между культурой и культом, в этот раз он будет сфокусирован на отношениях между искусством, церковью и идеологией Третьего рейха. Одной из частей этого проекта явилось открытое письмо Всеволоду Анатольевичу Чаплину, в котором исследовалась реакция церковно-идеологического аппарата, на предложение создать экспериментальную лабораторию, прототипом для которой явился собирательный образ аналогичных лабораторий, использовавшихся во времена Третьего рейха.

Беседовал Константин Петров

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


Мнение

пресс-служба Кремля Она приспособится Владимир Путин развеял все сомнения насчет своей антикризисной программы. Ее просто нет. Стране предложено жить накопленными резервами, санкций не бояться, ничего не менять и спокойно ждать, пока экономика сама подладится к дешевой нефти.

Фото Мартина Коллара У Кащенко устали смеяться В России появилось липкое, отвратительное слово "импортозамещение". Наша промышленность создавалась великими жертвами. Тем удивительнее та невыносимая легкость, с которой она была разрушена, а мы поверили в постиндустриальный мир. (22)

Стоп-кадр видео Карающий меч дефолта Без экономических связей с Россией Украину ждет дефолт. Сохранить их она может лишь в обмен на разворот внешней политики. Но им пока даже не пахнет. Поэтому готовимся стать зрителями и участниками "фильма-катастрофы". (16)

Фото Анны Семенец Остров Россия и грязные задницы Россия в цивилизационном развитии отстает от Запада, да и от некоторых стран Востока. Грязь у нас и при сильном рубле, и при слабом. Почему бы не перенять технологии, которые позволят стать чище? (5)

Центральный банк становится крайним До недавнего времени падение рубля устраивало российские власти. Однако теперь они испугались. И Центробанк, который согласовывает все свои действия с Кремлем, вынужден был пойти на решительные меры.

Опять девяностые! Это возглас дня. Призраки позапрошлого десятилетия возвращаются. Те, кому за 35, вспоминают полузабытые навыки. Те, кто младше, растерянно смотрят на распад привычной жизни. Мы не поняли 90-е и должны пережить их снова.

Фото Виктора Ядухи Сколько стоит подъем на "Храмовую гору"? То, что происходит сейчас в российской экономике, обусловлено не кризисом, а стремлением построить "третью империю". Доказательством тому может служить ситуация в других странах-нефтеэкспортерах.

фото Софьи Моховой Магия невежества Мистические передачи на российском телевидении стали мейнстримом. А вот научно-просветительских программ почти нет. Поэтому не стоит удивляться, если обещанные "высокотехнологичные рабочие места" в ближайшем будущем займут маги и экстрасенсы. (6)
Аналитика, интервью, репортажи

Фото Дмитрия Васильева 18 декабря 2014 Ажиотаж в Петербурге: сметают все Горожане опустошают прилавки магазинов — скупают технику и товары для дома. При этом в автомобильных салонах уже закончились машины, а в Ленинградскую область приехали финны и эстонцы за дешевым бензином. (1)

Фото с сайта РАЕН 17 декабря 2014 "Слава богу, что я состарился!" Какие преимущества имеет вторая половина жизни? Что такое "третий" возраст человека? Почему после 60-ти люди живут иногда лучше, чем в молодости? На эти и другие вопросы ответил ученый-геофизик президент РАЕН Олег Кузнецов. (4)

Л1 17 декабря 2014 "Если у вас есть ипотека, вы попали" Россиянам придется расстаться с мечтой о покупке квартиры в кредит. Если ключевая ставка в 17% продержится пару месяцев, ипотека подорожает до 20–25% годовых. (7)

Фото пресс-службы Большой хоральной синагоги 16 декабря 2014 Петербург встречает Хануку Евреи готовятся отмечать Хануку. С этим праздником связана легенда о меноре, которая чудесным образом горела восемь дней, несмотря на то, что масла в ней должно было хватить лишь на сутки.

vesti.ru 15 декабря 2014 Бывший депутат умер в соликамской тюрьме В колонии умер бывший помощник Собчака Юрий Шутов. Он был приговорен к пожизненному сроку за пять убийств. Одни считают, что наказание было заслуженным, другие уверены: Шутов пострадал за борьбу с коррупцией. (2)

Фото с сайта spbnovo.ru 15 декабря 2014 Надежда "Реактива" Если скандальный проект планировки территории в Невском районе будет утвержден, то между улицей Дыбенко и улицей Крыленко построят жилые дома. А это поставит под угрозу существование одного из старейших предприятий химической отрасли — ОАО "Реактив".

