Posted 29 августа 2013,, 18:18

Published 29 августа 2013,, 18:18

Modified 31 марта, 17:32

Updated 31 марта, 17:32

Саммит G-20 притушил Волхонскую свалку (фото)

29 августа 2013, 18:18
Аэропорт «Пулково» мог бы решить проблему Волхонской свалки за несколько недель, если бы у администрации аэропорта было бы желание – такое впечатление осталось у репортера «Росбалта» после визита на Волхонское шоссе.

Если бы у администрации аэропорта «Пулково» появилось желание решить проблему Волхонской свалки, сделать это удалось бы буквально за несколько недель. Такое впечатление осталось у репортера «Росбалта» после визита на место действия и комментариев экологов, бизнесменов и местных чиновников.

Регулярные пожары и огромное количество птиц мешают нормальной работе крупнейшего аэропорта Петербурга, которым управляет ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС). Именно ВВСС для строительства терминала «Пулково-3» генеральным подрядчиком выбрало турецкую строительную компанию Ictas Insaat (IC). И именно турки не желают вывозить мусор с самой крупной в районе стройки на самую близкую и легальную свалку.

Заметим, что Волхонский полигон сейчас крайне нуждается в этом строительном мусоре. Потому что с помощью него можно остановить пожары и провести полноценную рекультивацию.

«Пока свалкой управляло ЗАО «Завод КПО», мы получали огромное количество жалоб от местных жителей – сюда ежедневно прибывало несколько десятков грузовиков с бытовыми отходами и несортированным мусором разного класса опасности. Причем этим летом, когда пожары на свалке стали мешать прилету даже официальных делегаций в «Пулково», запрет на приемку бытового мусора вынесла и городская прокуратура, и суды нескольких инстанций. Но когда мы в конце июня приехали сюда с проверкой, увидели вереницы грузовиков с бытовым мусором, который продолжали принимать нелегально», - рассказал «Росбалту» руководитель природоохранных проектов МОО «Зеленый фронт» Егор Леонтьев.

При этом, по словам эколога, процесс на месте координировали неизвестные лица, действующие откровенно криминальными методами – они запугали журналистку «Известий», и та сама отдала им свою видеокамеру, чтобы стереть компрометирующее видео. После этой процедуры экологи и репортер были вытолканы взашей с территории свалки.

Сегодняшний визит на Волхонский полигон проходил совсем в иной обстановке. Вероятно, потому, что одновременно с экологами туда прибыл председатель комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области Михаил Козьминых. Чиновник согласился прокомментировать ситуацию специально для читателей «Росбалта».

«Недавно на полигон пришла новая компания - ОАО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области". Специалисты будут создавать специальный экран по всей территории свалки. И это связано не только с G-20, хотя саммит, конечно, важный повод навести порядок. Но мы в принципе хотим решить эту экологическую проблему. Поэтому сейчас здесь запрещен прием любого мусора, кроме строительного пятой категории опасности – как правило, это грунт из метрополитена. Из этого грунта создается так называемый саркофаг или экран, которым мы накрываем всю территорию свалки. Уже сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону – если раньше было по 30-40 возгораний в день, то сейчас – один-два. Когда мы рекультивируем всю территорию, пожаров не будет вообще. Но для этого нужен регулярный завоз строительного мусора или грунта – необходимо 2-3 млн кубометров. Пока такого количества мусора пятой категории нет», - рассказал Михаил Козьминых.

На период проведения саммита G-20 на свалке решили предпринять чрезвычайные меры – там будут дежурить пожарные расчеты из Московского и Красносельского районов города, а также расчеты МЧС из Ленобласти. Кроме того, усиливается режим охраны, вводится патрулирование и устанавливаются видеокамеры со счетчиками и трансляцией через Интернет. Все это нужно, чтобы установить точное число грузовиков, посещающих полигон. Проще говоря, это делается для защиты от криминала, который пытается сохранить доходы от нелегального приема мусора.

Помимо государственных структур, к охране свалки на постоянной основе привлечен ЧОП «Арес» - патрульный джип регулярно проезжал в поле зрения во время осмотра территории, а позже к нему присоединился и полицейский «козел» ЛО МВД аэропорта «Пулково». Впрочем, оказалось, что полицейские приехали на свалку не для противостояния «мусорной мафии», а в поисках петербургского столяра Александра Королева. Он, по словам падчерицы Анастасии Стрельчонок, пропал два дня назад, а сегодня утром позвонил и сообщил, что находится на свалке и не может оттуда выбраться.

Девушка пожаловалась на полицию, которая, по ее словам, неохотно взялась за розыск родственника. Ей пришлось даже обращаться в прокуратуру. В течение всего четверга столяр на Волхонской свалке найден не был, а с воскресенья эта территория вообще закрывается для простых смертных силами полиции и ФСО в связи с охраной гостей саммита G-20.

Тем временем на территории свалки появился директор ОАО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" Максим Боганьков, который сообщил репортеру «Росбалта», что Волхонскую свалку как экологическую проблему можно было бы решить очень быстро, если бы администрация «Пулково» и турецкой Ictas Insaat пошли навстречу полигону.

«Наш полигон – это ближайшая легальная точка, поэтому экономически целесообразно везти их строительный мусор к нам. Но дело не только в экономике. Если они действительно хотят исключить возможность появления таких проблем как стаи птиц и дым от пожарищ, они должны в приказном порядке гнать машины только к нам. Но есть, видимо, какие-то другие факторы, которые заставляют строителей «Пулково-3» захоранивать свой мусор в других местах. Наши расценки – 85 рублей за кубический метр, это конкурентная и обоснованная цена за легальную утилизацию. Но если мусор принимает какой-нибудь условный гость из Азии, где-нибудь ночью в чистом поле и с лопатой в руке вместо бульдозера, цена будет рублей 15 за кубометр. Это намного дешевле. При этом мы месяц согласовывали с турками договор, и лишь недели три назад они его подписали – на объем примерно 30 тыс. кубов. Но до сих пор ни одной машины грунта к нам так и не пришло, хотя у них там потенциально свыше 2 млн кубометров. Этого бы нам хватило засыпать весь экран. Почему они тормозят - не знаю, зато знаю, что мусор они куда-то вывозят. Получается, ни Родины, ни флага, разбрасываем мусор, как хотим», - рассказал «Росбалту» Максим Боганьков.

Заметим, что несмотря на прекращение приема бытового мусора, пожары на этом месте будут происходить еще долго – процессы гниения миллионов тонн отходов сопровождаются выделением природного газа, который воспламеняется сам или с помощью разных копателей. По оценкам специалистов Технологического университета, Волхонская свалка, если ее не рекультивировать, будет выделять газ еще не менее 50 лет. При этом за два месяца на полигон пришло лишь 10 тыс. кубометров грунта, т.е. нынешняя скорость - 60 тыс. кубометров в год. Требуемые 2-3 млн кубов с такой скоростью поступят на свалку как раз примерно лет через 50 - когда, собственно, она сама себя рекультивирует в силу природных процессов самоочищения.

Евгений Зубарев