Posted 27 мая 2013,, 06:40

Published 27 мая 2013,, 06:40

Modified 31 марта, 18:59

Updated 31 марта, 18:59

Детей-убийц в России останавливать некому

27 мая 2013, 06:40
Российские законодатели не считают нужным реагировать на убийственную статистику детской преступности в стране. Сейчас даже самые отъявленные убийцы и насильники, не достигшие 14-летнего возраста, полностью освобождаются от ответственности.

Российские законодатели не считают нужным реагировать на убийственную статистику детской преступности и снижать возраст привлечения к уголовной ответственности. Сейчас даже самые отъявленные убийцы и насильники, не достигшие 14-летнего возраста, полностью освобождаются от всякой ответственности, а их родители в лучшем случае платят государству штраф в размере 500 рублей.

Профессор кафедры уголовного права петербургского Педагогического университета Сергей Милюков говорит о том, что государство фактически бросило законопослушных граждан, особенно их детей, на произвол подростковой преступности.

«Если в российской школе или интернате выявляются преступления – это ЧП, за которое наказывают не нарушителей, а учителей и директора. В результате происходит массовое сокрытие преступлений в школьной среде, преступники наглеют и совершают все более жесткие преступления. Необходимо срочное снижение возраста уголовной ответственности хотя бы до 12-ти лет. Замечу, что за рубежом этот возраст давно уже снижен. Возьмем Австралию – благополучную, спокойную, сытую страну. Там уголовная ответственность наступает с 10 лет. Причем это не какой-то архаичный кодекс из средневековья – уголовный кодекс у них принят примерно в те же годы, что и наш российский. Возьмем Великобританию – там тоже предусмотрена уголовная ответственность с 10 лет, а по некоторым преступлениям – даже с более раннего возраста. Посмотрите на США – около двух тысяч несовершеннолетних американцев осуждены на пожизненное заключение без права на условно-досрочное освобождение», - рассказал профессор Милюков репортеру «Росбалта».

Согласно официальным данным МВД РФ, ежегодно дети в возрасте от 10 до 14 лет совершают свыше 100 тыс. актов правонарушений, которые Уголовный кодекс трактует как преступления. Однако наказания за эти действия не следует, даже если речь идет о жестоких убийствах или групповых изнасилованиях. К примеру, систематические избиения малолетних детей старшими подростками в детских домах и интернатах не попадают ни под какую юрисдикцию – ни уголовную, ни административную. Поэтому, несмотря на очевидный ужас ситуации в том же дальневосточном интернате, видео из которого недавно всколыхнуло страну, никто из садистов в реальности наказан не будет.

Даже если возраст убийцы превышает 16 лет, преступника не наказывают до 18-ти. Так, подросток Эрнест Николаев, из хулиганских соображений убивший петербуржца, получил наказание в 1,5 года ограничения свободы – ему было запрещено посещать развлекательные места и полагалось находиться дома с 22:00 до 6:30. Напомним, что этот подросток сбросил на мужчину автомобильное колесо с 12-го этажа, а потом хвастался убийством в социальных сетях.

Другой чудовищный эпизод из жизни региона – 11-летнюю девочку в Волховском районе Ленинградской области жестоко убил подросток просто потому, что встретил ее в лесу и ему захотелось ее убить. При этом ранее этот же подросток уже получал условный срок за угрозу убить другого ребенка, но был оставлен судьей на свободе – из соображений гуманизма.

Описания преступлений, совершаемых российскими детьми, шокируют взрослых – так называемые «трудные подростки» могут годами издеваться над своими жертвами, тихими законопослушными детьми, пока от вымогательства, побоев и изнасилований не переходят к убийствам. Ежегодно в России при участии детей до 14 лет совершается свыше тысячи жестоких убийств, при этом убийцы остаются на свободе и продолжают преступную деятельность. При этом ситуации, когда родители жестоко изнасилованного и затем убитого ребенка вынуждены каждый день встречать на улице мучителей своих детей, возмущают юристов-практиков, но не удивляют законодателей.

«Подростки в России ощущают безнаказанность, особенно после первого преступного опыта, когда они вдруг осознают, что никто не может их наказать. И потом, когда они достигают 14-16 лет, первые сроки суды всегда назначают условные, причем зачастую несколько раз подряд. В результате молодые люди идут на самые тяжкие преступления, пока их не остановят законопослушные граждане ценой своей свободы или жизни. Как показывают серьезные исследования, проведенные в России и за рубежом, криминальные подростки более опасны, чем взрослые – потому что они не понимают цены человеческой жизни или здоровья, они бывают крайне жестоки», - подчеркивает профессор петербургского СПбПУ Сергей Милюков.

Вот уже несколько лет специалисты на самом высоком уровне говорят о необходимости снизить возраст уголовной ответственности в России до 12 лет хотя бы за самые жестокие преступления, а общий возраст привлечения – с 16 до 14 лет. Больше того, обещалось, что такой законопроект будет рассмотрен Госдумой весной 2013 года, но этого не произошло. Аргументация сторонников сохранения статус-кво традиционна – они говорят о гуманности.

«Как можно детей, которые не понимают тяжести содеянного, отправлять за решетку, где из них вырастет криминальный монстр? У нас и так слишком много заключенных сидит по зонам и по тюрьмам, давайте не будем отправлять туда наших детей», - взывает юрист Ирина Ивашова, общественный защитник из Петербурга.

«Когда в темном переулке на прохожих нападают отроки-отморозки, отнимают деньги и пожитки, наносят увечья, а то и забивают до смерти, первая мысль ­ - поймать их и в отместку примерно наказать. И все же, после того как накат гнева у жертв насилия проходит, их начинают посещать мысли иного рода. Кто воспитывал этих детей, откуда у них такая злоба? Известны примеры, когда пострадавшие, услышав в зале суда рассказ о жуткой судьбе ребенка­грабителя, просили обвинение смягчить ему наказание. Случались усыновления потерпевшими таких детей уже после вынесения приговора... Мы должны быть гуманными по отношению к детям, которых лишь надо подтолкнуть, чтобы они зашагали по пути законопослушания», - рассказывает профессор кафедры профилактики преступлений Московской академии МВД Борис Калачев в ведомственном журнале МВД России «Щит и меч».

Заметим, что статистика рецидива среди подростков в России свидетельствует о почти 100%-й неисправимости малолетних – если подросток начал совершать правонарушения, то к моменту привлечения его к уголовной ответственности это уже сформировавшийся преступник, который после освобождения в течение первого же года обязательно снова нарушит закон. Единственный способ защитить общество от таких существ – максимально долгая изоляция, назначение адекватных сроков лишения свободы хотя бы за убийства.

Увы, голоса здравомыслящих практиков вряд ли в ближайшее время будут услышаны в России. Напротив, ожидается еще более массовое внедрение принципов так называемой ювенальной юстиции, базирующейся на Конвенции ООН о правах ребенка и других международных соглашениях. При этом, согласно последним веяниям ювенального международного законодательства, ребенком называется "человеческое существо, имеющее возраст до 21 года". И строго наказывать двадцатилетних детей за шалости (вроде изнасилований и убийств) ювенальной юстицией категорически не рекомендуется. Поэтому вполне возможно, что вместо понижения возраста уголовной ответственности депутаты Госдумы примут обратное решение и обеспечат безнаказанность еще десяткам тысяч молодых правонарушителей.

Более того, последние принятые в нашей стране законы запрещают СМИ даже упоминать имена и адреса проживания подростков-преступников. Поэтому российский обыватель лишается не только безопасной жизни как таковой, но даже возможности знать, откуда потенциально может исходить угроза ему и его детям.

Евгений Зубарев