Posted 19 марта 2013,, 07:48

Published 19 марта 2013,, 07:48

Modified 31 марта, 20:14

Updated 31 марта, 20:14

Координация на нуле

19 марта 2013, 07:48
КСО не помогает петербургским оппозиционерам координировать работу. Они продолжают обвинять друг друга в клоунаде, троллинге и отсутствии взаимодействия. За дрязгами стало понятно: влияние этого органа на политическую жизнь Северной столицы вообще отсутствует.

КСО не имеет никакого положительного влияния на координацию петербургских оппозиционеров. Они продолжают обвинять друг друга в клоунаде, троллинге и отсутствии взаимодействия. За этими дрязгами стало понятно, что Координационный совет оппозиции фактически бесполезен для политической жизни Петербурга.

Последнее, шестое по счету, заседание КСО состоялось в Москве 16 марта. Известная экозащитница Евгения Чирикова назвала его «днем Бондарика» - петербургский националист был докладчиком по шести вопросам из 15. Николай Бондарик предлагал выступить в защиту экс-полковника ГРУ Владимира Квачкова, осужденного на 13 лет, а также преподнес соратникам по оппозиции целый список действий по гражданскому неповиновению. Например, бойкот государственных банков и автозаправок, мобильных операторов, Олимпиады в Сочи. В качестве одной из мер борьбы националист предложил проводить серии трехдневных голодовок.

Однако инициативы Бондарика, в отличие от решения КСО по грядущим протестным акциям в честь годовщины 6 мая, не получили поддержки. Либеральное крыло даже отказалось голосовать за предложения националиста. А другой петербуржец, организатор маршей несогласных и "Стратегии-31" Андрей Пивоваров вовсю высмеивал коллегу в Twitter.

"Бондарик третье заседание устраивает клоунаду, зачитывая все декларации, которые он выдвигает. Правильно назвать это троллингом КС", - написал оппозиционер. К онлайн-насмешкам перешли и другие оппозиционеры — колкостями об инициативах Бондарика отметились Ольга Романова и Илья Яшин. Несогласие петербургских оппозиционеров не укрылось и от внимания борца с коррупцией Алексея Навального. «В Питере оппозиционеры настолько друг друга ненавидят, что проводить выборы затруднительно», - отметил он в ходе заседания.

Действительно, договориться о чем-либо петербургским активистам удается крайне редко. Один из последних примеров — социальный марш 2 марта, в рамках которого прошла не единая протестная акция, а две. Почти по каждому значимому поводу местные оппозиционеры устраивают два, а то и три одновременных митинга, тем самым разбивая на части и без того немногочисленный протестный электорат.

У самого Николая Бондарика взгляд на противоречия в КСО радикальный. «Яшин, Немцов и Пивоваров не настроены на борьбу с режимом. Хорошо, я дурак, но они-то что предложили? У них нет никаких идей, у них все хорошо, есть деньги, известность. Даже Навальный сидел с потухшими глазами. В таком виде КСО скоро умрет», - рассуждает он. В качестве альтернативы Бондарик предлагает создать новую структуру из членов Экспертного совета, куда вошли бы не набравшие нужного числа голосов на выборах в КСО. Лояльный для себя пул активист предполагает сформировать из радикальных либералов, левых и националистов. Но как отнесутся в КСО к появлению своего более агрессивно настроенного двойника?

Между тем Андрей Пивоваров особой проблемы в стычках с Бондариком не видит. «КСО — механизм, который работает, но, может быть, не так быстро, как хотелось бы. Нет никакого противостояния, просто в Совете есть группа адекватных людей и группа политических маргиналов», - отмечает активист. Не трудно догадаться, что под маргиналами подразумеваются Бондарик и его сторонники. С Пивоваровым частично солидарен и другой член Координационного совета - журналист Сергей Пархоменко.

«Я вижу, что Пивоваров и Бондарик часто придерживаются разных точек зрения. Ну и что? Тут дело в том, что Бондарик склонен превращать заседание в балаган, многократно предлагать нецелесообразные и непродуктивные инициативы, количество которых отнюдь не переходит в качество», - рассуждает оппозиционер.

Показательно то, что на словах петербургские оппозиционеры выступают за мир и дружбу. «Не было ни одного раза, чтобы я лично не предлагала провести совместную акцию. Я могу собраться с кем угодно. Это кто-то не может собраться со мной. Заколебали питерские разборки, поэтому теперь я больше внимания уделяю протесту в Москве», - заявила Ольга Курносова, в минувшие выходные избранная сопредседателем нового общероссийского движения «Гражданская федерация». Активистка намекает на то, что некоторым оппозиционерам не позволяет вступать в альянсы «куратор из КГБ». «Споры хороши в парламенте, но неуместны в оппозиции. Эта игра в протест, симулятор, который выгоден власти», - говорит она.

Николай Бондарик тоже заявляет, что выступает за координацию действий и проведение любых совместных акций (кроме тех, где участвуют ЛГБТ-движения). Андрей Пивоваров в свою очередь говорит, что с конца прошлого года не может договориться об объединенных митингах с «Гражданским комитетом» Ольги Курносовой. Оппозиционер винит во всем амбиции отдельных личностей, которые не хотят делиться славой. Впрочем, об амбициях говорят и Бондарик с Курносовой. Понять, кто из оппозиционеров лукавит, наверное, можно только на очной ставке.

И пока каждый из активистов продолжает перекладывать вину на другого, влияние КСО на политическую жизнь Северной столицы не только не заметно, но вообще отсутствует.

«Я не вижу никакой его деятельности», - отмечает политолог Юлий Рыбаков. По мнению эксперта, дело не только в личных амбициях оппозиционеров, а в изначальной ущербности такого органа, как КСО, который организован по принципу из басни про лебедя, рака и щуку. «Я не понимаю, как за одним столом могут сидеть либерал, националист и демократ. Они никогда не смогут договориться, это то же самое, если пытаться смешать воду и масло. Причина размолвок — разная природа политических убеждений», - говорит Рыбаков. Политолог считает, что в Москве склоки оппозиции просто менее заметны из-за всеобщего бездействия, но в целом ситуация аналогичная.

Правда, в столице люди еще способны выйти на митинги за такими харизматичными фигурами, как Навальный, Удальцов или Гудковы. В Петербурге же ярких оппозиционных лидеров - известных и узнаваемых в лицо всеми - фактически нет. Конечно, КСО изначально имел перекос в сторону московской политической тусовки, но сейчас стало понятно, что этот орган фактически бесполезен для регионов. Что касается города на Неве, то его влияние даже отрицательное. Размолвки в петербургской оппозиции, усугубляемые стычками на заседаниях КСО, стали еще глубже. Сейчас каждая оппозиционная сила в городе слаба в отдельности и не способна на координацию. Пока нет предпосылок к тому, что эта ситуация изменится.

Софья Мохова