Posted 8 ноября 2012,, 12:56

Published 8 ноября 2012,, 12:56

Modified 31 марта, 22:35

Updated 31 марта, 22:35

Цена ошибки коммунальщиков

8 ноября 2012, 12:56
Жильцы пострадавшего от фонтана кипятка дома на Софийской улице спустя полтора месяца после аварии живут при свечах и готовы идти в суд. Им предлагают мизерные суммы компенсации ущерба, которые не покроют даже элементарного косметического ремонта.

Жильцы дома №57 по улице Софийской готовы объединиться в инициативную группу и нанять независимого эксперта. По их мнению, только такой специалист сможет дать объективную оценку нанесенному их квартирам ущербу от ночной коммунальной аварии. Суммы, предлагаемые оценщиками их страховой компании «СОГАЗ», их не устраивают.

“Теплосеть Санкт-Петербурга” отрапортовала о начале страховых выплат жильцам дома 57 по улице Софийская, чьи квартиры пострадали от прорыва трубы горячего водоснабжения в ночь на 25 октября. Фонтан кипятка с кусками дорожного полотна выбил окна сразу в семи квартирах на втором, третьем и четвертом этажах. Оказались залиты жилые помещения.

В компании отказались назвать имена собственников жилья, которым начались выплаты, а также размеры страховых суммы, сославшись на то, что обнародовать данную информацию было бы не этично. Корреспондент «Росбалта» сам посетил пострадавших из второго подъезда на Софийской 57. Хоть и не без труда, все-таки удалось выйти на жильцов, которые согласились с условиями оценщиков из ОАО «СОГАЗ», которое является страховщиком ответственности владельца теплотрассы ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" (однако, несмотря на периодические претензии граждан на качество оценки, именно "СОГАЗ" постоянно выступает страховщиком ответственности коммунальщиков и энергетиков Петербурга (в частности, при взрыве газа в Сестрорецке). Однако, как выяснилось, добро было дано по причине безнадеги. Жертвы коммуннальной аварии не согласны с проведенной оценкой, но страх остаться вообще без каких-либо денег пересилил желание продолжать отстаивать свою позицию.

Квартира №56 на четвертом этаже едва ли не самая пострадавшая. Здесь проживает недавно перенесшая инсульт 70-летняя бабушка-пенсионерка, мама Ольги Скородумовой. Пенсию во время катастрофы, кстати, чуть не унесло водой. Намокшие банкноты найти удалось с трудом. Оно и не мудрено, в квартире вода стояла на полметра. Волной кипятка вынесло двери, перевернуло холодильник и телевизор. В квартире не осталось никакой «здоровой мебели», «поплыл» пол, повреждены стены. В настоящее время пенсионерка проживает у своей подруги на шестом этаже.

Тем не менее, как рассказала Ольга Скородумова, было принято решение согласиться на сумму, предложенную СОГАЗом, которая составляет 258 тыс. рублей, хотя она не является справедливой. Средства должны быть перечислены в течение недели.

«Ясно, что этой суммы нам не хватит. На нее едва ли можно будет провести даже косметический ремонт, который мы должны будем делать собственными силами. Посмотрели расценки строительных компаний — это просто кошмар. Оценщики проигнорировали, что у нас пострадала мебель, всю ее надо выбросить. Мы лишились одежды. Плиту нам просто посоветовали не включать — убьет током. Эти факты нигде не были учтены. Нам говорят: «У вас старые вещи», но нас-то они вполне устраивали. Предметы оценивались по-минимуму. Все, что старше пяти лет, — до свидания. Но, поймите, у нас просто безвыходное положение. Мы должны были согласиться на эти условия», - рассказала Скородумова.

Согласились на компенсационные выплаты после аварии и жители квартиры №49, что на третьем этаже. Хозяев дома не оказалось. Однако соседи рассказали, что те должны получить 180 тыс. рублей. На что хватит этих денег - не понятно: качественный ремонт на эту сумму явно сделать.

