Posted 27 июля 2013,, 08:36

Published 27 июля 2013,, 08:36

Modified 31 марта, 18:03

Updated 31 марта, 18:03

«Он никогда не бросал музыку»

27 июля 2013, 08:36
О Георгии Гурьянове, о планах по проведению его персональной выставки и о его последних днях корреспонденту «Росбалта» рассказала Марина Aлби, дружившая с бэк-вокалистом группы "Кино" и художником более 20 лет.

О Георгии Гурьянове, о планах по проведению его персональной выставки и о его последних днях корреспонденту «Росбалта» рассказала Марина Aлби, дружившая с бэк-вокалистом группы "Кино", художником и одним из самых стильных людей ушедшей эпохи более 20 лет.

Расскажите, как вы познакомились с Георгием Гурьяновым.

— Я точно не помню год – 1989 или 1990-й. Я тогда жила в Нью-Йорке, занималась телевизионными проектами и часто приезжала в Москву по работе. А на выходные ездила к друзьям в Ленинград - к Тимуру Новикову, Ирене Куксенайте, Борису Гребенщикову, Сергею Курехину. Однажды в Нью- Йорке Тимур рассказал мне, что в Советском союзе появился первый подпольный ночной клуб – Фонтанка, 145, в который приходят приятные, красивые молодые люди – художники и музыканты - и слушают хорошую музыку. Клуб находился в сквоте одной из квартир дома. и однажды мы с Иреной туда пошли. Там я познакомилась со своим будущим мужем – диджеем Алексеем Хаас. В клубе была круглосуточная тусовка: одни засыпали или уходили, другие просыпались и заменяли их. Георгий Гурьянов жил в квартире напротив и первый раз, когда я была там, он пришел. С рыжими волосами, лохматый - только что проснувшийся, но очень очаровательный человек. Сразу было понятно, что это звезда. С тех пор мы подружились. Потом, когда Витя Цой умер, я ездила с ним на презентацию последней пластинки группы «Кино» «Черный альбом». Мы много времени провели вместе. А когда открыли железный занавес, он вместе с друзьями прилетел в Америку. Долго жил у меня в Нью-Йорке.

Какое впечатление на него тогда произвел «город, который никогда не спит»?

— Ему там очень нравилось. Для него это был город, в котором можно быть кем хочешь и делать то, что хочешь. Олицетворение полной свободы. Это было золотое время для Нью-Йорка – начало 90-х. Отличные места, прекрасное настроение, зарождение новой музыки. Георгий чувствовал там себя как дома. А Нью-Йорк принимал его как родного сына.

Он не хотел эмигрировать?

— Георгий очень любил Петербург. Ему нравилось путешествовать, но об эмиграции он никогда не говорил.

— Он был требовательным к людям, которые хотели с ним сблизиться?

— Он был очень строгим, у него были серьезные критерии в выборе людей. Прежде всего, красота – чтобы человек был чистым, опрятным, стильным. Для него это было чрезвычайно важно. Но, конечно, его интересовала не только форма, но и содержание. Он любил только вежливых и воспитанных людей. Не терпел грубости. Если кто-то на него кричал, грубил ему, то мог оказаться в черном списке.

Бытует мнение. Что когда Цоя не стало, Гурьянов больше не занимался музыкой, а всецело посвятил себя живописи. Это так?

— Он никогда не бросал музыку. У него дома всегда были гитара и барабаны. И он играл как диджей в петербургских и московских клубах. Правда, с гастролями не выступал.

Почему он не пошел играть в другую группу?

— «Кино» для него было волшебством. Он не был согласен на меньшее, а повторить «Кино», по-моему, не очень легко.

Сейчас некоторые знают его больше как художника, некоторые – как бэк-вокалиста «Кино»…

— Я бы выделила три направления. Во-первых, icon-стиль - таким он был для группы «Кино». Определял линию стиля для других музыкантов и вообще сам выглядел всегда стильным. Всю жизнь он одевался и выглядел безупречно. Во-вторых, музыкант. В-третьих, художник. Картины он рисовал в стиле соцреализма или неоэкспрессионизма, использовал идиллические и героические сюжеты. Коллекционеры очень любили его произведения, всегда была очередь из тех, кто эти картины ждал, причем иногда довольно долго, потому что он работал под впечатление. Если не было хорошего настроения, не мог рисовать.

