"Без эксперимента искусство немыслимо"

Фото Марии Рахманиновой

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой "Росбалта" — художник Петр Павленский.

Имя петербургского художника Петра Павленского буквально прогремело этим летом, после того, как он провел одну из самых необычных неоднозначно воспринятых акций в поддержку панк-группы Pussy Riot. Вышедший к Казанскому собору с зашитым ртом, Павленский держал в руках плакат с надписью: "Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа". Под "знаменитой акцией" художник подразумевал попытку Иисуса выгнать торговцев из храма. По мнению Павленского, повтори это Иисус сейчас — его бы попросту посадили.

— Петр, о вас стали говорить только этим летом, но ваш творческий путь начался гораздо раньше. В каком возрасте вы начали интересоваться искусством?

— В 19 лет, что по меркам традиционных художественных институций считается поздним сроком, однако практика показала, что это очередной расхожий штамп. В моем развитии и становлении как художника, определяющую роль сыграла осознанность выбора и накопленный визуальный багаж. Соответствующее образование я начал получать в художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, затем будучи студентом 4 курса монументальной живописи дополнительно поступил в фонд "Про Арте", на программу занимающуюся подготовкой художников в области современных визуальных искусств.

— Вы считаете, что художнику необходимо классическое — в современном понимании — художественное образование?

— Нет, я так не считаю. Зачастую наиболее интересными художниками, практикующими современное искусство, становятся люди из других профессий.

— Как давно вы занимаетесь выставочной деятельностью?

— Примерно с 2008 года — мне тогда было 24 года. На протяжении нескольких лет я сотрудничал с музеем политической истории России. Например, в 2011 году вместе с ассистировавшим мне артистом сделал перформанс "Монумент 47.70". Эта работа обращалась к проблеме культурной ксенофобии. Сейчас я могу сказать, что место проведения не совсем соответствовало заявленной теме. Мои работы или проекты всегда были сфокусированы на политическом аспекте реальности, в этом отношении я считаю очень показательным высказывание французского писателя Шарля Монталамбера: "Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами". А также очень емкое высказывание феминисткой активистки "второй волны" публициста Кэрол Ханиш: "Личное – это политическое". При этом, я придерживаюсь мнения, что политическое искусство и политическая активность, это далеко не одно и тоже. Политическое искусство — это, прежде всего, определенные стратегии, и совершенно не обязательно "политические темы". Если кто-то делает произведение на политическую тему — это совершенно не означает, что эта работа имеет какое-то отношение к политическому искусству.

— Существует ли для вас проблема поиска формы творческого выражения или это происходит само собой?

— Поиск необходимой формы для высказывания является одной из основных проблем при разработке каждого проекта. В каком месте, в какой форме и кто будет являться адресатом — это и есть то, из чего состоит любой проект или работа. Моментально возникают только отдельные ходы или решения, перед этим всегда следует долговременный процесс поиска и разработки. Чтобы прийти к какому-то решению, необходимо поднимать большие информационные пласты, анализировать их, и собирать в необходимую осмысленную конструкцию.

— Можете ли назвать свое творчество авангардным? Есть ли в нем эксперимент?

— Мне сложно говорить о себе, как о представителе какого-то нового авангардного течения, потому что я не считаю, что открываю что-то новое, до сих пор неизвестное миру. Скорее я воспринимаю искусство как средство, определенный язык, позволяющий работать в информационном поле. А эксперимент, безусловно, это то, без чего само понятие современного искусства немыслимо. Если в работе нет эксперимента, то это становится бессмысленным дублированием одного и того же штампа.


— Насколько, по вашему мнению, авангардно современное петербургское искусство?

— Такого понятия, как современное петербургское искусство вообще не существует. Чтобы говорить о современном петербургском искусстве, мы должны констатировать наличие четко артикулированной, единой для большого числа последователей идеи или концепции. А поскольку говорить о наличии такого связующего еще рано, то и рассуждать об авангардности, к сожалению, не приходится.

— Современный Петербург вдохновляет на творчество или это душный мегаполис, который необходимо периодически покидать в поисках вдохновения?

— Петербург — это место тотальной индифферентности, и меня здесь крайне привлекает преодоление этого фактора, направленного на умерщвление любой активной позиции. Поэтому как площадка Петербург представляет значительный интерес и в поисках "вдохновения" мне ее покидать не приходится.

— В вашем творчестве вы обращаетесь к религиозной тематике. Не опасаетесь ли неадекватной реакции со стороны церковных клириков?

— В своих последних проектах я разрабатываю тему отношений между культурой и культом, в частности меня интересует, как идеология, облекаемая в форму религии, вторгается в личное поле человека, и, утверждая культ страха, превращает общество в механизм направленный на формирование очередной модели идеологического абсолюта. Поэтому ставя перед собой вопрос о неадекватной реакции, и воспитывая в себе "культ страха", я сам буду являться проводником этого страха, и тогда работа в данной области теряет всякий смысл.

— Нет ли опасений, что вас будут обвинять в оскорблении чувств верующих?

— Кого, по какому поводу, и в какой момент могут начать обвинять в "оскорблении чувств верующих", теперь уже не сможет сказать ни прокурор, ни правозащитник.

