Posted 13 февраля 2013,, 15:58

Published 13 февраля 2013,, 15:58

Modified 30 января, 13:55

Updated 30 января, 13:55

Район захлебнулся в обысках

13 февраля 2013, 15:58
В структурах Ленобласти - новые обыски: силовики заходили во все властные структуры в рамках расследования уголовного дела по факту отчуждения сотен гектаров во Всеволожском районе. Махинации с землей могут утащить в управленческую безвестность его главу.

В структурах Ленобласти продолжаются обыски. На сей раз силовики заходили во все властные структуры в рамках расследования уголовного дела по факту отчуждения сотен гектаров во Всеволожском районе. Махинации с землей могут утащить в управленческую безвестность Александра Соболенко, главу ключевого для Ленобласти со многих точек зрения района.

Скандал, сотрясший обысками Всеволожский район и несколько областных структур, располагающихся в Петербурге, причастных к решению земельных вопросов в Ленобласти, выдвинул на первый план общественного внимания и район, и его главу Александра Соболенко. Благо он сам дал повод говорить не только о земле, но и о воле. А также о свободе выбора. Но не под философским углом зрения, а с совершенно практической колокольни намеченных на следующий, 2014 год, муниципальных выборов в 47 регионе.

Отметим, что осведомленные источники предполагали, что такое развитие событий возможно, но расходились в дате, на которую было намечено «маски-шоу». Обыски прошли утром 12 февраля в администрации Всеволожского района и поселка Сертолово, кадастровой палате Ленобласти и в Северо-Западном управлении имущественных отношений Минобороны. В Следственном управлении следственного комитета по Ленобласти заявили, что данные действия проводились в рамках уголовного дела по факту незаконного отчуждения земельных участков общей площадью не менее 456 гектаров, расположенных на территории «Левашовского военного лагеря» и находившихся в бессрочном пользовании Минобороны.

Схема, по версии следствия, была незатейлива, поскольку мошенники воспользовались последствиями правовой неразберихи бурных 1990-х. Межевание земли, предпринятое уже в 2000-х, не было доведено до конца, поэтому территория полигона стала относиться к категории земель, собственность на которые не разграничена. В течение прошлого года группа лиц как раз и исправила это упущение в своих интересах. Что касается целей, то опять же ничего нового — земля ушла под коттеджи. Участки были отданы нескольким «дачным некоммерческим партнерствам». Ущерб государству, по версии следствия, составил более 1 млрд рублей. Уголовное дело возбуждено по статье о «мошенничестве, совершенном в особо крупном размере».

В одном из областных ведомств с причиной обысков долго определяться не стали: «Так это по делу Акопяна!». Но в СК РФ по Ленобласти заявили, что расследование убийства главного архитектора Всеволожского района Эдуарда Акопяна (произошло в конце января этого года) и обыски между собой не связаны. «Это два разных уголовных дела», — пояснила представитель ведомства Алла Москалик. Впрочем, сотрудники следственного органа, в неофициальной беседе заметили, что «дела, конечно, разные, но в ходе расследования может выясниться что угодно».

Основания для таких заключений и в самом деле вполне могут появиться. Ведь в процессе перевода в частную государственной шерсти, то есть земли, была задействована и земельная комиссия Всеволожской администрации - именно туда за решением своего вопроса обращались представители дачных партнерств. В работе комиссия, как и полагается, участвовали и убиенный главный архитектор Акопян, и здравствующий глава района Соболенко. Претензия к местным властям состоит в том, что чиновники не соблюли процедуру — не проверили разграничение категорий (выполнение этого требования, по версии следствия, предотвратило бы превращение «военных» земель в «дачные»). В общем, если следствие право, то, представляется, что без воли главы администрации решение этого вопроса вряд ли бы продвинулось.

