Posted 2 апреля 2013,, 18:35

Published 2 апреля 2013,, 18:35

Modified 31 марта, 19:55

Updated 31 марта, 19:55

У культуры выросла "голова"

2 апреля 2013, 18:35
Смольный наконец определился с новым главой комитета по культуре. На эту должность назначен Василий Панкратов — физик по первому образованию, лирик — по второму. Будет ли он плясать под чужую дудку, или сможет вести сольную партию?

Ситуация в «культурной столице» с собственно культурой весьма сложная. Смольный, почти год выдерживавший театральную паузу, вдруг очнулся и решил назначить нового главу профильного комитета. Будет ли он плясать под чужую дудку, или сможет вести сольную партию?

«Культурно-расстрельная» должность досталась Василию Панкратову — физику по первому образованию, лирику — по второму, чиновнику — по последним местам и годам работы.

Удивительное дело - о нем почти никто негативно не отзывается, лишь пожимают плечами: да, добрый, мягкий человек... давно в теме... верим в перемены к лучшему... Сочувствуем, опять же, ибо не только наследство он принимает крайне тяжелое, но и в обстановке соответствующей придется работать. Снизу будут просить, сбоку — критиковать, сверху — требовать. И все это в ауре еще не совсем пока потерянного образа города-памятника, города-музея, города-театра. Да просто Великого города. Петербург — он такой, тут на одних «интересантах» (похоже, любимый термин «культурно-хозяйственного» вице-губернатора и куратора комитета по культуре Василия Кичеджи) не проедешь.

Сегодня в Смольном Кичеджи представил своего тезку коллегам. В напутственном слове вице-губернатор подчеркнул, что у комитета по культуре «должна быть своя генеральная, прямая, а не пунктирная линия».

Это, безусловно, хорошо. Есть надежда, что председатель будет работать согласно собственной концепции — если, конечно, таковая образуется. Судя по работе его предшественника, с концепцией было непросто — достаточно вспомнить скандал с пропажей 15 млн рублей, выделенных на празднование Дня Победы, а также еще ряд негативных для города перемен в петербургских учреждениях культуры. Да и сам режиссер Дмитрий Месхиев в качестве главы культурного ведомства впечатлял, прямо скажем, немногих. Наверное, «интересантов» привлекать он умел, только вот интересы на культурной ниве у них были несколько своеобразные.

После добровольной отставки Месхиева комитет по культуре почти год оставался «осиротевшим». Даже депутаты петербургского заксобрания, не выдержав, просили правительство хоть кого-нибудь назначить — культурной столице быть без «головы» просто-таки неприлично.

В профессиональной среде и в СМИ периодически возникали слухи, что начальником ведомства станет то депутат и актриса Анастасия Мельникова, то режиссер Александр Галибин, то директор Петербургской капеллы Ольга Хомова. Чуть ли не всерьез рассматривалась даже кандидатура пресс-секретаря самого Василия Кичеджи - Юлии Стрижак.

О Василии Панкратове отзываются сдержанно-неплохо даже его предшественники. Например, Антон Губанков пожелал своему бывшему заму всяческих успехов: "Я приветствую назначение этого опытного человека, — сказал Губанков в интервью «Росбалту». — Он не новичок в данном деле, долгое время работал в комитете. У меня остались о нем самые добрые воспоминания как об очень грамотном, креативном и, главное, заинтересованном человеке. Думаю, что его приход вдохнет новую жизнь во все сферы работы комитета".

При этом Губанков заметил, что новому руководителю на этой должности "будет чем заняться". "Многое надо исправлять. Кроме того, у него непростая задача: постоянно обращать внимание властей на сферу культуры. Я надеюсь, у Панкратова это получится. И общее пожелание: чтобы городская власть больше внимания уделяла этой важнейшей области", — добавил Губанков.