Владельцев третьей квартиры, также пошедших навстречу коммунальщикам, корреспонденту "Росбалта" найти не удалось. Впрочем, возможно, до них просто было не достучаться. Дело в том, что в квартирах пострадавших уже две недели нет света. Дверные звонки не работают. К счетчикам на площадках подключены так называемые «времянки» - банальные розетки-удлинители. В полном объеме пользоваться электроэнергией невозможно.

Больше всех пострадали жители второго этажа. Дело в том, что их заливало сразу с двух сторон: во-первых, струи кипятка с камнями били в стекла, а, во-вторых, с потолка стекало то, чем заливало соседей с третьего и четвертого этажей.

Как раз на втором этаже, в 43-й квартире «выживает» Нина Князева. Корреспондент "Росбалта" застал ее, когда она ненадолго забежала домой - а потом в больницу. Дело в том, что накануне аварии, днем 24 октября, в госпиталь положили ее бабушку. По темной квартире, которую теперь Нина Семеновна называет не иначе как «бомжатником», она передвигается с фонариком. Все заставлено вспухшей мебелью, в кучу собраны подушки, одеяла и прочий скарб, который решено было оставить в квартире до прихода оценщиков. Представители СОГАЗа, действительно, недавно наведывались. Оценили ущерб примерно в 300 тысяч, но никаких документов в 43-й квартире пока решили не подписывать.

Игорь Грацианов из квартиры №41 также не согласен с оценкой, которую провели представители СОГАЗа. Он считает эти документы "отпиской" - лишь бы выделить минимальные деньги и больше не думать о последствиях. В его квартире необходимо полностью менять проводку, а ему предлагают порядка 138 тысяч компенсации. О том, что вместе с проводкой придется ремонтировать еще и санузел, ванную комнату, кухню, никто не задумывается. "Самое главное, что представители СОГАЗа после проведенной оценки не оставляют на руки никаких документов, - говорит он. - Ознакомиться с бумагами самостоятельно, в спокойной обстановке нельзя. А без документов невозможно и обратиться к юристу. Если подписать предлагаемый договор-согласие, то в будущем о выплате каких-либо дополнительных компенсациях можно и не думать".

Грацианов сообщил, что из числа пострадавших он намерен создать инициативную группу. Она привлечет независимого эксперта, который бы смог дать истинную оценку последствиям аварии. После этого предстоит поход в юридическую службу и, возможно, судебная тяжба.

Поддерживает соседей и хозяйка 57-й, наименее пострадавшей в аварии квартиры Анна Уралова. Ее коммунальная "стихия" практически не коснулась. Было треснуто стекло в окне одной из комнат, которое уже заменили представители местной коммунальной конторы. По словам Ураловой, летящие снизу камни попадали в ржавую спутниковую тарелку. Она-то и спасла. Оценщики в 57-ую не приходили. Если квартира не пострадала, то и компенсационных выплат не положено. Тем не менее, ужасы той ночи Анна Сергеевна переживала вместе со всеми. Гнала воду из общего коридора (на четвертом этаже, в отличие от второго, общая дверь открывается наружу, а не внутрь, что несколько облегчало борьбу), помогала эвакуироваться во двор, смотрела, чтобы имущество не растаскивали мародеры. Двоих таких любителей чужого добра «бомжеватого вида», кстати, на следующий после катастрофы день задержали представители правоохранительных органов.

Отметим, что досталось от аварии и обувному магазину, расположенному на первом этаже дома. Вопрос компенсационных выплат представители торговли обсуждать отказались. Они лишь заметили, что «ремонт сделан только что, но все течет». За чей счет он был проведен, сотрудники магазина не пояснили.

В подъезде присутствие "заботы" "Теплосети" о жителях можно найти с большим трудом. Единственной бумагой с обращением к пострадавшим, оказался прикрепленный к двери информационный листок. От руки написанный текст сообщал, что те, у кого после ЧП пострадал паспорт, могут подойти на Пражскую улицу, 35. В очереди стоять не надо, но при себе необходимо иметь три фотографии и - обязательно - 200 рублей для уплаты госпошлины.