Posted 29 сентября 2012,, 04:17

Published 29 сентября 2012,, 04:17

Modified 31 марта, 23:11

Updated 31 марта, 23:11

"Петербург - это столица хип-хопа"

29 сентября 2012, 04:17
Уличное самовыражение стало профессией, оно переросло в искусство. Современным танцем можно зарабатывать на жизнь, одновременно занимаясь любимым делом. Так считает один из членов команды "Топ 9", би-бой Дмитрий Колокольников.

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой "Росбалта" — один из членов брэйк-данс группы «Топ 9» Дмитрий Колокольников.

Должно ли искусство быть сиреной, спастись от чар которой можно, лишь заткнув уши воском? Или все-таки, как вскричал Вергилий, Procul este, profani — «Прочь, непосвященные»? То есть: чтобы оценить искусство, надо знать его законы, разбираться в правилах, понимать язык, а коли не понимаешь — сначала выучи, потом лезь со своими суждениями? Наверно, так и есть: впервые столкнувшийся с нефигуративной живописью или атональной музыкой, вряд ли воспримет их адекватно. Однако не может же художник в глубине души не хотеть создать произведение такой универсальности и такой силы воздействия, чтобы оно покоряло всех: от изощренных знатоков и ценителей до совершенных неофитов. Это практически недостижимо, но как цель, как идеал…

Хотя почему недостижимо? Вот я как раз в области брейк-данса — полный профан. Но случай привел меня на спектакль «Давай, давай» петербургской команды «Топ 9» (или они еще пишутся Top Nine) — и через пять минут ловлю себя на том, что челюсть отвисла от восторга, а глаза отказываются верить, что это происходит наяву. Потому что ребята отменяют все наши знания о возможностях человеческого тела, они проделывают немыслимые трюки на немыслимых скоростях, дух захватывает. Недаром «Топ 9» - победители десятков российских и международных чемпионатов и фестивалей, в том числе самого престижного мирового соревнования Battle of the Year» в Брауншвейге в 2008-м. Но дух захватывает и от качества спектакля — как раз про театр знаю все: режиссерски действие выстроено виртуозно. Из тел и лиц танцовщиков, света, музыки, видеокартин Петербурга складывается азартный, веселый и нежный, глубокий, печальный (чего совсем не ждешь от агрессивной по своей природе эстетики хип-хопа) рассказ о приключениях души молодого человека в огромном городе…

Рассказывает один из членов команды Дмитрий Колокольников — би-бой Комар (b-boy — сокращенное break-boy, танцор брейк-данса).

— В прошлом году спектакль был номинирован на «Золотую маску»…

— Уже во второй раз, до этого в 2005-м наш предыдущий спектакль «Акценты» попал в раздел «Новация», а «Давай, давай» — уже в современный танец. Но нам один из членов жюри прямо сказал: пришли с улицы и хотите подвинуть Большой и Малый? Я тогда подумал: мы до чемпионства вообще-то шли десяток лет, но, значит, мы еще только начинаем… Главное, чтобы ты сам был удовлетворен, а судьи тебя могут и не выбрать.

— Существует возраст, с которого уже не берут в брэйк-данс — поздно?

— Нет. У нас в культуре нет границ вообще. Свобода восприятия, свобода действия для любого человека — если он открыт чему-либо, он может прийти и это познать. Ребенок научился читать и так и не разучится, но и в старости, если ты не умеешь читать — тоже можешь научиться, приложив умственные усилия.

— А физические ограничения?

— Физически брейкинг не так тяжел, как, может быть, кажется на первый взгляд. Важно не усилие, а понимание техники, тактики движения. Хотя в некоторых движениях сила, конечно, нужна. Но брейкинг разделяется на несколько видов: верхний, нижний, силовой и т. д., и можно хоть в 60 лет прийти и выбрать то, что в твоих возможностях. В Швеции есть женщина, ей 64, она постоянно ездит на фестивали, поддерживает танцоров, выходит вместе с ними в круг — какие движения в свои годы может, такие и делает, но она отрывается душой и телом.

— То есть в вашей сфере есть профессионализм, но нет профнепригодности, как в балете, где с определенными физическими данными ты не будешь танцевать никогда?

— Получается, что так. Каждый человек индивидуален, у каждого свое строение тела: у кого-то длинные руки, у другого кроткие, а кто-то, как тумбочка, маленький и зажатый — но он вырабатывает свой стиль, свои представления о танце. Уровни развития строятся так: сначала изучаешь базу, а после этого начинаешь придумывать что-то свое, привносить новое в танец — и тогда ты развиваешь свое тело уже по-своему. Это в балете железные требования: обязательно иметь такую растяжку, такую выворотность и т. д. — а у нас если у тебя этого нет, ты можешь удивить чем-то другим. Вот в чем свобода-то и заключается.

