Posted 30 августа 2013,, 18:06

Published 30 августа 2013,, 18:06

Modified 31 марта, 17:31

Updated 31 марта, 17:31

О Татарском переулке и предке Аничковых за чак-чаком

30 августа 2013, 18:06
Героями первой встречи "Чаепитие по-татарски" в ИА "Росбалт" стали Владимир и Роза Гущины - русские татары, которые считают Петербург второй родиной, но не забывают свои исконные традиции и культуру.

Все чаще в обществе поднимается проблема централизации, миграции и ассимиляции в Петербурге людей других национальностей. После множества скандалов и разногласий спокойная совместная жизнь разных народов в Северной столице кажется все менее реальной. В рамках проекта "Лица Петербурга" информационное агентство «Росбалт» решило провести несколько встреч с представителями "нерусских" культур и поговорить об их жизни в этом большом, разном и меняющемся городе.

Каждую неделю ИА "Росбалт" будет приглашать в пресс-центр семью, проживающую в Петербурге и сохранившую устои и обычаи своей национальности. Герои расскажут о встречающихся на пути сложностях, а заодно покажут, как готовят чай на их исторической родине. На протяжении всего проекта будет работать фокус-группа, состоящая из учеников 496 школы. По окончанию чаепитий они расскажут о своих ощущениях и впечатлениях от знакомства с другими народами.

Не «понаехавшие», а приглашенные

Татары — одни из тех народностей, которые прибыли в Петербург в самом начале строительства города. Как рассказала Альмира Тагирджанова, согласно указу Петра I, из центральных областей России на строительство "окна в Европу" были приглашены тысячи людей. В том числе и татары из Казани и ближайших районов.

«О том, что татары приехали в самом начале строительства, говорит топонимика — близ Петропавловской крепости можно встретить «Татарский переулок», — пояснила краевед. По ее словам, этот народ влился в многонациональную фактуру Северной столицы с первых дней ее основания. Наряду с другими немногочисленными этническими группами населения (немцами, финнами, шведами) они составили особую замкнутую прослойку жителей города. «Непонятны современные намерения разделить людей на русских и не русских, ведь в Петербург изначально съезжались специалисты разных национальностей», - рассказала она.

В 1798 году больше 500 военнослужащих-мусульман обратились с просьбой на имя Павла I «о пожаловании магометанам молитвенного дома в Петербурге», но тогда их просьбу отклонили. «Во времена царской России для мусульман специально выделяли места, где можно было совершить жертвоприношения. Они, к примеру, были организованы в районе Конной площади (недалеко от нынешней площади Восстания), в деревне Купчино и в районе нынешней улицы Красуцского. Когда в городе еще не было мечетей, для мусульман снимали помещения, чтобы верующие могли молиться во время праздников. И никого это не смущало", — отметила Тагирджанова.

Первая мечеть появилась в Петербурге лишь в начале XX века. Здание возводилось в 1909—1920 годы по проекту архитектора Васильева при участии инженера Кричинского и архитектора фон Гогена. «Примечательно, что у мечети русский архитектор. Это также говорит о том, что никогда здесь не было вражды между конфессиями», - рассказала Тагирджанова.

Принявшие христианство татары составили довольно значительный перечень аристократических дворянских фамилий России. Интересно, что в начале XVIII века через реку Фонтанку батальоном рабочей команды, которым командовал капитан, а затем подполковник Аничков, был построен деревянный мост. По преданию, родоначальником старинного рода Аничковых был татарский царевич Берка, перешедший в начале XIV века из Золотой Орды на службу к Ивану Калите.

Несколько тысяч татар постоянно проходили службу в частях императорской гвардии, на кораблях Балтийского флота в Кронштадте. «Я встречала документы, в которых говорилось, что при Николае I всех военнослужащих-мусульман отпускали на время Курбан-байрама в трехдневный отпуск. Аналогичных документов при Павле я, к сожалению, не видела, но вполне возможно, что так было и при нем», — отметила краевед.

Вторая родина

Численность татар в Петербурге в настоящее время достигает 100 тыс. человек, большая часть – выходцы из Казани. Для многих из них Северная столица не только стала второй родиной, помогла раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, но и дала возможность сохранить этническое самосознание. «Мы в Петербурге живем всю сознательную жизнь — с 1963 года. И мы никогда не чувствовали здесь себя чужими. Может, нам повезло, но мы встречали хороших людей», — рассказала представительница татарской общины Северной столицы Роза Гущина.

Сюда Роза и Владимир Гущины попали случайно. Владимир — военный летчик, и после службы в Таллине, где они прожили несколько лет, семья уже с первенцем перебралась в Петербург.

«Сперва мы жили в Эстонии. Мне было там очень сложно — я оторвалась от семьи, не знала языка, и из-за этого меня не брали на работу. Но времени особо раскисать не было, поэтому пришлось за неделю освоить базу эстонского языка. Когда я, спустя неделю, после первого собеседования пришла в отдел кадров и поздоровалась на эстонском, сотрудники так и ахнули. Естественно, на работу меня взяли», - рассказала Роза Гущина.

По ее словам, в Петербурге таких сложностей уже не было. «Я всегда говорила больше по-русски, чем по-татарски - росла среди русских детей. Мой муж, наоборот, русский, но жил среди татар, поэтому и язык знает лучше меня. Вот такой обмен вышел», — вспомнила женщина. Он также заметила, что приехав в этот город нашла Татарскую национально-культурную автономию, поскольку решила хорошо изучить родной язык и соприкоснуться со своей культурой.

Сейчас Роза Гущина председатель петербургского отделения организации "Ак калфак", работающей в рамках Всемирного конгресса татар и Всемирной ассоциации татарских женщин. Эта организация занимается возрождением культуры, возвращением к корням и истокам, сохранением языка, традиций, обычаев и истории народа.

По словам Розы и Владимира, в Петербурге они чувствуют себя «своими». «У нас много друзей, мы ходим друг к другу в гости, и никогда не возникает недопонимания из-за национальности. Я сама люблю принимать гостей, готовить национальные угощения и рассказывать про татарские обычаи», - рассказала Роза. В подтверждение этих слов семья Гущиных угостила фокус-группу учеников 496 школы национальными пирогами, вареньем и чак-чаком.

«Чай мы всегда пьем все вместе за одним столом, с беляшами и чак-чаком», — заключила татарка, ставшая настоящей петербурженкой.

"Росбалт" на протяжении уже восьми лет реализует уникальный мультимедийный проект "Лица России", рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными. С помощью современных систем коммуникации и мультимедиа знакомит широкую аудиторию с жизнью, культурой и традициями разных народов России. Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Ксения Чепига