Posted 28 февраля 2013,, 13:50

Published 28 февраля 2013,, 13:50

Modified 31 марта, 20:35

Updated 31 марта, 20:35

Тепло в доме становится роскошью

28 февраля 2013, 13:50
Поселок Пехенец Ленинградской области оказался в русле главных федеральных трендов. Жители бунтуют против роста тарифов за отопление. Власти уверяют, что ничего катастрофического не происходит. А в некоторых случаях проблему вовсе стараются не замечать.

Поселок Пехенец Ленинградской области, несмотря на свои небольшие размеры, оказался в федеральном тренде. Жители бунтуют против роста тарифов за отопление. Власти уверяют, что ничего катастрофического не происходит. А в некоторых случаях проблему вовсе стараются не замечать.

Историю, которая будоражит умы и кошельки россиян практически во всех российских регионах, поднял на самый высокий уровень президент России Владимир Путин. В начале недели он проводил совещание с участием министра регионального развития Игоря Слюняева, руководителя Федеральной службы по тарифам Сергея Новикова и советника по экономическим вопросам Эльвиры Набиулиной. Игорь Слюняев отчитался, что с 1 января плата за коммунальные услуги выросла в 49 субъектах Федерации. Владимир Путин спросил, где именно. И тут, как говорится, началось. Пиарщикам президента можно ставить твердую положительную оценку за проделанную работу. Глава государства продемонстрировал осведомленность и заботу о народе: «В Петербурге в некоторых районах [квартплата] на 40 процентов выросла. Вот они, платежки. А в Мурманске, вы говорите, в отдельных муниципалитетах на 200 с лишним процентов. С ума сошли, что ли?».

После такой эмоциональной реакции «народного заступника» объяснения чиновников, отчего же так случилось, уже мало кого интересовали. Гораздо больше внимания как рядовых граждан, так и элит привлекли сообщения об «усекновении голов». Своих постов лишились министр энергетики и ЖКХ Мурманской области Геннадий Микичура и министр регионального развития Республики Алтай Юрий Сорокин. Кадровое веяние не обошло стороной и Петербург — в отставку отправили вице-губернатора Сергея Козырева (подробнее об этом читайте здесь).

Ленинградская область на этом фоне выглядит островком спокойствия. Но на деле таковым вовсе не является. «В структуре платежа за коммунальные услуги доминанта - плата за тепло», — объяснял президенту Игорь Слюняев. Поняли это и жители небольшого поселка Пехенец в Лужском районе области (значительную часть которых составляют пенсионеры) - посленовогодние квитанции их мало обрадовали. «Плата только за тепло варьируется от 4 до 7 тысяч, — рассказывает местная жительница Зоя Трофимова. — А если у пенсионера вся пенсия 8 тысяч, да еще надо за лекарства заплатить. Жить-то на что? При этом многие жители несут двойную нагрузку — платят и за свои квартиры в поселке, и за съемное жилье в Луге, куда многие уезжают на заработки. Ведь работать в поселке негде. При этом автобус к нам ходит всего два раза в неделю, а билет в одну сторону стоит 110 рублей, хотя ехать до Луги всего полчаса».

«Сначала люди подумали, что управляющая компания традиционно что-то напутала с расчетами, — пояснили в общественной организации содействия защите прав потребителей «Рабкрин», куда обратились обитатели поселка. — Но, как выяснилось, несмотря на вопиющую несправедливость, формально все правильно. Расценки были узаконены комитетом по тарифам областного правительства».

В случае с поселком Пехенец областные власти сослались на то, что жители просто не в курсе нюансов, и поэтому даже не заметили собственную выгоду. «До нового года плата за отопление рассчитывалась по нормативу, равномерно в течение года. В 2012 году были установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии в 5 домах из 10-ти многоквартирных зданий поселка, поэтому с начала 2013 года расчет стал производиться по их показаниям, то есть по фактически потребленному теплу. Соответственно, основная нагрузка по платежам ложится на зимние месяцы (январь, февраль, март), что и видно из квитанций, полученных жителями за это время», — пояснил вице-губернатор области по ЖКХ Юрий Пахомовский, добавив, что «как показывает практика, суммарный годовой платеж при установке приборов учета снижается».

Власти также попытались объяснить, почему жители не почувствовали никакой экономии от закрытия старой мазутной котельной и начала работы более экономичной газовой, появление которой стало возможно благодаря сотрудничеству правительства области и дочерней компании «Газпрома» ОАО «Леноблтеплоэнерго». По официальной информации, благодаря этому тариф снизился в 1,7 раза по сравнению с прежним (с 3 018 до 1 885 рублей за гигакалорию). Вот только теперь его полностью оплачивают граждане, а раньше убытки «в связи с неэффективностью работы котельной» погашались за счет местного и областного бюджетов.