— Удивить? А не самовыразиться?

— Самовыражение — первый элемент. Существуют круги (пространство для танца. — Ред.), где ты можешь просто уйти в себя и демонстрировать все, что хочешь, все свои умения, и никто тебя за это не осудит, можешь даже медитировать. И рядом все будут танцевать точно так же, на равных. А есть площадки, на которых проходят танцевальные спектакли, батлы (от battle, бой — соревнование по брейк-дансу. — Ред.), где ты выходишь на публику и с ней контактируешь.

— Сколько надо тренироваться?

— Я занимаюсь с 98 года, и в свое время тренировался по 6-8 часов каждый день (хотя сейчас уже тело не требует такой подготовки, просто надо постоянно быть в форме). Это образ жизни. Я увидел видеокассету с танцами — и подумал: а для меня возможно так прыгать на руках, крутиться на голове? И стал пробовать свое тело на прочность, на что оно способно.

— Не так много видов человеческой деятельности, где россияне — первые. Тем более — деятельности нетрадиционной для нашей страны. Вы — чемпионы мира в танце, в начале 70-х изобретенном негритянскими подростками из Бронкса. Почему именно эти зерна так проросли на нашей почве?

— Вообще-то русский народ внес большой вклад в развитие этой культуры. Нам рассказывал один из представителей второго-третьего поколений от создания хип-хопа: в Америке была очень известная передача, ее смотрела вся страна, и туда пригласили одного русского рокера. Он исполнил свою композицию, а потом снял косуху, отложил гитару и пустился вприсядку. И это увидели би-бои, которые до того танцевали только верхние танцы, и подумали: почему бы нам не остаться внизу, не попробовать работать на полу? Так благодаря русской народной присядке брейк опустился вниз.

— Все же в чем соответствие русских брейку — настолько сильное, что это дало такой результат?

— У американцев — создателей, основоположников — вообще все свое. Корейцы делают упор на чисто силовые движения. А мы смогли привнести в эту культуру нечто не похожее на других, продвинули русский стиль. Всему миру не хватало этого фреша.

— В чем он состоит?

— В командности. В чувствовании партнера. Раньше все танцевали как сольные исполнители, многие команды собирались из отдельных людей, когда надо было ехать на какой-то фестиваль, поэтому, естественно, у них не было никакого командного духа, каждый сам за себя. А у нас много синхронов…

— То, что в балете называется дуэтом и ансамблем?

— Да. И мы старались незаметно эти синхроны вставлять в батлы: один человек танцует — и тут раз! — неожиданно подключается вся команда. Благодаря таким задумкам о нас стали говорить как о людях, которые стремятся что-то показать именно командой.

— Для определенной части молодежи вы кумиры. Вы ощущаете ответственность за свое влияние на умы?

— Конечно, мы чувствуем на себе эту тяжелую ношу. Особенно теперь, когда стали чемпионами: на нас возлагают надежды на соревнованиях, фестивалях, нельзя упасть в грязь лицом, потому что на тебя смотрит очень большое количество людей.
Когда мы начинали, в стране был героиновый бум, и многие наши знакомые, друзья — кто сторчался, кто сел. Мы понимали, что наш танец уводит от всего этого. В наше время, когда люди открыты к наркотикам, к клубам, вообще ко всякой деградации, мы стараемся, чтобы стадное чувство не забрало их. Чтобы человек осознал: он личность, у него своя голова на плечах, он должен идти сам по себе. Выбери путь танца, который будет тебя развивать. Ты, может быть, не будешь крутым танцором, но это поможет тебе найти себя и свой способ выразить себя перед другими людьми.

— Недавно в Петербурге прошел форум-конференция о хип-хоп культуре «We talk», где для обсуждения, в частности, были заявлены темы «Чего мы достигли, куда движемся?» Нашли ответы на эти вопросы?

- Культура растет, развивается, дает свои плоды. Сейчас наш коллектив зарабатывает только танцем, мы не занимаемся ничем другим. И вообще многие представители хип-хопа могут за счет этого жить — ты занят любимым делом, делишься своим творчеством, а при этом у тебя еще и штаны не спадают. Уличное самовыражение стало профессией, оно переросло в искусство.

- Что для вас Петербург?

- Петербург для меня — это культурная столица хип-хопа.

Дмитрий Циликин

Видео выступления команды "Топ 9" смотрите здесь и здесь

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга