Posted 2 сентября 2013,, 20:50

Published 2 сентября 2013,, 20:50

Modified 31 марта, 17:29

Updated 31 марта, 17:29

«Большой двадцатке» покажут альтернативу

2 сентября 2013, 20:50
G20 призывает к диалогу с обществом, но эти диалоги фиктивны, на местах требования о переговорах игнорируются. Так считают эксперты "оппозиционного" саммита, который сегодня стартует в Петербурге.

Через пару дней в Петербурге стартует саммит «Группы двадцати», на который съедутся главы ведущих мировых держав. Но прежде в Северной столице соберутся их основные критики — общественники, экологи, борцы за права рабочих. 3 и 4 сентября они проведут свой альтернативный контрсаммит.

Идея устраивать параллельные саммиты родилась почти одновременно с появлением таких официальных международный встреч, как G8. При этом повестка у контрмероприятий не всегда мирная. Пикеты и демонстрации для антиглобалистов являются привычным способом заявить о себе. Так, участники петербургского контрсаммита в 2006 году собирались пройти протестным маршем до крейсера «Аврора». Однако стражи порядка взяли в кольцо стадион имени Кирова, на котором активисты разбили свой палаточный лагерь. «Блокаду» объяснили охраной самих участников и их ценного имущества. Митинга в тот раз не вышло, но без арестов все же не обошлось.

В этом году организаторы альтернативного саммита решили заранее отказаться от выхода на улицы. «Только дискуссии и обсуждение содержательных вопросов. Мы разделили контрсаммит и активистские действия, потому что отвечаем за безопасность наших гостей», - пояснил один из инициаторов мероприятия, директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. По его словам, контрсаммит проводится за счет пожертвований, в том числе и от российских бизнес-структур. Иностранные гости тоже задействовали «фондрайзинг», чтобы набрать денег на билет.

Всего на форуме выступят более 30 экспертов, организаторы ожидают, что его посетит 200-300 человек, в первую очередь - общественных активистов.

Повестка нынешнего контрсаммита пересекается с основными темами G20, который пройдет в Стрельне 5 и 6 сентября. Нестабильность финансового рынка, безработица и сохранение окружающей среды волнуют как президентов и премьер-министров, так и общественников. Но участники контрасаммита предлагают искать альтернативные пути решения проблем. Если на G20 говорят о банках, рынках и международной торговле, то его альтернативная версия концентрируется на нуждах населения, например, достойных зарплатах как главном условии выхода из кризиса. Эксперты контрсаммита выступают против транснациональных корпораций, захвативших контроль над государственной политикой, а также против использования природы как товара.

«В мире сейчас не только финансовый кризис, но и кризис окружающей среды, о причинах которого стоит задуматься. Правительства прибегают к разовым мерам, но они лишь ухудшают ситуацию. И это только верхушка айсберга. Кризис начался еще с конца 70-х годов, когда транснациональные корпорации взяли все в свои руки и стали решать, что нужно людям», - рассказывает представитель Brazilian Network on Peoples Integration Диана Агуар. Она считает, что «двадцатка» вообще нелегитимна, так как ограниченное число стран не может судить за весь мир. «Официально G20 призывает к диалогу с обществом, но это лишь форма театра. Это фиктивные диалоги. Да и о каком диалоге вообще может идти речь, если на местах требования в переговорах игнорируются?» - возмущается активистка.

Профсоюзный деятель Ау Лонг Ю из Китая уверен, что его родная страна, являющаяся сильнейшей мировой державой, делится национальными благами не с населением, а с корпорациями. «Китай - вторая по величине экономика в мире, средний рост — около 10% в год. Но большинство китайцев мало выиграли от этого экономического чуда. Доля заработной платы в ВВП страны упала на 15%, рабочие места создаются, но они не имеют социальных гарантий», - объясняет активист. И такая ситуация характерна не только для КНР, полагает он.

Эксперты контрасаммита уверены в том, что организации вроде ВТО не помогают развитию экономики, а только усугубляют финансовый кризис. Вместо принципов «свободной торговли» (free trade) они предлагают торговлю «справедливую» (fare trade). Вместо огромных предприятий с диктаторским управлением — локальные компании, на которые можно оказывать влияние. Такую концепцию активно продвигает один из основателей группы Global exchange Кевин Данахер из Сан-Франциско.

Американец также выступит с докладом в блоке контрсаммита, посвященном противостоянию гегемонии США. «Я являюсь главным критиком родного правительства. Если бы войной можно было принести мир, мы бы давно жили в абсолютном мире», - говорит Данахер, не стесняющийся обвинять правых в давлении на Обаму по поводу Сирии. В то же время активист считает, что современное человечество находится на пороге революции глобальных ценностей, когда деньги уже не могут господствовать над людьми и природой. «Если бы сейчас провели голосование среди всех жителей планеты и спросили их, необходимо ли остановить разрушение окружающей среды, мы бы выиграли это голосование. Если бы мы спросили, стоит ли тратить деньги на образование и здравоохранение вместо вооружения, мы бы тоже выиграли», - рассуждает американец.

Распространенный упрек к участникам контрсаммита как раз состоит в том, что они слишком много рассуждают и осуждают. «Мы хотим не только критиковать, а показать, как проблемы решаются не сверху, а снизу. Да, на определенном этапе для нас было важно придумать, как бы это было в идеальном мире. Но теперь мы хотим быть максимально конструктивными и не пытаемся играть роль бабы Яги, которая всегда против», - отвечает на упреки Борис Кагарлицкий.

Деятельность приглашенных экспертов демонстрирует возможность изменить ситуацию. Активисты из Global exchange провели серию акций протеста в 30 городах США и заставили компанию Starbucks покупать кофейные зерна, имеющие сертификат «свободной торговли». Это означает, что фермерам, которые вырастили этот кофе, была гарантирована достойная оплата. Даже в отнюдь не демократической Китайской Народной Республике властям уже приходится считаться с постоянными стихийными забастовками рабочих. «На организационном уровне прогресса нет, но частично наша цель достигнута», - говорит Ау Лонг Ю.

Эксперты сходятся в том, что глобальная проблема состоит не в недостатке технологий и инноваций, а в отсутствии у глав государств политической воли, нежелании вмешаться в ситуацию. Или даже просто прислушаться. В этом смысле самый мудрый политический подход демонстрирует делегация из Бразилии. Ее представители сначала побывают на контрсаммите, а потом отправятся заседать в «Группе двадцати». Из российских политиков о своем участии в мероприятии заявили лишь депутат Госдумы Оксана Дмитриева и парламентарий петербургского ЗакСа Ирина Комолова. А ведь могли бы и представители российской делегации G20 послушать альтернативные точки зрения для разнообразия. Впрочем, у них такая возможность еще появится — вход на контрсаммит свободный.

Софья Мохова