Posted 4 апреля 2013,, 15:41

Published 4 апреля 2013,, 15:41

Modified 31 марта, 19:53

Updated 31 марта, 19:53

Грузите лицедеев бочками

4 апреля 2013, 15:41
Культурное пространство Петербурга сотрясают скандалы. На грани закрытия молодой «ON.Театр», а теперь очередь дошла до знаменитых «Лицедеев». Театру грозит выселение, а худруку откровенно угрожают.

Культурное пространство Петербурга сотрясают скандалы. На грани закрытия молодой «ON.Театр», а теперь очередь дошла до знаменитых «Лицедеев». Театру грозит выселение, а худруку откровенно угрожают, причем противостояние явно перешло границы обычного бизнес-конфликта.

Клоун-мим театр «Лицедеи», созданный более 30 лет назад великим Вячеславом Полуниным, обрел свою собственную крышу над головой лишь в 2009 году. До этого артисты бесприютно скитались по чужим площадкам, потом ютились в доме на улице Чайковского.

Когда 13 лет назад театру дали место под строительство на Петроградской, в двух шагах от метро и на золотом — нет, даже бриллиантовом месте улицы Льва Толстого - это казалось подарком и воплощением мечты. За годы строительства из 26 тыс. кв. метров общего театрально-коммерческого комплекса «Толстой сквер» театру достались 2 тысячи, но каких! В итоге появились 2 фойе, гримерки и, собственно, сам театр на 400 мест и «Лейкин-клуб» на 200 зрителей. Однако он недолго радовался пребыванию в своем доме. По словам знаменитого клоуна, артиста «Лицедеев» Леонида Лейкина, практически сразу после премьеры начались непонятные конфликты.

«Собственники торгово-развлекательного комплекса, считавшиеся вроде бы нашими партнерами и добрыми соседями, начали оттяпывать и оттяпывать у нас помещения. Сначала закрылся «Лейкин-клуб», теперь эти товарищи пошли еще дальше. Получается, что под нашим именем были построены все эти коммерческие салоны-магазины-рестораны, а потом им показалось мало и они захотели еще и наш театр. По нашим данным, место театра могут занять элитный ресторан, не менее элитный супермаркет и еще какие-то позолоченные коммерческие пространства. Потом, как мы предполагаем, хозяева хотят все это дело перепродать, причем за гораздо бОльшие деньги. Но наш театр «болтается» тут ненужным довеском, и нас хотят изжить любыми путями. Получается как в сказке: мы пустили лису погреться, а она у нас избушку-то и отняла», - рассказывают артисты.

По словам «Лицедеев», окончательно противостояние перешло в войну 21 марта, когда собственники перекрыли доступ в театр для детей-инвалидов. Больным малышам пришлось более часа ждать в душном фойе приезда прокуратуры, чтобы собственники открыли доступные входы и выходы, куда смогли бы проехать дети на инвалидных колясках. По словам коллег из НТВ, на их глазах представители торгового комплекса демонстративно перед началом спектакля отключили лифт и заколотили одну из дверей в зрительный зал.

В этом деле до сих пор разбирается прокуратура Петербурга, однако, даже если будет доказан факт дискриминации больных детишек, нарушителям закона это вряд ли грозит какими-то серьезными карами.

«Понимаете, с того конфликта они, видимо, решили: все, хватит, надо кончать с «Лицедеями», - говорит Леонид Лейкин. - Мы им — как ненужный сосед-инвалид в дорогущей элитной квартире, мы — обременение. И от нас надо избавиться».

По словам Лейкина, художественному руководителю и директору театра «Лицедеи» Виктору Соловьеву поступают угрозы от неизвестных лиц. Кроме того, кто-то звонит родственникам директора, доводя их до нервного срыва. У коллег Соловьева нет сомнений, что угрозы связаны с позицией «Лицедеев» в стремлении отстоять свой театр.

«Буквально пару дней назад маме Соловьева позвонили неизвестные и сообщили, что Виктор, якобы, находится в реанимации. Очевидно, что подобное давление связано с попыткой запугать нас и Соловьева персонально и все-таки отобрать у нас помещение театра на улице Льва Толстого, - сообщил Лейкин «Росбалту». - К сожалению, это не первая атака на Соловьева. Его уже жестоко избили, когда театр только готовился к открытию, он полгода провел в больнице. История продолжается».

