Posted 22 апреля 2013,, 11:35

Published 22 апреля 2013,, 11:35

Modified 31 марта, 19:34

Updated 31 марта, 19:34

Буксир погубила жадность

22 апреля 2013, 11:35
Эксперты речного и морского судоходства склоняются к мысли о том, что двух молодых ребят — экипаж затонувшего на Неве буксира РБТ-300 — погубила элементарная жадность заказчиков работ и несоблюдение инструкций, стократно написанных кровью погибших.

Эксперты речного и морского судоходства склоняются к мысли о том, что двух молодых ребят — экипаж затонувшего на Неве буксира — погубила элементарная жадность заказчиков работ и несоблюдение инструкций, стократно написанных кровью погибших.

Еще до окончательных выводов следствия о причинах трагедии на Неве специалисты выдвигают свои версии. По мнению большинства экспертов, пока очевидно главное: судно подобного класса и столь почтенного возраста (ему более полувека) не должно было вести сложные ночные работы в бурной акватории в период активного ледохода. Но его туда послали, «снабдив» к тому же молодым неопытным экипажем. Этого судна на этом месте и с этими людьми не должно было быть в Неве.

Напомним, по факту гибели судна с экипажем — 27-летним капитаном и 24-летним механиком - возбуждено уголовное дело. Буксир РБТ-300, выполнявший работы по сколке льда в районе центрального пролета Дворцового моста, принадлежал ООО «Атачи» и находился в аренде у ЗАО «Пилон». По предварительным данным следствия, в ходе работ буксир зацепило за строительные леса, установленные между пролетами моста, после чего судно затонуло.

Как удалось выяснить «Росбалту», небольшой малоизвестной фирме «Атачи» принадлежало всего три судна — РБТ «Обь» 1958 года выпуска, его «ровесник» РБТ-51, а также затонувший буксир РБТ-300 1959 года выпуска. Примечательно, что никто из опрошенных корреспондентом «Росбалта» экспертов о такой фирме не слышал, хотя специалисты говорят, что в Петербурге полно фирм и фирмочек, которые вовсю эксплуатируют старые списанные суда. У нас также есть организации (в том числе порт), где всегда готовы к работам мощные, профессиональные, но дорогие суда.

"У нас половина флота списанная, новых недорогих буксиров практически нет, а дорогие не всем по карману. Вот и ходят по Неве так называемые «бычки» мощностью 1200-1800 лошадиных сил. Те, кто получше (например, югославские буксиры 35-летней давности) эксплуатируют и в акватории Невы, и в Финском заливе. Но, по большому счету, все это — рухлядь", - сообщил «Росбалту» капитан ледокола «Иван Крузенштерн» Александр Ефимов.

Кроме того, по мнению Ефимова, существует серьезная проблема и с персоналом. За штурвалом стоят либо совсем молодые ребята, либо «морские волки» пенсионного возраста. Причем и те, и другие вынуждены работать буквально на износ, чтобы нормально зарабатывать.

«Молодые перспективные выпускники мореходки идут «под флаги» - то есть нанимаются на работу в иностранные компании, - говорит Ефимов. - У нас оклад у капитана около тысячи долларов, а там у помощника капитана — более $2,5 тыс. Капитаны лоцманских катеров за работу сутки через трое в Финском заливе получают 25 тыс. рублей, поэтому работают на две ставки, а иногда и больше. Мне рассказывали, как в прошлом году человек хотел «подхалтурить» и один работал на четыре ставки. Его наставник говорит: «Я его недельку поднатаскал, и он пошел».

Как считает капитан, в случае с погибшим экипажем многое зависело также от денег. Вероятно, ребята соглашались на любые условия, чтобы «подхалтурить», а нанявшие их люди в свою очередь стремились сэкономить и брали тех, кто подешевле.

Капитан ледокола «Иван Крукзенштерн», работающего в Финском заливе, однозначно считает, что в таких условиях на Неве должен был работать ледокол большей мощности: «Конечно, в такие условия, как ледокольные работы под Дворцовым мостом ночью в апреле, следовало бы выпустить судно покрупнее. Хотя у затонувшего буксира РБТ-300 есть другое преимущество — он может спокойно проходить под опорами моста, где более габаритное судно не пройдет». При этом, по мнению специалиста, почтенный возраст буксира сейчас не является поводом для выхода «на пенсию». «Ведь лед не разбил корпус, и ладно, - считает эксперт. - В наших условиях и не такие суда до сих пор работают».

