Posted 14 октября 2012,, 07:32

Published 14 октября 2012,, 07:32

Modified 31 марта, 22:58

Updated 31 марта, 22:58

В джазе только барышни

14 октября 2012, 07:32
Жительницы Петербурга страдают немного больше остальных женщин: город накладывает отпечаток на настроение, стиль и творчество. Однако Северная столица - и неисчерпаемый источник вдохновения, считает создатель гимна петербурженок Саша Алмазова.

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Новый герой "Росбалта" - Александра Алмазова, российская певица, композитор, поэт, лидер группы Non Cadenza.

Саша Алмазова - одна из тех юных петербурженок, кого действительно можно назвать барышней. Красивая и обаятельная блондинка, но в этой утонченной девушке чувствуется внутренний стержень, сила воли и гибкий ум. Саша - основатель музыкального коллектива Non Cadenza, она же - учитель английского языка и переводчик. Но пишет песни на русском языке. Вообще Non Cadenza играет своеобразный джаз по-русски - ритмы темнокожих американцев в ее исполнении близки и понятны нашим слушателям. Коллектив уже стал лауреатом независимой премии "Золотая Горгулья", участником Международных фестивалей "Усадьба Джаз", "Джаз Коктебель", Lady In Jazz, ВДОХ. А недавно группа дала концерт в петербургском клубе "Космонавт".

- Саша, Non Cadenza существует с 2005 года. Почему именно джаз, а не попса, ведь в ней легче добиться славы?

- Не могу сказать, что я выбирала принципиально такой жанр. Просто так сложилось, что та музыка, которую я слушала с детства, в семье, в основном была с джазовыми истоками. Поэтому получилось, что я выдаю что-то подобное. У меня никогда не было цели попасть в шоу-бизнес и стать знаменитой. Даже не думала пойти куда-то на "Фабрику звезд"! Честно, не лукавлю. Просто хотела заниматься творчеством.

- В этом году на юбилей Виктора Цоя "Росбалт" проводил опрос на улицах. Были молодые люди, которые признались, что "Кино" - это хорошо, но оно уже в прошлом, сейчас они слушают джаз...

- Это приятно. За последние годы джаз в России стал популярнее, это однозначно. Но если говорить про Америку, Европу, то это совсем другая история. Если у нас принято на вечеринках и в кабаках петь шансон, то в США исполняют джазовые стандарты. Это настолько само собой разумеющееся, это часть их культуры. С другой стороны, популярность джаза в нашей стране все-таки относительна.

Чтобы слушать любую музыку, нужно иметь в голове какие-то определенные винтики, а чтобы слушать джаз, нужно иметь целый механизм, чтобы эту музыку понимать и любить. Как с хорошим вином. Если вы не разбираетесь в вине, и вам дадут попробовать "Шардоне" 1958 года, то вы ничего не поймете, скажете, какая-то кислятина. То же самое с хорошей музыкой, такой, как джаз, - если вы ее не понимаете, не знаете, что было до нее, откуда она вообще появилась, конечно, вы не сможете ее оценить. Массовым джаз никогда не будет, и это, наверное, хорошо.

- Все-таки джаз для избранных?..

- Само разделение по жанрам в зависимости от целевой аудитории вполне нормальная практика. Так и должно быть, ведь разным людям нравится разная музыка.

- Есть такое слово "пробиться" - как вам все-таки это удалось? Ведь много талантливых молодых людей, но не у всех получается...

- Совершенно согласна. Но я бы не сказала, что мы пробились. Для меня пробиться - значит проснуться знаменитым, неожиданно. У нас такого не было, мы шли к своей цели медленно и постепенно. Не было никакой финансовой помощи или продюсерской поддержки. Все делали своими силами и не останавливались. Яна Чудит - директор Non Cadenza, мы выросли вместе на этом проекте, у нас абсолютное доверие друг к другу. Были и до сих пор бывают очень сложные периоды - и в самом коллективе, и внешние. К примеру, невостребованность - мы не могли найти площадки для выступления, такое было неоднократно. Самое главное - не отчаиваться и сохранить в себе искорку, желание заниматься своим делом дальше. Это, думаю, проблема очень многих молодых ребят - им не хватает терпения, хочется всего и сразу. Но так не бывает, если ты делаешь это сам.