Местные жители, отдавая должное качеству самой котельной («в квартирах даже жарко, тут ничего плохого не можем сказать»), подозревают инвестора в желании «всего за несколько лет отбить затраты на строительство, а не как во всем мире — за десятилетия» и даже в введении в заблуждение, в том числе и тарифное ведомство областного правительства, которое и согласовало новые расценки. «У нас есть данные, что котельная обходится в 40 миллионов рублей в год, при этом 4 миллиона уходит на зарплату. А по информации местных жителей, работает на объекте всего 2 человека», - приводит данные «Рабкрина» руководитель петербургского отделения этой организации Илона Егорова.

О ситуации в Лужском районе, возможно, не стало бы известно, но одна из жительниц оказалась человеком с активной жизненной позицией. Поэтому в поселке состоялось собрание, на котором собирали подписи под обращением с требованием «отменить необоснованно завышенные тарифы на теплоэнергию и тарифы ЖКХ». Уже собрали более 120 подписей. И планируют отправить петицию в областную прокуратуру.

Причем общественники предполагают, что Пехенец - не единственный населенный пункт, где возможен народный протест. «Мы предполагаем, что жители других поселков могли еще не получить новые квитанции. А кое-где тарифы еще раз вырастут - с 1 июля 2013 года, - пояснили в «Рабкрине». - Можно полагать, что будут удивлены новыми тарифами жители Луги (рост на 30%), деревни Заклинье Лужского района, Мичуринского сельского поселения в Приозерском районе, Никольского Подпорожского района».

Так что потенциальных болевых точек прибавится. Впрочем, многие жители области возмущаются новациями в сфере оплаты услуг еще с начала года. Конечно, этот вопрос регулируется на федеральном уровне, однако на местах он обрастает региональными нюансами, что не делает его более приятным для жителей. А тем паче - более понятным.

Многие не могут сообразить, почему, например, их соседи платят по старому, а они — по-новому. Власти области попытались объяснить ситуацию корреспонденту «Росбалта». С одной стороны, «понимая возможные последствия перехода на оплату теплоснабжения только в течение 8 месяцев вместо 12-ти, правительство Ленинградской области в сентябре 2012 года издало постановление, которым предусмотрено сохранение прежней схемы платежей, то есть равномерно, в течение всего года». С другой, некоторые жители пользуются общедомовыми приборами учета - и в этом случе правительство Ленобласти могло лишь "рекомендовать" управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям сохранить ранее действующий механизм оплаты. А если говорить проще, есть счетчик - платите по факту: зимой много, летом — вообще ничего. Плететесь в хвосте «технического прогресса» и живете без счетчика — платите по старинке.

А ведь экономические преимущества установки и использования счетчиков (что на воду, что на тепло) власти расписывали многие годы. Только экономии в реальности не выходит — по разным причинам. Начиная с головотяпства на местах. Например, руководство лужской управляющей компании, объясняя, почему получились большие суммы по квитанциям после введения учета по общедомовому счетчику, выдало почти военную тайну — для одного из домов «тепловой пункт установлен не в доме, а в отдельно стоящей пристройке, которая не утеплена, и из-за этого идет большая теплопотеря».

Второй момент, который вызывает возмущение жителей — разделение платы за ресурсы, потребляемые собственно квартирой и расходуемые на общедомовые нужды. Жители Приозерского района, например, недоумевают, почему расходы горячей воды по общедомовым счетчикам оказываются порой в два раза выше, чем по внутриквартирным. Некоторые эксперты опасаются роста неплатежей за услуги ЖКХ. Мол, те, кто раньше платил, могут перестать это делать — из чувства протеста. Причем недовольство копилось с декабря прошлого года, а областное начальство молчало. Видимо, надеялось, что в районах как-то само собой рассосется.

И уж тем более не спешило выносить свои проблемы на федеральный уровень. Напомним, изменения в порядке расчетов и новые строчки в квитанциях были утверждены именно Москвой, но местные власти могли бы сигнализировать о том, что традиция «гладко было на бумаге, да забыли про овраги» успешно продолжается в регионах.

В прежние времена (когда назначения еще не производились в Кремле) глава региона с радостью ухватился бы за такой повод продемонстрировать заботу о народе. Но сейчас для местных начальников глас народа — не приоритет. Они вынуждены лавировать, чтобы и в глазах населения «не потерять», и своих кураторов не расстроить.

Марина Елецкая