Posted 21 марта 2013,, 13:10

Published 21 марта 2013,, 13:10

Modified 31 марта, 20:10

Updated 31 марта, 20:10

Чиновники опоздали на метро

21 марта 2013, 13:10
Петербургу не удается выбить федеральные средства под развитие метрополитена. Не помогает даже апеллирование к чемпионату мира 2018 года, проведение которого требует модернизации транспортной инфраструктуры города.

Петербургу не удается выбить федеральные средства под развитие метро. Не помогает даже апеллирование к чемпионату мира 2018 года, проведение которого требует модернизации транспортной инфраструктуры.

Подчас складывается впечатление, что петербургская администрация смотрит на «Отраслевую схему развития метрополитена - 2025» как васнецовский витязь на «камень-вещун». Вроде и в сторону спального юго-запада ветку пустить можно, и до будущего стадиона линию продлить невтерпеж, да еще и купчинцы помощи ждут. А денег-то нет. Вот и стоит с понурой головой «воин в шлеме с кольчужкой», размышляет - куда двинуть.

За последние несколько месяцев Смольный несколько раз менял свои приоритеты в развитии подземки. После декабрьского пуска станций «Бухарестская» и «Международная» из нафталина были вытащены планы по строительству Красносельско-Калининской ветки, которая должна была соединить «Обводный канал» с юго-западом города. Хоть и говорилось, что линия только проектируется и точных сроков по ее запуску нет, но коричневый пунктир на схемах в вагонах метро нарисовали.

В конце января планы изменились. От строительства Красносельско-Калининской ветки отказались. Решили тянуть метро на запад Васильевского и Крестовского острова, а также в Приморский район. Данный выбор был мотивирован тем, что в 2018 году город на Неве примет матчи чемпионата мира по футболу. Следовательно, вблизи нового стадиона должна быть и новая станция - «Новокрестовская».

После этого в администрации вдруг вспомнили, что гости мундиаля должны еще как-то добраться из аэропорта до места проведения футбольных баталий. Значит и к воздушному транспортному узлу необходимо протянуть подземную железную дорогу. Как следствие, на горизонте замаячили совсем уж «далекоперспективные» станции «Ульянка» и «Пулково».

Смольным было направлено письмо министру транспорта Максиму Соколову, в котором излагались все преимущества, которые даст городу станция рядом с аэропортом. При этом предыдущие проекты, такие как аэроэкспресс и легкорельсовый трамвай, назывались неэффективными и неперспективными - в том смысле, что они не смогут в глобальном плане обеспечить транспортную доступность южных районов города.

Отметим, что Георгий Полтавченко не первый раз стучится в двери столичных кабинетов в надежде получить деньги на строительство петербургской подземки. Летом 2012 года он уже отправлял письмо президенту с просьбой о ежегодном софинансировании.

В год метрополитену требуется порядка 30 млрд рублей. А, например, в 2013-м на развитие петербургского метро выделена вдвое меньшая сумма. Минтрансу, хоть его и возглавляет петербуржец Максим Соколов, успевший попредседательствовать и в комитете экономического развития, промышленной политики и торговли, и в комитете по инвестициям и стратегическим проектам, идея Смольного не пришлась по душе. Слишком уж много федеральных средств запросили в Петербурге — почти 40 млрд рублей на прокладку шестикилометровой ветки.

При этом, судя по всему, в Смольном все-таки нет консолидированного мнения о том, надо ли продлевать «красную» метро до "Пулково" или нет.

Например, вице-губернатор Сергей Вязалов скептически относится к этим планам. Он сообщил "Росбалту", что этот вопрос является преждевременным. "Для города не первоочередная задача строить там метро", — отметил он. Вице-губернатор считает, что просить 40 млрд рублей у федеральной власти на новую станцию метрополитена — занятие бесперспективное.

Зато председатель комитета по транспорту заявил, что к чемпионату мира станцию строить необходимо. "Мы поддерживаем строительство метрополитена по ряду причин. Наличие метрополитена у аэропорта "Пулково" позволяет в дальнейшем развивать инфраструктуру для нужд города, есть дальше перспективы продления линии метро от аэропорта в сторону Пулковского шоссе, там появятся дополнительные станции для жителей Пушкинского и Гатчинского районов. Это совершенно иной подход к развитию инфраструктуры, который не дает аэроэкспресс, решающий локальную задачу перевозки из "Пулково" к Балтийскому вокзалу". Нам нужно наследие чемпионата - то, что можно потом использовать для жизни горожан», - объяснил чиновник.

Желание Смольного выбить федеральное финансирование метрополитена, делая акцент на грядущем футбольном первенстве, объяснимо. Все предыдущие попытки запросить средства из центра оставались практически безрезультатными. А здесь событие мирового масштаба, ударить в грязь лицом перед мировой общественностью никак нельзя.

Однако не стоит забывать, что городам, принимающим чемпионат мира по футболу, умерить свои аппетиты советовали в правительстве и ранее. Регионы на подготовку к мундиалю запросили у Москвы 540 млрд рублей. Первому заместителю председателя правительства Игорю Шувалову эта цифра показалась завышенной. У него вызвало недоумение, почему в свои заявки региональщики включили все, что только можно.

«Мы с таким подходом не согласились и предложили в настоящий момент рассчитывать только на то, что расходы будут обеспечены для возведения стадионов, тренировочных баз (что является нашим обязательством перед ФИФА), приведения в порядок городских аэропортов и дорог, чтобы пассажиры могли от аэропортов приехать комфортно в города», - сказал Шувалов на профильном заседании правительства 3 марта. Из этих слов следует, что максимум, на что может рассчитывать Петербург, - это приведение в порядок дорог у «Пулково», но никак не строительство ветки метро.

Вчера сенатор от Петербурга Вадим Тюльпанов, отчитываясь перед депутатами Закса, не без гордости сообщил, что ему вместе с Валентиной Матвиенко удалось за прошлый год добиться федерального финансирования строительства метро в Петербурге в размере 1 млрд рублей. При этом он добавил, что считает необходимым в первую очередь строить метро в Красносельском районе. Хотел ли тем самым Вадим Альбертович "поддеть" нынешнее петербургское руководство, благодаря которому город «потерял динамику»?

Понятно, что Петербургу необходимы федеральные деньги, в том числе и на строительство метро. Выбить их из Москвы у администрации города не получается. Не помогает и розыгрыш карты «подготовка к чемпионату мира». А, может, все-таки не под пресловутый футбольный мундиаль средства следует просить, а под жизнь обычных горожан?