- В последние годы в России наблюдается расцвет протестной активности. Гурьянов принимал участие в митингах, поддерживал оппозиционеров?

- Он в какой-то мере занимался политикой. Но он не делал это «в лоб», не выходил на акции протеста. Что касается его взглядов на политические вопросы, то, по моему мнению, они были весьма разумными. Он сильно возмущался, когда уничтожили исторический центр Петербурга - когда варвары, как он их называл, сносили красивые дома и строили убогие здания.

Когда музыкант и звукорежиссер Алексей Вишня разместил пост в соцсетях о том, что Гурьянову нужны деньги на лечение, к нему обратился адвокат группы «Кино» с требованием удалить сообщение, потому что сам музыкант был против огласки. Почему он отказывался от помощи?

— Все волновались, что у Георгия нет денег, но это было не так. Он собрался с силами и примерно месяц назад смог закончить две картины и продать их. Он вернул все долги и оплатил расходы на лечение. Он гордый человек, поэтому, когда узнал, что ему собирают деньги, расстроился. Но потом я его успокоила, сказала: «Они присылают тебе по 100-200 рублей, но это делает их счастливыми. Потому что они хотят тебе помочь бескорыстно. Не очень часто в жизни бывают такие моменты, когда люди бросают свои дела и концентрируются на чем-то другом. Ты создал красоту для всех, и поэтому люди тебя любят». Он был очень тронут.

Он предчувствовал трагический финал?

— Георгий думал, что выздоровеет. Произошла ремиссия, он считал, что восстановится и продолжит жить. Строил планы… Он понял все только в последние два дня.

О чем он говорил перед смертью?

— Он был сильно тронут и удивлен реакцией людей, благодарен за их поддержку. Он также просил прощения у всех, кого чем-нибудь обидел. Дело в том, что Георгий был строгим человеком, и хотя почти всегда был прав, иногда бывал резок, а потом жалел, что кого-то обидел. Я сказала ему: «Ты должен держать марку. Потому что очень мало людей, которые отличают правильное от неправильного». Он всех воспитывал. Это тяжелая работа, но кто-то должен был этим заниматься… Последнее, что он сказал - что нужно все время наслаждаться жизнью, каждую секунду. Радоваться. Он так и делал всегда. Но в конце понимал это даже глубже, чем раньше.

В интервью 2012 года Гурьянов рассказывал о своих планах по проведению персональной выставки. Но задуманное так и не удалось осуществить. Может быть, теперь этим займутся его друзья?

— Буквально на прошлой неделе галерист Владимир Овчаренко обсуждал этот вопрос с Георгием Гурьяновым. Он решили провести такую выставку в феврале.

Рок-музыканты уходят из жизни молодыми. Георгию Гурьянову было только 52, солисту группы "Король и Шут" Михаилу Горшеневу – около 40. Они так быстро «сгорают», потому что выкладываются по полной?

— Что касается Георгия, конечно, он за короткий срок прожил 10 жизней обычных людей. Но, к сожалению, крайне негативную роль сыграл алкоголь. Я сама давно не пью, всегда старалась говорить ему, что не надо этого делать. Но постоянные праздники и особенности культуры – это сильно подорвало его здоровье… С другой стороны, причины смерти у всех разные – Цой погиб в аварии, Тимур умер от менингита. Но, может быть, их жизнь оборвалась трагически, потому что они себя не жалеют…. Георгий, Владик Монро, Курехин, Тимур – все ушли очень рано. Нынешней молодежи не хватает кумиров, потому что в шоу-бизнесе сплошная деградация. Общество возвращается в Советский Союз «лайт». Может быть, что-то изменится, поскольку репрессии рождают творчество.

Беседовала Антонида Пашинина