Posted 10 января 2013,, 15:00

Published 10 января 2013,, 15:00

Modified 31 марта, 21:39

Updated 31 марта, 21:39

Зазорбированные

10 января 2013, 15:00
Новогодние забавы для семерых экстремалов закончились трагически. Разбившиеся в зорбе на Домбае и на снегоходе в Италии туристы стали не первыми и не последними жертвами русского аттракциона под названием «авось».

Зимние забавы для семерых экстремалов закончились трагически. Разбившиеся в зорбе на Домбае и на снегоходе в Италии туристы стали не первыми и не последними жертвами русского аттракциона под названием «авось».

На Домбае в Карачаево-Черкессии насмерть разбился 27-летний житель Ставрополья Денис Бураков, его друг в тяжелом состоянии в больнице (видео смотрите здесь). Организатор аттракциона, 25-летний местный житель Равиль Чекунов, задержан, возбуждено уголовное дело. Сам Чекунов утверждает, что купил зорб для собственных надобностей и якобы не собирался заниматься с его помощью предпринимательством, связанным с эксплуатацией этого шара. Ни документов на зорб, ни лицензий у него, понятно, не было. Если вина Чекунова в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности и повлекших смерть человека, будет доказана, то ему грозит до 6 лет лишения свободы и крупный штраф. По словам следователей, сейчас выясняется, как соблюдались правила безопасности катания на экстремальном аттракционе, а также степень ответственности должностных лиц и владельцев аттракциона за случившееся. Правоохранительные органы республики проводят тотальную проверку всех аттракционов, работающих в Домбайском и Архызском ущельях.

В эти же дни шестеро россиян разбились на другом экстремальном аттракционе, также организованном гражданином России. Азат Ягафаров додумался катать людей по крутейшему склону Альп в обычной багажной тележке, привязанной к снегоходу. Сейчас он взят под стражу, итальянскими властями ему предъявлено обвинение в непреднамеренном убийстве одного или нескольких человек в связи с гибелью шести его соотечественников. По данным итальянских СМИ, водитель снегохода с российскими туристами был пьян.

Между тем экстремальные аттракционы завоевывают все большую популярность, и зорбинг среди них – отнюдь не последний. Например, только в Петербурге не менее двух десятков организаций и частных лиц предлагают покататься в прозрачном шаре и по холмам, и по воде, и даже в аэродинамической трубе. Одно катание стоит 500-700 рублей в зависимости от количества желающих. Аттракцион рекламируется как исключительно захватывающий и абсолютно безопасный.

«Подвеска безопасности внутри шара надежно закрепляет зорбонавта, создавая дополнительный комфорт и обеспечивая безопасность. Для тех, кто хочет испытать себя «на прочность» и почувствовать всю прелесть этого аттракциона, катание в зорбе можно осуществлять в виде бега по горизонтальной поверхности без подвески безопасности», - сообщается на одном из сайтов, предлагающих экстремальный отдых.

Между тем любители острых ощущений говорят, что катания зачастую происходят на «авось».

«Мы катались зимой прошлого года в парке им. Бабушкина. Спуск на зорбе заказывали заранее через сайт, - рассказал «Росбалту» житель Гатчины Станислав. - Когда пришли, заплатили в кассу за катание и поднялись на горку, где стояли два щуплых молодых человека. Никто из них не рассказал, что делать и как, какие меры безопасности принимать и прочее. Все пришлось делать по наитию. Внутри зорба были порваны ремни и крепления, держаться было не за что. Щуплые молодые люди лишь пожали плечами. Мы скатились несколько раз, но, правда, удовольствие действительно получили».

Кто гарантирует безопасность аттракциона, имеются ли у предпринимателей документы на осуществление этой деятельности, проверяется ли каким-то образом сам зорб, или любой человек может организовать любой аттракцион?.. Удивительно, но толком ответить на этот вопрос не смогли ни в одном ведомстве.

В прокуратуре сообщили, что проверяют уже только по факту – то есть когда кто-то погиб или покалечился или по жалобе граждан.

В Управлении Роспотребнадзора, который, напомним, отвечает за благополучие человека и защищает права потребителей, вопрос о контроле над экстремальными аттракционами тоже заставил задуматься. «Лицензии мы точно не выдаем. Видимо, за это отвечают районные администрации – они дают разрешения на установку и эксплуатацию аттракционов. Хотя к нам периодически приходят жалобы на аттракционы, мы их переправляем – не наша епархия», - уточнили в надзорном ведомстве. Тот факт, что этот аттракцион не является стационарным, и его можно, по большому счету, просто перекатывать из района в район, вызвал еще большее смятение и остался без ответа.