Любопытно, что о бывшем руководителе ничего конкретного (ни плохого, ни особо хорошего) не говорят и на прежнем месте работы — в музее-заповеднике «Гатчина». При нем действительно произведен ряд ремонтов и реконструкций, ожидавших своего часа десятилетиями. Так, только за последние три года полностью отреставрированы галереи Восточного и Западного полуциркулей Центрального корпуса, воссозданы чердачные перекрытия Кухонного Каре, на 80% заменено кровельное покрытие, открыты 8 новых залов во Дворце, шлюзы, мосты и ряд других дворцовых и парковых объектов. На эти цели потрачено более 400 млн рублей. Однако все равно в ряд сверкающих великолепием соседей — Пушкина, Павловска и Петергофа — Гатчина так и не встала. Впрочем, справедливости ради следует сказать, что полномочия директора в данном случае были значительно ограничены неискоренимой путаницей и разборками между ведомствами и регионами. Гатчину до сих пор пытаются поделить город и область, плюс еще федеральные претензии чуть ли не на каждое озеро или кирпич. Как бы то ни было, местные СМИ — журнал «Лучшее в Гатчине» - назвал Панкратова «Человеком года» (по результатам, уточним, года 2010-го).

«Профильные» парламентарии к обсуждению персоны нового главы комитета относятся пока сдержанно. Например, руководитель соответствующей секции в петербургском ЗакСе Максим Резник сослался, опять же, на плохую осведомленность о деловых и личных качествах Панкратова. При этом состояние сферы культуры в Петербурге депутат оценивает как очень тревожное.

«Посмотрим, какие новые шаги сделает Василий Панкратов. Но меня больше волнует сама закрытость и келейность всех процессов, происходящих в Смольном, - сообщил «Росбалту» Резник. - Никаких обсуждений, информации. Отсюда и возникает множество химер, домыслов и подозрений. Я считаю, что нынешняя вертикаль власти вообще порочна, причем на всех уровнях. Народ должен выбирать не только парламентариев, но и чиновников. И необходима публичность: избиратели должны видеть эффективность их работы, связь между их выбором и результатом».

Что касается непосредственно деятельности комитета, то, по мнению депутата, «здесь надо не управлять, а помогать». При этом Резник считает, что в данном случае распределение полномочий при существующей системе зависит от непосредственного вышестоящего. «Сфера культуры и укладка асфальта — это не все-таки не одно и то же», - считает Резник, подразумевая, видимо, двойственность полномочий того же Кичеджи, умудряющегося курировать и культуру, и ЖКХ.

По словам театроведа, редактора «Петербургского театрального журнала» Марины Дмитревской, в управлении такой тонкой деликатной средой, как культура Северной столицы, все-таки должно быть нечто большее, чем определенный набор знаний и умений в области бизнеса или политики. «Я всегда была патриотом Петербурга и противником Москвы, но сейчас я с завистью смотрю, как работает столичный комитет по культуре, - констатирует Дмитревская. - Там столько идей, столько каналов помощи, столько понимания всего того, что нужно культуре Москвы! У нас же в Петербурге ситуация не просто тревожная — она кризисная».

По словам Дмитревской, от того, будет ли создана достойная концепция культуры Петербурга зависит, собственно, его будущее в этом плане. Причем, по словам искусствоведа, выработать ее должны люди, понимающие природу Петербурга.

«Наш город сначала был нарисован, а потом уже построен. У нас до сих пор на Садовой даже солнце садится не так, «как положено», и понять это может не каждый, - считает Дмитревская. - Будет ли на это способен новый начальник, сможет ли он создать необходимые условия — я, честно говоря, не знаю. Но больше ни для чего начальник и не нужен. Он должен собрать остаточные интеллектуальные, творческие силы Петербурга, чтобы вместе решить, что требуется городу».

Впрочем, представители пресловутой «вертикали» и здесь идут своим путем. Так, на представлении Панкратова публике Василий Кичеджи в ряду его несомненных достоинств отметил почему-то возможность нового главы комитета «подробнее изучить жизнь и судьбу одного из самых загадочных русских императоров - Павла Первого и поразмышлять о роли личности в истории, об истоках власти».

Наблюдатели не уверены, что именно в этом сейчас больше всего нуждается культура Петербурга.

Марина Бойцова