Известный эксперт в области морского и речного судоходства, штурман дальнего плавания Олег Зеленков более категоричен в оценках. Он считает, что экипаж и буксир погубила элементарная жадность. При этом моряк краснеет за «морскую столицу России», неспособную обеспечить безопасность судоходства и достойную жизнь коллегам.

«Эта ситуация для меня удивительна и позорна. Неужели в «морской столице» - Петербурге - не нашлось для подобных сложных работ на Неве более мощного судна и более опытного экипажа? - считает Зеленков. - Однако я предчувствую, что сейчас журналисты будут осуждать «что-то недосмотревших» специалистов отрасли. Но дело не в них: у нас достаточно инструкций, написанных кровью погибших. Вопросы здесь к тем, что посылал ребят в это место и на этом судне. Люди, которые это делали, должны были понимать, на ЧТО они их посылают».

По его словам, в Петербурге вполне хватает мощных маневренных буксиров с опытными капитанами, которые проделали бы подобные работы профессионально и без риска для жизни людей. Однако, по мнению эксперта, заказчик работ попросту решил сэкономить на более дорогом судне и поскупился на профессионалах.

«У нас есть ледокол «Невская застава» - мощный, хороший. В Северо-Западном пароходстве тоже есть суда. Стоят ледоколы в порту, есть ФГУ «Волго-Балт», где работают профессионалы. И они бы подсказали, как надо действовать в таких ситуациях. Но там все решали, видимо, какие-то мальчики и девочки, которые думали, что очень просто все — подумаешь, «кораблик по Неве плывет, лед скалывает». В крайнем случае за ходом работ должен был следить капитан-наставник. Он должен был находиться или в рубке с молодым экипажем, или хотя бы следить с моста. Но ему тоже надо было платить деньги (правда, совсем небольшие). Однако обошлось бы без трагедий. А тут просто послали молодых ребят на верную гибель. Безумно жаль, что люди погибли. Убежден, что необходима солидарная ответственность всех тех, кто это организовал», - считает Зеленков.

Корреспонденту «Росбалта» в ФГУ «Волго-Балт» - по сути главном учреждении, курирующем весь процесс навигации в акватории Северо-Запада — подтвердили, что проектировщики обращались в «Волго-балт», и специалисты ФГУ действительно настаивали на необходимости использования мощного ледокола. Однако, по предположениям эксперта «Волго-Балта», попросившего не называть его фамилию, пока идет следствие, в ЗАО "Пилон", которое выиграло конкурс на ремонтные работы на Дворцовом мосту, видимо, посчитали, что мощный 800-сильный ледокол будет стоить слишком дорого, и взяли старичок-буксир с невзыскательными выпускниками мореходки.

«Да, мы давали рекомендации, соответствующие разработанному проекту. Но в проекте есть еще смета, которая в итоге, видимо, не понравилась исполнителю работ. И они наняли буксир втрое дешевле», - говорит специалист.

В федеральном ведомстве корреспонденту «Росбалта» сообщили еще одну сенсационную новость: оказывается, погибший буксир, скорее всего, вообще не имел права там находиться. «Мы даем разрешение на судоходство во время навигации. Но сейчас навигация, как известно, еще не началась. Возможно, этот буксир получил разрешение в последний день навигации-2012, а затем просто «спрятался», поскольку в нем до поры до времени не было нужды. Как если бы в магазин забраться перед закрытием, а потом ночью пойти шарить по полкам», - сравнивает специалист.

Эксперт также говорит, что в России до сих пор нет однозначного понятия навигации и трактовать ее можно как угодно. Именно поэтому всегда очень трудно найти конкретное ответственное лицо, дающее (или не дающее) «добро» на работы в акватории.

Было ли такое разрешение, будет трактовать следствие. Причем каждое следственное управление может это делать по-своему. Например, сухопутное следственное управление не всегда принимает к сведению нормы, используемые на транспорте (в том числе водном). Мнения экспертов также не всегда учитываются, а конкретные исполнители с дорогими юристами наверняка предложат свои аргументы. Но вывод, как вы догадываетесь, очевиден: всегда будет виноват капитан. Просто потому, что его уже нет в живых.

Марина Бойцова

P.S. "Росбалт" попытался связаться с комитетом по развитию транспортной инфраструктуры, курирующим работы на Дворцовом мосту, а также с ЗАО «Пилон», однако ответных комментариев к моменту публикации статьи нет.

Репортаж со спасательной операции по подъему буксира здесь.