- Кстати, о площадках. Сложно ли молодым исполнителям попасть в знаковые места? Как у вас складываются отношения с Филармонией джазовой музыки?

- Вы знаете, никак. Многие нас относят к чистому джазу, но это неверно. Это было бы слишком громко называть нашу музыку "джаз". В ней есть и соул, и r'n'b, и хороший поп (не попса - разделяю эти понятия). То, что мы делаем, я называю русским соулом. Мы не выступаем на площадках, где играют только джазовую музыку. На самом деле, мы все время экспериментируем и стараемся бывать в разных местах - особенно сейчас, когда мы стали много гастролировать. Например, 24 ноября у нас пройдет концерт в Москве, в здании Союза композиторов. Интересно, что из этого получится.

- Как вас принимают в других регионах России и за рубежом?

- Когда мы начали выступать где-либо, кроме Питера и Москвы, у меня был культурный шок. Я поражалась тому, что люди знают нашу музыку, что они приходят на концерт и поют все песни, которые были выложены в Сети. Прежде всего, это заслуга Интернета. Видимо, уже нет такой необходимости в радио и телевидении - основной пласт молодежи ориентируется на то, что есть во Всемирной паутине. Это такое современное сарафанное радио, куда ты один раз помещаешь свою работу, и она уже начинает работать на тебя сама, жить своей жизнью.

Пришла к выводу, что основная причина популярности наших песен в том, что их тексты на русском языке, а также в музыке, которая похожа на западную по форме. Это то, на что нынешней молодежи хочется ориентироваться. С одной стороны, все устали от попсы. С другой, те, кто делает музыку, ориентируясь на Запад, зачастую создают ее на английском языке, особенно, если речь идет о джазе и его ответвлениях. Несмотря на то, что я профессионально занимаюсь именно английским языком, русские тексты и русский язык в плане творчества мне ближе.

- Вы сами пишете слова и музыку песен. Как происходит процесс "рождения"?

- Совершенно по-разному. Но могу сказать, что я не разделяю текст и музыку. Иногда говорят: "Саша, твои стихи...". Это совершенно не стихи. Если читать их отдельно от музыки, то это настоящее графоманство. Для меня важно именно сочетание текста и музыки. Часто я пользуюсь русским языком, как определенным ритмическим инструментом. Если взять английский, то он идеально ложится на музыку с такой ритмикой как джаз. Английский - компактный язык. Русский - очень тягучий, в нем много гласных-согласных. Это проблема. Но я стараюсь находить какой-то компромисс, использовать русский язык в мелодических и ритмических целях.

- Исследуете язык как лингвист?

- Да, в этом мне очень помогает мое образование - я педагог, филолог. Могу проанализировать текст, заниматься им с точки зрения академической и с точки зрения поэтической. Все время стараюсь развиваться. Бывает, слушаю свои старые песни и думаю, что сейчас я бы их переписала. Особенно критично к ним относится мой отец Борис Алмазов.

- Ваш отец известный писатель и бард. При создании песен вы с ним не советуетесь?

- Пока нет. Не могу это объяснить. Папа, слушая мои старые записи, бывает, говорит: "Саша, почему ты мне не показала? Я бы тебе что-нибудь подсказал". Возможно, когда-нибудь покажу... Просто боюсь, что тогда это будет уже не моя песня.

- Вы продолжаете преподавать. Как студенты воспринимают ваше творчество?