В распавшемся на три части бывшем комитете экономического развития, промышленной политики и торговли корреспондента послали в наиболее «близкий по смыслу» комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка. Однако там сообщили, что у них нет функций ни лицензирования, ни надзорной деятельности игровой и развлекательной индустрии и предположили, что этим занимается, вероятно, Ростехнадзор. «Я здесь 20 лет работаю и точно говорю: мы аттракционы не проверяем!» - заверили в этой организации.

Кстати, любопытно: несведущему человеку еще не так просто различить Ростехнадзор (Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору) с Гостехнадзором (Государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники). Так вот, Ростехнадзор (причем именно в Петербурге) аттракционы действительно не проверяет, а вот Гостехнадзор может и проверить – точнее, он должен согласовывать некую Дислокацию размещения аттракционного оборудования. Впрочем полномочия обоих «технадзоров» не распространяются на надувные аттракционы (батуты), оборудование для зоопарков, кинотеатры, театры, цирки, спортивные сооружения, детские площадки, боулинги и иные аналогичные устройства, бассейны, аквапарки, аквариумы и океанариумы, канатные дороги и подъемники, лифты, тренажеры, картинги, лодки, в том числе моторные, авто- и авиатранспортные средства. То есть наш зорбинг (как и прочие экстремальные развлечения) опять остался без присмотра.

В Петербурге неоднократно предпринимались попытки как-то наладить контроль и надзор за деятельностью аттракционов и экстремальных развлечений. Предлагались законопроекты, различные нововведения, но толком так ничего и не было предпринято. В других регионах – например, в Москве, в Нижнем Новгороде – Гостехнадзор осуществляет проверки технического состояния аттракционов и даже выдает лицензии. Но, как выяснилось, такие проверки происходят исключительно по инициативе местных властей, поскольку подобная деятельность никак не закреплена в федеральном законодательстве. Кроме того, пресловутый ФЗ №94 фактически дает предпринимателям полную свободу и защищает от проверок.

«Да, зорбинг действительно ни рыба, ни мясо – и не техника вроде, и не воздушный шар, и не качели. Поэтому совершенно непонятно, кто его должен контролировать и должен ли вообще это делать. Это все – ответственность бизнеса. Ведь ни один человек, устраивающий какой-то аттракцион, не хочет, чтобы пострадали люди и накрылся бизнес, - рассказал «Росбалту» хозяин и директор целого парка экстремальных видов отдыха (куда входит и зорбинг) Николай Диденко. – Вот, например, у меня в парке есть и мотоциклы, и квадроциклы, и снегоходы. Это – сложная техника, транспортные средства, и я ежегодно отвожу ее на техосмотр. А что делать с зорбом? Ничего! Да у нас и случиться с ним ничего не может – в Ленинградской области и в Петербурге нет таких перепадов высот, такого рельефа, как на Домбае. У нас максимальный перепад – 9 м. Да и зорб сам по себе – штука безопасная. Подумайте сами: те люди на Домбае летели с километровой высоты, и погиб только один человек!».

По мнению хозяина парка экстремальных аттракционов, никакими дополнительными проверками или обязательным лицензированием ситуацию не разрешить и тем более не обезопасить.

«Лыжи – экстремальный вид спорта? Да. Так давайте тогда лицензировать или проверять каждую лыжу, или роликовые коньки, или самокаты! – убежден Диденко. – Пускай на каждый ролик будет по десять проверяющих. Вы считаете, что это что-то изменит? Изменит только одно – стоимость услуги. Любая техника может причинить вред, любая! Над Россией и так весь мир смеется потому, что мы начинаем «креститься», только когда гром грянет. Утонет что-то – проверяем корабли, разобьется – проверяем самолеты. Теперь давайте все зорбы проверять, потом до веревок очередь дойдет – с них ведь тоже прыгают с мостов! Просто надо подходить ко всему со здравым умом и понимать, что не надо кататься в разболтанной тележке ночью по горному склону с пьяным водителем. Тогда и бизнеса такого не будет».

При этом Николай признается, что за три года существования зорбов в его парке он сам ни разу не катался в нем и не испытывает никакого желания это делать.

Марина Бойцова