Posted 29 апреля 2013,, 14:35

Published 29 апреля 2013,, 14:35

Modified 31 марта, 19:25

Updated 31 марта, 19:25

"Лилипутам" из Минздрава не до людей-великанов

29 апреля 2013, 14:35
Проблема замены оригинальных препаратов копиями - дженериками - коснулась самых больших людей на планете. Они уверены: на 13,4 млн рублей был закуплен препарат, не отвечающий требованиям безопасности жизни.

Проблема замены оригинальных препаратов копиями — так называемыми дженериками — коснулась самых больших людей на планете. Их еще называют людьми-великанами. Однако реальность весьма далека от кажущейся легкомысленности терминологии...

У петербурженки Екатерины Андрусовой двое самых близких людей в семье — великаны. Так случилось, что диагноз «акромегалия» значится у мужа и родного брата Кати.

«В Петербурге и Ленинградской области живут 157 человек, которых называют «людьми-великанами». Однако диагноз только звучит вроде бы романтично. На самом деле эти люди страдают тяжелыми заболеваниями, самое «популярное» из которых — акромегалия, - рассказывает Екатерина. - Люди должны всю жизнь принимать определенный препарат, который не дает болезни развиться и позволяет обеспечивать достойное качество жизни. Они могут работать, рожать детей, быть полноценными членами общества. Но при условии, что они принимают определенную терапию. Если этого не происходит, заболевание становится кошмаром, причем не только для них, но и их близких. Помимо малоприятных и опасных для жизни физических проявлений болезни, люди начинают страдать и в психическом плане: становятся крайне раздражительными, агрессивными. Все может закончиться весьма трагически. Однако о больших проблемах больших людей власти предпочитают не знать».

Екатерина Андрусова, чтобы помочь своим близким и их товарищам по несчастью, некоторое время назад создала благотворительную общественную организацию «Великан», объединяющую людей с акромегалией, гигантизмом, гипофизарным нанизмом и синдромом Кушинга. Она считает, что вместе легче победить беду, так или иначе спровоцированную нашими чиновниками от здравоохранения.

«Один раз в 28 дней все больные должны получать инъекцию определенного препарата производства швейцарской фирмы. Стоимость одного ежемесячного укола — 35 тыс. рублей. Препарат хорошо переносится больными и практически к нулю сводит неприятные осложнения, - рассказывает девушка. - Однако недавно Минздравсоцразвития решило заменять импортные препараты российскими аналогами, которые значительно дешевле. И наши пациенты стали колоть дженерик, последствия употребления которого едва не оказались критическими для людей».

Прислушиваясь к указанию «покупать российское», комитет по здравоохранению правительства Петербурга закупил отечественный дженерик швейцарского препарата. Экономия, как говорят специалисты, получилась ощутимая. Только ощутили ее на себе несчастные «люди-великаны».

«Применение российского дженерика — по крайней мере, одной его серии - привело к резкому ухудшению здоровья, появлению устойчивых нежелательных побочных реакций. Больные страдали от невыносимых головных болей, тошноты, боли в области почек и в суставах. У людей стали выпадать волосы, появились практически непрерывная тошнота и рвота, слабость, нарушение сердечной деятельности, перепады давления. Некоторых пациентов пришлось даже госпитализировать, причем затем были обнаружены признаки отравления тяжелыми металлами, - рассказывает Андрусова. - То есть налицо факты непредвиденной нежелательной реакции организма, сущность и тяжесть которой не соответствуют информации о лекарственном препарате в инструкции по его применению».

Опасаясь за свою жизнь, большинство пациентов отказались от употребления бюджетного дженерика. Кто-то стал за собственные деньги покупать швейцарский препарат, а остальные … пошли в суд с иском обязать комитет по здравоохранению обеспечить их оригинальным препаратами.

Пока суд да дело, пациенты обратились также в Фармаконадзор. Несмотря на жалобы пациентов, в надзорном ведомстве почему-то не стали проводить экспертизу качества российских препаратов, дав людям поистине убийственный ответ: «Из числа полученных сообщений о нежелательных побочных реакциях ни в одном не было указаний о смерти, врожденных аномалиях или пороках развития либо последствий, представляющих собой угрозу жизни, требующих госпитализации или приведших к стойкой утрате работоспособности и (или) инвалидности».

Ссылаясь на методические рекомендации Росздравнадзора от 02.10.09 «Определение степени достоверности причинно-следственной связи «Нежелательных побочных реакций …», медицинские эксперты «гуманно» рассудили: раз никто не умер — значит он жив. А вот о качестве этой жизни специалисты заботиться, получается, и не обязаны.

Аналогичный ответ был получен из комитета по здравоохранению Петербурга. На просьбу пациентов провести проверку качества дженерика чиновники ответили: «Если препарат зарегистрирован, значит он прошел все необходимые проверки».

Между тем начались первые судебные заседания по искам пациентов. Параллельно фактически проигнорированные надзорными службами граждане обратились в независимую экспертизу с просьбой провести исследования препаратов. К чести судьи Куйбышевского райсуда Натальи Ужанской, она приняла результаты независимой экспертизы, проведенной Национальным агентством клинической фармакологии и фармации. В заключении экспертов было указано, что дженерики не соответствуют по ряду показателей оригинальному препарату. Согласно экспертизе, в аналоге обнаружены посторонние примеси, тяжелые металлы, нарушена кинетика растворения, размер частиц и еще ряд признаков, делающих препарат, мягко говоря, не соответствующим швейцарскому оригиналу.

На суде лечащий врач пяти пациентов Ольга Загребельная подтвердила, что состояние пациентов действительно ухудшилось после начала применения бюджетного аналога. Суды были выиграны, но комитет по здравоохранению продолжает оспаривать решения в городском суде. От комздрава удалось добиться одного — обещания осуществлять индивидуальную закупку необходимого препарата для конкретного больного, но в том случае, если к тому будут серьезные основания. Видимо, резкое ухудшение состояния здоровья как минимум 15 человек серьезным основанием не является.

Пациенты также обратились за помощью в Следственный комитет РФ. Они хотят добиться возбуждения уголовного дела и привлечь к ответственности лиц, виновных в производстве, поставке и распространении лекарственного препарата, не отвечающего, по их мнению, требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. Люди уверены: повод предположить, что на сумму, превышающую 13,4 млн рублей, был закуплен лекарственный препарат, который не проходил клинические исследования в установленном порядке и вызывает нежелательные реакции организма, есть.

По словам Екатерины Андрусовой, она и ее товарищи по несчастью не против дженериков как таковых. Они просят вроде бы немногого: чтобы дженерики соответствовали качеству оригиналов и чтобы их качество было гарантировано.

«Великаны» намерены обратиться за помощью и поддержкой к тем, кого считают своими защитниками: к спортсмену Николаю Валуеву и новоявленному россиянину Жерару Депардье. Активисты считают, что этим известным и влиятельным большим людям должны быть близки проблемы «маленьких великанов».

Марина Бойцова