Эмоциональную историю Леонида Лейкина прокомментировал худрук Виктор Соловьев. Он, в отличие от артиста, с первого дня занимался как раз тем, что вместе с бывшими партнерами (он, кстати, до сих пор называет их друзьями, но до поры до времени отказывается назвать конкретные имена, надеяясь на мирное разрешение конфликта. Уточняет лишь, что четыре собственника объединились в общем желании перепродать здание. — ред.) строил театр.

На очевидный вопрос корреспондента «Росбалта», куда же смотрели руководители театра раньше, директор только вздыхает:

«Да, мне и Гена Хазанов говорит, что мы, прямо скажем, не коммерсанты. Суть проблемы такова: 13 лет назад мы вместе с партнерами получили под наше имя — под имидж «Лицедеев», что и записано в документах — пятно под застройку. В ряде условий было для нас основное: передача помещения театра в нашу собственность, однако затем инвесторы изменили свою позицию и решили здание перепродать. Получается, вместе с нами — а лучше без нас, без «приживалок».

По словам Соловьева, о том, что «без меня меня женили», он узнал случайно. Однако договориться с бывшими «друзьями» не удалось. Впрочем, худрук надеется, что мирное разрешение конфликта вполне еще возможно:

«Сейчас, помимо наших обращений к коллегам, чиновникам, даже к администрации президента России, мы пытаемся разрешить спор и сугубо юридически. Ведутся проверки. Если надо — пойдем в суд. Но мне бы хотелось разрешить ситуацию в досудебном порядке».

«Росбалт» обратился в МФК «Толстой сквер» с просьбой прокомментировать ситуацию, однако от устных комментариев там отказались, попросив прислать письменный запрос, что мы и сделали. «Росбалт» обязуется опубликовать ответ, если таковой поступит. Впрочем, сам Соловьев уверяет, что ответ журналисты вряд ли получат: «Да они даже администрации президента не отвечают. Они ощущают свою абсолютную безнаказанность».

«Лицедеи» уже обратились за помощью к деятелям искусства и культуры. Театр поддержали Константин Хабенский, Геннадий Хазанов, Михаил Жванецкий, Владимир Меньшов и другие звезды театра и кино.

В положении таких же приживалок — правда, с совершенно иной ценой вопроса — оказался молодой ON.ТЕАТР. У него тоже возник конфликт с собственником — правда, уже не целого дома, а всего лишь одной квартиры, но квартиры аккурат над театром, да еще, по некоторым предположениям, принадлежащей супруге высокопоставленного полицейского, генерал-майора полиции. Женщина, недовольная шумом и большим количеством народа внизу, написала заявления в прокуратуру, в пожарную инспекцию и Роспотребнадзор. В театре начались тотальные проверки всех этих инстанций, закончившиеся фактической травлей театра.

Правда, суд решил все-таки не приостанавливать работу молодых артистов и режиссеров, но штрафы и предписания назначил для маленького коллектива солидные. Так, Роспотребнадзор наказал театр на 20 тысяч рублей, а пожарные (если суд поддержит очередное предписание) заставят заплатить штраф в размере 200-400 тыс. рублей, или же и вовсе приостановят деятельность театра сроком до 90 суток.

Очевидно, что театр вряд ли должен находиться в подвале жилого дома без соответствующих звуко-, пожаро- и прочих изоляций, потому что права имеют не только творческие люди, но и просто люди. Но ведь артисты не самовольно туда въехали, а так же, как и «Лицедеи» - по решению чиновников? И конкретные чиновники, надо полагать, о чем-то думали, предоставляя именно такие помещения? И пожарные, и представители Роспотребнадзора непременно там бывали за последние годы, но почему-то раньше все всех устраивало.

Кто кому мешает в данной ситуации — вопрос спорный. Но есть, по крайней мере, кому его задать. И представители культуры надеются на адекватный ответ.

Марина Бойцова