— При подготовке перфоманса "Непобедимая победа" у вас были сложности с поиском площадки. Хозяева галерей боялись негативной реакции на акцию с протодиаконом Петром?

— Если бы дирекция площадки досконально знала обо всех составных частях проекта, то мне никогда не дали бы ее использовать. Любая экспозиционная площадка принадлежит какой-то институции, а та за редким исключением, принадлежит государству, и поэтому одной из ее функций является блокирование любых высказываний, не работающих на утверждение и поддержку установленного режима.

— Сейчас есть подобные проблемы?

— Подобные проблемы возникают всегда, и я думаю, что это неотъемлемо от процесса реализации проекта.

— Можно ли сказать, что акция у Казанского собора сделала вас если не знаменитым, то узнаваемым?

— Я думаю, что акция у Казанского собора скорее сделала узнаваемой проблему, о которой я говорил.

— А нужна ли, по вашему мнению, современному художнику широкая популярность?

— Вопрос популярности – это вопрос мотивации и пространства, в котором работает художник. Популярность как самоцель — это никому не нужное и бессмысленное самолюбование. Такая "популярность" никуда не приводит человека, он только оказывается скован мнимой статусностью. В любом случае, через некоторое время его вытеснят новые "популярные" образы, необходимые для поддержания "арены зрелищ". Популярность как средство означает право на высказывание, которое дает возможность поставить что-то в противовес идеологической машине, осуществляющей свою работу, в том же самом информационном поле.

— В следующих акциях вы будете продолжать развивать "околорелигиозную" тематику? Нет желания перейти в политическую плоскость? Или вообще отойти от этого направления в сторону большей социальной направленности вашего творчества?

— Нет никакой границы между "политической плоскостью" и тем, что идеологический аппарат преподносит в качестве официальной религии. А так как идеология является основным инструментом управления социумом, то и какого-то отрыва от социальной направленности я в своих проектах тоже не вижу.

В ближайшее время у меня запланирована реализация двух проектов: первый из них направлен на создание независимого интернет-ресурса, целью которого будет являться освещение проблем и вопросов, связанных с политическим искусством и его взаимодействию с обществом. Второй проект продолжает развивать тему отношений между культурой и культом, в этот раз он будет сфокусирован на отношениях между искусством, церковью и идеологией Третьего рейха. Одной из частей этого проекта явилось открытое письмо Всеволоду Анатольевичу Чаплину, в котором исследовалась реакция церковно-идеологического аппарата, на предложение создать экспериментальную лабораторию, прототипом для которой явился собирательный образ аналогичных лабораторий, использовавшихся во времена Третьего рейха.

Беседовал Константин Петров

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


Мнение

Три успеха и три провала Путина Наш президент — очень успешный человек. Аргументы его оппонентов относительно неустойчивости нынешнего политического режима рассыпаются в прах. Однако экономические прогнозы скептиков сбываются.

Фото Александра Калинина Харьков, Ленин, фантомные боли Россиянам, искренне страдающим от разгула "фашистов", "бандеровцев" и "варваров" на Украине, стоило бы для облегчения мук воспользоваться рецептом нейробиолога Рамачандрана.

Сериал «Обнимая небо» Милены Фадеевой Унесенные не в ту степь "Обнимая небо" Милены Фадеевой — это сериал про адюльтер и подростковую эротику в отдаленном советском гарнизоне. Истребители и фигуры высшего пилотажа стали "ружьем на стене", которое так и не выстрелило.

Фото Юлии Федоровой Делай как мы В нынешнем году наша держава поразила мир, вырвавшись из коридора, в котором российская политика находилась предыдущие 20 лет. А что будет, если прочие страны тоже покинут рамки, в которых их привыкли видеть?

Фото Евгения Евдокимова Элита без интеллектуалов Дети нашей элиты крепко сидят на чужой земле, доказывая этим ханжество и лицемерие игры их отцов в казенный патриотизм. И в этом, конечно, коренное отличие российского чиновника от чиновника советского. (9)

ontustik.gov.kz Почему Россия неконкурентоспособна Конкуренция может развиваться только в правовой среде. А не в такой, где власть и рынок составляют некий симбиоз, благодаря которому бизнес получает государственную протекцию в обмен на "правильные" вложения.

Капканы реальной политики Советско-германский "Договор о дружбе и границе" был еще большим триумфом realpolitik, чем пакт Молотова–Риббентропа. Юбилей этого договора напоминает, какие сюрпризы несет безоглядное стремление к державной выгоде.

Одаривающее общество В Советском Союзе доступ к материальным и духовным ценностям регулировался государством. Если Россия вернется к такой системе, вслед за европейским сыром дефицитом станут и продукты западной культуры.
Аналитика, интервью, репортажи

Фото пресс-службы ФК "Зенит" 02 октября 2014 Очередной "сухарь" на "Петровском" Второй матч подряд "Зенит" проводит в нулевую ничью. И пускай результат с "Монако" позволил питерцам сохранить за собой первое место в группе, в активе петербуржцев всего четыре набранных очка.

