Posted 6 марта 2013,, 21:15

Published 6 марта 2013,, 21:15

Modified 31 марта, 20:27

Updated 31 марта, 20:27

Каждый пострадавший сам себе страховщик

6 марта 2013, 21:15
Власти продлили бесплатную приватизацию жилья на два года. Собственники жилья в Ленобласти, исходя из личного опыта, могут посоветовать не становиться владельцами квадратных метров: дом сгорел - жить негде.

Президент Владимир Путин 25 февраля подписал закон, продлевающий бесплатную приватизацию жилья в России еще на два года - до 1 марта 2015-го. За день до этого почти дотла сгорел дом в Гатчинском районе Ленобласти. Те, кто уже стал собственником, на личном примере прочувствовали, что владеть квартирой - не такое уж большое счастье. Особенно в глубинке, к коей относятся даже ближайшие к Северной столице районы Ленобласти.

Пожар в поселке Кобринское оказался настолько сильным, что у людей почти в одночасье сгорело все - мебель, одежда, документы. В поселке был даже открыт пункт приема гуманитарной помощи, а из бюджета района погорельцам, прописанным на его территории, выделяли деньги «на нужды первой необходимости».

Всего из 37 квартир был эвакуирован 41 человек. Погибли двое жителей и пожарный - заместитель начальника службы пожаротушения Центра управления кризисными ситуациями главного управления МЧС по Ленобласти Дмитрий Тихомиров.

После первого шока встал вопрос — куда идти тем, кому не требуется медицинская помощь? Часть граждан мигрировала к родственникам, что несколько уменьшило размер головной боли для администрации Кобринского поселения и Гатчинского района. В итоге часть людей (11 человек) разместились во временном жилье в муниципальном фонде, часть (шесть пожилых жителей поселка) отправились в отделение временного пребывания центра соцобслуживания. «Людей никто не гонит. Они смогут остаться, сколько потребуется, - говорят в администрации Гатчинского района. - Но вопрос с жильем решать все равно надо».

Несмотря на то, что сгоревший дом представлял из себя деревянный барак 1940-х годов постройки, большинство квартир в нем были приватизированы. И тут прозвучала информация, взволновавшая многих жителей области. «Собственники сгоревших квартир смогут получить жилье на условиях долевого строительства в новом доме, возведение которого рядом со сгоревшим сейчас обсуждается. Как именно это будет реализовано, пока прорабатывается», - пояснили в администрации Гатчинского района. Проще говоря, кто не был собственником, имеет шанс переехать в новые квартиры бесплатно, а кто оформил право собственности - на муниципальное жилье рассчитывать не может.

«С одной стороны, власти правы, объясняя, что не могут предоставлять бесплатное жилье тем, кто владел квартирами, в муниципальном фонде. Ведь по российскому законодательству собственник сам несет ответственность за свое жилье и рискует им», - поясняет начальник юридического отдела петербургской общественной организации потребителей «Диалог» Алексей Койтов.

Однако, как известно, в любом деле, тем более юридическом, есть нюансы. Видят их юристы и здесь. Сразу, впрочем, оговариваясь, что гражданам повернуть дело в свою сторону будет весьма сложно. «Важна причина, которая привела к тому, что люди потеряли жилье, кто является виновником. Если проводить аналогии с Крымском, то получилась вина госорганов, поэтому и ущерб возмещался за государственный счет, в том числе люди получали новое жилье. Но это надо доказать, а на практике это совсем нелегко сделать, - добавляет Алексей Койтов. - Хотя в любом случае гражданин может не согласиться с выводами дознавателей и обжаловать их». Понятно, что такие действия требуют подкованности в юридических вопросах и выносливости в чиновничьих коридорах. Эти качества сложно обнаружить в пенсионерах, которых было не мало среди проживавших в сгоревшем доме.

Отметим, что дознаватели пока не спешат делиться даже версиями случившегося. «В доме много собственников, а их всех надо найти и опросить, - посетовали в областном управлении МЧС. - После получения результатов пожарно-технической экспертизы можно будет говорить о причине возгорания». Следовательно, должно стать понятно, кто виноват и с кого, соответственно, взыскивать материальный и моральный ущерб. «Зачастую находят стрелочника, с которого взять нечего - «ответственного за противопожарное состояние объекта», - скептически отвечают на это некоторые юристы. - Так что пострадавшим приходится надеяться на желание властей решать их проблему».

А вот с этим есть вопросы. Пока под большим вопросом даже само появление нового дома, где «на условиях долевого участия» могли бы получить жилье собственники квартир из сгоревшего барака.

«Пятно» предполагаемой застройки само по себе сложное. Много вопросов с инженерными сетями. Надо искать инвестора», - пояснили в районной администрации. Обращение к стороннему частному бизнесу вполне понятно, ведь, по некоторым данным, стройка может обойтись в несколько десятков миллионов рублей, а областные чиновники вовсе не спешат расстегнуть бюджетный кошелек. Или были настолько скромны, что не заявили во всеуслышание, что «область окажет помощь гатчинским погорельцам».

У губернатора Ленобласти Александра Дрозденко почти сразу возник вопрос: был ли застрахован сгоревший дом. Глава регион поведал о своем интересе к этому вопросу широкой публике — представителям интернет-общественности, с которой встречался на следующий день после пожара. Как выяснилось, страховки не было, что и неудивительно. Сектор страхования недвижимости не особенно развит даже в Петербурге, не то что в районах Ленобласти. Кроме того, речь ведь не о кирпичном коттедже недавней постройки, а о приличного возраста деревянном здании. Возможно, желающие застраховать такой объект и нашлись бы, только стоимость полиса дома с такими «обременениями» не по карману жителям.

В качестве выхода из ситуации некоторые эксперты рассматривают введение системы обязательного страхования жилья, ссылаясь не только на советский, но и на российский опыт 1990-х годов. О реанимации такой системы федеральные чиновники - вплоть до президента - заговорили осенью 2012-го, когда стало ясно, что на ликвидацию последствий наводнения, в том числе на предоставление нового жилья, нужно несколько миллиардов рублей. «В СССР страховка жилья составляла 0,35% от стоимости квартиры или дома», - напоминают специалисты. Мол, система отлично работала, и пострадавшие не сидели в очередях у многочисленных чиновничьих кабинетов в надежде на помощь.

Казалось бы, идея здравая (если, конечно, под стать ей будут и тарифы), но, судя по всему, в ближайшее время не реализуемая. Российские власти — как федерального, так и регионального уровня — так отличились по другой жилищной теме (будоражащей сейчас всех квартплате), что вряд ли решатся на введение очередного сбора с граждан.

Так что пока каждый сам себе страховщик. И, вопреки поговорке, даже два переезда выглядят гораздо привлекательнее одного, но испепеляющего пожара.

Марина Елецкая