Отдельные эксперты даже предположили, что под ударом может оказаться не только действующий областной чиновник муниципального уровня Александр Соболенко, но и уже бывший руководитель всего региона Валерий Сердюков. В последнее время он оказывается в центре внимания прессы не в связи с прямыми профессиональными обязанностями (как член совета директоров «Газпромнефти», например), а из-за имущественных интересов своей семьи. Напомним, в январе председатель Счетной палаты Сергей Степашин, по сути, обвинил Сердюкова в использовании служебных полномочий для раздачи лесного фонда области его сыновьям. Экс-губернатор заявлял, что действовал в рамках закона, но осадок, как говорится, остался. Да и проверки прокуратуры по материалам Счетной палаты пока продолжаются. Но это - процесс длительный, и Валерий Сердюков пока в тени. А вот Александр Соболенко и Всеволожский район «вышли в свет».

Территория этого района — меньше 3% площади области. Однако по численности населения он самый крупный и плотно заселенный. Так, например, численность не очень большого по размерам Всеволожского района в 2012 году достигла 267 тыс. человек. Вторым по густонаселенности считается Гатчинский район — там более 238 тыс. человек. Число жителей в этих муниципалитетах за год может увеличиться сразу на несколько тысяч. К тому же во Всеволожском самый большой удельный вес городских населенных пунктов (два города и шесть поселков городского типа). Район примыкает к важнейшим водным системам Ленобласти, через его территорию проходят магистральные автодороги федерального значения («Кола» и «Скандинавия»), а также нефтепровод Кириши-Приморск, строится Северо-Европейский газопровод. «А непосредственное примыкание к крупнейшему городу страны Петербургу является самым существенным конкурентным преимуществом», - именно так описано положение в программе социально-экономического развития территории на период до 2020 года, принятой Советом депутатов района в 2012 году.

Директор петербургского филиала Высшей школы экономики Александр Ходачек отмечает, что во Всеволожском районе из-за близости к транспортным путям «развивается мощная агломерация, которая в ближайшее время может слиться с Петербургом, поэтому так важно совместное планирование развития властями города и области». Тем более, что, как отмечает эксперт, у Петербурга и Ленобласти не только общая инженерная и транспортная инфраструктура, но и единый рынок труда.

В общем, значение Всеволожского района для области трудно переоценить. Поэтому и роль его руководителя стандартной назвать сложно. На этом акцентировал внимание и сам Александр Соболенко, заявив, что видит политическую подоплеку в прошедших обысках. Мол, кто-то уже сейчас готовится к выборам, которые состоятся в 2014-м, а также проводит передел власти и экономических интересов в районе. «Замордовали уже выемками, опечатыванием, проверками», - посетовал Александр Соболенко.

Здесь стоит вернуться к развитию ситуации после убийства Эдуарда Акопяна. «Это тревожный сигнал, свидетельствующий о том, что борьба криминалитета за Всеволожский район перешла все мыслимые и немыслимые рамки», - говорилось в январском заявлении Александра Соболенко. А в феврале у главы района факт борьбы с коррупцией вызвал уже нервную реакцию. На ней акцентировал внимание начальник Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУВД Петербурга и Ленобласти Михаил Ильин: «Соболенко заявлял, что «борьба криминалитета за район перешла все мыслимые и немыслимые рамки». Вот мы и решили серьезно заняться вопросом». Михаил Ильин также добавил, что ГУ МВД будет проводить проверки и дальше.

Отметим, что попадать в скандальные истории господину Соболенко не впервой. Он уже является фигурантом уголовного дела. Хотя и не за земельные махинации, а за рукоприкладство. «Днем 23 апреля 2012 года, находясь в служебном кабинете, во время личного приема граждан Александр Соболенко в ходе возникших разногласий с посетителями по проблемам создания местного образования «Красная Горка», нанес гражданам телесные повреждения. Соболенко ударил по руке одного из посетителей, выбив находившийся в ней мобильный телефон, а затем нанес ему удары руками в голову. Затем чиновник ударил своей головой второго посетителя, а также нанес удар рукой по голове третьего посетителя - женщины, пришедшей на прием», - сообщили в СК РФ по Ленобласти. Но отстранить от должности - даже временно - чиновника не удалось (органы следствия три раза обращались в суд с такими ходатайствами, однако в их удовлетворении суды отказали). В ноябре 2012-го дело было передано в суд для рассмотрения по существу.

По версии большинства экспертов, суд может быть мягок по отношению к впавшему по весне в буйство главе района. Вменяемая ему статья относит совершенное им деяние к категории тяжких преступлений, но сроки лишения свободы варьируются от 3 до 10 лет. Да и дело слушается, что называется, по месту работы чиновника — в городском суде Всеволожска. В конце лета прошлого года нахождение под следствием уже не помешало Александру Соболенко избраться секретарем местного отделения партии власти. Губернатор Александр Дрозденко тогда прокомментировал ситуацию в духе: «Работа нервная, кто-то приходит заряженный негативом уже с утра. Но давайте не забывать о том, что вы все представляете государственную власть. Надо выполнять свои обязанности и при общении с населением не позволить себе такого».

Однако по прошествии полугода в изменившейся обстановке отношение к выступлениям эмоционального чиновника вполне могло измениться. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов якобы имеющее место недоброжелательные отношения между Александром Соболенко и областным прокурором Германом Штадлером. Сам господин Соболенко, складывается такое впечатление, под соусом эмоциональности решил «поставить вопрос о доверии», заявив, что ему «надоело уже все» и «хочется написать заявление». «Я понимаю, что Всеволожский район непростой, очень сложно им управлять, а, учитывая цепочку последних событий, думаю, что у Соболенко, наверное, нервы на пределе. Еще раз говорю, что это не политическое действие», - заметил губернатор области Александр Дрозденко.

Если сохранение поста главы администрации района под угрозой, то как возможный уход повлияет на политическое будущее района, который состоит «в передовиках» Ленобласти? Сам уход будет моментом политическим. Ведь некоторые скептики полагают, что по самому земельному делу нужно провести большую работу, чтобы оно не завершилось ничем. "Понимаете, самое распространенное преступление сейчас — это когда все сделано в рамках закона", - сомневается в юридических перспективах лидер фракции ЛДПР в Законодательном собрании Ленобласти Андрей Лебедев.

Однако торги за место главы района будут идти весьма активно. Депутат Государственной Думы от Ленобласти Вадим Потомский полагает, что, если нынешний глава администрации покинет свой пост, «губернатору области придется согласовывать кандидатуру с местной элитой, а интересы у разных групп разные и в районе хорошо представлены». «Хотя фигуру, которая устроила бы всех, пока не вижу, - добавил Потомский. - Вообще я думал, что свой срок Соболенко досидит. А потом закон о прямых выборах глав администраций выйдет, и он в них поучаствует».

«Ему везде хотелось быть первым, всем руководить, он конфликтовал как с главой города Всеволожска, так и умудрился войти в конфликт с Советом ветеранов, чего раньше никогда не было». «Хороший специалист, но надо было политики поменьше, а дела побольше и жестче район держать». Такие характеристики дают Александру Соболенко собеседники «Росбалта». Не исключено, что не только властным структурам, местным элитам, но и гражданам придется по вкусу «более цельный» человек.

Остается добавить, что буквально сегодня вечером стало известно о новой "мишени": после обысков во Всеволожске аналогичные действия были предприняты в находящемся на территории района Токсово, следователи и оперативники пришли в здание местной администрации. В СК РФ по Ленобласти пояснили, что возбуждено уголовное дело по подозрению в получении взятки в 1 млн рублей чиновником администрации поселка. По мнению источника "Росбалта" в областном правительстве, это далеко не последние следственные действия, которые будут проводиться на территории области. В общем, политический триллер продолжается.

Марина Елецкая