Фото Софьи Моховой 14 декабря 2014 Депутаты 20 лет спустя 14 декабря 1994 года состоялось первое заседание петербургского парламента. Народные избранники считают, что именно в первом созыве было место настоящему законотворчеству. В Мариинский дворец тогда попали люди, с которыми приходилось считаться Смольному. (1)

Фото из личного архива группы 14 декабря 2014 "Есть задумка песни про вежливых людей" Музыкальные критики заметили группу Neon Lights еще в 2011 году. С тех пор электроп-дуэт, состоящий из журналистов Евгения Лазаренко и Макса Хагена, обзавелся местными фанатами и не раз давал концерты в ночных клубах.
Сегодня читают
Форум
Стиль жизни

Наука и технологии

Александр Шахназаров

Японцы разработали пианино, на котором можно играть без рук

Здоровье

Интенсивное дыхание помогает похудеть

Авто

Фото Ксении Булетовой

В Европе выберут автомобиль года

Путешествие

Фото Николая Ульянова

Горнолыжные курорты во Франции не могут работать из-за отсутствия снега

Мода

Christian Dior FW 2012/13

Модный дом Dior отмечает 68-летие

Культура

ООН отмечает день арабского языка

На виду

СМИ: Николь Кидман станет матерью двойни

Из ряда вон

Стоп-кадр видео

Нарезка из самых впечатляющих видео уходящего года стала хитом YouTube (видео)

Обзоры блогосферы

пресс-служба Кремля 18 декабря 2014 Не тот Путин Мы все делаем правильно, надо лишь только потерпеть, нефть снова подорожает и все будет в порядке — вот и вся реальная макроэкономическая программа партии и правительства. Не густо. (2)

Фото Ксении Булетовой 18 декабря 2014 Что будет Беда страны в ее нынешнем виде в том, что она принадлежит "силовикам". Это огромный паразитический слой, и, что самое печальное, против него в стране нет механизмов.

stocksandtrading.com 18 декабря 2014 Три кризиса Сейчас мы столкнулись с тремя разными кризисами: кризис финансирования экономики и корпоративного внешнего долга, перспективный бюджетный кризис из-за снижения цен на нефть и кризис доверия инвесторов к России. (2)

Фото ИА Росбалт 17 декабря 2014 Ликбез о новых санкциях Как заявил Белый дом, Обама подпишет закон, по которому против РФ будут введены новые санкции. Сообщается, что подписывать он его не очень хочет, но вынужден под давлением Конгресса. (4)
В Петербурге на подиум вышли пенсионерки и Андрей Ургант "Диана Вишнева. Context" Петербуржцы просят чиновников "убрать руки" от стационаров Фестиваль бачаты, кизомбы и сальсы собрал любителей и профессионалов Молодые модельеры показали мастерство Тысячи активистов устроили акцию протеста в Хельсинки "Русский марш" в Калининграде Коллекция украшений из янтаря Valentin Yudashkin Royal Amber Похороны юного ополченца Янтарная комната в детском санатории
Главное

Москва

пресс-служба Кремля Путин пригласил Евтушенкова на встречу с представителями российского бизнеса

Санкт-Петербург

Фото пресс-службы ГУ МЧС по Петербургу В Кировском районе ограничено движение из-за прорыва трубы

Вся Россия

Фото Петра Трункова В Улан-Удэ горожане смели с полок "стратегические" продукты

Вокруг России

Фото Полины Быковских Белоруссия насчитала около $740 млн потерь от торговли с РФ

Бизнес

Стоп-кадр видео, 1 канал Отменен обмен активами между BASF и "Газпромом"

Украина

Фото Надежды Красновой У Европы закончились деньги на Украину