Фото со страницы Олега Кашина в Фэйсбуке 01 октября 2014 "Жестокие слова приводят к насилию" Конфликт на Украине расколол российское общество, потому что его уже переполняли ярость и ненависть, считает журналист Олег Кашин. По его мнению, самое неприятное, что может случиться с Россией в будущем — это имитация смены режима. (6)

Стоп-кадр видео 30 сентября 2014 Экзамен преткновения С 1 января 2015 года для получения разрешения на работу в России мигранты обязаны будут сдавать тестирование по русскому языку, истории и основам законодательства РФ. Однако в среде его разработчиков никак не утихают споры.

Фото Дарьи Мироновой 29 сентября 2014 Танцы и песни как лекарство от старости Кто поможет пенсионеру вскопать огород, научит пользоваться Интернетом или просто предложит интересное занятие без больших затрат? В Петербурге существуют десятки центров, которые помогут скрасить досуг пожилых людей.

Фото предоставлено Мариной Колдобской 29 сентября 2014 "Обществу нужен проповедник или психиатр" О том, почему закончился постмодернизм, о букашках с цветочками, за которыми скрываются вожделение, страх и агрессия, рассказала художник, критик, литератор Марина Колдобская. (1)

Фото пресс-службы ФК "Зенит" 28 сентября 2014 "Зенит" – "Спартак": победили московские фанаты "Мясо в городе. Сидите дома", — так московские болельщики поприветствовали пустой вираж. Весь матч они легко перекрикивали 15 тыс. петербургских фанатов.

globalpartnersmba.com 26 сентября 2014 Китай атакует На российский рынок могут хлынуть фрукты и овощи из китайской провинции Шаньдун. Защитники прав потребителей предупреждают, что продукция из Поднебесной может оказаться вредной и дорогой. (26)

Фото из личного архива Александра Ефремова 25 сентября 2014 Российская культура обретет "Основы" "Основы государственной культурной политики" ни к чему не обязывают и ничего не меняют. Впрочем, творческая элита рада хотя бы тому, что здесь государство не выступает как безусловный регулятор.
Сегодня читают
Форум
Стиль жизни

Наука и технологии

Фото Надежды Красновой

Психологи: О чувствах другого человека можно узнать по его голосу

Здоровье

Фото Марины Бойцовой

Диетологи признали огурец одним из самых полезных продуктов

Авто

Фото ИА Росбалт

Mercedes готовит к выпуску компактный внедорожник

Путешествие

Заброшенные станции лондонского метро превратят в отели и магазины

Мода

Стоп-кадр видео

Барби в образе дизайнера Лагерфельда распродались за один день

Культура

фото Петра Трункова

В Петербурге стартовала 4-я Балтийская биеннале

На виду

Кадр из фильма "Сумерки"

Facebook покажет короткометражные продолжения "Сумерек"

Из ряда вон

Фото Надежды Красновой

В Таиланде производят элитный кофе с помощью слонов

Обзоры блогосферы

vesti.ru 01 октября 2014 Даже не фашисты С прошлой недели населению России рассказывают о массовых захоронениях в Донбассе. И что в этих захоронениях не девять человек – а сотни. (3)

overcoming-depression.org 30 сентября 2014 Крепостная скрепа Мы живем в интересное время, когда любая бредовая идея через неделю может стать федеральным законом. Когда вырванное из контекста слово способно превратиться в лозунг.

Стоп-кадр видео НТВ 30 сентября 2014 Трудный выбор Пекина Силовой разгон демонстрантов — это подрыв позиций Гонконга как одного из мировых финансовых центров. Но и терпеть разгул демонстрантов, требующих свобод, — немыслимо.

Фото Татьяны Чесноковй 29 сентября 2014 Двуличный патриотизм Люди учатся у власти. И когда они видят, что власть позволяет себе быть лицемерной и двуличной, они с готовностью начинают вести себя так же. Часто – с удвоенной силой. (1)
Светлогорск обрел еще одну достопримечательность – янтарный магазин Вегетарианский фестиваль: шоу не для слабых Реконструкция Гумбинненского сражения в Калининградской области Geek-picnic в Петербурге Петербург отметил День Десантника Люди несут цветы к посольствам Нидерландов и Малайзии в Москве Прощание с Новодворской III Московский международный фестиваль Moscow Flower Show Экскурсия по Калининградскому янтарному комбинату День Достоевского-2014
Главное

Москва

23.mvd.ru Одинцовский суд приговорил "вора в законе" Джемо к трем годам колонии

Санкт-Петербург

фото пресс-службы ФК "Зенит" "Зенит" не сумел одержать победу в матче Лиги чемпионов против "Монако"

Вся Россия

magadan.ru В Приамурье спустя год сняли режим ЧС, введенный из-за катастрофического наводнения

Вокруг России

Фото Ивана Преображенского ПАСЕ раскритиковала власти Грузии из-за ареста Саакашвили

Бизнес

Карта Google Украина разорвала договор с РФ о совместном строительстве моста через Керченский пролив

Украина

Фото Любови Костериной СМИ: Во время артобстрела Донецка ранения получили около 40 человек