- Начиная работать на факультете иностранных языков, я переживала из-за этого. Но оказалось, студенты любят меня за то, что я работаю и там, и тут. Сейчас заканчиваю аспирантуру, скоро буду защищаться. И очень надеюсь, что после этого смогу посвятить себя музыке. Хотя и сама педагогическая деятельность мне интересна. Это держит меня ближе к земле, дисциплинирует, потому что абсолютная погруженность в творчество опасна, это чревато большими психологическими проблемами, депрессиями и прочим. Есть много печальных примеров из разных сфер искусства.

- Саша, у вас много амлуа: вы певица, учитель, а еще - гламурная дива, фотографии которой украшали известные глянцевые журналы...

- На самом деле, я совершенно не гламурная. Возможно, такое впечатление складывается из-за каких-то моих сценических образов. На сцене - это правило игры, там нужно выглядеть определенно. Но в жизни я, наоборот, пытаюсь быть собой.

- А кто ваши образы придумывает?

- Это совместная работа: моя, стилистов, моего директора и т.д. К каждому концерту мы пытаемся придумать что-то новенькое, но я все время в поиске. Просматривая видео и фотографии с концертов, иногда думаю: о, боже мой, как я могла сделать такую прическу! Но в последнее время ухожу в определенный минимализм, потому что понимаю - мои платья и прически могут отвлекать от главного, песен и музыки. А хочется, чтобы люди приходили слушать наши песни, нежели смотреть на мои новые платья.

- Многие ваши песни о любви, во время ваших концертов даже проходят помолвки пар, оказавшихся среди зрителей. Любовь - ключевая тема вашего творчества?

- Мне кажется, это в принципе ключевая тема всего искусства на Земле. Все, что делается в жизни, происходит во имя и ради любви. Думаю, что это чувство включает в себя калейдоскоп эмоций - и горьких, и сладких, а их в той или иной мере испытывали все люди. Тема любви - самая универсальная и будет актуальна всегда. Думаю, что любовь для меня - это основная тема в жизни, не только как отношения с противоположным полом, но и как что-то глобальное, даже философско-религиозное. И это - движущая сила.

- У вас есть замечательная песня "Барышни Северной столицы". Петербургские женщины особенные?

- Несомненно! Именно об этом я думала, когда песня была еще в проекте. По-моему, жительницы Петербурга страдают немного больше остальных женщин. Кроме стандартного набора женских проблем - мужчины, неудачи и вечный вопрос "что надеть?" - мы имеем еще и особый питерский климат! Петербург, конечно, накладывает отпечаток на настроение, здоровье, стиль, творчество и так далее. Мне хотелось написать своеобразный гимн, в котором призвать женщин Северной столицы беречь себя, не ронять слезы по пустякам. Получилась песня из трех историй. Думаю, что почти каждая женщина хотя бы одну из этих историй может отнести к себе.

- Вы очень позитивный человек. Как справляетесь с депрессиями в Петербурге?

- Не буду скрывать, что они есть, и моя жизнь не сплошная безоблачная сказка. Спасает, наверное, только работа и любовь. Я стараюсь все время пребывать в состоянии влюбленности - но это не значит, что я все время ищу объект для своей любви! Просто стараюсь быть влюбленной в жизнь, в то, что я делаю. Стараюсь заниматься тем, что меня вдохновляет, и не делать того, что явно мне претит. Пока получается, надеюсь, что и в дальнейшем так будет.

Помогает какое-то непрерывное движение. Очень люблю гастроли, потому что самое приятное - это возвращаться домой. Волшебное чувство. Ради него стараюсь выезжать как можно чаще. Я обожаю Петербург, пока не представляю, где бы еще смогла жить. Но смена обстановки необходима. Тогда ты по-другому смотришь на город. Петербург для меня - это вдохновение. При всех недостатках здесь удивительная атмосфера, дух созидания, творчества. Мне кажется, петербуржцы умеют по-иному ценить простые вещи - солнышко, весну, лето, тепло... Может быть, мы больше грустим, но мы и сильнее радуемся.

Беседовала Любовь Костерина

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга