Posted 21 февраля 2013,, 10:28

Published 21 февраля 2013,, 10:28

Modified 31 марта, 20:45

Updated 31 марта, 20:45

Собачья жизнь в Ленобласти

21 февраля 2013, 10:28
Появление догхантеров в 47-м регионе вкупе с нерешенностью вопроса о том, кто и как должен отлавливать бродячих собак, грозит общественным расколом. Затягивая принятие закона о судьбе безнадзорных тузиков и бобиков, власти создают конфликт на ровном месте.

Депутаты 47-го региона приняли в первом чтении проект закона «О безнадзорных животных в Ленинградской области». Новые краски в законотворческую рутину внесло название инициировавшего рассмотрение вопроса ведомства — прокуратура Ленобласти. Также обращает на себя внимание неспешность, с которой на проект реагировали законодательная и исполнительная власти - с момента, когда надзорное ведомство выступило со своей инициативой, прошел целый год.

«Надеемся, что дальше процесс затягиваться не будет», - с оптимизмом прокомментировали «Росбалту» принятие своего проекта в первом чтении в областной прокуратуре. Там подчеркнули необычность ситуации: «С инициативами в Законодательное собрание мы выходили не раз. Но так, чтобы наши сотрудники полностью разрабатывали проект закона, — это было впервые».

Это новшество в надзорном ведомстве пояснили правовым вакуумом, который обнаружился в ходе как реагирования на жалобы жителей Ленобласти, так и проверок деятельности местной власти. «До смертельных случаев не доходило, к счастью. Те, кто обращался к нам, возмущались, что бродячих собак усыпляли прямо на глазах детей, а потом куда-то увозили. Поэтому проверили договоры, которые муниципалитеты заключали с организациями, которые этим занимались», - пояснила помощник прокурора области Светлана Есенькова.

Выяснилось, что в ряде случаев уничтожением бродячих собак занимались неспециализированные фирмы. Более того, по информации местных СМИ, в Тихвине местные администрации даже обращались к услугам стрелков-любителей. Но даже если бы это были профильные компании, муниципалы не имели бы права вступать с ними в договорные отношения, а по факту - защищать граждан от укусов. Дело в том, что в 2010 году Верховный суд РФ подтвердил, что порядок отлова и содержания безнадзорных животных — полномочие субъектов Федерации. На основе этого решения Минфин обращал внимание, что финансирование отлова бродячих собак и кошек — «расходное обязательство регионов».

Поэтому прокуроры констатировали, что «в 2009-2011 годах органы местного самоуправления заключали договоры со специализированными организациями на отлов, но по закону решение этих вопросов в их компетенцию не входит». Муниципальные власти стали искать, к кому обращаться. Например, администрация Новодевяткинского сельского поселения просила комитет по жилищно-коммунальному хозяйству правительства области «обеспечить санитарную очистку территории от бродячих животных». Однако никакой помощи не последовало. Более того, прокуратура выяснила, что на областном уровне этот вопрос вообще никак не отрегулирован.

Поэтому в начале 2012 года она внесла свой проект областного закона о безнадзорных животных. За год проект подвергся доработке. Были прояснены два самых главных вопроса — «кто» и «за чей счет».

Итак, как отлавливать, должно определять правительство области. Делать это можно будет на конкурсной основе, размещать заказы будут органы госвласти региона. Средства должны выделяться из областного бюджета. Поправки ко второму чтению в комиссии по экологии и природопользованию Законодательного собрания области ждут до 22 марта. Принять закон в целом намечено не позднее 1 июня.

Впрочем, налицо и явное нежелание областных чиновников «связываться с собаками» — в проекте закона появился пункт о том, что функции отлова вместе с финансированием могут быть переданы на уровень органов местного самоуправления. То есть тем же чиновникам, на действия которых жаловались одни, и чьим бездействием возмущались другие. Ведь за то время, что прокуратура запретила муниципалам решать собачий вопрос, жители области разделились на тех, кто «за», и тех, кто «против» уничтожения животных.

По официальным данным за 2012 год, число безнадзорных животных на территории региона варьируется от 3,5 с 7 тысяч. Но вряд ли эти цифры можно считать точными. «Когда отловят стаи бродячих собак? Моего ребенка уже несколько раз укусили! Просто страшно отпускать детей на улицу!», - делятся опытом родители.

Согласно новому законопроекту, «отлов безнадзорных животных в целях их умерщвления запрещен» (их должны отлавливать и помещать в приюты).

Между тем, в регионе уже активизировались догхантеры. Причем, в отличие от Петербурга, они не разбрасывают отраву на газонах и детских площадках, а вооружаются ружьями. Сторонники гуманного обращения, естественно, возмущены: бездомных животных начали в больших количествах отстреливать. Но одним только возмущением дело может не ограничиться.

Конечно, Ленобласть — не Америка, но оружия нашего у населения на руках тоже достаточно. Страшно представить, что будет, если в одно время и в одном месте сойдутся «идеологические оппоненты» (тем более, в подпитии) — могут и друг друга не пожалеть. Тем более, что Интернет и тяга к общению в соцсетях способствуют быстрой наработке контактов с единомышленниками. А власти региона немало способствовали тому, чтобы проблема работы «подотдела очистки» приобрела идеологический окрас.

Надежда Родиченко