Posted 6 июня 2013,, 08:09

Published 6 июня 2013,, 08:09

Modified 31 марта, 18:48

Updated 31 марта, 18:48

Город будущего - город для людей

6 июня 2013, 08:09
По итогам круглого стола «В каком городе хочется жить?» в ИА «Росбалт» можно сделать вывод, что в современном Петербурге жить неудобно и некомфортно. Однако мысли экспертов по поводу путей достижения общегородского уюта разошлись.

В рамках проекта ИА «Росбалт» «Петербург - мегаполис будущего» состоялся круглый стол «В каком городе хочется жить?». По его итогам можно сделать вывод, что в современном Петербурге жить неудобно и некомфортно. А вот мысли экспертов по поводу путей достижения общегородского уюта разошлись.

Главный архитектор ОАО «НИИП Градостроительства», заслуженный архитектор России Сергей Митягин считает, что Петербург продолжает жить в плену Афинской хартии, которая во главу угла ставила именно функциональное зонирование. Город делился на жилые, промышленные, рекреационные и общественно-деловые зоны.

Можно прогнозировать социальные сдвиги. Фактически властями города уже роздано под проекты планировки до 60 млн кв метров жилого строительства. При этом ежегодно строится не более 3 млн кв метров жилья. Таким образом все стройки «расписаны» на 20 лет вперед.

Параллельно активно себя ведет Ленинградская область, активно осваивая примыкающие к границам Петербурга территории Мурино и Девяткино, застраивая их 25-30-этажными домами. Надлежащая социальная и транспортная инфраструктура отсутствует. Нормальному человеку существовать в таких условиях, наверное, не захочется. Понимания, как регулировать этот процесс, нет ни у областных, ни у городских властей.

В центре ситуация не лучше. Основные магистрали полностью забиты транспортом. Порой вместо двух-трех полос движется только одна. Не решен вопрос с бесплатными парковками. В городе не хватает мостов, транзитных дорог, которые бы могли помочь обойти центр. К нему устремлены все транспортные потоки.

Город испытывает кадровый голод. Петербургское научное сообщество не занимается градостроительными проблемами. «Докторов, которые знают градостроительство, меньше, чем пальцев на одной руке. Пофамильно их назвать готов. Это бывшие преподаватели, ныне пенсионеры. Но ни один из них не привлечен к работе комитета по градостроительству. Молодежи, может быть, десятка два наберется», - рассказал Митягин.

«У нас нет новой концепции застройки города. Есть казенное предприятие - Центр генерального плана, но оно не занимается реально наукой: ни концепций, ни предложений, ни научных моделей. Все, что делает наука, - это доклады о реализации генерального плана. Вся беда нашей власти в том, что она временная. Мы не видим будущего, у нас нет желания в него заглянуть», - сетует заслуженный архитектор.

Складывается впечатление, что в стране вообще отсутствует потребность в архитектурной науке. Профильные институты живут без заказов на полноценные научные исследования. А при этом нужна не просто концепция, а концептуальное разнообразие. «Ученые умы», которых сегодня практически не осталось, должны в спорах доказывать правильность своих идей и тем самым находить общий подходы к разрешению отдельных проблем.

Из данного тупика должен вывести полицентризм. По кольцевой магистрали необходимо сформировать центры притяжения, со сбалансированной жилой и нежилой средой. От них, в свою очередь, должны в разные стороны уходить вылетные магистрали, на которые должны быть вынесены грузовые и пассажирские потоки. Исторический центр может стать ядром большой разветвленной петербургской агломерации только в том случае, если с него будет снята транспортная нагрузка.

С позицией Митягина не совсем согласен заместитель председателя комитета по градостроительству и архитектуре Виктор Полищук, который отмечает, что основные концептуальные направления развития города были разработаны уже давно. Например, такие объекты, как Орловский тоннель или Новоадмиралтейский мост, значились в планах аж 1948 года. Да, город отстает в развитии, но в целом движется в том направлении, которое было обозначено ранее.

Архитектор, урбанист, член Градостроительного совета Петербурга Данияр Юсупов считает, что города возникали не для того, чтобы в них было комфортно жить «коренным» жителям. Самое успешные этапы развития Петербурга выпадают на те фазы, когда он был «интернациональным городом», когда в него приезжали совершенно разные люди и могли давать старт своим проектам.

Руководитель проектного направления Фонда «ЦСР Северо-Запад» Наталья Андреева отмечает, что комфорт - это не только расположенные в шаговой доступности от отремонтированного жилья детский садик, школа и больница. Пресловутый комфорт будет невозможен, если к нему не подвести экономическую базу. Оплачивать повышенное качество жизни можно только при приличном экономическом росте, который должен превышать темпы инфляции.

Привлекая же в город инвестиции, необходимо помнить о том, что они должны быть грамотно распределены по всей его территории. «Качество жизни - это не только городская среда, это еще и деятельное разнообразие. Если я не могу в этом городе делать то, что я люблю, то зачем мне этот город?» - задается вопросом Андреева.

Сегодня до 70% жителей Петербурга живут в так называемых «спальных» районах - Купчино, Гражданка, Веселый поселок, Юго-Запад, Ульянка и другие. В отношении данных территорий действует определенный стереотип: люди приезжают сюда исключительно спать, при этом настоящая жизнь протекает в другом месте.

Купчинский краевед Денис Шаляпин говорит, что в его районе также имеется ряд деструктивных моментов, которые не позволяют назвать Купчино абсолютно комфортным для жизни: «Наличие ларька с шавермой под окном не означает место, удобное для проживания». В районе не так просто выбрать точку для культпохода - отсутствуют театры, выставочные комплексы. Центром притяжения становятся массово возводимые торгово-развлекательные центры. При этом в Купчино имеется целый ряд объектов, которые при желании могли бы стать новыми точками притяжения, будучи востребованы не только местными обитателями. Например, оборонительный рубеж «Ижора», совсем недавно убранный энтузиастами. Да и вообще, через шесть лет район мог бы справить свое 400-летие. Впервые маленькая деревня Купчино упоминается в шведских хрониках в 1619 году.

Интересно, что разумной идею полицентричности, за которую ратует Митягин, называет и руководитель «Агентства социальной информации» Роман Могилевский. Однако ее реализация, подразумевающая, в том числе и создание культурных объектов, по мнению эксперта, может привести к тому, что то же самое Купчино будет выделено и станет отдельным городом. Вслед за полицентричностью приходит и полифункциональность, предвестниками которой являются строящиеся торгово-развлекательные центры.