Газом по депрессии

На ПЭФ правительство Ленобласти собирается подписать ряд соглашений - решить проблему занятости 300 человек в Волхове и реализовать многомиллиардный проект на Финском заливе. Успешность начинаний будет зависеть не только от властей региона.

В рамках Международного экономического форума, который открывается в Петербурге, правительство Ленинградской области собирается подписать несколько соглашений. За счет отечественных и зарубежных компаний намечено решить, например, проблему занятости 300 человек в Волхове и реализовать проект «стоимостью в миллиарды долларов» на побережье Финского залива. Успешность начинаний будет зависеть не только от властей региона.

«С 2008 года мы жили под угрозой того, что нас закроют, - говорят сотрудники Волховского алюминиевого завода. - Теперь это свершившийся факт. В октябре планируется демонтировать первые электролизные ванны. В мае 2014 года из эксплуатации будет выведено все оборудование».

На экономическом форуме намечено подписание меморандума между Ленинградской областью, объединенной компанией «РУСАЛ», администрацией и профсоюзным комитетом Волховского алюминиевого завода «о намерениях по реализации комплекса мер по недопущению негативных последствий снижения объемов производства алюминия». Ожидается, что в течение этого года «РУСАЛ» заключит договор с израильской компанией «Омэн» (Omen High Pressure Die Casting) об организации производства автокомпонентов на базе ВАЗа. Областные власти надеются, что это позволит «сохранить занятость на заводе и обеспечить сбалансированную социально-экономическую обстановку в районе».

Напомним, в августе прошлого года «РУСАЛ» объявил о решении закрыть алюминиевое производство на четырех своих российских заводах, в том числе и на Волховском. В качестве причин назывался рост тарифов на электроэнергию на фоне низких мировых цен на алюминий, а также экономическая и экологическая неэффективность электролизного производства.

Работники завода надеются на то, что из идеи с производством автокомпонентов из алюминия выйдет толк. С одной стороны, на предприятии сейчас работают всего 326 человек. «300 человек - это не цифра для Петербурга, но проблема для Волхова, для которого это означало бы рост социальной напряженности», - отмечает профессор кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента Петербургского экономического университета Елена Ткаченко. «190 из 326-ти - это электролизники, - поясняет сотрудник предприятия Елена Михалькова. - Это люди редкой профессии. Не слесари, которые могут работать, где угодно. Хотя буквально на прошлой неделе нам сообщили, что никого увольнять не будут, будут переучивать».

«Сохранение и развитие промышленного производства в крупном по областным меркам городе и одновременно административном центре не самого передового района важно само по себе как элемент не столько экономической, сколько социальной политики региона. Решение проблем в случае развала производственных цепочек представляется куда менее приятным сюжетом и более затратным для области, в том числе в виде репутационных потерь», - полагает старший специалист практики управленческого консалтинга «БАЛТ-АУДИТ-ЭКСПЕРТ» ГК Energy Consulting Максим Безлепкин.

Власти заявляли, что предпринимали шаги для диверсификации местной экономики. Среди новых предприятий - нефтеперерабатывающий завод, который открылся в 2011 голу. «Туда ушла часть наших сотрудников - в основном специалисты с инженерным образованием», - поясняют работники Волховского алюминиевого. Решить вопросы с занятостью помогает и традиционно выступающая в роли локомотива пищевая промышленность: в Волхове работает завод по выпуску мороженого и полуфабрикатов, шампанских вин, кондитерское производство.

Скептики, впрочем, обращают внимание на то, что налаживание производства автокомпонентов в ситуации падения спроса на продукцию автопрома - проект, который если и принесет плоды, то явно не скорые. Зато, по мнению Максима Безлепкина, создание нескольких обрабатывающих производств вокруг ВАЗа и ожидаемый - в перспективе - цикл роста биржевых цен на алюминий позволит заниматься реструктуризацией экономики города «не в пожарном порядке», хотя «производство автокомпонентов - это частный случай решения проблемы».

Чего не скажешь о крупнейшем для Ленобласти проекте, который будет презентован в рамках ПМЭФа, - строительстве завода «Газпрома» по производству сжиженного природного газа и портового терминала для его транспортировки. Инвестиции областные власти оценили в «миллиарды долларов», а сам по себе проект — как сложный с технической и экологической точек зрения. Место размещения еще не определено, хотя выбор всего из двух вариантов — либо Выборгский район, либо Кингисеппский (в районе Усть-Луги). Учитывая особую роль «Газпрома» в России, можно практически не сомневаться, что если принято политической решение о строительстве, то оно будет завершено. Но некоторые западные эксперты с завидным упорством предрекают «Газпрому» плохие времена: мол, сланцевая революция и переориентация поставок газа может сделать европейских потребителей менее зависимыми от поставок российского монополиста. Не пропадет ли смысл в таком заводе и необходимость в терминале через несколько лет?

«Разговоры о быстрой кончине «Газпрома» пока явно преждевременны, как и суждения о скором и всеобщем торжестве сланцевого газа. А большая доля нефтегазовых и нефтехимических проектов в Ленинградской области в перспективе 10-15 лет не должна так уж страшить. Эффект для смежных отраслей областной экономики при реализации столь крупных строительных проектов может оказаться немногим меньше, чем прямая выгода от работы новых терминалов. С учетом перечисленных преимуществ к соглашениям, которые планирует заключить правительство Ленинградской области, стоит относиться с оптимизмом, пусть местами и сдержанным», - отметил Максим Безлепкин.

Елена Ткаченко также разделяет интересы инвестора и среднесрочный эффект для развития региона. «Строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) рассматривалось в связке c освоением Штокмановского газового месторождения в Баренцевом море. Этот вопрос до последнего времени находился в подвешенном состоянии. Но в любом случае такое строительство для самой Ленобласти будет означать новые рабочие места», - отметила она.

Также в Усть-Луге открываются производства СИБУРа (комплекс по перегрузке сжиженных углеводородных газов) и НОВАТЭКа (комплекс по перевалке и фракционированию стабильного газового конденсата и продуктов его переработки). Жителям отдаленных районов эксперты советуют запастись терпением. «Попытки одновременного выравнивания уровня социально-экономического развития районов Ленинградской области приведут к распылению ресурсов по массе малозначимых проектов и социальных обязательств и не помогут коренным образом изменить ситуацию в районах с депрессивной экономикой на юге и востоке региона», - полагает Максим Безлепкин.

Эксперты предлагают подумать, что же в этих районах недоиспользовали. «Там есть благоприятная экологическая среда, но нет дорог. Ведь депрессивная территория - это местность, которая отрезана от всего остального мира», - отметила Елена Ткаченко. Найдутся ли инвесторы, готовые решать эту проблему?

Марина Елецкая