Posted 28 мая 2013,, 13:55

Published 28 мая 2013,, 13:55

Modified 31 марта, 18:57

Updated 31 марта, 18:57

Главный художник по рекламе и безвкусице

28 мая 2013, 13:55
В Петербурге после четырехлетнего перерыва решено возродить должность главного художника. В последнее время в городе на Неве развелось много "декоративщины", и просто необходимо, чтобы за эстетической стороной следил специалист.

В Петербурге после четырехлетнего перерыва вновь появится должность главного городского художника. Инициатором ее «второго рождения» стал недавно назначенный главой комитета по градостроительству и архитектуре, главный архитектор Олег Рыбин. Зачем Петербургу такая должность, объяснили эксперты "Росбалта".

Историк Сергей Лебедев, являющийся биографом всех главных художников Ленинграда, рассказал, что данная должность впервые появилась именно в городе на Неве. Произошло это после 1967 года, когда в Ленинграде массово отмечалось 50-летие советской власти. В город трех революций приехали все члены политбюро. На них произвело впечатление то, как был украшен Ленинград к знаменательной дате. Первым главным художником и стал Василий Петров, который отвечал за праздничное оформление города.

После Петрова должности главных художников занимали Александр Алымов (один из авторов монумента «Городу-герою Ленинграду» на площади Восстания), Анатолий Чернов (архитектор памятника репродуктору на Малой Садовой), Феликс Романовский (автор проекта мощения Дворцовой площади), Иван Уралов (готовил Петербург к празднованию 300-летнего юбилея). Затем исполнял обязанности главного художника Сергей Петченко (автор памятника Зайцу у Петропавловский крепости).

Последним главным художником был Георгий Шереметьев. Пост этот он занимал недолго, покинув его по собственному желанию в 2009 году. После ухода Шереметьева исчезла и сама должность. Ее вычеркнули из аппарата КГА.

Почетный президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов Владимир Попов считает, что должность главного художника Северной столице просто необходима. «В свое время эта должность в Петербурге была, и она успешно исполнялась. Из-за того, что ее не стало, у нас и появились сегодня все эти безобразия в рекламе, цветочном оформлении и прочее», - отмечает Попов.

По его мнению, главный художник должен быть прежде всего образованным, культурным и творческим человеком. При этом быть способным оценить творчество. Понимать, что такое Петербург, знать художественные и социокультурные традиции.

Историк архитектуры, кандидат искусствоведения, бывший заместитель председателя КГИОП Борис Кириков также считает, что «реанимация» должности пойдет городу на пользу. У Петербурга много проблем, которые должны быть в компетенции именно главного художника, в первых рядах - вопрос согласования рекламы. «В поле зрения главного архитектора города находятся градостроительные проблемы, конкретные проекты, а за художественной стороной должен следить специалист - такой, каким когда-то были Уралов, Алымов, Петров. Их работа шла на пользу городу», - подчеркнул Кириков.

Тот факт, что в Петербурге в течение четырех лет отсутствовала должность главного художника, Кириков склонен объяснять тем, что городским руководством основное внимание уделялось юридической, а не эстетической стороне.

«Опыт города на Неве последних лет показывает: просто необходимо, чтобы за эстетической стороной следил специалист. Он должен обладать высокими полномочиями, чтобы разрешать или не разрешать определенные вещи, корректировать, подсказывать. Это должен быть либо архитектор с художественным образованием, либо художник-монументалист, человек, близкий к искусству, - считает Кириков. - Это не раздувание бюрократического аппарата, это совершенно необходимая для города должность».

Архитектор, директор бюро межевания городских территорий НИИ Генплана Павел Никонов подчеркивает, что многое будет зависеть от того, кто именно станет главным художником: "Эта должность хорошо срабатывает, когда ее занимает толковый человек". По словам Никонова, сегодня в Петербурге много "декоративщины". К примеру, на Невском проспекте опоры светофоров оформляются под классические формы, при этом материалом служит в основном пластик. «Самый главный элемент для будущего художника — это абсолютная серьезность в противовес бутафорщине», - считает Никонов.

Историк Сергей Лебедев отмечает, что всегда главный художник работал в связке с главным архитектором. Он являлся его заместителем. Главный художник должен следить за рекламой, состоянием фасадов зданий, ухоженностью садов и парков, уличной мебелью. Все это "создает настроение и даже темп жизни".

«За все это кто-то ведь должен отвечать. К примеру, скамейка является малой архитектурной формой. Спрашивается: зачем поставили скамейки из гранита на Большой Конюшенной улице? Мужчине невозможно посидеть, потому что у него начнет болеть предстательная железа, а у женщины будут отморожены придатки. Такие же скамейки из гранита стоят около Гостиного двора. За это должен отвечать главный художник города. Он и должен проводить конкурсы на памятники, на доски и прочее», - считает Лебедев.

В общем, профессиональное сообщество Петербурга в целом положительно отнеслось к возвращению должности главного художника города. Другой вопрос, что его польза на этом посту будет прямо зависеть от личных и творческих качеств, добросовестности, вкуса и понимания города. Ведь главное здесь - не навредить.