Posted 6 октября 2012,, 06:02

Published 6 октября 2012,, 06:02

Modified 31 марта, 23:05

Updated 31 марта, 23:05

Книга на миллион

6 октября 2012, 06:02
В век больших тиражей трудно найти человека, который бы выпускал литературу чуть ли не в единственном экземпляре. Об искусстве создания редких книг рассказал очередной герой проекта «Петербургский авангард», издатель Петр Суспицын.

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Следующий герой "Росбалта" — издатель Петр Суспицын.

Петр Суспицин руководит уникальным издательством «Редкая книга из Санкт-Петербурга». Уникально оно тем, что все книги издаются на бумаге ручного изготовления, при помощи ручного набора текстов на станках XIX века, или и вовсе в рукописном варианте. Издательству недавно исполнилось 20 лет — оно было зарегистрировано под названием «Редкая книга из Санкт-Петербурга», хотя это был апрель 1991 года, когда город еще назывался Ленинградом. За эти годы было издано всего 30 книг, каждая тиражом не более 25 экземпляров, но зато каких! Недавно их представили на VI юбилейной выставке в Эрмитаже.

«Наше издательство хорошо известно в очень узких кругах. Наши покупатели - это люди, которые обладают немалым достатком и очень хорошим эстетическим вкусом. Такого издательства нынче нет нигде в мире. Никто в наши времена больших тиражей не отдает изготовлению книг такое количество времени, труда, средств и сил», - рассказывает Петр Суспицын.

Издатель вырос в семье библиофилов. Брат был художником и поразил юного Петю своим филигранно сделанным дембельским альбомом. Но Петр сначала выучился в Морской Академии им. Макарова, а потом уже собирался пойти в Академию художеств. Он брал уроки у художника Андрея Пахомова. И когда Петр создал мастерскую-издательство, специализирующуюся на создании книги как предмета искусства, именно литографии учителя он издал в виде альбома с ручным переплетом в количестве 15 штук. Увидев получившееся произведение книжного искусства, его автор понял, что лучше быть ярким издателем, нежели рядовым художником.

Сейчас в создании книг издательства Петра Суспицына участвуют лучшие мастера России, среди них знаменитые каллиграфы Илья Богдэско и Петр Чибитько. Как говорит издатель, в отличие от других производств, его предприятие за границей берет сырье- бумагу, кожу, пергамент, мрамор, а делается продукт руками русских специалистов наивысшей категории в России. Суспицыну много раз предлагали работать в США, но он патриот и обожает свою мастерскую на Миллионной улице.

Тексты, к которым обращается Петр Суспицын, - это всегда литературные памятники. А для издания книг используются самые разные материалы. Деревянный ковчег - для «10 заповедей», льняная ткань XVIII века из коллекции фирмы «Паскуччи» - для переплета поэмы Тонино Гуэрро «Мед», медно-золотой сплав и горный хрусталь использованы в оформлении «Саги об исландцах». К миллениуму была сделана керамическая книга «7 молитв и заклинаний из поэзии Шумера и Вавилонии». Ее изготавливал один из лучших керамистов Петербурга Владимир Цивин. Эти молитвы поражают тем, что были написаны в III тысячелетии до нашей эры, но и в III тысячелетии новой эры они столь же актуальны.

Самая тяжелая, весом в 30 кг, книга, изданная Суспицыным, - «Поучение об управлении Империей», написанная византийским императором Константином Седьмым Багрянородным. Кстати, один из экземпляров этого тяжкого труда хранится у теперь уже бывшего президента Дмитрия Медведева. Тяжелой и прекрасной являются и «Оды Горация» в мраморном саркофаге. Медь и другие металлы были использованы для изготовления книги «Медный всадник», над которой работал Юрий Купер.

Книги издательства хранятся в публичной библиотеке Нью-Йорка, в Баварской национальной библиотеке, в Британском национальном музее, в библиотеке редких книг в Петродворце, в Эрмитаже, в частных коллекциях самых влиятельных и богатых людей мира и России. Петр Суспицын мечтает о том, чтобы его творения радовали читателей 300-500 лет, не меньше.

- Петербург для меня - это прежде всего, то, что было до Ленинграда, - говорит Петр Суспицын. – Это город, где были первые петровские типографии, где жил Пушкин и Достоевский, где творили поэты и художники Серебряного века. Мы сегодня живем и любуемся тем Петербургом, который был построен до Ленинграда, который отличает нас от других городов мира и страны. Именно этот город, возведенный Петром «из тьмы лесов и топи блат», вдохновляет нас. Туда столько заложено! Необходимо петербуржцев учить истории, архитектуре, воспитывать уважение к их ценности, учить сохранению наследия.

- Как раз тому, чему учит ваша деятельность...

- Ручная книга - это занятие элитарное, не рассчитанное на широкую аудиторию, как, например, опера, балет, театр, кино, живопись, литература. Невозможно передать запах живого цветка, или вкус плода манго через тираж картинок. Чтобы почувствовать очарование живого цветка или плода, нужно самому его осязать, нюхать, рассматривать, пробовать на вкус. С таким цветком можно сравнить ручную книгу. Наша аудитория невелика, хотя библиофильские книги - это колоссальный пласт в культуре.

Как специалист сразу отличит бриллиант от стекляшки, наслаждаясь драгоценностью подлинного кристалла, так и библиофил умеет наслаждаться живой гравюрой с ручной раскраской. И тут все построено на нюансах. Как бриллиант сам притягивает ценителей и знатоков, не нуждаясь в раскрутке и рекламе, так и редкая книга сама влечет к себе тонкий слой рафинированных ценителей и коллекционеров.

Люди сейчас достигли определенного уровня комфорта. И у них появилась потребность в утонченных субстанциях. Они охотно идут в театры, занимаются живописью, пишут стихи. Их тянет к духовным ценностям, в том числе, и к ручной книге. Многие стали понимать, что искусство – это та сфера, в которую следует вкладывать деньги, чтобы их сохранить и преумножить.

- А как проходит выставка «Книга как искусство» вашего издательства «Редкая книга из Санкт-Петербурга»?

- Она проходит в Двеннадцатиколонном зале Эрмитажа, зале, специально предназначенном для экспонирования графики. Экспозиция великолепно вписалась в интерьеры зала. Такие выставки воспитывают тонкий вкус, возвращают нас в подлинный Санкт-Петербург, способствуют престижу России и Петербурга.

Ирина Дудина

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга