Posted 27 марта 2013,, 09:18

Published 27 марта 2013,, 09:18

Modified 30 января, 14:36

Updated 30 января, 14:36

Правозащитников загоняют в подполье

27 марта 2013, 09:18
Прокурорские проверки независимых общественных организаций в Петербурге и еще в 22 регионах России вызвали возмущение в стране и за рубежом. Наблюдатели считают, что лояльность к власти - критерий, по которому выбираются "мишени".

Общественные организации Петербурга проверяют в соответствии с последними законодательными веяниями – по источникам финансирования (закон «Об иностранных агентах») и по целям деятельности (закон «О противодействии экстремизму»). На сегодняшний день достоверно известно о проверках как минимум в 16 организациях Северной столицы, среди которых независимые от властей профсоюзы, правозащитные и экологические объединения, а даже языковые курсы и общества дружбы. При этом общее число проверяемых в стране организаций превышает 5 тыс., а в Петербурге - 100.

Схема проверок всюду одинакова – в офисы организаций приходят представители районной прокуратуры, МЧС и полиции.

«К нам в офис пришли прокуроры и сотрудники МЧС, предъявили список документов на трех листах. Среди требований – список всех членов профсоюза, а также подробное описание всех мероприятий, который мы проводили за последние три года», - рассказал «Росбалту» руководитель Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА) Алексей Этманов.

«Конечно, мы воспринимаем эти проверки как давление. Наш профсоюз независимый, мы реально боремся за права рабочих и это раздражает власть. Похожая ситуация уже была в 2007 году, когда мы устроили забастовку на заводе Ford - тогда нас изводили проверками налоговые инспекции и оштрафовали за то, что мы выдавали матпомощь не только членам профсоюза, но и другим бастующим рабочим», - объяснил Этманов.

При этом профсоюзный лидер заявил, что не боится преследований и готов к ним. «Нам не привыкать к давлению власти. Они хотят загнать нас в подполье? Ладно, мы уйдем туда, но пусть потом в Кремле не удивляются настроениям людей. В той же Бразилии профсоюзы организовались во времена жестокой военной диктатуры, а потом привели страну к демократии. Мы повторим этот опыт», - надеется Алексей Этманов.

«К нам пришли позавчера, а уже сегодня мы должны передать в прокуратуру огромное количество документов. Причем поскольку прокуратура Центрального района, к которой мы относимся, сейчас перегружена подобными проверками, мы должны передать документы во Фрунзенскую прокуратуру», - рассказала «Росбалту» председатель общественной организации «Наблюдатели Петербурга» Александра Крыленкова.

Интересно, что организация «Наблюдатели Петербурга» не зарегистрирована Минюстом и в принципе не располагает большей частью документов, которые хотят видеть прокуроры. Что сделает прокуратура, если не получит эти документы, неясно. При этом закон прямо запрещает прокуратуре требовать документы, которые имеются в распоряжении других государственных структур – налоговые и уставные документы, списки членов и т.п. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре» (статья 21), «при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы», а проверки проводятся только на основании выявленных фактов нарушения закона.

Однако ни одна из подвергшихся атаке петербургских организаций не обвиняется в экстремизме и никаких, даже формальных, поводов для проверки чиновники предъявить не смогли.

Зато утром 26 марта прокуратура повторно провела проверку в офисах Фонда имени Конрада Аденауэра в Петербурге. Кроме документов, сотрудники правоохранительных органов изъяли в филиале компьютеры и объяснили свои действия необходимостью перепроверки лицензий на используемое программное обеспечение.

Когда об этих требованиях стало известно за рубежом, возмутились депутаты Европарламента. «В ответ на проверки и обыски в независимых общественных организациях России Евросоюз должен отложить на неопределенное время обсуждение вопроса о безвизовом въезде в ЕС обладателей российских служебных паспортов», - заявили немецким СМИ депутаты Вернер Шульц и Барбара Лохбилер.

Примечательно, что аналогичные претензии прокуроры пробовали предъявлять и другим организациям, но не всегда это получалось. «У нашей организации нет своего имущества, все принадлежит частным лицам, которые работают на общественных началах. Поэтому искать нелицензионные программы у нас было бессмысленно, придется прессинговать частных лиц. Возможно, будут делать и это, потому что цель проверок видна – создать давление, вынудить тысячи активистов уйти из общественной жизни, маргинализировать НКО», - объяснила «Росбалту» председатель общественной организации «Наблюдатели Петербурга».

Интересно, что российскую прокуратуру совсем не заинтересовала деятельность таких общественных организаций, как Русская православная церковь (РПЦ) или Федерация независимых профсоюзов (ФНП). Эти организации известны прежде всего своей непрозрачностью, хотя управляют огромными финансовыми и людскими ресурсами, сравнимыми с государственными. При этом в нарушение закона общественность не информируется ни о движении средств на счетах этих общественных организаций, ни о собственности, принадлежащей им, ни о составе и численности.

Наблюдатели полагают, что именно лояльность к власти является главным критерием, по которому выбираются организации и проводятся прокурорские проверки. Уточнить это обстоятельство не удалось - в прокуратуре Петербурге в течение двух дней редакции не смогли прокомментировать ситуацию.

Евгений Зубарев