Posted 18 марта 2013,, 12:36

Published 18 марта 2013,, 12:36

Modified 31 марта, 20:14

Updated 31 марта, 20:14

А, может, все-таки в Сочи?

18 марта 2013, 12:36
Управленческая команда губернатора Петербурга Георгия Полтавченко может пополниться новым членом. Для утверждения в должности вице-губернатора, курирующего строительный блок, предложен Марат Оганесян - личность одиозная.

В среду управленческая команда губернатора Петербурга Георгия Полтавченко может пополниться новым членом. Для утверждения в должности вице-губернатора, курирующего строительный блок Северной столицы, предложен Марат Оганесян. Личность одиозная. «Такой бы пригодился в Сочи, но не в Петербурге», - горестно вздохнули многие эксперты.

Марат Оганесян, бывший глава Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации, - личность одиозная. Он, говорят злые языки, знает, как с пользой для себя выжимать максимум из бюджетов разных уровней. До декабря 2011 года Оганесян занимал пост руководителя ФГБУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» Минкультуры РФ.

Под его руководством осваивались средства на таких проектах как реконструкция Большого театра в Москве, строительство второй сцены Мариинского театра, реставрация консерватории и театра имени Товстоногова в Петербурге. Бюджет каждого объекта, на который приходил этот «менеджер от реставрации и реконструкции», сразу начинал стремительно расти. Удивительным образом каждый раз предшественники ошибались в своих расчетах в разы. Работы в Большом, Мариинке-2, консерватории и БДТ подорожали почти на 34 млрд рублей по сравнению с изначальными сметами.

Вот такого размаха чиновник намерен руководить городской строительной сферой с ее многомиллиардным бюджетом.

«Вместо старинной лепнины - пластмасса или папье-маше на клее ПВА, вместо бронзовых дверных ручек и канделябров - железяки, подкрашенные золотой красочкой», - не верил своим глазам солист Большого театра Николай Цискаридзе. А ведь в Большом перерасход бюджета составил 9 млрд рублей (общая стоимость достигла 37 млрд), Счетная палата России выявляла завышение стоимости проектных работ. Отметим, что источники, близкие к Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации, связывают Марата Оганесяна с группой компаний «Сумма», принадлежащей Зиявудину Магомедову. Именно инвестиционный фонд ГК «Сумма» выкупил контрольный пакет генподрядчика Большого театра в Москве под завершение проекта. Стройку курировал тогда именно Оганесян. И, по его словам, на завершающем этапе каждый месяц тратилось по 500 млн рублей бюджетных средств.

Информация о таких прямо-таки стахановских темпах освоения средств вызвала подозрения у рядовых граждан. Но вовсе не помешала успешной переброске Марата Оганесяна из Москвы на петербургские объекты. Следующим проектом, который в рекордные сроки был «сдвинут с мертвой точки», стала Мариинка-2 – благодаря вдруг нашедшимся бюджетным деньгам. Приход московского менеджера ознаменовался ростом сметы до 22 млрд рублей с изначальных 3,8 млрд и закрытием дискуссии об архитектурном облике второй сцены. Театральный художник Марк Борнштейн писал: «Чудовищный монстр из стекла и бетона занимает целый квартал на берегу Крюкова канала. Он не прикидывается произведением архитектуры, даже не пытается имитировать ее, как иные его сотоварищи, например, на Владимирской площади. Нет, это функция в чистом виде: машина для демонстрации спектаклей. Вся художественность внутри, а антихудожественность снаружи».

БДТ им. Товстоногова подорожал почти в три раза. Изначальная смета оценивалась в 1,5 млрд рублей, сегодняшняя – в 4,2 млрд. И, возможно, это не предел. Ведь работы должны быть закончены лишь к июню.

Деньги на проекты, которыми «рулил» Марат Оганесян, раньше легко выделялись в обход прописанных бюрократических процедур. Согласно материалам проверки Счетной палаты, Северо-западной дирекции были предоставлены дополнительные лимиты финансирования в размере 1 млрд рублей, хотя изменения в соответствующие нормативные акты и не были внесены. При этом аудиторы заключили, что «деятельность Северо-Западной дирекции по вопросу реконструкции и технического перевооружения здания БДТ нельзя признать эффективной».

Самое печальное, что у Оганесяна уже есть опыт лоббирования (кто-то скажет - выдаивания) и из городского бюджета. Ведь скандалы гремят и в петербургской консерватории имени Римского-Корсакова, которую взялся реконструировать Марат Оганесян и его ведомство. Смету уже удалось увеличить более, чем в два раза - с 2,8 до 6 млрд рублей, а сроки работ – с 1 года до 2,5 лет. Но проведения конкурса на право разработки проекта привлекло пристальное внимание Федеральной антимонопольной службы, что ставит под сомнение его итоги и освоение 400 млн рублей.

Итак, каждый проект по-своему одиозен - сопряжен с огромным перерасходом бюджетных средств, длительными сроками реализации и спорными архитектурными решениями. Что особенно тревожно для такого города как Петербург. Сможет ли начальник противостоять аппетитам подчиненного? Проще говоря, будет ли Марат Оганесян подконтролен губернатору? Заметим, что приход Оганесяна на стройку Мариинки предваряли жесткие заявления губернатора. Георгий Полтавченко внес вторую сцену театра в список объектов, которые дорожать не будут. Разжаловал тогдашнего главу Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Ермакова до статуса заместителя. Но, как мы знаем, это вовсе не стало препятствием для роста сметы и достройки «архитектурного монстра». Понятно, что архитектурный проект утверждал не Оганесян, но он, похоже, даже не задумывался о его эстетических характеристиках. Зато благодаря его желанию освоить деньги проект и был реализован.

Страшно представить, что еще он захочет быстро и за большие деньги возвести в Петербурге.

Думается, что такой пробивной чиновник мог бы с большим успехом работать в Сочи. Аналогии с местом грядущей зимней Олимпиады не напрасны. На этом примере можно представить, во что рискует превратиться Петербург в случае, если местное Законодательное собрание одобрит предложение Смольного о назначении Оганесяна куратором строительного блока города. В Сочи совсем недавно разгорелся скандал вокруг Ахмеда Билалова - двоюродного брата Зиявудина Магомедова, с которым, напомним, связывают Марата Оганесяна. Билалова был вынужден увольнять лично президент России прямо в прямом эфире после инспекции строящихся объектов. По одному из них смета выросла с изначально объявленных 1,2 млрд до 8 млрд. Британская The Financial Times назвала это «колоссальным превышением расходов и задержкой в ходе дорогостоящей подготовки к зимним Олимпийским играм в Сочи в 2014 году».

Не удивимся, если история повториться в Петербурге. Ведь после Олимпиады в Россию должен прийти праздник футбола. Принимать гостей будет и Петербург, для чего надо достроить стадион и начать возводить несколько станций метро. Хорошо, если разращивание сметы обернется лишь лепниной из пластмассы в вестибюлях, а не наспех проработанным проектом тоннелей метро.

Константин Зарубин